Гост транспортировка грузов. Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части условий хранения и транспортирования. Порядок выбора номенклатуры показателей качества

ГОСТ 26653-90

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПОДГОТОВКА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ
К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПОДГОТОВКА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ
К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ

Общие требования

Preparation of general cargoes for transportation.
General requirements

ГОСТ
26653-90

Дата введения 01.07.91

Настоящий стандарт устанавливает общие требования по подготовке генеральных грузов к транспортированию в прямом и смешанном сообщении: морским, речным, железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом.

Требования стандарта должны учитываться при разработке стандартов, технических условий на продукцию, подготавливаемую к транспортированию, в части упаковки, маркировки, перевозки и хранения, при планировании и организации отправки грузов, заключении договоров и контрактов на поставку экспортных и импортных товаров.

Пояснение термина «генеральные грузы» приведено в .

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Груз должен быть подготовлен к транспортированию с учетом требований стандартов на продукцию, Правил перевозок грузов, действующих на соответствующих видах транспорта, и Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

1.2. Подготовка груза к транспортированию должна обеспечивать:

Сохранность груза на всем протяжении перевозки и безопасность транспортного средства и окружающей среды;

Максимальное использование грузоподъемности и (или) грузовместимости транспортных средств и грузоподъемных механизмов при обязательном обеспечении сохранности груза и безопасности его перевозки;

Необходимую прочность упаковки груза при штабелировании и перегрузочных операциях;

Удобство проведения грузовых операций, крепления и размещения на транспортных средствах и в складах.

1.3. При подготовке груза к транспортированию следует учитывать:

Свойства груза, район перевозки, сроки доставки и время года;

Длительность воздействия гидрометеорологических факторов, в том числе в микроклиматических районах;

Динамический характер нагрузок, действующих на соответствующем виде транспорта;

Вместимость и размеры грузовых помещений, транспортных средств;

Необходимость крепления груза;

Необходимость обеспечения в грузовых помещениях транспортных средств определенных температурных, вентиляционных и влажностных режимов;

Возможность комплексной механизации перегрузочных процессов для обеспечения высокой производительности труда и сокращения простоя транспортных средств под погрузкой и выгрузкой;

Опасность повреждения груза и машин, травмирования людей при перегрузочных работах в случае недостаточной или неверной информированности транспортных организаций о свойствах груза и правильных способах его перегрузки, а также из-за их неподготовленности к грузовым операциям;

Несоответствие формы предъявления груза к перевозке технологическим требованиям перегрузочного и перевозочного процессов;

Необходимость предварительной информации транспортных организаций о форме предъявления груза к перевозке или об ее изменении с целью определения или уточнения технологии перевозки и его переработки в перегрузочных пунктах;

Возможность укрупнения и унификации грузовых мест с целью создания условий для механизации и автоматизации перемещения и строповки грузов.

1.4. Транспортная тара и упаковка груза, предъявляемого к перевозке, должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации, иметь в наличии и целостности пломбы, замки, контрольные ленты и специальные устройства для крепления на транспортном средстве и быть приспособленными для быстрой, удобной и безопасной строповки груза при перемещении его кранами и погрузчиками.

1.5. Средства пакетирования грузов при пакетных перевозках в районы Крайнего Севера должны быть преимущественно разового использования.

1.6. Транспортная тара и упаковка груза должны обеспечивать его сохранность при производстве грузовых операций с использованием грузозахватных приспособлений.

2.5. Грузы в транспортных пакетах

2.5.1. Грузы, которые по своим размерам и свойствам могут быть сформированы в транспортные пакеты, должны предъявляться отправителем к перевозке в пакетированном виде.

Пакет является транспортным грузовым местом. Во всех грузовых перевозочных документах следует указывать как количество пакетов, так и количество отдельных мест в них.

Размеры транспортной тары и упаковки должны соответствовать , опасных грузов - , продукции, отправляемой в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, - .

Эти места и устройства должны быть замаркированы или оговорены в сопроводительной документации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В договорах на поставку достаточно часто встречается статья следующего содержания: «Упаковка товара должна обеспечивать полную защиту любого вида повреждений и коррозии с учетом длительной транспортировки и хранения в автомобильном транспорте». Ссылка при этом относилась к стандарту ГОСТ 26653- 90 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования». Этот документ, выпущенный в далеком 1990 г., частично пояснял, что должна обеспечивать подготовка груза к транспортированию, но факт «давности» давал возможность спекулировать вокруг многих его положений. Огромным недостатком являлось отсутствие информации о силах, действующих на груз во время перевозок различными видами транспорта.

И вот в стенах Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (Россия) разработан новый стандарт ГОСТ 26653- 2015 , которым устанавливаются общие требования по подготовке генеральных грузов к транспортированию в прямом и смешанном сообщении автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским и речным транспортом.

В стандарте изложены область применения, нормативные ссылки, термины и определения, требования к грузу и транспортной таре и пр. Также имеются три приложения:

А (обязательное) — нормативные динамические нагрузки, подлежащие учету на соответствующем виде транспорта;

В (справочное) — технические характеристики материалов с повышенным коэффициентом трения.

Проведем краткий экскурс по новому стандарту, сопроводив некоторыми комментариями в сравнении с прежней версией.

В варианте 1990 г. утверждалось, что требования должны были учитываться при заключении договоров и контрактов на поставку экспортных и импортных товаров. Стандарт 2015 года относится абсолютно ко всем перевозкам - как международным, так и внутренним, не определяя различия.

Важный аспект нового ГОСТа — включение целого раздела «Термины и определения», что позволяет избежать различий в толковании.

Обратим внимание на ряд терминов.

3.1. Генеральные грузы (general cargoes): «Различные штучные грузы: металлопродукция, подвижная техника (самоходные и буксируемые (прицепные) транспортные средства на колесном или гусеничном ходу), крупногабаритные и тяжеловесные грузы, железобетонные изделия и конструкции и иные строительные грузы, тарно-штучные грузы, в том числе опасные грузы в таре, грузы в транспортных пакетах, в том числе в мягких контейнерах, лесные грузы, грузовые транспортные единицы, в том числе грузовые контейнеры».

3.2. Перевозка груза: «Транспортирование груза с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка».

Если раньше имелись варианты разделения понятий перевозки и транспортирования на два различных процесса, отличием которых является наличие договора перевозки, то сейчас указывается на то, что перевозка является транспортированием и, следовательно, подпадает под действие стандарта .

Некоторые термины даны с переводом на английский язык, что облегчает правильное понимание.

3.6. Упаковка (packaging): «Средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту тары с продукцией в процессе ее обращения. Под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции».

3.7. Транспортная упаковка (transport packaging): «Изделие, предназначенное для защиты тары с продукцией в процессе ее хранения и транспортирования, образующее самостоятельную грузовую единицу».

3.8. Грузовая единица, грузовое место (cargo unit): «Груз, подготовленный для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ».

3.9. Транспортный пакет (overpack): «Укрупненная грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц с применением средств пакетирования, подготовленная для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ».

3.10. Грузовая транспортная единица, ГТЕ : «Грузовой контейнер, автотранспортное средство, железнодорожный вагон, контрейлер, съемный кузов или иная подобная единица, используемая, в частности, для смешанных перевозок».

3.15. Разгрузка (unpacking): «Освобождение ГТЕ от груза и средств крепления ».

3.16. Загрузчик (packer): «Сторона, которая загружает, размещает и закрепляет груз в/или на ГТЕ; загрузчик может быть нанят либо грузоотправителем, либо отправителем, экспедиторской компанией или перевозчиком; если грузоотправитель или отправитель загружают ГТЕ на своей территории, грузоотправитель или отправитель являются также загрузчиками ».

Каждый термин и его перевод получены из других нормативных документов, ссылка на которые дается тут же. , несмотря на то, что русская версия Конвенции дорожной перевозки грузов использует перевод «упаковка» для термина packing.

В ГОСТ 26653-2015 несколько изменены и дополнены «Общие положения».

4.1. Груз должен быть подготовлен к транспортированию в соответствии с настоящим стандартом и с учетом требований стандартов, технических условий и рабочей документации на продукцию, правил перевозки грузов, действующих на соответствующем виде транспорта и Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

4.2. Подготовка груза к транспортированию должна обеспечивать:

  • сохранность груза и транспортных средств на всем протяжении перевозки, экологическую безопасность, выполнение требований к размещению и креплению груза, действующих на соответствующем виде транспорта;
  • максимальное использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств и перегрузочной техники при обязательном обеспечении сохранности груза и безопасности его перевозки;
  • необходимую прочность упаковки груза при складировании (штабелировании) и погрузочно-разгрузочных работах, а также при воздействии нормативных динамических нагрузок, подлежащих учету на соответствующем виде транспорта в соответствии с приложением А;
  • надлежащее, в соответствии со стандартами, техническими условиями и рабочей документацией на продукцию, крепление груза внутри грузовой единицы;
  • удобство проведения грузовых операций, размещения и крепления на транспортных средствах и складах.

4.3. При подготовке груза к транспортированию следует учитывать:

  • транспортные характеристики и свойства груза, географический район, сроки доставки и время года;
  • длительность воздействия гидрометеорологических факторов, в том числе в микроклиматических районах;
  • вместимость и размеры закрытых и открытых грузовых помещений, отделений, отсеков, платформ транспортных средств: судов, вагонов, кузовов автомобилей, воздушных судов и т.д.;
  • необходимость крепления груза, представляющего опасность смещения (см. Б.3 приложения Б), с учетом применения материалов с повышенным коэффициентом трения, приведенных в приложении В;
  • необходимость обеспечения в грузовых помещениях транспортных средств определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов;
  • возможность применения средств механизации перегрузочных процессов;
  • опасность повреждения груза и транспортных средств, травмирования людей при перегрузочных работах в случае недостаточной или недостоверной информированности транспортных организаций о транспортных характеристиках и свойствах груза и безопасных способах его перевалки, размещения и крепления на транспортном средстве;
  • необходимость предварительного информирования транспортных организаций о виде предъявления груза к перевозке или об его изменении с целью определения или уточнения технологии его перевозки и обработки в пунктах перевалки. Форма такой информации, применяемая при морских перевозках, приведена в приложении Б и рекомендуется к использованию при перевозках другими видами транспорта;
  • возможность укрупнения грузовых мест.

4.6. Транспортные тара и упаковка груза должны обеспечивать его сохранность и безопасность проведения грузовых операций с использованием грузозахватных приспособлений.

Несколько расширена ответственность грузоотправителя.

ГОСТ 26653-90: «1.11 Грузоотправитель отвечает за последствия недостатков тары и внутренней упаковки грузов (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его массе или установленным стандартам».

ГОСТ 26653-2015: «4.11 Грузоотправитель несет ответственность за последствия, вызванные предоставлением недостоверных сведений о грузе и его свойствах, недостатками маркировки, тары и внутренней упаковки груза (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применением тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его массе или установленным стандартам, техническим условиям и рабочей документации на продукцию конкретного вида, в результате чего возникли обстоятельства, повлиявшие на безопасность транспортирования и сохранность перевозимого груза» .

В главе 5 нового стандарта изложены требования к грузу с акцентом на следующих группах генеральных грузов: металлопродукция; подвижная (автотракторная) техника; крупногабаритные и тяжеловесные грузы (КТГ); железобетонные изделия и конструкции; тарно-штучные грузы; грузы в транспортных пакетах; грузы в универсальных среднетоннажных и крупнотоннажных контейнерах; опасные грузы в таре.

Требования к каждой группе достаточно интересны. Так, например, появился регламент к проекту перевозки КТГ (крупногабаритные и тяжеловесные грузы).

5.3.9. Проект перевозки КТГ в общем случае может включать выбор транспортного средства, схемы и расчеты по размещению и креплению груза , расчеты остойчивости (устойчивости) и прочности транспортных средств, расчеты и документацию по их дооборудованию, технологию перегрузки, мероприятия по подготовке пунктов погрузки-выгрузки, по усилению и развитию дорожной составляющей, включая инженерные сооружения.

5.3.10. Груз принимают к перевозке после согласования проекта его перевозки и крепления с перевозчиком . В случае необходимости проект перевозки согласовывают с грузоотправителем, получателем, грузовыми терминалами и другими транспортными и монтажными организациями, участвующими в доставке и монтаже груза у получателя.

Глава 6 определяет требования к транспортной таре. Здесь выделим следующие моменты.

6.2.2. Крепление тары с грузом внутри транспортной упаковки по горизонтальной составляющей должно выдерживать нагрузку F в ньютонах (Н), вычисляемую по формуле:

F = 0,8 х Q х g,

где 0,8 — коэффициент горизонтальной динамичности;

Q — масса нетто груза, кг;

g — ускорение свободного падения (9,81 м/с2).

6.2.3. Средства скрепления грузов в транспортных пакетах должны обеспечивать сохранность пакетов при действии максимальных динамических нагрузок, возникающих на задействованных в транспортировании видах транспорта в соответствии с приложением А.

6.3. Грузы в транспортной таре массой брутто более 1 т, станки, оборудование, узлы и детали, предъявляемые к транспортированию без упаковки или с частичной защитой, для удобства выполнения грузовых операций и возможности крепления на транспортном средстве должны иметь приспособления (рымы, скобы, обухи, крюки, монтажные петли, строповочные отверстия) или места для застропки, или заводки гибких элементов крепления и ввода вил погрузчика. Эти места и устройства должны быть промаркированы и оговорены в сопроводительной документации. (Рисунок 1).

Важнейшим дополнением в ГОСТ 26653-2015 является включение приложения А (обязательное) «Нормативные динамические нагрузки, подлежащие учету на соответствующем виде транспорта», которое повторяет положения Кодекса по загрузке грузовых транспортных единиц ИМО/МОТ/ЮНЕКЕ.

К ускорениям (a), подлежащим учету при транспортировании, относятся ускорение свободного падения (g = 9,81 м/с2) и ускорения, вызванные типичными транспортными условиями, например, экстренным торможением или резкой сменой автотранспортным средством полосы движения, или перемещениями судна на значительном волнении водной среды. Эти ускорения выражают как произведение ускорения свободного падения (g) на коэффициент динамичности (k) при транспортировании: a = k х g.

Этим же условиям должна соответствовать прочность тары.

Хочется обратить внимание на то, что экстренное торможение относится к типичным транспортным условиям и должно приниматься во внимание при упаковке и креплении груза.

Требования нового межгосударственного стандарта ГОСТ 26653-2015 следует учитывать:

  • при разработке стандартов, технических условий и рабочей документации на продукцию, подготавливаемую к транспортированию, в части упаковки, маркировки, перевозки и хранения;
  • при планировании и организации отправки грузов, заключении договоров и контрактов на поставку товаров;
  • при государственном контроле исполнения грузоотправителем обязанностей по подготовке генеральных грузов к транспортированию, в том числе информированию перевозчика об опасных свойствах груза, требующих принятия особых мер предосторожности.

Перевозчик вправе ожидать, что предъявляемый к транспортированию груз, будет подготовлен надлежащим образом, обеспечивающим сохранную доставку. Но нередко грузоотправитель не осознает, что может произойти в пути, и только перевозчик, который досконально знает процесс доставки, может указать на необходимые меры укладки и крепления.

ГОСТ 26653-2015

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПОДГОТОВКА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ

Общие требования

Preparation of general cargoes for transportation. General requirements

Дата введения 2017-03-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2-2009 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН АО “Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота”

2 ВНЕСЕН ТК 318 “Морфлот”

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации протокол от 29 сентября 2015 г. N 80-П

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армгосстандарт

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Госстандарт России

Таджикистан

Таджикстандарт

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты” (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования по подготовке генеральных грузов к транспортированию в прямом и смешанном сообщении: автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским и речным транспортом.

Требования настоящего стандарта следует учитывать при разработке стандартов, технических условий и рабочей документации на продукцию, подготавливаемую к транспортированию, в части упаковки, маркировки, перевозки и хранения, при планировании и организации отправки грузов, заключении договоров и контрактов на поставку товаров, при осуществлении государственного контроля за исполнением грузоотправителем обязанностей по подготовке генеральных грузов к транспортированию, в том числе информированию перевозчика об опасных свойствах груза, требующих принятия особых мер предосторожности, в том числе путем привлечения специализированных организаций, аккредитованных в установленном порядке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

3.20 тяжеловесный, крупногабаритный, негабаритный и длинномерный груз: Груз, массогабаритные характеристики которого превышают установленные правилами перевозки грузов соответствующим видом транспорта.

Примечание – Критерии отнесения груза к каждой из этих категорий смотри в правилах перевозки грузов соответствующим видом транспорта.

3.21 экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости транспортного средства .

3.22 сепарирование грузов: Отделение одной партии груза от другой на складе и на транспортном средстве.

3.23 ложемент (support assembly): Фигурная подставка на складе или транспортном средстве для груза со сложной формой опорной поверхности.

3.24 кильблок (keelblock): Опора для днища судна, стоящего на стапеле или в доке, или фигурная подставка для установки шлюпки, катера на палубе судна или на берегу.

4 Общие положения

4.1 Груз должен быть подготовлен к транспортированию в соответствии с настоящим стандартом и с учетом требований стандартов, технических условий и рабочей документации на продукцию, правил перевозки грузов, действующих на соответствующем виде транспорта , , , и Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) .

4.2 Подготовка груза к транспортированию должна обеспечивать:

– сохранность груза и транспортных средств на всем протяжении перевозки, экологическую безопасность, выполнение требований к размещению и креплению груза, действующих на соответствующем виде транспорта;

– максимальное использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств и перегрузочной техники при обязательном обеспечении сохранности груза и безопасности его перевозки;

– необходимую прочность упаковки груза при складировании (штабелировании) и погрузочно-разгрузочных работах, а также при воздействии нормативных динамических нагрузок, подлежащих учету на соответствующем виде транспорта в соответствии с приложением А и , ;

– надлежащее, в соответствии со стандартами, техническими условиями и рабочей документацией на продукцию, крепление груза внутри грузовой единицы;

– удобство проведения грузовых операций, размещения и крепления на транспортных средствах и складах.

4.3 При подготовке груза к транспортированию следует учитывать:

– транспортные характеристики и свойства груза, географический район, сроки доставки и время года;

– длительность воздействия гидрометеорологических факторов, в том числе в микроклиматических районах;

– вместимость и размеры закрытых и открытых грузовых помещений, отделений, отсеков, платформ транспортных средств: судов, вагонов, кузовов автомобилей, воздушных судов и т.д.;

– необходимость крепления груза, представляющего опасность смещения (см. Б.3 приложения Б), с учетом применения материалов с повышенным коэффициентом трения, приведенных в приложении В и , ;

– необходимость обеспечения в грузовых помещениях транспортных средств определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов;

– возможность применения средств механизации перегрузочных процессов;

– опасность повреждения груза и транспортных средств, травмирования людей при перегрузочных работах в случае недостаточной или недостоверной информированности транспортных организаций о транспортных характеристиках и свойствах груза и безопасных способах его перевалки , размещения и крепления , , и на транспортном средстве;

– необходимость предварительного информирования транспортных организаций о виде предъявления груза к перевозке или об его изменении с целью определения или уточнения технологии его перевозки и обработки в пунктах перевалки. Форма такой информации, применяемая при морских перевозках , приведена в приложении Б и рекомендуется к использованию при перевозках другими видами транспорта;

– возможность укрупнения грузовых мест.

4.4 Транспортная тара и упаковка груза, предъявляемого к перевозке, должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и рабочей документации на продукцию, обеспечивать в необходимых случаях возможность применения и/или иметь в наличии и целостности пломбы, запорно-пломбировочные устройства, замки, контрольные ленты и специальные устройства для крепления на транспортном средстве; быть приспособленными для быстрой, удобной и безопасной строповки груза при перемещении его средствами перегрузочной техники.

4.5 Грузы со сложной конфигурацией опорной поверхности, цилиндрические, сферические и конические следует предъявлять вместе с необходимыми для перевозки специальными подставками, тумбами, ложементами и кильблоками достаточной прочности. Грузы со смещенным центром тяжести следует предъявлять к перевозке с учетом требований 5.3.2.

4.6 Транспортные тара и упаковка груза должны обеспечивать его сохранность и безопасность проведения грузовых операций с использованием грузозахватных приспособлений.

4.7 Маркировка груза должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192 и требованиям, предусмотренным техническими условиями и рабочей документацией на конкретную продукцию, а маркировка, характеризующая вид и степень опасности, должна соответствовать требованиям ГОСТ 19433 , международных правил и соглашений о перевозке опасных грузов, действующих в государствах – участниках этих соглашений, правил перевозки опасных грузов, действующих на соответствующем виде транспорта , , , , , , , .

4.8 В стандартах и технических условиях на конкретный груз в таре или без нее должна быть оговорена возможность его транспортирования на транспортных средствах с открытым кузовом либо на верхней (открытой) палубе судов в условиях воздействия воды в соответствии с ГОСТ 15150 , ГОСТ 15151 .

4.9 Требования к упаковке груза, условиям и особенностям его транспортирования, способам и средствам укрупнения грузовых мест должны быть приведены в стандартах, технических условиях и рабочей документации на продукцию конкретного вида в разделе “Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение” в соответствии с требованиями ГОСТ 1.5 .

4.10 Тара и упаковка грузов, отправляемых в районы Крайнего Севера, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15846 .

4.11 Грузоотправитель несет ответственность за последствия, вызванные предоставлением недостоверных сведений о грузе и его свойствах, недостатками маркировки, тары и внутренней упаковки груза (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применением тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его массе или установленным стандартам, техническим условиям и рабочей документации на продукцию конкретного вида, в результате чего возникли обстоятельства, повлиявшие на безопасность транспортирования и сохранность перевозимого груза.

4.12 Груз и его тара, предъявляемые к перевозке в смешанном и в прямом сообщениях, должны обеспечивать их сохранность при перевалке, а также сохранность подвижного состава железных дорог в соответствии с ГОСТ 22235 и ГОСТ 22477 , транспортных средств иных видов транспорта и грузовых транспортных единиц.

5 Требования к грузу

5.1 Металлопродукция

5.1.1 Подготовку металлопродукции отдельных видов к транспортированию следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 7566 , ГОСТ 10692 , а также действующих стандартов, технических условий и рабочей документации на металлопродукцию конкретного вида.

5.1.2 Средства пакетирования металлопродукции и способы обвязки должны обеспечивать, в соответствии с требованиями ГОСТ 9498 , ГОСТ 11070 , ГОСТ 13843 , ГОСТ 19437 , сохранность пачек, связок, рулонов и мотков от рассыпания и раскручивания, от утраты и обезличивания ярлыков как при перегрузочных операциях, так и во время перевозки.

5.1.3 При пакетировании металлопродукции по ГОСТ 7566 и ГОСТ 10692 следует применять несущие средства пакетирования с верхними точками захвата, либо конфигурацией пакетов и способами их размещения в транспортных средствах должны быть обеспечены застропка и отстропка без подъема, раздвигания и других операций. Отступление от этого правила допускается только по согласованию с оператором грузового терминала, куда направляется груз, при наличии на грузовом терминале специальных грузоподъемных средств (магнитов, манипуляторов и т.д.). Указание о возможности строповки за несущие обвязки и средства пакетирования должно быть маркировано на грузе и/или указано в перевозочных документах.

5.1.4 Металлопрокат (рельсы, пруток, профильный прокат, трубы диаметром до 350 мм и др.), чушки цветных металлов, медные и никелевые катоды, упакованные и неупакованные мотки (катаная проволока, колючая проволока и пр.) должны предъявляться к перевозке в пакетах.

5.1.5 Лом черных металлов должен быть разделен на части в соответствии с ГОСТ 2787 , лом цветных металлов – ГОСТ 1639 . Мелкие отходы металлов должны быть спрессованы в брикеты или сформированы в транспортные пакеты. Мелкий лом в виде бывших в употреблении метизов, инструмента, лома цветных металлов должен быть помещен в прочную тару: ящики, бочки или специализированные контейнеры.

5.1.6 Листовую сталь в рулонах, транспортируемую с установкой на торец, следует поставлять на полозьях, либо рулоны должны быть приспособлены для перегрузки клещевыми захватными устройствами, сжимающими стенку рулона изнутри и снаружи.

5.2 Подвижная (автотракторная) техника

5.2.1 В товаросопроводительных документах на самоходную технику и в информационном листке, прикрепляемом к ветровому стеклу кабины с внутренней стороны, следует указывать наименование и марку топлива, предназначенного для заправки. На момент погрузки на транспортные средства подвижная техника должна быть заправлена топливом в количестве, предписанном правилами перевозки грузов на соответствующем виде транспорта.

5.2.2 Система охлаждения двигателей должна быть заправлена антифризом, а аккумуляторы заряжены и готовы к пуску двигателя. После окончания погрузки техники на транспортное средство ключ в замке зажигания должен быть оставлен в положении “выключено”.

При температуре наружного воздуха на маршруте доставки выше 4°C система охлаждения двигателей может быть заправлена водой. При погрузке самоходной техники на транспортные средства при температуре наружного воздуха ниже 4°C и при отсутствии в системе охлаждения антифриза допускается заправка самоходной техники горячей водой. Слив воды из системы охлаждения в этом случае должен осуществляться немедленно после окончания погрузки самоходной техники на транспортное средство.

5.2.3 При транспортировании подвижной техники в смешанном сообщении ее подготовку к транспортированию проводит грузоотправитель в соответствии с требованиями к транспортным средствам по ГОСТ 15846 .

5.2.4 На подвижной технике должна быть установлена и находиться в исправности световая и звуковая сигнализация, а также все прочие устройства, обеспечивающие безопасность движения.

5.2.5 С первой единицей самоходной техники каждого вида, либо предварительно, грузоотправитель обязан направить на грузовые терминалы не менее трех экземпляров инструкции по эксплуатации и управлению самоходной техникой, в случаях, предусмотренных правилами перевозки грузов соответствующим видом транспорта.

5.2.6 Для подвижной техники, в том числе легковых автомобилей, предприятием-изготовителем должна быть составлена схема строповки для перегрузки грузоподъемными устройствами с указанием мест строповки, грузозахватных приспособлений, расположения строповочных ветвей и центра тяжести. Расположение строповочных ветвей и применяемые приспособления должны исключать возможность повреждения подвижной техники и ее лакокрасочного покрытия.

Схему строповки следует прикреплять к внутренней стороне стекла кабины. При отсутствии у подвижной техники кабины схему прикрепляют на видном месте с предохранением от повреждения атмосферными осадками.

5.2.7 Легковые автомобили, отгружаемые в таре, необходимо предъявлять к перевозке в дощатых решетчатых ящиках по ГОСТ 10198 .

5.2.8 При отправлении предназначенной к погрузке своим ходом техники, размещенной на грузовых терминалах, на договорной основе должны быть обеспечены своевременная подзарядка аккумуляторных батарей и выполнение всех других работ, предусмотренных инструкциями по эксплуатации подвижной техники при ее хранении, в том числе при контрейлерных перевозках.

5.2.9 Тракторную технику, для которой возможно длительное хранение до реализации, отгружают в законсервированном виде с сухозаряженными аккумуляторами. При этом предприятия-изготовители обязаны на договорной основе обеспечить транспортные организации приспособлениями, необходимыми для погрузки и выгрузки тракторной техники на транспортные средства без расконсервации.

5.2.10 При невозможности крепления на единице автотракторной техники комплекта запасных частей и навесного оборудования допускается отгружать такие комплекты отдельными пакетами вместе с отправляемой партией техники.

5.2.11 При погрузке тракторной техники в законсервированном виде и наличии в пунктах перевалки буксировочных средств, не требующих нахождения водителя в кабине буксируемого трактора, кабины должны быть закрыты и опломбированы.

5.2.12 На крупногабаритную импортную технику, отгружаемую из порта в частично демонтированном состоянии, должны заблаговременно быть переданы инструкции по демонтажу техники. Работы, связанные с демонтажем, выполняют на договорной основе.

5.3 Крупногабаритные и тяжеловесные грузы (КТГ)

5.3.1 Критерии отнесения каждого груза к категории длинномерных, крупногабаритных и тяжеловесных определены правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта.

Важное замечание: Многие юристы различают такие понятия как «перевозка» и «транспортирование» и даже «транспортирование» и «транспортировка», но для целей данной статьи эти понятия означают только перемещение груза на автомобильном транспортном средств е, используемом для перевозки грузов по дорогам , открытым для общего пользования

В первую очередь я ссылаюсь на положения стандарта ГОСТ 26653-90 “Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования”.

Этот стандарт устанавливает общие требования по подготовке генеральных грузов к транспортированию в прямом и смешанном сообщении: морским, речным, железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом.

Требования стандарта должны учитываться при разработке стандартов, технических условий на продукцию, подготавливаемую к транспортированию, в части упаковки, маркировки, перевозки и хранения, при планировании и организации отправки грузов, заключении договоров и контрактов на поставку экспортных и импортных товаров.

Теперь определимся, что относится к оборудованию и относится ли груз оборудования к классу «генеральные грузы».

Межгосударственный стандарт ГОСТ ЕН 1070-2003 Группа Т51 ”Безопасность оборудования. Термины и определения» представляет собой идентичный текст европейского стандарта EN 1070-98 " Safety of machinery. Terms and definitions " Стандарт введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 5 декабря 2003 г. № 346-ст.

Существует еще один Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001
"Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 23 мая 2002 г. N 199-ст)

Настоящий стандарт, содержащий аутентичный текст ИСО/ТО 12100-1-92 (ЕН 292-1-91), предназначен разъяснить конструкторам, изготовителям оборудования и другим заинтересованным сторонам основные требования безопасности оборудования для достижения соответствия с европейским законодательством.

Оба стандарта дают следующее определения, относящиеся к рассматриваемому грузу.

3.4 Оборудование (машина): Совокупность связанных между собой частей или устройств, из которых по крайней мере одно движется, а также элементы привода, управления и энергетические узлы, которые предназначены для определенного применения, в частности для обработки, производства, перемещения или упаковки материала. К термину "оборудование" относят также и совокупность машин, которые так устроены и управляемы, что они функционируют как единое целое для достижения одной и той же цели.

Приложение А содержит общее схематическое изображение машины.

Общее схематическое изображение машины

3.11. Безопасность машины - способность машины выполнять функции и иметь возможность быть транспортируемой , устанавливаемой, регулируемой, обслуживаемой, демонтируемой и утилизируемой в условиях предназначенного использования согласно инструкции изготовителя (а в некоторых случаях, в течение заданного интервала времени, согласно руководству по эксплуатации) без травмирования или нанесения другого вреда здоровью (фраза «иметь возможность быть транспортируемой» выделена мною.А. Ш. ).

3.14. Конструкция машины - ряд действий, включая:

а) исследование самой машины, учитывая все стадии ее жизненного цикла:

1) конструирование;

2) транспортирование и ввод в эксплуатацию:

Установка;

Регулировка;

3) применение (использование):

Настройка, обучение/программирование или процесс переналадки;

Эксплуатация (работа);

Очистка;

Поиск последствий отказов и повреждений;

Техническое обслуживание;

4) вывод из эксплуатации, демонтаж, утилизацию;

б) разработку руководства по эксплуатации относительно всех вышеупомянутых стадий (исключая конструирование) по 5.5 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2 .

(См. 3.11 ГОСТ ИСО/ТО 12100-1.)

(Пункт 2 - слово « транспортирование» опять же намеренно выделено мною. – А. Ш. ).

Из всего вышеизложенного следует, что возможность быть транспортируемой должна быть обеспечена машине еще в период конструирования и это должно быть отражено в инструкции изготовителя или в руководстве по эксплуатации.

Однако практика наших сюрвейерских осмотров указывает на неподготовленность оборудования к перевозке (транспортированию) и перевозка (транспортирование) часто заканчивается повреждением грузов. Очень часто инструкции изготовителя либо отсутствуют, либо вводят грузоотправителя и перевозчика в заблуждение. Ярким примером является ситуация, указанная на приведенных ниже фотографиях. Грузоотправитель и перевозчик выполнили схему крепления, предоставленную грузоотправителем, но трансформатор выпал из транспортного средства через тысячу километров пути.

Здесь мы для убедительности приводим и саму инструкцию, на которой производитель показывает, как именно следует крепить трансформатор. Но два ремня для данного неустойчивого груза - совсем не то, что на самом деле требуется для его надежного крепления!

Впрочем, чаще всего инструкция производителя просто не выполняется грузоотправителем или выполняется по-своему.

Например, в случае, изображенном на следующих фотографиях, грузоотправителю не разрешили использовать прижимные ремни, как было указано на маркировке емкости, считая, что прижим повредит саму емкость. Еще одной причиной аварии было смещение другого груза, который также не был подготовлен к транспортировке несмотря на то, что детальное описание действий было указано в руководстве по эксплуатации, следовавшем с грузом.

Несомненно, что оборудование при перевозке относится к классу генеральных грузов, поэтому напомню положения стандарта ГОСТ 26653-90 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования».

Подготовка груза к транспортированию должна обеспечивать:

Сохранность груза на всем протяжении перевозки и безопасность транспортного средства и окружающей среды;

Максимальное использование грузоподъемности и (или) грузовместимости транспортных средств и грузоподъемных механизмов при обязательном обеспечении сохранности груза и безопасности его перевозки;

Необходимую прочность упаковки груза при штабелировании и перегрузочных операциях;

Удобство проведения грузовых операций, крепления и размещения на транспортных средствах и в складах.

Требования к упаковке груза, условиям и особенностям его транспортирования, способам и средствам укрупнения грузовых мест должны излагаться в нормативно-технической документации на конкретный вид груза в разделе «Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» в соответствии с требованиями ГОСТ 1.5.

Привожу для примера стандарт, относящийся к оборудованию, где были выполнены требования ГОСТ 26653-90 “Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования”. Это стандарт ГОСТ 24686-81 (СТ СЭВ 1923-79) «Оборудование для производства изделий электронной техники и электротехники. Общие технические требования». Там есть требуемая глава «4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». Приведу несколько ее разделов, имеющих в нашем случае принципиальное значение:

4.10. Упаковка оборудования и его составных частей должна обеспечивать сохранность оборудования и его составных частей, инструмента, принадлежностей и сопроводительной эксплуатационной документации от механических повреждений и вредного воздействия атмосферных факторов при транспортировании.

4.11. Перед упаковкой и транспортированием из оборудования должны быть удалены масла и охлаждающая жидкость и другие технологические среды.

4.12. Все подвижные части оборудования должны быть приведены в такое положение, при котором оборудование имеет наименьшие габаритные размеры, и в таком положении закреплены элементами упаковки (деревянными опорами, эластичными амортизационными элементами из резины, войлока и т. п.) или приведением элементов оборудования (с помощью фиксаторов, защелок, стопоров и т. п.) в положение, исключающее самопроизвольное перемещение подвижных частей оборудования.

4.13. Тара и упаковка должны обеспечивать сохранность оборудования при перевозке с учетом возможных перевалок грузов, перевозки его различными видами транспорта, а также с учетом климатических условий, в которых осуществляется транспортирование.

4.14. Запасные части, инструмент и принадлежности, входящие в комплект с оборудованием, рекомендуется упаковывать в тару постоянного хранения (футляры, чехлы, укладочные ящики).

4.18. Оборудование в целом или отдельно транспортируемые сборочные единицы и их части должны быть приспособлены для погрузки и транспортирования автомобильным, железнодорожным, воздушным или водным транспортом.

Из всего вышеизложенного следует, что перевозчик вправе ожидать, что груз, предъявляемый к перевозке (транспортированию), будет подготовлен надлежащим образом, обеспечивающим сохранную перевозку.

Однако и грузоотправители оборудования предъявляют к перевозке и хранению самые строгие требования.

Высококачественное и чувствительное оборудование часто не должно подвергаться воздействию сил определенной величины, возникающих во время перевозки и хранения, таким как ускорение в направлении x, y, z осей, наклонам, а также воздействию температуры и влажности.

Контроль за выполнением этих требований к условиям перевозки может осуществляться с использованием специальных записывающих устройств, которые прочно прикрепляются к транспортному средству, упаковке либо самому оборудованию.

Цветовые индикаторы-датчики, которые прикрепляются к упаковке и меняют цвет при определенной температуре, влажности, углах наклона или воздействии определенных сил, являются еще одним, хотя и менее эффективным средством контроля за выполнением перевозчиком условий перевозки.

Индикатор на удар

Индикатор на наклон

Можно хоть тысячу раз повторять, что именно грузоотправитель отвечает за правильную укладку и крепление груза, но мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда грузоотправители просто не осознают, что может произойти с грузом в период транспортирования, и только перевозчик, который досконально знает, каким силам и опасностям будет подвергнут груз и транспортное средство в процессе транспортирования, может указать грузоотправителю на это.

Иногда доходит просто до смешного. На фотографиях, размещенных ниже, изображена ситуация, произошедшая в 2002 г. Автоперевозчик доставил пустой контейнер белорусскому производителю под погрузку. Работники, производящие погрузку контейнера, не задумываясь о каких-то силах, просто спросили у водителя, как лучше погрузить. В результате «умнейших» инструкций водителя 80 % массы были размещены на 3 м у передней стенки контейнера, остальные части оборудования были расставлены вдоль боковых стенок контейнера. Лишь благодаря счастливой случайности при автомобильной перевозке ничего не произошло, хотя смещению груза внутри контейнера ничто не препятствовало. При перегрузке в Гамбурге датчики погрузочного терминала установили недопустимое отклонение положения центра тяжести груза в контейнере. Когда открыли контейнер, выяснилось, что крепление груза было произведено надлежащим образом. В итоге дополнительные расходы (на переукладку и крепление) превысили 7 тыс. евро.

Итак, часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда груз не подготовлен к транспортированию, отсутствуют надлежащие инструкции по транспортированию от грузоотправителя.

Груз имеет склонность к саморазрушению от вибрационных нагрузок. Очень часто грузополучатели заявляют по грузу огромные ущербы даже при небольших видимых механических повреждениях, ссылаясь на внутренние скрытые повреждения и/или на уникальность оборудования и отсутствие запасных частей.

Особенностями перевозки (транспортирования) по дорогам Российской Федерации являются:

1. Наличие длительных вибрационных нагрузок из-за плохого качества дорог, что часто приводит к ослаблению и деформации конструкции самой грузовой единицы из-за ослабления внутриупаковочных винтовых соединений и/или разрушению сварочных соединений, а также креплений (в первую очередь речь идет о прижимных креплениях).

Саморазрушение подставки

Разрушение ножек подставки

2. Высокая длительность перевозки (транспортирования) без возможности вскрытия закрытого и опломбированного кузова и проверки состояния крепления с последующим контролем.

Очень часто груз выпадает из автотранспортного средства через 1000 и даже 500 км пути.

Исследования показали, что в 80 % случаев груз был закреплен с использованием прижимных креплений, что, по моему мнению, абсолютно недопустимо при перевозке (транспортировании) оборудования. Однако наши водители даже не подозревают о существовании других способов крепления и продолжают использовать прижимные ремни (со всеми их недостатками) в абсолютно недостаточном количестве. Почему-то принято считать, что если в кузове есть 24 точки для закрепления 12 прижимных ремней, то эти 12 ремней удержат груз, равный по весу максимальной грузоподъемности.

Последняя фотография сделана в конце зимы этого года. Москва, выезд на Волоколамское шоссе с Походного проезда. На моих глазах груз при совершении поворотов перемещался от борта к борту. И это при наличии четырех точек крепления на грузовой единице для установки четырех независимых растяжек!

Из-за плотного движения моя машина была прижата к этому автомобилю, и я с ужасом вспоминал выпадение трансформатора на автобус в Рязани в 2005 г. Прошло пять лет после той ужасной трагедии, которая нас так ничему и не научила…

Для обеспечения сохранной перевозки необходимо:

1. Тщательно подмести кузов, избавив его мусора, при открытом кузове – ото льда и снега;

2. Увеличить коэффициент трения всеми доступными способами. Наилучший – использование специальных резиновых прокладок, обеспечивающих коэффициент трения скольжения не менее 0,6;

3. Распределить нагрузку от ножек оборудования, чтобы избежать повреждения настила и падения оборудования.

Палуба проломлена ножкой оборудования. Ну чем не женский каблучок!

Для сравнения:

Лебедка весом 6 тонн на основании размером 1,5 на 2 м (3 м²) дает нагрузку на палубу 2 т/м²;

Женщина весом 60 кг надела вечерние туфли с каблучком площадью 50 мм² (0,00005 м²). Когда она наступит на Ваш ботинок во время танца всем своим весом на одном каблучке, то Вам придется выдержать нагрузку 1200 т/м². Вот почему наши женщины в 600 раз опаснее перевозимых нами машин!

Но если женщине вы ничего не скажете, а лишь молча стерпите боль, то распределить нагрузку от ножек оборудования, подложив доски соответствующего размера, водитель может потребовать в момент погрузки.

4. Потребовать от грузоотправителя указать на точки крепления и закрепить грузовые единицы независимыми растяжками и/или другими способами, исключающими любые подвижки грузовых единиц.

5.Блокировка – второй по важности способ крепления, однако следует помнить, что блокировка предполагает непосредственный контакт грузовой единицы и элемента блокирующего крепления, что в свою очередь может привести к повреждению груза. Даже небольшие царапины могут иметь серьезные последствия.

Крепление независимыми растяжками

По-моему мнению, это наиболее эффективный способ крепления дорогостоящего оборудования, обеспечивающий несмещаемость грузовой единицы. Он требует наличия точек крепления как в кузове транспортного средства, так и на грузовой единице.

Варианты установки растяжек

Следует помнить, что при креплении на растяжки для расчетов используется рабочая нагрузка (LC) ремня, а не прижимное усилие (STF). Растяжка начинает работать только при начале смещения, поэтому нет необходимости максимально натягивать растяжку, требуется только «выбрать слабину». Одна растяжка работает только в одном направлении, потому их необходимо четыре. Необходимо рассчитывать горизонтальные проекции рабочей нагрузки ремня (LC) в продольном и поперечном направлении. Вот почему очень важное значение имеет измерение углов установки растяжки – вертикальный aи горизонтальный b .

Существуют варианты, когда один из углов равен 0. Так, например, в случае установки косых растяжек горизонтальный угол b равен 0, в случае с горизонтальными растяжками угол a равен 0.

Косые растяжки

Горизонтальные растяжки

Условие несмещаемости груза согласно стандарту EN 12195-1, где

m

Масса груза

g

Ускорение силы тяжести 9,81 м/с²

с х,у,z

Коэффициенты ускорения инерционных сил для автомобильной перевозки (Cx = 0,8; Cy= 0,5; Cz= 1,0)

m D

Коэффициент трения скольжения (динамический коэффициент трения) – выбирается из таблиц или замеряется

a

Вертикальный угол

b x

Продольный горизонтальный угол

b у

Поперечный горизонтальный угол.

Расчеты по приведенным формулам у многих вызывают священный ужас: водителю, мол, никогда не справиться. Однако я сам был свидетелем спора немецкого полицейского и бельгийского водителя, когда водитель с помощью калькулятора доказал, что его крепления достаточны, так что знание – сила. И оно вполне доступно водителю.

Главное - необходимо помнить, что продольные горизонтальные векторы рабочей нагрузки растяжек (LC) должны быть больше, чем разница между продольной инерционной силой и противостоящей ей силой трения. То же самое - с поперечными нагрузками.

Данная статья - не учебник, поэтому я не буду приводить многочисленные методики и способы расчетов. Существуют программы, таблицы, многочисленные приспособления, позволяющие в течение секунд прикинуть, какое крепление необходимо.

Например, расчетный круг компании Dolezych позволяет рассчитать требуемое крепление очень быстро. На иллюстрации изображен русский вариант этого расчетного круга с нелучшим переводом. Считается, что большинство растяжек устанавливается с вертикальными углами aот 20 до 65 градусов, а горизонтальные углы b – между 6 и 55.

Так как все средства крепления разрабатываются с величинами рабочей нагрузки (LC) с определенной дискретностью (1000, 2000, 2500 daN и т. д.), это тоже позволяет упростить расчеты и действия с приспособлением.

Установив окошко веса груза на требуемую величину (в данном случае 10 т, опять упрощение), мы видим, что нам достаточно четырех растяжек с рабочими нагрузками 10000 daN при коэффициенте трения 0,2 (цепи) и всего 2000 daN (обычные ремни) при коэффициенте трения 0,6.

Приспособлений, подобных этому кругу, – великое множество, каждый производитель средств крепления имеет что-то свое. Зная, что в кузове ничего не сорвется с места при любых опасностях и дорогостоящее оборудование не будет повреждено, отправляться в путь на дальнюю дистанцию гораздо спокойнее.

У нас на море говорили: «Лучше крепишь – меньше качает!». В одном из австралийских наставлений для водителей я встретил фразу «Лучше крепишь – спокойнее дорога!». Для всех. А чем мы хуже австралийцев?

Справочник упаковщика

ГОСТы группы 55 (Упаковка и размещение грузов) по Общероссийскому классификатору стандартов (ОКС), часть 1

Утратил силу в РФ

ГОСТ 15846-2002

Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 25388-2001

Волокна химические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 5778-2000

Шерсть сортированная мытая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 28520-90

Тара транспортная наполненная. Метод испытания на низкое давление

ГОСТ 26653-90

Заменен

ГОСТ 26653-2015

Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования

ГОСТ 22752-84

Тара производственная пластмассовая. Типы

ГОСТ 16299-78

Упаковывание. Термины и определения

ГОСТ 21798-76

Тара транспортная наполненная. Метод кондиционирования для испытаний

ГОСТ 19434-74

Грузовые единицы, транспортные средства и склады. Основные присоединительные размеры

ГОСТ Р 52596-2006

Отменен

Тара стеклянная. Методы контроля сопротивления вертикальной нагрузке

ГОСТ Р ИСО 22742-2006

Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Символы линейного штрихового кода и двумерные символы на упаковке продукции

ГОСТ 31292-2006

Тара стеклянная. Методы контроля остаточных напряжений после отжига

ГОСТ Р 52233-2004

Тара стеклянная. Стеклобой. Общие технические условия

ГОСТ Р 52022-2003

Тара стеклянная для пищевой и парфюмерно-косметической продукции. Марки стекла

Заменен

ГОСТ Р 51760-2011

Отменен

Тара потребительская полимерная. Общие технические условия

ГОСТ ИСО 8317-93

Заменен

ГОСТ ISO 8317-2014

Упаковка, откупоривание которой недоступно детям. Требования и испытания упаковки многоразового использования

ГОСТ 28528.2-90

Упаковка. Порядок составления режимов эксплуатационных испытаний. Количественные данные

ГОСТ 28528.1-90

Упаковка. Порядок составления режимов эксплуатационных испытаний. Основные положения

ГОСТ Р 52789-2007

Отменен

ГОСТ 32671-2014

Тара стеклянная для продуктов детского питания. Общие технические условия

ГОСТ 32674-2014

Тара стеклянная. Размеры. Методы контроля

ГОСТ 32686-2014

Бутылки из полиэтилентерефталата для пищевых жидкостей. Общие технические условия

ГОСТ 33202-2014

Упаковка стеклянная. Стекло. Гидролитическая стойкость стекла при 98 С. Метод испытания и классификация

ГОСТ 33203-2014

Упаковка стеклянная. Сопротивление вертикальной нагрузке. Методы испытания

ГОСТ 33221-2015

Бутылки из полиэтилентерефталата для химической продукции. Общие технические условия

ГОСТ 33521-2015

ГОСТ 33522-2015

ГОСТ 33523-2015

Ресурсосбережение. Упаковка. Требования к использованной упаковке для ее переработки в качестве вторичных энергетических ресурсов

ГОСТ 33524-2015

Ресурсосбережение. Упаковка. Требования к использованной упаковке для ее переработки в качестве вторичных материальных ресурсов

ГОСТ 33571-2015

Ресурсосбережение. Упаковка. Требования к применению европейских стандартов в области упаковки и упаковочных отходов

ГОСТ 33574-2015

Ресурсосбережение. Упаковка. Повторное использование

ГОСТ 33747-2016

Оксо-биоразлагаемая упаковка. Общие технические условия

ГОСТ 33756-2016

Упаковка потребительская полимерная. Общие технические условия

ГОСТ 33837-2016

Упаковка полимерная для пищевой продукции. Общие технические условия

ГОСТ 34272-2017

Упаковка стеклянная. Венчики горловин для вакуумной укупорки. Типы 63, 66, 70 - высокие

ГОСТ 34273-2017

Упаковка стеклянная. Венчики горловин для вакуумной укупорки. Типы 63, 66, 70 - стандартные

ГОСТ 34281-2017

Оксо-биоразлагаемая упаковка. Метод оценки оксо-биодеградации полимерных пленок

ГОСТ 34381-2017

Упаковка стеклянная. Прочность стенок корпуса на удар. Методы испытания

ГОСТ 34382-2017

Упаковка стеклянная. Стекло. Марки стекла

ГОСТ ISO 12821-2016

Упаковка стеклянная. Бутылки. Венчик 26 Н 180 под кронен-пробку. Размеры

ГОСТ ISO 15394-2013

Упаковка. Линейные символы штрихового кода и двумерные символы на этикетках для отгрузки, транспортирования и приемки. Общие требования

ГОСТ ISO/IEC Guide 41-2013

ГОСТ ISO/IEC Guide 41-2013

ГОСТ Р 53210-2008

Контейнеры комбинированные. Общие технические условия

ГОСТ Р 53211-2008

Контейнеры комбинированные для опасных грузов. Методы испытаний

ГОСТ Р 53719-2009

Ресурсосбережение. Упаковка. Термины и определения

ГОСТ Р 53740-2009

Ресурсосбережение. Упаковка. Специальные требования к минимизации, составу, изготовлению упаковки

ГОСТ Р 53741-2009

Ресурсосбережение. Упаковка. Требования к отработавшей упаковке для ее переработки в качестве вторичных энергетических ресурсов

ГОСТ Р 53742-2009

Ресурсосбережение. Упаковка. Требования к отработавшей упаковке для ее переработки в качестве вторичных материальных ресурсов

ГОСТ Р 54529-2011

Ресурсосбережение. Упаковка в окружающей среде. Термины и определения

ГОСТ Р 56617-2015

Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Технические требования к стеклобою, предназначенному для использования в производстве стекловолокна

ГОСТ Р 57432-2017

Упаковка. Пленки из биоразлагаемого материала. Общие технические условия

ГОСТ 9421-80

Картон тарный плоский склеенный. Технические условия

ГОСТ 9569-79

Бумага парафинированная. Технические условия

ГОСТ 15158-78

Бумага и картон с защитной обработкой для упаковывания продукции и изготовления деталей технических изделий для районов с тропическим климатом. Общие технические условия

Бумага упаковочная битумированная и дегтевая. Технические условия

ГОСТ 11600-75

Бумага для упаковывания текстильных материалов и изделий. Технические условия

ГОСТ 8273-75

Бумага оберточная. Технические условия

ГОСТ 9347-74

Картон прокладочный и уплотнительные прокладки из него. Технические условия

ГОСТ 6290-74

Бумага пачечная двухслойная для упаковывания папирос и сигарет. Технические условия

ГОСТ 18677-73

Пломбы. Конструкция и размеры

ГОСТ Р ИСО 22308-2006

Отменен

ГОСТ ISO 22308-2016

Пробки корковые. Сенсорный метод контроля

ГОСТ 25749-2005

Крышки металлические винтовые. Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 10718-2005

Пробки корковые. Метод определения количества колоний живых микроорганизмов, способных расти в спиртовой среде

ГОСТ ISO 10718-2018

Пробки корковые. Подсчет колониеобразующих единиц дрожжей, плесени и бактерий, способных как к экстрагированию, так и к росту в спиртовой среде, для определения характеристик пробок с низким содержанием микроорганизмов

ГОСТ Р ИСО 8507-2002

Отменен

Диски корковые агломерированные. Методы испытаний

ГОСТ Р 51958-2002

Заменен

ГОСТ Р ИСО 4710-2002

Отменен

ГОСТ ISO 4710-2015

Пробки корковые цилиндрические для игристых и газированных вин. Общие технические требования

ГОСТ Р ИСО 4711-2002

Отменен

Диски корковые агломерированные. Технические условия

ГОСТ Р 51214-98

Отменен

ГОСТ 28641-90

Машины пачкообвязочные. Общие технические условия

ГОСТ 25930-83

Крышки пластмассовые для цилиндрических соединителей. Технические условия

ГОСТ 25439-82

Материалы упаковочные. Метод определения водопроницаемости при гидростатическом давлении

ГОСТ 22691-77

Материалы упаковочные амортизационные. Метод определения ударозащитных свойств

ГОСТ 21214-75

Средства пакетирования. Обвязка для пакетов пиломатериалов из стальной упаковочной ленты

ГОСТ 18679-73

Ушки для пломбирования. Конструкция и размеры

ГОСТ 18678-73

Чашки пломбировочные. Конструкция и размеры

ГОСТ 18680-73

Детали пломбирования. Общие технические условия

ГОСТ 1341-2018

Пергамент растительный. Технические условия

ГОСТ 32178-2013

Пробки корковые. Методы определения физических свойств. Испытания на кручение

ГОСТ 32179-2013

Средства укупорочные. Общие положения по безопасности, маркировке и правилам приемки

ГОСТ 32180-2013

Средства укупорочные. Термины и определения

ГОСТ 32624-2014

Кронен-пробки. Общие технические условия

ГОСТ 32625-2014

Колпачки металлические. Общие технические условия

ГОСТ 32626-2014

Средства укупорочные полимерные. Общие технические условия

ГОСТ 33214-2015

Средства укупорочные полимерные и комбинированные для парфюмерно-косметической продукции. Общие технические условия

ГОСТ 33572-2015

Ресурсосбережение. Упаковка. Показатели и методы расчета результативности переработки использованной упаковки в качестве вторичных материальных ресурсов

ГОСТ 33573-2015

ГОСТ 33573-2015

Ресурсосбережение. Упаковка. Критерии выбора методов и процессов переработки использованной упаковки в качестве вторичных материальных ресурсов с учетом материальных потоков

ГОСТ 34067-2017

Пробки корковые. Отбор образцов для контроля размерных характеристик

ГОСТ 34257-2017

Упаковка. Пробки с дополнительным верхом и защитные колпачки для стеклянных бутылок. Общие технические условия

ГОСТ ISO 633-2016

Кора пробковая. Термины и определения

ГОСТ ISO 9727-1-2016

Пробки корковые цилиндрические. Методы определения физических свойств. Часть 1. Определение размеров

ГОСТ ISO 9727-2-2016

Пробки корковые цилиндрические. Методы определения физических свойств. Часть 2. Определение массы и кажущейся плотности для агломерированных корковых пробок

ГОСТ ISO 9727-3-2016

Пробки корковые цилиндрические. Методы определения физических свойств. Часть 3. Определение содержания влаги

ГОСТ ISO 9727-4-2016

Пробки корковые цилиндрические. Методы определения физических свойств. Часть 4. Определение восстановления размеров после сжатия

ГОСТ ISO 9727-6-2016

Пробки корковые цилиндрические. Методы определения физических свойств. Часть 6. Определение влагонепроницаемости

ГОСТ ISO 9727-7-2016

Пробки корковые цилиндрические. Методы определения физических свойств. Часть 7. Определение содержания пыли

ГОСТ ISO 16419-2017

Кора пробковая. Визуальные аномалии корковых пробок для тихих вин

ГОСТ Р 58061-2018

Пленки синтетические модифицированные. Типы и основные параметры

ГОСТ Р ИСО 10106-2009

Пробки корковые. Определение общей миграции

Отменен

ГОСТ Р 52579-2006

Отменен

Тара потребительская из комбинированных материалов. Общие технические условия

Отменен

ГОСТ 21100-93

Пакеты транспортные деталей деревянной тары. Размеры, формирование, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 27840-93

Тара для посылок и бандеролей. Общие технические условия

Утратил силу в РФ

ГОСТ 2226-2013

Мешки из бумаги и комбинированных материалов Общие технические условия.

Заменен

ГОСТ 12302-83

Заменен

Пакеты из полимерных и комбинированных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 12302-2013

Пакеты из полимерных пленок и комбинированных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 25776-83

Продукция штучная и в потребительской таре. Упаковка групповая в термоусадочную пленку

ГОСТ 24597-81

Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры

ГОСТ 17811-78

Мешки полиэтиленовые для химической продукции. Технические условия

ГОСТ 23285-78

Пакеты транспортные для пищевых продуктов и стеклянной тары. Технические условия

ГОСТ 22460-77

Пакеты из полимерных термоусадочных пленок для топографических карт. Технические условия

ГОСТ 19360-74

Мешки-вкладыши пленочные. Общие технические условия

ГОСТ 32521-2013

Мешки из полимерных пленок. Общие технические условия.

ГОСТ 32736-2014

Упаковка потребительская из комбинированных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 33772-2016

Пакеты из бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 34032-2016

Банки картонные и комбинированные. Общие технические условия

ГОСТ Р 53734.4.4-2015

Электростатика. Часть 4-4 . Методы испытаний для прикладных задач. Мягкие контейнеры для сыпучих материалов. Классификация по электростатическим свойствам

ГОСТ Р ИСО 15119-2011

Упаковка. Мешки. Определение силы трения заполненных мешков

Отменен

ГОСТ Р 51477-99

Тара стеклянная для химических реактивов и особо чистых веществ. Технические условия

ГОСТ Р ИСО 9058-99

Заменен

Тара стеклянная. Допуски

ГОСТ ISO 9058-2013

Тара стеклянная. Бутылки. Допускаемые отклонения от номинальных размеров

ГОСТ 30288-95

Тара стеклянная. Общие положения по безопасности, маркировке и ресурсосбережению

ГОСТ 30005-93

Заменен

Тара стеклянная. Термины и определения дефектов

ГОСТ 30005-2016

Упаковка стеклянная. Дефекты стекла и изделий из него. Термины и определения. Дефекты изделий.

ГОСТ 15844-92

Заменен

Бутылки стеклянные для молока и молочных продуктов. Технические условия

ГОСТ 15844-2014

Упаковка стеклянная для молока и молочных продуктов. Общие технические условия

ГОСТ Р 51640-2000

Тара стеклянная для товаров бытовой химии. Технические условия

ГОСТ 17733-89

Тара стеклянная. Метод определения термической устойчивости при повышенных температурах

ГОСТ 10782-85

Бутылки стеклянные для крови,трансфузионных и инфузионных препаратов. Технические условия

ГОСТ 21472-81

Материалы листовые. Гравиметрический метод определения паропроницаемости

ГОСТ 32129-2013

Бутылки стеклянные. Венчики горловин. Типы и размеры. Часть 1. Венчик типа КПМ-30

ГОСТ 32130-2013

Банки стеклянные для пищевых продуктов рыбной промышленности. Технические условия

ГОСТ 32131-2013

Бутылки стеклянные для алкогольной и безалкогольной пищевой продукции. Общие технические условия

ГОСТ 33204-2014

Упаковка стеклянная. Дефекты стекла и изделий из него. Термины и определения. Дефекты стекла

ГОСТ 33205-2014

Упаковка стеклянная. Бутылки декорированные для алкогольной и безалкогольной пищевой продукции. Общие технические условия

ГОСТ 33805-2016

Упаковка стеклянная для пищевых уксусов и кислоты. Общие технические условия

ГОСТ 33811-2016

Упаковка стеклянная для парфюмерной и косметической продукции. Общие технические условия

ГОСТ 34035-2016

Упаковка стеклянная. Бой для стекловарения. Общие технические условия

ГОСТ 34036-2016

Упаковка стеклянная из стекломассы для лекарственных средств. Общие технические условия

ГОСТ 34037-2016

Упаковка стеклянная для химических реактивов и особо чистых химических веществ. Общие технические условия

ГОСТ 34038-2016

Упаковка стеклянная. Флаконы. Допускаемые отклонения от номинальных размеров

ГОСТ 34419-2018

Средства укупорочные металлические для упаковки с пищевыми жидкостями, имеющими избыточное давление. Общие технические условия

ГОСТ ISO 8106-2014

Упаковка стеклянная. Определение вместимости гравиметрическим методом

ГОСТ ISO 9008-2013

Бутылки стеклянные. Вертикальность. Метод испытания

ГОСТ ISO 9009-2013

Тара стеклянная. Высота и непараллельность венчика горловины относительно дна. Методы испытания

ГОСТ ISO 9885-2013

Тара стеклянная с широкой горловиной. Отклонение от плоскостности укупорочной поверхности венчика горловины. Методы испытания

ГОСТ ISO 16420-2017

Кора пробковая. Корковые пробки для тихих вин. Механические и физические требования

ГОСТ ISO 17727-2017

Кора пробковая. Корковые пробки для тихих вин. План выборочного контроля качества корковых пробок

ГОСТ ISO 21128-2017

Пробки корковые. Определение количества остаточного окислителя. Йодометрический метод титрования

ГОСТ Р 54474-2011

Тара стеклянная. Правила приемки на основе выборочного контроля по альтернативному признаку

Отменен

ГОСТ 5981-88

Заменен

Банки металлические для консервов. Технические условия

ГОСТ 5981-2011

Банки и крышки к ним металлические для консервов. Технические условия

ГОСТ 26384-84

Банки жестяные цилиндрические круглые для консервов. Размеры конструктивных элементов

ГОСТ 24373-80

Производство металлических банок для консервов. Термины и определения

ГОСТ 33748-2016

Банки алюминиевые глубокой вытяжки с легковскрываемыми крышками. Общие технические условия

ГОСТ 34405-2018

Банки металлические сборные. Общие технические условия

ГОСТ Р 55504-2013

Банки металлические для пресервов. Технические условия

ГОСТ Р ИСО 11683-2009

Упаковка. Тактильные знаки предупреждения об опасности. Требования

55.130 Аэрозольная тара

Обозначение ГОСТ

Наименование

ГОСТ 28137-89

Средства в аэрозольной упаковке. Методы определения избыточного давления паров и герметичности

ГОСТ 24691-89

Баллоны и клапаны аэрозольные. Метод определения сплошности антикоррозионного покрытия

ГОСТ 26891-86

Клапаны аэрозольные, головки распылительные и колпачки. Технические условия

ГОСТ 26220-84

Баллоны аэрозольные алюминиевые моноблочные. Технические условия

ГОСТ 24690-81

Баллоны аэрозольные. Метод испытания на сопротивление внутреннему давлению

55.140 Бочки. Барабаны. Канистры *Тара, в основном, для транспортирования жидкостей и газов, включая также бочонки, ведра, большие жестяные банки для отгружаемых материалов и т. д. *Резервуары для хранения жидкостей и газов см. 23.020

Обозначение ГОСТ

Наименование

ГОСТ 30765-2001

Тара транспортная металлическая. Общие технические условия

ГОСТ 5037-97

Фляги металлические для молока и молочных продуктов. Технические условия

ГОСТ 13950-91

Бочки стальные сварные и закатные с гофрами на корпусе. Технические условия

ГОСТ 26155-84

Бочки из коррозионно-стойкой стали. Технические условия

ГОСТ 12120-82

Банки металлические и комбинированные. Технические условия

ГОСТ 5105-82

Канистры стальные для горючего и масел. Технические условия

ГОСТ 6128-81

Банки металлические для химических продуктов. Технические условия

ГОСТ 9338-80

Барабаны фанерные. Технические условия

ГОСТ 8777-80

Бочки деревянные заливные и сухотарные. Технические условия

ГОСТ 17366-80

Бочки стальные сварные толстостенные для химических продуктов. Технические условия

ГОСТ 6247-79

Бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе. Технические условия

ГОСТ 5151-79

Барабаны деревянные для электрических кабелей и проводов. Технические условия

ГОСТ 5044-79

Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов. Технические условия

ГОСТ 11127-78

Барабаны деревянные для стальных канатов. Технические условия

ГОСТ 5799-78

Фляги для лакокрасочных материалов. Технические условия

ГОСТ 4971-76

Заготовки клепки для деревянных бочек под пиво. Технические условия

ГОСТ 21029-75

Бочки алюминиевые для химических продуктов. Технические условия

ГОСТ 8821-75

Заготовка клепки для деревянных заливных и сухотарных бочек. Технические условия

ГОСТ 18896-73

Барабаны стальные толстостенные для химических продуктов. Технические условия

Клепка для бочек под вино, коньячный спирт, соки и морсы. Технические условия

ГОСТ Р 52620-2006

Тара транспортная полимерная. Общие технические условия

ГОСТ Р 52267-2004

Отменен

ГОСТ 30766-2001

Банки металлические для химической продукции. Общие технические условия

ГОСТ 33810-2016

Бочки металлические для пищевых жидкостей. Технические условия

ГОСТ 34264-2017

Упаковка транспортная полимерная. Общие технические условия

ГОСТ Р 54574-2011

Барабаны стальные для лакокрасочных материалов. Технические условия