Торговля транспортными средствами. Наказ: Об утверждении Правил торговли транспортными средствами и номерными агрегатами. Определение цены товара и величины вознаграждения комиссионера

Лицензирование торговли транспортными средствами осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это предусмотрено положением о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, которое утверждено постановлением правительства РФ N1227.

Согласно этому постановлению, текст которого поступил в ПРАЙМ-ТАСС, лицензионная торговля может осуществляться только на территории того субъекта РФ, который выдал лицензию. За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта РФ, на территории другого субъекта РФ без уведомления лицензирующего органа этого субъекта лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Под торговлей транспортными средствами и номерными агрегатами в документе понимается их поставка /оптовая торговля/, розничная купля-продажа /розничная торговля/, а также продажа транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию /комиссионная торговля/, соответствующие кодам 501, 503, 504 и 515 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Обязательными условиями торговли транспортными средствами являются соблюдение лицензиатом законодательства РФ, выполнение обязательных требований государственных стандартов, а также экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил; наличие у лицензиата необходимой территории, помещений и оборудования, соответствующих требованиям стандартов, а также системы охраны территории и помещений. Лицензиат, осуществляющий розничную торговлю, обязан также проводить предпродажную подготовку транспортных средств и номерных агрегатов в соответствии с установленными изготовителем объемами работ и требованиями стандартов.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета; фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; вида торговли транспортными средствами - оптовая, розничная, комиссионная или их сочетание, которую соискатель лицензии намерен осуществлять, и срока; копии учредительных документов и копию свидетельства о госрегистрации лицензиата в качестве юридического лица; копию свидетельства о госрегистрации качестве индивидуального предпринимателя; справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления; заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии территории, помещений и оборудования требованиям стандартов.

За рассмотрение заявления лицензирующий орган взимает плату в 3-кратном минимальном размере оплаты труда /МРОТ/, а за рассмотрение заявлений соискателей лицензий, которыми являются организации Вооруженных Сил РФ - в размере 0,3 МРОТ.

Лицензирующий орган должен принять решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами и уведомить соискателя о принятом решении в течение 3 дней после его принятия. Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется /вручается/ соискателю лицензии.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10- кратном МРОТ, а с соискателей лицензий, являющихся организациями Вооруженных Сил - в размере одного МРОТ. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение 3-х дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

Лицензия выдается на срок не менее 3-х лет, и лишь по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, установленном для ее получения.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или местонахождения, изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник либо индивидуальный предприниматель обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения. Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления, за переоформление взимается плата в размере 0,1 МРОТ. До переоформления лицензиат осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии и расписки лицензирующего органа о приеме документов на ее переоформление.

Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случаях выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; а также невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Кроме того, в период до 1 января 2005 г лицензирующий орган субъекта РФ приостанавливает действие на своей территории лицензии, выданной лицензирующим органом другого субъекта РФ, в случаях, если лицензия не зарегистрирована на данной территории или лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с законодательством РФ для осуществления соответствующего вида деятельности на данной территории. Лицензирующий орган субъекта РФ в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении либо возобновлении действия лицензии письменно информирует об этом лицензирующий орган субъекта РФ, выдавший лицензию, государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3 месяцев; с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации /за исключением преобразования/ либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензия также может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. (ПРАЙМ-ТАСС, 10.11.99)

Какими нормативными актами регулируются отношения, складывающиеся при продаже автотранспортных средств через комиссионный магазин?









Какими нормативными актами регулируются отношения, складывающиеся при продаже автотранспортных средств через комиссионный магазин?
Владелец транспортного средства, желающий его продать, вправе обратиться к помощи торгово-посреднических организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами. В этом случае возникают отношения: а) между продавцом транспортного средства и торгово-посреднической организацией и б) между торгово-посреднической организацией и покупателем транспортного средства.
Первое регулируется главой 51 (Комиссия) Гражданского кодекса Российской Федерации. Отношения во втором случае регулируются параграфом 1 главы 30 ГК РФ, который содержит общие нормы о купле-продаже, а также параграфом 2 этой главы, в котором имеются специальные правила, регламентирующие розничную куплю-продажу.
К возникающим при комиссионной продаже правоотношениям наряду со специальными правилами, регламентирующими эти отношения, применяются также и общие правила о сделке, обязательствах, гражданско-правовых договорах и т. д.
Помимо вышеуказанных норм права и обязанности сторон в данном случае определяются положениями специальных правил, относящихся к соответствующим отдельным видам комиссии. Так, в частности, конкретные условия и порядок проведения комиссионной продажи определяются "Правилами комиссионной торгов-ли непродовольственными товарами", которые утверждены постановлением Правительства Российской Феде-рации от 26. 09. 94 г. № 1090 (далее - Правила комиссионной торговли).
Коме того, на комиссионную торговлю транспортными средствами в части лицензирования и требований к организации продажи распространяется действие. Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кем может осуществляться комиссионная торговля автомототранспортом?
Комиссионная торговля автомототранспортом может осуществляться предприятиями (организациями), имеющими лицензию на этот вид торговой деятельности, выдаваемую органами исполнительной власти в установленном порядке.
Торговое предприятие обязано иметь вывеску с указанием фирменного наименования, организационно-правовой формы деятельности, юридического адреса и режима ее работы, а также предоставлять информацию потребителю о номере лицензии, сроке ее действия и органе, выдавшем эту лицензию.
Кто может сдать транспортное средство на комиссию?
Транспортные средства принимаются на комиссию от граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Товары на комиссию принимаются:
от граждан по предъявлении паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность;
от предприятий (организаций, учреждений) по предъявлении накладной, оформленной и выданной в установленном порядке уполномоченному лицу предприятия (учреждения, организации), и его паспорта или заменяющего паспорт документа (п. 24 Правил комиссионной торговли).
Как оформляются отношения между продавцом транспортного средства и организацией, осуществляющей комиссионную торговлю?
Основанием возникновения комиссионного правоотношения служит договор комиссии, заключаемый между продавцом транспортного средства и посредником.
Стороны в договоре комиссии называются комиссионер и комитент.
Комиссионер - торговая организация, обязующаяся за вознаграждение от своего имени продать транспортное средство, принадлежащее комитенту.
Комитент - гражданин или предприятие (организация), имеющие право распоряжаться транспортным средством и желающие его продать.
Третье лицо (покупатель), с которым комиссионер вступает в договор во исполнение поручения комитента, остается вне отношений комиссионера и комитента.
Договор комиссии заключается в простой письменной форме. В нем указывается продажная цена транс-портного средства, сданного на комиссию, порядок и сроки его уценки; определяется размер комиссионного вознаграждения и расходов по хранению транспортного средства.
Комиссионер, в соответствии с действующим законодательством, обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о продаваемом товаре. В связи с этим в договоре и в прикрепляемом к транспортному средству товарном ярлыке излагается характеристика состояния транспортного средства (новое, бывшее в употреблении и т.
д.), а также в обязательном порядке указываются:
идентификационный номер;
марка, модель транспортного средства;
наименование (тип);
год выпуска;
номера двигателя, шасси (рамы), кузова (прицепа), регистрационного знака "ТРАНЗИТ";
цвет кузова (кабины);
пробег по данным спидометра;
серия и номер паспорта транспортного средства.
Договор комиссии и товарный ярлык подписываются гражданином (представителем предприятия-продавца), сдавшим транспортное средство на комиссию, и должностным лицом магазина (п. 23 Правил комиссионной торговли).
Согласование продажной стоимости транспортного средства.
Продажная цена транспортного средства определяется по согласованию между комиссионером и коми-тентом. При этом в обязанности комиссионера входит информирование комитента о действующих свободных розничных ценах на товары, сдаваемые на комиссию, о состоянии спроса и предложения на них.
Согласованная продажная цена указывается в договоре комиссии и товарном ярлыке.
Определение комиссионного вознаграждения. Возмещение расходов на хранение транспортного средства.
Договор комиссии является возмездным, поскольку комиссионер за совершаемые сделки получает от комитента вознаграждение. Обычно размер комиссионного вознаграждения устанавливается в процентах к цене, по которой продано транспортное средство. Согласованный комиссионером и комитентом размер комиссионного вознаграждения фиксируется в договоре комиссии.
Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в сумме, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
Требовать возмещения расходов за хранение находящегося у него транспортного средства комитента комиссионер вправе только в том случае, если условие о возмещении таких расходов предусмотрено в заключенном договоре (ст. 1001 ГК РФ).
Какие автотранспортные средства принимаются на комиссию?
На комиссию могут быть представлены как новые автотранспортные средства, так и бывшие в употреблении, годные для использования, не требующие ремонта, отвечающие санитарным нормам и требованиям.
Степень износа транспортного средства при его пригодности к употреблению не может служить основанием для отказа в приеме его на комиссию.
Все транспортные средства, а также номерные агрегаты к ним (такие, как двигатели, кузова, шасси, рамы), подлежащие регистрации в установленном порядке в органах Государственной автомобильной инспекции, могут быть приняты на комиссию при условии предоставления документа, удостоверяющего право собственности на эти транспортные средства, агрегаты к ним и снятие их с учета в ГАИ в связи с продажей, а также временного регистрационного знака "ТРАНЗИТ", выдаваемого на транспортные средства органами Госавтоинспекции.
Порядок принятия на комиссию транспортных средств, ввезенных из-за границы.
Транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации из-за границы, принимаются на комиссию при наличии подтверждения таможенного органа Российской Федерации о том, что в отношении таких транспортных средств льготы по таможенным платежам не предоставлялись, либо с разрешения таможенного органа Российской Федерации, если такие льготы предоставлялись (ч. 2 ст. 15 Правил комиссионной торговли).
Могут ли быть приняты на комиссию транспортные средства, находящиеся "не на ходу"?
Такие транспортные средства могут быть приняты на комиссию, но только с согласия комиссионера.
Порядок уценки принятого на комиссию средства.
Порядок и размер уценки транспортного средства, принятого на комиссию, согласовываются комиссионером и комитентом при заключении договора комиссии с соблюдением следующих условий:
продажная цена транспортного средства, принятого и не реализованного в предусмотренный договором комиссии срок, в том числе и после уценки, может быть снижена только при наличии согласия комитента с вызовом и без вызова его;
согласованный размер уценки транспортного средства устанавливается с учетом спроса и предложения на аналогичный товар и должен обеспечивать его реализацию по возможно более выгодной для комитента цене;
уценка сданного на комиссию транспортного средства производится не более 3 раз (при согласии комиссионера число уценок может быть увеличено);
при отказе комитента от третьей уценки транспортное средство ему возвращается, а комиссионеру возмещаются расходы по хранению транспортного средства;
если транспортное средство не продано после третьей уценки и комиссионер дал согласие на дополнительную уценку для дальнейшей его реализации, по-рядок всех последующих уценок устанавливается по соглашению сторон с внесением необходимых дополнений в договор комиссии;
согласованные сроки реализации транспортного средства до и после его уценки устанавливаются с учетом средней оборачиваемости аналогичных товаров;
по желанию комитента уценка транспортного средства может быть произведена ранее сроков, предусмотренных договором комиссии;
проведение уценок транспортного средства отражается в прилагаемом к договору комиссии перечне товаров, принятых на комиссию, и товарном ярлыке.
В каком порядке комитент вызывается на уценку транспортного средства? Последствия нарушения этого порядка.
Для проведения первой и второй уценок транспортного средства вызов комитента необязателен, если иное не предусмотрено договором комиссии.
Третья уценка транспортного средства проводится с вызовом комитента.
Способ вызова комитента и сроки его явки должны быть предусмотрены в договоре.
Если комитент не является по вызову, то комиссионер вправе самостоятельно с учетом спроса и предложения снизить цену на транспортное средство. При этом установленная цена должна обеспечивать наиболее выгодную для комитента реализацию транспортного средства.
В случае проведения комиссионером третьей уценки транспортного средства без согласия и вызова комитента и продажи транспортного средства комиссионер выплачивает комитенту дополнительно к сумме, полученной от реализации товара, разницу между ценой после второй уценки и ценой реализации (ч. 7 п. 30 Правил комиссионной торговли).
Может ли комитент потребовать возврата переданного им на комиссию транспортного средства?
Транспортное средство, поступившее к комиссионеру от комитента, является собственностью последнего и сохраняется за ним до момента его продажи (передачи покупателю). В связи с этим комитент может в любое время потребовать от комиссионера возврата еще не проданного транспортного средства, предъявив договор комиссии и паспорт.
Однако при этом комитент обязан оплатить комиссионеру расходы по хранению транспортного средства.
В каком порядке осуществляется возврат транспортного средства, принятого на комиссию, при обнаружении в нем скрытых недостатков?
Новое транспортное средство со скрытыми недостатками, не обнаруженными при приеме его на комиссию и выявленными до продажи (передачи) покупателю, снимается с реализации и подлежит возврату комитенту, если не доказано, что недостатки возникли по вине комиссионера. При этом расходы по хранению транспортного средства с комитента не взимаются.
По соглашению сторон может быть предусмотрен иной порядок использования этого товара (п. 33 Правил комиссионной торговли).
Порядок расчетов с комитентом за проданное транспортное средство.
Деньги за проданное транспортное средство выплачиваются комитенту не позднее чем на третий день после его продажи по предъявлении договора комиссии, паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность. За просрочку выплаты денег по вине комиссионера комитент вправе потребовать от него выплаты неустойки в размере 0,5% от причитающейся ему суммы за каждый день просрочки.
Если комитентом по заключенному договору комиссии является предприятие, то расчеты должны осуществляться в безналичном порядке через банковские учреждения. В безналичном порядке может производиться выплата денег за проданное транспортное средство и неустойки также комитенту, которым является гражданин, - по его желанию.
Выплата денег за проданный товар и неустойки может быть произведена комиссионером другому лицу при предъявлении им договора комиссии и доверенности комитента, оформленной в установленном порядке.
Порядок комиссионной торговли.
Транспортное средство, принятое на комиссию, должно поступить в торговый зал не позднее чем на следующий день после его приема. В случае задержки в поступлении транспортного средства в продажу по вине комиссионера он уплачивает комитенту неустойку в размере, определяемом договором комиссии, но не менее 3% от причитающейся комиссионеру суммы за каждый день задержки. Одновременно комитент вправе потребовать от комиссионера переоформления договора на новый срок либо возврата товара без оплаты рас-ходов по его хранению (п.
31 Правил комиссионной торговли).
Комиссионная продажа должна осуществляться с применением контрольно-кассовых машин и выдачей покупателю вместе с покупкой кассового чека, а при продаже отдельных видов товаров, в частности транспортных средств, также товарного чека с отметкой об оплате (п. 34 Правил комиссионной торговли).
Как оформляются отношения между организацией, осуществляющей комиссионную торговлю, и покупателем транспортного средства?
Между покупателем транспортного средства и комиссионным магазином заключается договор купли-продажи. Факт заключения договора купли-продажи транспортного средства через комиссионный магазин
удостоверяется выдачей продавцом (комиссионным магазином) покупателю документов, подтверждающих оплату товара, - кассового и товарного чека.
Кроме этого при покупке транспортного средства через комиссионный магазин покупателю выдаются:
справка-счет (документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство и необходимый для регистрации его в ГАИ);
временный регистрационный знак "ТРАНЗИТ";
паспорт транспортного средства (если он выдавался в установленном порядке).
При продаже транспортного средства, имеющего гарантийный срок, если он не истек, покупателю кроме указанных документов передается полученный от коми-тента гарантийный талон, паспорт, сервисная книжка или другой документ, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося срока гарантии (п. 34, 35 Правил комиссионной торговли).
Что вправе предпринять покупатель, которому было продано транспортное средство с недостатками?
Покупатель, которому было продано транспортное средство с недостатками, не оговоренными комиссионером, вправе по своему выбору:
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены принятого на комиссию транспортного средства;
замены транспортного средства на такое же, но другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены (например, обмена автомобиля "Жигули" седьмой модели на автомобиль "Жигули" пятой модели);
расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков;
безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на исправление недостатков покупателем либо третьим лицом (с согласия комиссионера);
замены на аналогичное транспортное средство той же модели (с согласия комиссионера).
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков транспортного средства продавец обязан провести его экспертизу за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли после передачи транспортного средства покупателю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки транспортного средства, действий третьих лиц или непреодолимой силы, то на покупателя возлагается обязанность возместить комиссионному магазину рас-ходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку транспортного средства. В противном случае требование покупателя должно быть удовлетворено.
Приобретенное у комиссионера транспортное средство, бывшее в употреблении, а также транспортное средство, находящееся "не на ходу", недостатки которого были оговорены продавцом, обратно не принимается и не обменивается.
Может ли покупатель обменять приобретенный в комиссионном магазине новый автомобиль надлежащего качества, если он по каким-либо причинам не подошел покупателю?
Дополнительной защитой интересов покупателей служит следующее правило, предусмотренное п. 37 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и ст. 502 ГК РФ: приобретенный у комиссионера новый товар надлежащего качества, если он не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован им по назначению, обменивается на аналогичный товар в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Возможна ситуация, когда покупатель просит обменять товар, а аналогичного товара в продаже нет. В этом случае покупатель вправе расторгнуть договор и потребовать уплаченную за товар сумму. При этом покупатель не вправе требовать возмещения убытков (например, расходов по доставке товара и т. п.), а также перерасчета при изменении цены на товары, аналогичные сдаваемому.
Кто обязан возместить покупателю ущерб, если вдруг оказалось, что купленный через комиссионный магазин автомобиль числится в розыске как украденный?
Ввиду того, что комиссионер согласно ст. 990 ГК РФ совершает сделки с третьими лицами по поручению комитента и для него, но от своего имени, права и обязанности из этих сделок возникают не у комитента, а у комиссионера. В связи с этим покупатель автомобиля, у которого этот автомобиль был впоследствии изъят как украденный и возвращен прежнему владельцу, вправе обратиться с требованием о возмещении ущерба к комиссионному магазину, через который этот автомобиль был приобретен, а в случае отказа магазина добровольно возместить ущерб - требовать его возмещения в судебном порядке.

Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Виды производственной деятельности

Основными видами деятельности СТОА являются:

Предпродажная подготовка и продажа АТС;

ТО и гарантийный ремонт автомобилей в течение гарантийного периода эксплуатации;

Послегарантийные ТО и текущий ремонт;

Капитальный ремонт узлов и агрегатов.

Целью предпродажной подготовки является предоставление по­купателю исправного и подготовленного к эксплуатации АТС.

Техническое обслуживание, в том числе в гарантийный период эксплуатации, - это комплекс профилактических работ, направлен­ных на предупреждение отказов, неисправностей и восстановление значений регулировочных параметров агрегатов, узлов и систем, уста­новленных изготовителем.

По периодичности, перечню и трудоемкости работ техническое обслуживание подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

Периодическое техническое обслуживание (ПО);

Сезонное обслуживание (СО).

Ежедневное обслуживание предусматривает выполнение уборочно- моечных работ, обеспечивающих поддержание надлежащего внеш­него вида АТС, и заправочных работ.

Периодическое техническое обслуживание, предусматривающее. выполнение определенного перечня работ через установленный изготовителем пробег АТС, подразделяется на следующие виды:

Обслуживание по талонам сервисных книжек, в которых указан перечень операций и периодичность их проведения (для легковых и некоторых грузовых автомобилей);

Первое (ТО-l) и второе (ТО-2) технические обслуживания (для грузовых автомобилей и автобусов отечественного производства). В этом случае перечень операций и периодичность устанавлива­ются изготовителем и приводятся в инструкции по эксплуатации АТС.

Техническое обслуживание может выполняться владельцем АТС или проводиться на СТОА.

Сезонное обслуживание предусматривает выполнение работ по подготовке АТС к зимней или летней эксплуатации.

Ремонт автотранспортных средств и их элементов включает в себя разборочно-сборочные, слесарные, механические, медницкие, сва­рочные, жестяницкие, обойные, окрасочные и другие работы. В со­ответствии с назначением, характером и объемом выполняемых ра­бот ремонт подразделяется на гарантийный, текущий (TP) и капи­тальный (КР).

Гарантийный ремонт заключается в проведении работ по устра­нению заводских дефектов и их последствий. Сроки его проведения устанавливаются в зависимости от трудоемкости, но не более 10 ра­бочих дней. Осуществляется он предприятием-изготовителем или его дилерскими СТОА.

Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отка­зов и неисправностей выполнением необходимых работ по восста­новлению или замене:

У агрегатов - отдельных деталей или узлов, кроме базовых;

У автотранспортных средств - отдельных деталей, узлов или агре­гатов.

На предприятиях автотехобслуживания капитальный ремонт пол­нокомплектных автотранспортных средств не проводится. Капиталь­но ремонтируют только агрегаты в тех случаях, когда базовая деталь нуждается в замене или ремонте, требующем полной разборки агре­гата, а также когда работоспособность агрегата не может быть вос­становлена посредством проведения текущего ремонта.

Организация торговли автомобилями

Покупка и продажа новых автотранспортных средств регулирует­ся Правилами продажи отдельных видов товаров, Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требова­ние покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ре­монта или замены аналогичного товара и Перечнем непродоволь­ственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Эти документы, утвержден­ные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 и разработанные в соответствии с Законом Россий­ской Федерации «О защите прав потребителей», регулируют отно­шения между покупателями и продавцами при продаже автотран­спортной техники, номерных агрегатов и запасных частей.

Перед заключением торговой сделки продавец должен предоста­вить покупателю необходимую информацию об имеющихся в про­даже марках и моделях автомобилей, а в случае необходимости ока­зать квалифицированную помощь в выборе нужной модели автомо­биля.

После того как покупатель ознакомился в демонстрационном зале со всеми выставленными на продажу автомобилями и сделал выбор, он должен оплатить стоимость приобретаемого товара. Оплата про­изводится либо в кассе предприятия, либо по безналичному расчету на основании выписанного счета на оплату автомобиля. Все расчеты производятся только в рублях и с применением контрольно-кассовых аппаратов. Покупателю на руки выдается кассовый чек на полную сумму внесенных денежных средств.

После оплаты покупатель становится владельцем автомобиля и забирает приобретенное транспортное средство.

На проданный автомобиль продавец должен выдать покупателю:

Сервисную книжку;

Инструкцию о порядке ухода и руководство по эксплуатации;

Набор инструментов, входящий в комплект транспортного сред­ства, если таковой предусмотрен изготовителем (на это следует обратить особое внимание);

Документы, удостоверяющие право собственности на автомото- транспортное средство и необходимые для регистрации его в ор­ганах ГИБДД (договор купли-продажи автомобиля или справка- счет, паспорт транспортного средства и временный регистраци­онный знак «Транзит»), На новые автомобили при наличии до­говора купли-продажи временный регистрационный знак «Тран­зит» не выдается;

Акт приемки-сдачи (форма акта произвольная).

Выдачей и оформлением акта приемки-сдачи завершается выпол­нение договора купли-продажи АТС.

При продаже номерного агрегата (двигателя, шасси, кузова, рамы) покупателю выдаются:

Предусмотренная изготовителем техническая документация (опи­сание);

Товарный (кассовый) чек или иной документ, удостоверяющий факт получения денег;

Документ, удостоверяющий право собственности на данный агре­гат, необходимый для регистрации его в органах ГИБДД.

В случае утраты покупателем документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, про­давец обязан по заявлению владельца и предъявлению им паспорта или другого документа его заменяющего выдать новый документ с пометкой «Дубликат» с указанием серии, номера и даты ранее вы­данного документа.

При торговле новыми автомобилями может применяться несколь­ко схем продаж: во-первых, за полную стоимость по наличному или Ос (наличному расчету; во-вторых, в кредит; в-третьих, в лизинг.

Некоторые продавцы при торговле используют систему trade-in. В этом случае происходит частичное погашение стоимости нового автомобиля за счет сдачи подержанного.

В случае покупки в кредит передача покупателю приобретенного автомобиля производится при оплате не менее 20... 30 % его стоимо­сти.

Как правило, за пользование кредитом банк берет 10... 13 % годо­вых в валюте и 16...22 % в рублях. Время погашения кредита зависит от финансовых возможностей покупателя автомобиля. Обычно оно составляет от полугода до пяти лет и прописывается в кредитном до­говоре. Принято считать, что размер ежемесячного взноса не должен превышать 40 % от дохода покупателя.

Кроме выплат по процентам и погашения суммы кредита поку­пателя также ожидают и другие затраты. Стоимость перечисления денег из банка в автосалон всегда оплачивает клиент. Оформление кредитного договора и открытие клиентского счета также во многих банках является платной операцией. Может взиматься еще и комис­сия за ведение кредитного счета.

Если кредит открывается в валюте, то все расходы на конверта­цию и разницу курсов ложатся на плечи заемщика. Поэтому, несмо­тря на то что процентная ставка по рублевому кредиту выше, имен­но такой кредит может оказаться более выгодным. Это необходимо отдельно рассчитывать в каждом конкретном случае.

Иногда наблюдаются случаи кредита на покупку автомобиля под 0 % годовых. В этом случае проценты оплачивает не клиент, а чаще всего - продавец автомобилей. Обычно такие кредиты выдаются на срок не более шести месяцев. Выплачиваемые банку проценты за это время невелики, и автосалон ради привлечения дополнитель­ных клиентов и увеличения продаж готов гасить их из собственной прибыли.

Однако бывает, что стоимость кредита изначально закладывается в цену автомобиля. Чтобы избежать такого обмана, прежде чем со­глашаться на заманчивое предложение, необходимо сравнить цены в разных компаниях, торгующих автомобилями с разными условия­ми кредитования. Если стоимость автомобиля по «нулевому» креди­ту не дороже, чем у конкурентов по обычным условиям, то обмана в этом случае нет.

Также стоит учесть, что автомобиль, купленный в кредит, будет обязательно застрахован по программе КАСКО. Средняя стоимость страховки составляет примерно 10 % от стоимости автомобиля.

Те, кому автомобиль нужен как средство заработка, например так­систы, могут воспользоваться третьим вариантом продажи - лизин­говой сделкой.

Под лизингом понимают имущественные отношения, при кото­рых одна организация (пользователь) обращается к другой (лизин­говой компании) с просьбой приобрести необходимое имущество и передать его ей во временное пользование. Возникают отношения между тремя участниками: изготовителем, лизинговой компанией и пользователем (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Схема отношений при лизинге

Лизинговая компания приобретает автомобиль у изготовителя на основании договора купли-продажи, а затем сдает его на основании договора о передаче (договор лизинга) во временное пользование.

Главенствующую роль при лизинге играют отношения по времен­ному использованию имущества, а отношения купли-продажи оста­ются вспомогательным звеном. Хотя именно они служат основой возникновения лизинговых отношений.

Изготовитель и лизинговая компания, заключая договор купли- продажи, выступают в качестве продавца и покупателя. Но когда по­купатель предоставляет свое имущество во временное пользование на основе договора лизинга, то он снимает с себя ответственность за качество товара, и эту ответственность уже несет продавец. Ли­зинговая компания, оставаясь юридическим собственником имуще­ства, никакого отношения к нему фактически не имеет. Пользова­тель, эксплуатируя автомобиль и выполняя все связанные с этим обязанности (техобслуживание, страхование, ремонт), не имеет на него права.

Договор лизинга похож на договор аренды. Отличие заключается в том, что в договор лизинга может быть включено условие о воз­можной покупке пользователем эксплуатируемого автомобиля. В этом случае пользователь может быть потенциальным покупателем.

Основной обязанностью лизинговой компании становится предо­ставление автомобиля во временное пользование, а основными обязанностями пользователя являются своевременная выплата периодических платежей и поддержание автомобиля в исправном состоя­нии. Пользователь не имеет права передавать кому-либо автомобиль без согласия лизинговой компании. К тому же он обязан застрахо­вать его на срок действия контракта.

Для организации предприятия по торговле автотранспортными средствами и номерными агрегатами в Москве необходимо иметь в наличии следующие документы:

1. Акт государственной приемки.

2. Проект здания и план БТИ с указанием помещений, предназначенных для хранения спецпродукции ГИБДД, а также схему расположения датчиков и извещателей охранно-пожарной сигнализа­ции.

3. Договор аренды земельного участка.

4. Договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение, в котором размещается предприятие.

5. Устав предприятия.

6. Свидетельство о регистрации предприятия.

7. Свидетельство из государственной налоговой инспекции о по­становке предприятия на учет.

8. Свидетельство о регистрации кассовых аппаратов.

9. Разрешение местных органов управления (управ районов) на торговлю и открытие объектов питания при наличии собственных пунктов питания для сотрудников и клиентов.

10. Медицинские книжки сотрудников магазина, пункта пита­ния.

11. Договор с отделом вневедомственной охраны об охране поме­щений, предназначенных для хранения и выдачи спецпродукции ГИБДД.

12. Акты обследования помещений предприятия:

Заключение районного ЦГСЭН;

Заключение районного управления Госпожнадзора МЧС Рос­сии.

13. Технические условия подключения электроэнергии, воды и канализации.

14. Список сотрудников с указанием паспортных данных, место­жительства, занимаемой должности и домашнего телефона. Образцы подписей, оттиски печатей организации и служебные телефоны.

15. Приказ руководителя предприятия о назначении ответствен­ных лиц за поступление, расходование и хранение спецпродукции ГИБДД и бланков строгой отчетности.

Так как дилерская СТОА кроме продажи автомобилей предостав­ляет услуги по ТО и ремонту, необходим дополнительный перечень документации:

Перечень услуг, которые оказывает предприятие;

Сертификат соответствия на виды оказываемых услуг;

Сертификаты соответствия на оборудование;

Том предельно допустимых выбросов (ПДВ);

Проект размещения лимитов отходов;

Договора на вывоз и утилизацию отходов;

Формы заказов-нарядов на ремонтируемые автомобили. Спецпродукцией ГИБДД являются документы строгой отчетно­сти: справки-счета, временные регистрационные знаки «Транзит», паспорта транспортных средств.

В других регионах Российской Федерации согласно постановле­ниям местных органов власти при организации торгового предпри­ятия к указанному перечню могут быть добавлены дополнительные документы.

Перед продажей автомобилей продавец должен провести их пред­продажную подготовку. Целью такой подготовки является предостав­ление покупателю технически исправного, подготовленного к экс­плуатации автотранспортного средства без повреждений, вызванных транспортировкой и хранением, а также без отклонений от норм в работе агрегатов и систем.

На средних и крупных СТОА, осуществляющих продажу автомо­билей, предпродажная подготовка проводится на специализирован­ном производственном участке, а на малых СТОА - на рабочих по­стах в зоне ТО и ремонта.

Предпродажная подготовка предусматривает проведение следую­щих работ:

Проверка уровней масла, охлаждающей, тормозной и иных тех­нических жидкостей в агрегатах и системах автотранспортного средства и при необходимости их дозаправка. Устранение течи масла и технических жидкостей, вызванных нарушением герме­тичности соединений;

Проверка и при необходимости регулировка натяжения ремней привода генератора, вентилятора, компрессора (для автомобилей с пневматическим приводом тормозов) и масляного насоса высо­кого давления (для автомобилей с гидроусилителем рулевого управления);

Проверка уровня и плотности электролита и при необходимости доведение их до нормы;

Проверка давления воздуха в шинах и при необходимости доведе­ние его до нормы;

Проверка состояния и крепления защитных чехлов шарниров рав­ных угловых скоростей, рулевого механизма, шарниров рулевых тяг и подвески;

Проверка крепления колес;

Проверка системы питания на герметичность, контроль содержа­ния вредных веществ в отработавших газах. Проверка легкости пуска и устойчивости работы двигателя на различных частотах вращения коленчатого вала;

Проверка фиксации наконечников на клеммах АКБ, а также вы­соковольтных проводов на клеммах катушки и свечей зажигания, электронного коммутатора и датчика-распределителя;

Проверка действия привода и свободного хода педали сцепления;

Проверка действия рабочего, стояночного тормозов и свободного хода педали тормоза;

Проверка работы агрегатов и систем, механизмов и приборов АТС на ходу или на стенде;

Удаление внешней консервации, очистка кабины, кузова, салона, грузовой платформы, мойка и сушка АТС;

Осмотр автотранспортных средств, выявление наружных повреж­дений (проверка состояния дверей, кузова (кабины), сидений,

стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, опере­ния);

Проверка надежности закрывания капота, багажника, дверей, крышки наливной горловины топливного бака, исправности зам­ков дверей, работы стеклоподъемников, замков и втягивающих устройств ремней безопасности, регулирующих устройств сиде­ний и подголовников;

Проверка действия стеклоочистителей, омывателей, устройств обо­грева и обдува стекол;

Проверка и при необходимости регулировка установки фар;

Проверка работоспособности контрольно-измерительных прибо­ров (приборов освещения, световой и звуковой сигнализации);

Проверка на автомобилях инвалидных модификаций работоспо­собности специальных и дополнительных механизмов;

Проверка наличия технической документации, инструмента и ком­плектующих изделий.

Обнаруженные дефекты и неисправности, в том числе которые не входят в приведенный перечень, устраняются. При этом все ра­боты, в том числе и регулировочные, выполняются предприятием, проводящим предпродажную подготовку, а оплачиваются они вино­вной стороной согласно коммерческому акту, составленному с уча­стием представителя завода-изготовителя.

ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) применяется при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц.

В 2015 году используется справочник ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) с расшифровкой кодов. Он был принят Постановлением Госстандарта России от 06 ноября 2001 г. № 454-ст. С 1 января 2016 года вступает в силу ОКВЭД 2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.

Структура ОКВЭД

Справочник состоит из 17 разделов, обозначенных латинскими буквами (A-Q) и 16 подразделов (СА, СВ, DA-DN). Они разбиты на более мелкие классы, подклассы, группы, подгруппы и виды, представленные в виде двух-шести арабских цифр, разделенных точками.

Код группировок видов экономической деятельности имеет следующую структуру:

  • XX - класс;
  • ХХ.Х - подкласс;
  • ХХ.ХХ - группа;
  • ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
  • ХХ.ХХ.ХХ - вид.

Выбор кодов ОКВЭД

При регистрации новой организации возникает вопрос подбора видов экономической деятельности. Важно знать, что все они выбираются строго по кодам ОКВЭД.

Чтобы найти нужный код, сначала стоит определиться со сферой деятельности организации (например, текстильное производство), затем разыскать необходимый раздел или подраздел (к примеру, DB). Дальше углубляться в класс, подкласс, группу, подгруппу и вид, пока не будет определен конкретный вид экономической деятельности.

  • Подбор кода не зависит от формы собственности организации: они идентичны для ИП, ООО, ЗАО.
  • Выбранный код должен состоять не менее, чем из 4 цифр, т.е. являться наименованием группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) или вида (XX.XX.XX).
  • В учредительных документах можно указывать неограниченное количество кодов (желательно не более 20 штук).
  • При регистрации указывается один основной код (профильной деятельности организации) и дополнительные (неосновные занятия или деятельность в ближайшей перспективе).
  • При выборе видов экономической деятельности следует помнить, что некоторые из них требуют лицензирования.
  • В любой момент можно вносить изменения в список кодов (добавлять или исключать).

Инструкция

Для облегчения подбора вида экономической деятельности организован поиск по наименованию или по коду. Также реализована возможность добавления интересующих позиций в сохраненные для дальнейшего просмотра либо вывода на печать кодов с расшифровкой.