Что такое аналогичные рабочие места по соут. Как определить аналогичные рабочие места при проведении специальной оценки условий труда? Как связаны взносы на страхование и специальная оценка условий труда

Основные вопросы

  • Как правильно посчитать рабочие места для СОУТ?
  • Почему не все рабочие места с одинаковым оборудованием считаются аналогичными?
  • Когда рабочие места для одинаковых должностей не будут признаны аналогичными?

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) начинается с подготовки перечня рабочих мест, которые предстоит оценивать. Это позволяет работодателю узнать предварительную стоимость процедуры. Но из-за неправильного определения аналогичных рабочих мест ценовые расчеты часто оказываются ошибочными.

Как подсчитать рабочие места для СОУТ без ошибок?

Федеральным законом № 426-ФЗ определяются признаки аналогичности, согласно которым аналогичными считаются рабочие места:

  • размещенные в одном или в нескольких монотипных помещениях (рабочих зонах);
  • оснащенные монотипными инженерными системами (освещения, отопления,вентиляции);
  • занимаемые работниками одинаковой профессии, выполняющими одинаковые должностные обязанности в одинаковом рабочем режиме с использованием одинаковых устройств и инструментов, сырья и материалов, обеспеченные одинаковыми СИЗ.

Например , рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера не будут считаться аналогичными. Поскольку, несмотря на то, что они работают в едином рабочем пространстве, их должности называются по-разному.

Стремление работодателей как можно больше рабочих мест отнести к аналогичным, объясняется желанием минимизировать временные и финансовые ресурсы на проведение СОУТ. Ведь обязательно оценивается только 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), на которые оформляется общая карта СОУТ и подготавливается единый список действий по совершенствованию условий труда.

Например , Штатный состав call-центра включает в себя пять операторов, выполняющих одинаковые должностные обязанности в одном помещении. Безусловно, это аналогичные рабочие места. Так как оценивается 20% от общего числа, то СОУТ подлежит одно рабочее место. Но нет, закон обязывает оценивать не менее двух рабочих мест. Следовательно, в перечень для СОУТ требуется внести два рабочих места по должности «оператор».

Если на предприятии два аналогичных рабочих места инженера, они оба подлежат спецоценке, что требуется для обеспечения получения наиболее объективных результатов в ходе инструментальных измерений. Обнаружение несовпадений даже по одному показателю обернется оценкой всех рабочих мест.

Размер ставки сотрудника не оказывает влияние на рабочее место при СОУТ, которое равняется одному при занятости на 0,5 и 0,3 ставки, двум рабочим местам - при занятости на 2, 15 ставки.

Почему не все рабочие места с одинаковым оборудованием считаются аналогичными?

Одинаково оборудованные рабочие места не всегда означают одинаковые производственные процессы.

Например , в одном помещении работают экономист, бухгалтер и кадровик. Все они обеспечены одинаковыми компьютерами, но их места не могут быть аналогичными, так как все должности разные. К тому же, оборудование должно полностью совпадать по таким параметрам как марка, модель и даже год выпуска.

В штатном составе предприятия числится пять водителей. За одним из них закреплен автомобиль Peugeot 2011 года выпуска, за вторым – Kia 2008 года, за тремя остальными - автомобили Škoda 2012 года. Работодатели считают такие рабочие места аналогичными и допускают ошибку.

Аналогичными будут только три рабочих места, которые занимают водители Škoda. Два других водителя работают на автомобилях разных марок с разными датами выпуска. Для успешной классификации рабочих мест следует также заранее подготовить сведения о категории транспортного средства и об используемой разновидности топлива.

Когда рабочие места для одинаковых должностей не будут признаны аналогичными?

  1. Некоторые рабочие места, занимаемые сотрудниками с одинаковыми должностями нельзя считать аналогичными.
  2. В штатный состав может входить пять менеджеров, выполняющих совершенно разные функции. Поэтому, подсчитывая аналогичные места при СОУТ, следует уточнить подразделения, возглавляемые этими менеджерами. Их рабочим местом может быть отдел по связям с общественностью, продаж или маркетинга, каждое из которых необходимо оценивать отдельно.

  3. Сменная работа является еще одним аспектом, усложняющим подсчет аналогичных рабочих мест при проведении СОУТ.
  4. 14 операторов предприятия задействовано в двухсменном режиме на линии разлива соков. Работодатель внес в список СОУТ три рабочих места. Но в одной смене трудится 7 операторов, поэтому в соответствии с признаками аналогии оценке подлежит два рабочих места, если операторы второй смены трудятся на одних и тех же, рабочих местах и выполняют на одинаковом оборудовании монотипные функции.

Чтобы правильно определить аналогичные места, следует воспользоваться поддержкой экспертной организации, которая будет проводить спецоценку. Она поможет сформировать список с учетом все нюансов и отличительных черт аналогичных рабочих мест.

Ответы на вопросы

Как объяснить персоналу изменение класса условий труда?

В организации системы образования провели СОУТ. С рабочего места уборщицы был снят класс вредности 3.1, что обернулось недовольством персонала. Как аргументировать правомерность изменения класса условий труда с 3.1 на 2 персоналу?

С изменениями условий труда сотрудников обязательно знакомят под роспись. Правомерность действий можно подтвердить ознакомлением персонала с соответствующими нормативными документами. Улучшение условий труда, засвидетельствованное СОУТ, дает работодателю право отменить компенсации, ранее назначенные уборщицам.

Вносятся ли дополнительные страховые взносы, если спецоценкой были установлены вредные условия труда?

После проведения СОУТ был установлен класс вредности 3.1 на рабочих местах по многим должностям (экономист, кадровик и т. д.). Существует необходимость внесения дополнительных взносов в ПФР или можно ограничиться устранением нарушений по освещенности?

Рабочие места с классом условий труда 3.1, согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, требуют оплаты дополнительных страховых взносов размером 2%. После устранения нарушений проводят внеочередную СОУТ. Если по ее результатам будут подтверждены улучшения, дополнительные страховые взносы могут быть отменены.

Как определить влияние влажности и плесени на здоровье персонала?

Музей предприятия, посвященный горному делу, геологии и спелеологии, расположен под землей в отработанных выработках действующей шахты, микроклимат которой отличается естественной повышенной влажностью и плесенью. Проведение СОУТ распространяется на рабочие места экскурсовода и сопровождающего, но в специальном классификаторе влажность и плесень отсутствуют.

Возможна и правомерна ли оценка вредности этих факторов вне рамок СОУТ?

Чтобы определить уровень влажности и характер плесени, можно воспользоваться услугами независимой экспертной организацией с собственной аккредитованной исследовательской лабораторией. При подтверждении реального негативного воздействия данных факторов на здоровье персонала, работодатель должен будет организовывать медосмотры, а также обеспечение персонала спецодеждой и СИЗ.

Самое важное о том, как посчитать рабочие места для СОУТ

  1. К аналогичным относят рабочие места, размещенные в одном или нескольких монотипных помещениях, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями и функциями.
  2. Обязательная спецоценка охватывает 20 % аналогичных рабочих мест, но не менее двух.
  3. Аналогичные рабочие места оснащены одинаковым оборудованием, вплоть до марки и года выпуска.
  4. При сменном графике работы допустимо проводить спецоценку только работников одной смены.

При определении класса опасности рабочих мест может быть проведено сплошное или выборочное их оценивание. В последнем случае анализу подвергают аналогичные рабочие места. Специальная оценка условий труда происходит обычно в ситуациях с большим числом штатных однотипных сотрудников. Это позволяет ускорить процедуру СОУТ (спецоценки) и снизить затраты на реализацию таких оценочных мероприятий.

Основные особенности

В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.

В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.

Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:

  • рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • условия работы идентичны или почти одинаковые;
  • персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
  • рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
  • при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.

Как говорят разъяснения о специальной оценке условий труда на аналогичных рабочих местах, если не выявлены совпадения по всему набору признаков, нельзя объединять места труда для целей спецоценки. То есть, подходит только сплошной метод.

Ответственность за выявление однотипных рабочих мест и их разделение по группам возложена на комиссию по подготовке к СОУТ. Этот коллегиальный орган создает руководитель предприятия. Одна из функций комиссии – составление полного перечня рабочих мест, которые есть в компании, сбор информации о вакантных должностях и других исключаемых трудовых местах.

Если аналогичных мест на предприятии много, ориентироваться необходимо на лимит минимального охвата проверкой рабочих мест. Оценивание должно пройти в отношении 20% рабочих мест, признанных одинаковыми. В абсолютном значении минимальный порог охвата установлен на 2 рабочих объекта.

По итогам специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест приказ руководства закрепляет общую картину – карту СОУТ. По всем объединенным объектам выносят одинаковые рекомендации по повышению уровня безопасности и комфортности труда.

Примеры ошибок при группировке рабочих мест

На предварительном этапе работодатель составляет ориентировочную смету затрат на спецоценку. При расчете необходимых финансовых вложений в это мероприятие все предприятия стремятся сэкономить. Это, конечно, возможно, если объединить аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда будет проведена тогда в отношении меньшего числа объектов (за счет уменьшения объема работы экспертов снижается стоимость их услуг).

В процессе идентификации аналогичных мест труда могут быть допущены грубые ошибки, искажающие расчеты. Например:

Ошибка Пример Пояснение
При объединении в одну группу не был учтен фактор разных наименований штатных должностей и наличия отличий в должностных функциях Бухгалтерский отдел занимает один кабинет. В помещении находится несколько бухгалтеров и главный бухгалтер с кассиром. Работодатель причислил весь финансовый персонал к одной категории. Это неверный подход – объединять можно только бухгалтеров со схожими функциональными обязанностями. А у кассира и главного бухгалтера набор трудовых обязанностей отличается от всех других должностей.

В итоге, в данном примере 3 группы рабочих мест.

Не учтен фактор идентичности эксплуатируемого оборудования Служба технической поддержки клиента состоит только из операторов. Все они трудятся в одном помещении, их рабочие обязанности и названия должностей совпадают. Наниматель объединил их в одну группу для проведения спецоценки. Этот шаг будет оправданным при одном условии – весь набор используемого такими работниками отдела оборудования и инструментов обладает идентичными характеристиками, совпадают даты изготовления этих технических средств и марки производителей.
Нарушен лимит проверки – аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда должна охватывать в объеме от 20%, но не менее 2-х штатных единиц В одном цехе работает 5 раскройщиц. Они соответствуют всем критериям идентичности для объединения в группу аналогичных рабочих мест. Вычисляют 20-типроцентный порог проверки: он равен 1 единице (5 × 20%). Работодатель включает в план оценочной проверки одну должность. Это неверное решение – если 20% должностей внутри одной группы охватывают менее 2-х штатных единиц, спецоценку проводят хотя бы по двум рабочим местам

Специальная оценка условий труда (СОУТ) выступает сегодня своеобразным ядром всей действующей системы охраны труда.

СОУТ и охрана труда

Охрана труда (ОТ) - система сохранения жизни и здоровья людей в ходе осуществления ими трудовой деятельности.

Задачи по ОТ лежат в зоне ответственности административного аппарата компании, какова бы ни была ее отраслевая принадлежность, форма собственности и масштабы бизнеса.

С позиции законодательства регулирование ОТ предполагает:

  • формирование общих норм ОТ, правил техники безопасности и промсанитарии;
  • реализацию предупреждающих действий по предотвращению получения работниками травм на производстве и возникновения профзаболеваний;
  • поддержание на производствах нормальных условий труда, выполнение комплекса мероприятий по его охране, необходимого для нормального исполнения персоналом своих трудовых функций;
  • предоставление отдельным категориям персонала с более низкой трудоспособностью (в силу пола, возраста, различных обстоятельств) расширенных правовых гарантий по ОТ;
  • общественный и госконтроль рассматриваемой сферы.

Важнейшая роль в системе ОТ отведена СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - это целостный комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.

Результаты спецоценки применимы в разных целях:

  • они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;
  • они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).

ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Существовавшую прежде аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила спецоценка, представляющая собой значительно более прогрессивную технологию, приближенную к мировой практике.

1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон). Им регламентирован порядок проведения спецоценки, определены требования к проводящим ее организациям и специалистам, сформулированы критерии определения классов условий труда на рабочих местах, уровней профрисков.

Вступив в силу, Закон запустил обновленную механику формирования пакета гарантий и компенсаций для «вредников» и измененный алгоритм расчета отчислений в ПФР и ФСС.

Главное отличие спецоценки условий труда от предшествующей модели - отказ от «списочного» принципа предоставления гарантий и компенсаций персоналу на «вредных» производствах в пользу принятия в расчет фактического влияния различных негативных факторов на организм каждого сотрудника.

Среди важнейших преимуществ спецоценки над аттестацией эксперты отмечают снижение нагрузки на работодателей с нормальными условиями труда: для них отпала необходимость регулярных дорогостоящих аттестаций и отчисления страховых взносов за работников, занятых в благоприятных условиях. Применительно к владельцам «вредных» рабочих мест, напротив, произошло ужесточение требований и усиление контроля, которые в конечном итоге должны послужить мотиваторами для общего улучшения условий труда и максимального сокращения доли рабочих мест с неблагоприятной производственной обстановкой.

Для кого СОУТ обязательна?

Проведение спецоценки - обязанность всех работодателей, при этом охватывать процесс должен рабочие места всех сотрудников кроме занятых на дому, удаленно, а также оформивших трудовой договор с работодателями-гражданами без статуса ИП.

Для ограниченного перечня рабочих мест действуют особые условия: СОУТ на них должна вестись с учетом нормативно-правовой базы в сфере муниципальной и госслужбы, законодательства о гостайне.

Специальная оценка условий труда и аналогичные рабочие места

Когда на предприятии много одинаковых рабочих мест, проводить СОУТ на них по сплошному принципу нерационально. Такие места признают аналогичными , спецоценке подвергается лишь 20% от суммарного их числа (но минимум два), а итоговые результаты транслируются на всю совокупность рассматриваемых мест.

По Закону, признать аналогичными можно только те рабочие места, которым свойственны все перечисленные ниже признаки сразу:

  • одни профессионально-должностные наименования;
  • одинаковые обязанности исполнителей при ведении однотипного техпроцесса в одинаковом режиме;
  • использование однотипных средств и предметов труда;
  • работа в общем/нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных инженерных систем;
  • одинаковые организация рабочих мест и наличие на них средств защиты.

Выявление из ранее признанных аналогичными по меньшей мере одного рабочего места, не отвечающего всем условиям аналогичности, влечет за собой проведение спецоценки на всей совокупности мест, считавшихся до этого момента аналогичными.

Права и обязанности участников трудовых отношений при специальной оценке условий труда

Работодатель имеет право:

  • организовать проведение спецоценки вне плана;
  • обращаться в проводящую СОУТ компанию с требованием предоставления документов о ее соответствии установленным критериям, а также за обоснованием итогов процедуры;
  • обращаться за обжалованием действий компании-исполнителя СОУТ.

Основные обязанности работодателя:

  • обеспечение условий для осуществления СОУТ;
  • подготовка и передача организации, проводящей СОУТ, запрашиваемой документации;
  • проведение ознакомления работника с итоговыми результатами в письменной форме;
  • выполнение разъяснительной работы с трудовым коллективом по вопросам СОУТ;
  • совершенствование условий труда.

Работник имеет право лично принимать участие в процессе спецоценки условий труда, запрашивать у работодателя пояснения по ходу данной процедуры, а также обращаться за обжалованием ее результатов.

Обязанностью работника является ознакомление с результатами СОУТ.

Как связаны взносы на страхование и специальная оценка условий труда?

Итоги СОУТ напрямую влияют на величину страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу за «вредников».

Напомним, в России действуют «вредные» списки:

  1. работники, занятые на подземных работах и иных, для которых характерны особо вредные/тяжелые условия труда;
  2. занятые во вредных и тяжелых условиях.

ФЗ «О специальной оценке условий труда» привел в действие механизм корреляции тарифа отчислений и условий труда: чем благоприятнее условия, тем «дешевле» тариф; и наоборот - чем хуже обстановка на производстве, тем выше процент отчислений. Когда условия безопасны, речь о доптарифе не идет вовсе; подтвердить безопасность должна СОУТ.

В современных условиях работодателям становится крайне невыгодно иметь «вредные» рабочие места: существующая нагрузка в виде допвзносов в будущем еще возрастет (повышение тарифов предусмотрено уже в 2015-2016 гг.). В совершенствовании условий, напротив, появляется материальная заинтересованность: если СОУТ покажет улучшение условий труда, сумма взносов по доптарифам уменьшится.

Условия труда по критерию вредности и опасности ранжируются по четырем классам:

  1. оптимальные,
  2. допустимые,
  3. вредные (есть четыре подкласса),
  4. опасные.

Опираясь на установленный класс/подкласс условий труда, исчисляют размер дополнительного страхового взноса: для вредных условий он лежит в пределах 2- 7%, для опасных - равен 8%.

Закон позволяет оптимизировать затраты на СОУТ, принимая к учету результаты исследований, проведенных в процессе производственного контроля.

Когда вредные/опасные факторы на рабочих местах не выявляются, в отношении этих мест проводится декларирование соответствия условий госнормативам. Условия труда признаются допустимыми, оформленная декларация действует пять лет; если за это время не будет фактов несчастных случаев или профзаболеваний, произойдет автоматическая пролонгация срока.

Кем проводится спецоценка?

СОУТ выполняет организация, отвечающая нескольким требованиям:

  • в ее уставе проведение спецоценки указано как основной/один из видов деятельности;
  • минимум пять экспертов компании, сотрудничающих с ней по трудовому договору, имеют сертификат на право проведения СОУТ, и при этом хотя бы один из их числа является дипломированным врачом по общей гигиене, гигиене труда либо санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в структуре организации присутствует аккредитованная испытательная лаборатория, область аккредитации которой - проведение исследований и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Последовательность проведения специальной оценки условий труда

1. Заключив договор с выбранной профильной организацией, работодатель формирует комиссию по проведению СОУТ, утверждает план-график реализации процесса спецоценки рабочих мест. Созданная из представителей работодателя комиссия обязательно должна иметь нечетное количество членов; в нее включают специалиста по ОТ, при наличии в компании профсоюза - его представителей.

Существуют особенности формирования комиссии работодателем-субъектом малого бизнеса. В таком случае в ее состав входят: сам частный предприниматель, руководитель фирмы, специалист по ОТ или лицо, привлеченное для выполнения данной функции по гражданско-правовому договору, члены представительного органа работников (когда такой существует).

2. На данном этапе происходит утверждение комиссией заранее подготовленного списка рабочих мест (с перечислением аналогичных), в отношении которых пройдет процедура СОУТ. Список составляет компания-исполнитель СОУТ, и обычно работа по формированию списка завершается еще до подписания договора.

3. Эксперт компании-исполнителя проводит идентификацию вредных/опасных факторов на рабочих местах, итоги утверждаются комиссией. В большинстве случаев эти факторы выявлены еще на стадии преддоговорной работы и уже включены общим перечнем в документ.

4. Если вредные/опасные факторы не идентифицированы, комиссия признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми, никакие дальнейшие исследования не требуются. Оформляется декларация соответствия условий труда действующим нормативам и подается в соответствующий полномочный орган исполнительный власти.

Когда вредные/опасные факторы идентифицированы, комиссией выносится решение о проведении их исследования в указанном Законом порядке.

5. Выполняющая спецоценку компания анализирует рабочие места, делает запрос информации о предоставляемых персоналу компенсациях и льготах, медосмотрах, обеспеченности СИЗ и пр.

6. Измеряются и оцениваются уровни вредных факторов. Этап существенно затягивается по времени, если нужны инструментальные измерения параметров в разные времена года.

7. Формируется отчет о результатах СОУТ, включающий:

  • информацию об организации-исполнителе;
  • список рабочих мест, «попавших» под спецоценку, идентифицированные на них вредные/опасные факторы;
  • формы СОУТ с информацией о классе/подклассе условий труда на различных рабочих местах;
  • протоколы выполнения исследований, анализа эффективности СИЗ;
  • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований по причине их опасности - если такая ситуация имеет место;
  • сводная ведомость СОУТ;
  • рекомендации по совершенствованию условий труда на исследованных местах;
  • заключения эксперта компании-исполнителя СОУТ.

8. Отчет подписывают участники комиссии, после чего его утверждает председатель. При несогласии кого-то из членов с изложенным, он вправе сформулировать свою позицию письменно, этот материал будет приобщен к отчету.

После добавления (когда нужно) уточняющей информации, данные вносятся в специальную информационную систему учета.

СОУТ вне плана

Спецоценка может стать внеплановой. Провести процедуру работодатель обязан, если:

  • начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;
  • поступило предписание трудинспекции;
  • изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;
  • произошел переход на другое сырье, материалы;
  • изменились используемые СИЗ;
  • был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;
  • поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.

Каковы последствия непроведения специальной оценки условий труда?

Отечественным законодательством установлена ответственность работодателя за связанные с СОУТ нарушения, включая непроведение спецоценки. Соответствующие положения внесены в КоАП РФ.

С начала 2015 г. применяется ст. 5.27.1 КоАП РФ, содержащая информацию о размерах налагаемых штрафов. Диапазон их таков:

Выявление правонарушения во второй раз грозит применением более серьезных санкций: штраф для юридического лица будет исчисляться суммой в 100-200 тыс. руб. или возможно приостановление его работы на период до 90 дней.

Для должностных лиц, не выполнивших соответствующее предписание, выполнивших его ненадлежащим образом либо с нарушением сроков, предусматривается штрафование (30-50 тыс. руб.) или дисквалификация длительностью 1-3 года.

Таким образом, уклоняться от проведения спецоценки либо откладывать ее на далекое будущее не стоит: риски, возникающие при этом, достаточно велики. Целесообразнее не дожидаться поступления претензий от проверяющих органов и оперативно провести данное мероприятие по собственной инициативе.

Цена СОУТ в 2019 году: средняя стоимость оценки одного рабочего места в Москве и регионах

Определение стоимости специальной оценки условий труда в большинстве случаев должно проводиться в индивидуальном порядке. Цена СОУТ априори не может быть одинаковой для различных организаций, так как на ее значение существенно влияет целый комплекс факторов:

  • количество структурных подразделений Заказчика, их территориальное расположение (удаленность);
  • общее количество рабочих мест, подлежащих спецоценке условий труда (чем больше заявленный объем, тем ниже будет стоимость);
  • сложность и многообразие производственных процессов, определяющие в конечном итоге специфические особенности конкретных рабочих мест;
  • объем и качественные требования к лабораторным исследованиям, проведение которых необходимо для корректной экспертной оценки в рамках СОУТ;
  • количество и сложность требуемого специального оборудования;
  • заявленные сроки выполнения работ.

Важно: если на предприятии велика доля аналогичных рабочих мест, общий бюджет СОУТ будет значительно снижен, так как оценке подлежит лишь каждое пятое из таких рабочих мест.

Анализ ценового предложения на рынке профессиональных услуг по проведению СОУТ в Москве и регионах показывает, что стоимость спецоценки у крупных государственных организаций примерно в два раза выше средней по рынку. Большое влияние на наблюдаемую ценовую разницу оказывает фактор так называемого «государственного бренда», оправданность использования которого в настоящее время в условиях изменившегося законодательства, предъявляющего одинаково жесткие требования ко всем компаниям, проводящим работы по СОУТ, вне зависимости от их масштаба и формы собственности, становится довольно спорным вопросом.

По нашим собственным данным, заявляемая негосударственными компаниями стоимость услуг по СОУТ в Москве и регионах сегодня находится почти на одном уровне и укладывается в следующие диапазоны:

  • в офисных и образовательных учреждениях: 200 (>500 р.м.) - 700 (<10 р.м.) руб.
  • в медицинских учреждениях: 400 (>500 р.м.) - 900 (<10 р.м.) руб.
  • на транспорте и энергетике: 450 (>500 р.м.) - 1250 (<10 р.м.) руб.
  • в локальном производстве: 500 (>500 р.м.) - 1300 (<10 р.м.) руб.
  • в химической промышленности: 600 (>500 р.м.) - 1550 (<10 р.м.) руб.

Заказать специальную оценку условий труда

Если вы хотите заказать (узнать стоимость) СОУТ для вашей организации или после ознакомления с представленным материалом у вас появились дополнительные вопросы по спецоценке, вы можете обратиться в нашу компанию.

Была максимально объективной, каждый работодатель должен располагать списком аналогичных рабочих мест. Критерии оценки аналогичных мест озвучиваются в федеральном законе №426 от 2013 года.

Аналогичные рабочие места: правила подсчета

Главным условием, при котором рабочие места могут быть признаны аналогичными, является их расположение в однотипном помещении. При этом имеется в виду не только метраж, но и инженерно-технические составляющие.

К ним относятся:

  • характер вентиляции;
  • вариант отопительной системы;
  • наличие одинаковой системы кондиционирования;
  • тип и интенсивность .

При проведении оценки рабочих мест не учитывается коэффициент естественной освещенности. Микроклимат измеряется путем оценки результативности оборудования, вырабатывающего холод или тепло в помещении.

Что касается потенциально вредных факторов, то они исключаются из признаков аналогичности даже в том случае, если степень их вредности одинакова. Не учитывается также одинаковое размещение оборудования или транспортных средств на рабочем месте. Они не определяют принцип аналогичности.

Более актуально то, предназначаются ли эти точки для сотрудников одной специальности или состоящих в какой-то одной должности. При этом должны полностью совпадать их трудовые обязанности и рабочий график.

Важно также, чтобы для решения какой-либо профессиональной задачи для сотрудников был составлен один и тот же рабочий режим. То есть, работа на этих местах должна выполняться по одному и тому же алгоритму.

При этом в течение рабочей смены персонал должен пользоваться идентичным:

  • сырьем;
  • оборудованием;
  • инструментарием.

Если пребывание на данном рабочем месте должно сопровождаться какими-либо индивидуальными средствами защиты, то оно должны быть полностью идентичными.

Таким образом, несколько рабочих мест могут быть объединены по вышеперечисленным признакам в одну категорию. Однако во время процедуры спецоценки комиссия может обнаружить одно или несколько несоответствий. В этом случае аналогичные рабочие места при специальной оценке условий труда уже не могут быть признаны таковыми.

Еще до начала процедуры оценивания на производстве создается комиссия, в обязанности которой вменяется утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ.

Руководство должно иметь в виду, что при формировании точного количества рабочих мест, оценка условий труда может распространяться на 20% от всего их количества. При этом в данном списке должно быть не менее двух наименований.

Практическое применение оценки заключается в том, что на основании выводов для руководства формируется список обязанностей, направленных на оптимизацию условий работы персонала.

Как считать аналогичные рабочие места при СОУТ: типичные ошибки

Для того чтобы затраты на комплекс мероприятий по СОУТ были оправданы, работодатель должен учитывать все нюансы.

К типичной ошибке при подсчете относится признание признака аналогии по используемому оборудованию. Например, в одном помещении устроены рабочие места для двух менеджеров торгового зала и главного менеджера.

При этом у каждого для работы в распоряжении имеется ноутбук одного года выпуска и одной и той же марки. Вариант освещения и характер отопления в помещении одинаков. Циркуляцию воздуха обеспечивает центральная система вентиляции.

Казалось бы, имеются все признаки для признания аналогичности рабочих мест. Однако это было бы ошибкой, поскольку сам технологический процесс у перечисленных персоналий будет разным.

Другой показательной ошибкой является ситуация в автопарке с учетом рабочих мест водителей. Известно, что в этом случае в качестве рабочего места рассматривается кабина транспортного средства, состоящего на балансе организации.

Если на маршрут ежедневно выходят три микроавтобуса марки Газель и один автобус ПАЗ, распространенной ошибкой является применение признака аналогии для 4-х рабочих мест. Это неправильно, поскольку марки автобусов разные.

Более того, для того чтобы в отношении трех Газелей был использован признак аналогичности, необходимо будет сделать запрос производителю по году выпуска и марке топлива. Это объясняется тем, что по итогам инспекции аналогичных рабочих места СОУТ формирует одну ведомость спецоценки. В том числе рекомендации по улучшению рабочего места. А если марки используемого топлива неодинаковы и разнится категория транспортного средства, то ни о какой аналогии уже речи быть не может.

Точно так же в одном перечне будут указаны два рабочих места детского врача терапевта и медсестры, несмотря на то, что специалисты выполняют свои обязанности в одном кабинете и пользуются одним и тем же оборудованием.

Принцип аналогичности в этом случае не может быть использован несмотря на то, что режим работы у врача медсестры идентичен. Количество измерений может быть одинаковым. Но несовпадение функциональных обязанностей исключает возможность применения принципа аналогичности.

Когда заканчивается работа комиссии по оценке, должен быть составлен протокол, в котором четко фиксируются результаты идентификации или не идентификации.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().