Что такое чистилище и чем оно отличается от ада. Если я выберусь, знай, что хуже этого ада я нигде не видел Что такое Чистилище и в чём его предназначение

Как известно, ад - место посмертного наказания грешников.
Следовательно, не исключено, что преступники, которых не настигла законная кара на Земле, сполна хлебнут мук в загробной жизни.

Каждому – свое

В России во времена, например, царя Алексея Михайловича, в XVII веке, не сомневались, что в ад отправляются души казненных преступников. И верили: в аду течет огненная река, на дне которой сидят клятвопреступники, по пояс в ней стоят дети, проклятые своими родителями, а но колени в жидкое пламя погружены неправедные судьи. Считалось, что отравители и детоубийцы, в компанию к которым угодили и матерщинники, пьют в аду кипящую смолу. Убийцы бесконечно падают в глубокие пропасти, не достигая их дна. Умершим пьяницам повезло чуть больше: для них вечным наказанием стала работа по подноске чертям дров и воды для котлов, где варятся другие грешники.
Однако с тех давних пор представления об аде не раз менялись. В Европе в Средние века, например, считалось, что под землей демоны крюками терзают плоть язычников и еретиков. Но в буддизме и даосизме, например, есть свои представления об аде. Поэтому не факт, что душа того же даосиста должна мучиться в христианском аду, а не в своем китайском подземном царстве под названием хуан цюань.

Первые пять кругов

Пожалуй, самое яркое описание ада дал Данте Алигьери в «Божественной комедии». 11о его версии, весь ад разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников. Описание ада у Данте весьма впечатляющее, но любопытно взглянуть, насколько оно соотносится с нашими преставлениями о высшей справедливости.
По Данте, в первых пяти кругах страдают души практически безвинных людей. По крайней мере, не совершавших никаких преступлений. Оказывается, некий гуманизм присутствует даже в аду. Души некрещеных младенцев и праведных язычников, обитающие в круге первом, избавлены от мук. Прелюбодеи во втором тоже не сильно мучаются - их души просто беспрестанно носит ветер. А вот чревоугодникам в третьем круге уже достается: мало того, что они постоянно находятся под дождем и градом, так еще трехголовый пес Цербер отгрызает плоть обжор кусок за куском. Вот уж, воистину, лучшая реклама диете - возможность избежать зубов Цербера. Остается только посочувствовать скупым, расточительным, гневливым и угрюмым людям, которые отбывают вечное наказание в четвертом и пятом кругах. Хотя, честно говоря, их вина автору этой статьи не совсем понятна.

И еще четыре - самые страшные

Но первые пять кругов - еще цветочки. Дальше начинаются нижние ярусы ада, где и воздается по заслугам настоящим преступникам.
В шестом круге мучаются души еретиков и лжеучителей. Им приходится лежать в раскаленных могилах.
В круге седьмом течет река Флегетон (первый пояс), только вместо воды в ней - кипящая кровь, в которой варятся души насильников, убийц, тиранов и захватчиков. В принципе не вполне объективно валить в одну кучу тиранов, управлявших империями, и ничтожных похотливых маньяков, нос философской точки зрения это объяснимо. Другое дело, что в том же седьмом круге помещены души самоубийц (второй пояс). Они превратились в карликовые деревья с ядовитыми плодами. В данном случае соседство тех, кто покончил с собой, и маньяков представляется нам несколько странным. Впрочем, степень загробных мук у них все же разная. В пышущем жаром песке (третий пояс) мучаются души богохульников, содомитов и лихоимцев.
В круге восьмом, известном как Малебольдже, который имеет очертания огромного амфитеатра и спускается вниз еще на десять уровней, - своя особая иерархия. И разграничение здесь просто необходимо, поскольку иначе в этом месте царило бы настоящее столпотворение. В Малебольдже собраны души обманщиков (обманувшие недоверившихся). Но поскольку обман обману - рознь, то было бы несправедливо стричь всех под одну гребенку. Все же вред отмошенника, лишившего средств ксуше-ствованию множество людей, и от банального льстеца - разный. Поэтому каждому лжецу, в зависимости от значительности греха, определено свое возмездие. Сводников и обольстителей бичуют бесы. Льстецы стоят по горло в кале зловонном. У священнослужителей, покупавших или продававших церковные должности, туловища замурованы в скалы, а по ступням струится огонь. У прорицателей и ворожей голова навечно вывернута назад. Взяточники и мздоимцы кипят в смоле, а в тех, кто высунет из нее голову, бесы вонзают багры.
Лицемеры вынуждены ходить в тяжелых свинцовых мантиях. Воры проводят вечность в скоплении разнообразных гадов: змей, кенхр, амфисбен, фарей, якул и ехидн, которые их то и дело кусают. Лукавые советчики горят в огне. Самой чудовищной расправе - потрошению, отсеканию рук и ног и разрубанию головы - подвергаются зачинщики раздора, попросту говоря, провокаторы. Мучаются от проказы и лишая, чешутся, раздирают кожу ногтями алхимики и фальшивомонетчики.
И, наконец, в круге девятом вморожены в лед разнообразные предатели (обманувшие доверившихся) - предатели родных, предатели родины, предатели друзей и благодетелей. Там же находится и сам Люцифер. Он тоже вмерз в болотистую реку. Но при этом еще ухитряется мучить предателей, кусая их тела.

Кому хуже?

Не менее, а может быть, и более страшные муки ждут преступников в исламском аду. Там их будут не только пытать огнем, но и истязать, воздействуя на каждый из органов чувств в отдельности. Но опять же, к вопросу о высшей справедливости: самые ужасные муки там ожидают не бандитов и маньяков, а мунафиков - тех, кто не верует в Аллаха, но притворяется верующим.
У буддистов ад - тоже чрезвычайно страшное место. Тела преступников там покрыты железными змеями, и страдают несчастные от гадов ползучих сильнее, чем от огня. Змеи вползают им в рот и выбираются наружу через глаза и уши. Железные вороны вырывают и едят куски плоти преступников, а медные собаки грызут их тела.
Однако для большинства буддийских преступников есть шанс избежать ада с помощью раскаяния. Вряд ли спасет оно только убийц родителей, женщин, сделавших аборты, злоумышленников, нанесших ранение Будде или организовавших раскол в буддистской общине сангхе.
Самый известный «раскольщик» - Девадатта, двоюродный брат Гаутамы Будды. Пытаясь стать главой своей собственной сангхи, Девадатта основал независимый буддийский монашеский орден. Но, потеряв репутацию и влияние после раскола сангхи, Девадатта захотел искренне покаяться перед Буддой и вошел в монастырь, где тот жил. Однако в этот момент земля разверзлась под ногами Девадатты, а он низвергнулся в ад.

В ногу со временем

В принципе деяния, за которые человек может попасть в ад, в большинстве религиозных конфессий схожие. У христиан есть семь смертных грехов: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние (праздность). У буддистов - 10 «черных» грехов: убийство, воровство, разврат, ложь, сеяние раздора, оскорбления, пустословие, алчность, злонравие и ложные взгляды.
Чтобы угнаться за временем, Ватикан в 2008 году ввел в обиход понятие частных случаев смертных грехов, к которым отнес: нарушение «биоэтики» (например, контроль рождаемости); исследования, сомнительные с точки зрения морали (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией); загрязнение окружающей среды; усугубление растущей разницы между бедными и богатыми; излишнее богатство; употребление наркотиков; доведение до бедности.
На очереди, надо полагать, «частные» смертные грехи в сфере высоких технологий, чтобы хакеры и кардеры (интернет-мошенники, ворующие деньги с виртуальных счетов, кредитных карт и других платежных систем) не чувствовали себя спокойно.

Дорога в преисподнюю

А самое любопытное заключается в том, что новейшие достижения науки и техники не столько опровергают религиозные догмы о существовании ада, сколько подтверждают их. Например, большую известность получила информация о том, что люди добурились... до ада. Согласно ей, при бурении Кольской скважины, самой глубокой в мире, советские ученые спустили на глубину 12 тысяч метров микрофоны, которые записали «глас из преисподней» - крики и стоны душ грешников в аду. После этого Кольскую сверхглубокую скважину стали называть «дорогой в ад». А когда ее углубили до 14,5 тысячи метров, то наткнулись на пустоты, в которых стояла адская жара, достигающая 1100°С.
Еще более сенсационная информация пришла от американских астронавтов из НАСА. В августе 1978 года они с борта космического корабля при помощи спектрогелиографа исследовали солнечные вспышки. И вдруг из глубины небесного светила вырвался столб гелия - на 800 тысяч километров от раскаленной звезды. На глазах у ошарашенных астронавтов жидкий поток газа неожиданно застыл. И целых 70 секунд прибор фиксировал кошмарное видение: на огненном столбе внезапно появились сотни тысяч человеческих лиц, измученных пытками в вечном пламени. Астронавты поняли, что это ад, что он существует на Солнце, и они видели его своими глазами. О чем и сообщили на базу. Нотам невероятное сообщение и все материалы, связанные с ним, просто засекретили.

, Овадья Климовский

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Добрый день,

В моём понимании сушествует Ган Эден, это что-то вроде временного места для души до прихода Мошиаха. Хорошие души попадают туда сразу, не очень хорошие души должны очиститься в Гееном в течение определенного времени, не дольше 11 месяцев. Совсем плохие души или те, что не закончили свою работу в этом мире, возвращаются обратно на землю. Значит ли это, что наш мир можно назвать Адом? Ведь Гееном это всего лишь предварительная ступень в Ган Эден и там всё происходит на духовном уровне. Зато наш материальный мир вполне соответствует Аду, по крайней мере, в моём понимании. Рай, в моём понимании, наступит с приходом Мошиаха? и то далеко не для всех. Пожалуйста, проясните меня.

С уважением, Хаим

Манчестер, Англия.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Хаим! В целом Вы верно представляете себе картину, хотя некоторые подробности не так просты. О том же, что называть Адом по-русски, нет смысла спорить, это зависит от восприятия жизни. Неправильно, однако, было бы думать, что наш мир – это место худшее, чем Геином. Геином – место, где души должны очиститься от грехов, и очищение это очень болезненное. К тому же совсем не все удостоятся после этого попасть в Ган Эден, некоторые смогут только присутствовать там в виде «песка под ногами праведников», по аллегории Мудрецов, а некоторые останутся в Геиноме до конца (Рош А-шана, 17).

С другой стороны, мир, созданный для служения Творцу, чудесен. Каждую минуту праведники, живя в нем, наслаждаются ощущением любви к Творцу и возможностью сделать что-то «для Него» (если можно так выразиться). С другой стороны, все, у кого есть хоть немного связи с собственной душой, могут чувствовать безграничное милосердие Создателя, благословенно Имя Его, видя, какими приятными и прекрасными творениями окружил Он нас в этом мире. И все проблемы, которые есть у человека в этом мире, на самом деле являются испытаниями. Если человек поймет это, он не будет мучиться, он будет решать задачи, которые стоят перед ним, зная, что все – от Б-га. Как если заставить человека носить огромные тяжести, дубовую мебель, мешки золота – он будет страдать. Но только до тех пор, пока ему на ушко не шепнут «Все это – твое!»

Известна история, как Виленский Гаон очень расстроился, когда понял, что пришли его последние минуты в этой жизни. Все присутствующие не сомневались, что он попадет прямо в Эден, самую сокровенную область, где находятся души великих праведников, и поэтому удивились, чему огорчается Гаон. Мудрец пояснил – «Видите цицит, что на мне? В этом мире такую важную заповедь можно выполнять, потратив на приобретение нитей несколько копеек. А в том мире самую маленькую заповедь не купишь уже ни за какие деньги».

Как можно во что-то верить или что-то отрицать, пока пребываешь в неведении относительно вопроса? Чистилище и Ад как тема для размышлений: предназначение, отличия, трактовка.

Здравый смысл не позволяет воспринимать религиозные взгляды на эти понятия буквально, так давайте рассмотрим их с разных точек зрения, чтобы иметь наиболее точное и полное представление об их отличиях и предназначении. И, возможно, найдём в этом маленьком расследовании собственное понимание древних потусторонних реалий.

Что такое Чистилище и в чём его предназначение?

Чистилище – это концепция римско-католической доктрины, которая утверждает, что ни один человек не свободен от греха. Это место, где после смерти душа очищается (согласно католическому писанию и катехизису), прежде чем сможет войти в Рай. Место это не обязательно должно быть материальным, это также может быть состояние, в котором происходит очищение.

«Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, - состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни грехов».

Википедия

Слово «чистилище» – говорящее само за себя, оно значит очищение, искупление. Даже если не существует материального Ада и Чистилища, существует некий психологический Ад и Чистилище, которые превращаются в незаметных диктаторов и контролёров наших поступков, мыслей и выбора.

Существует предположение, что Чистилищем является земной путь человека. За время пребывания на Земле у него есть выбор, и этот выбор делает он сам. Совершая зло – ввергает себя в адские мучения, творя добро и любовь – прокладывает себе путь в райские кущи.

Вся беспросветность будущего и его неопределённость заключается в неосознанном проживании этой «очистки души», непонимании своей задачи. Человек по большей мере лишь плывёт по течению, не понимая причин и следствий, придумывая объяснение и пытаясь найти виноватых в том, чего он не в состоянии объяснить.

По мнению церкви, даже душа праведника нечиста и способна на совершение небольших грехов в течение жизни. Католики считают, что невозможно предстать перед Богом, если человек нечист. Поэтому те, кто нуждается в оставшемся очищении перед переходом в Рай, должны провести время в Чистилище.

Временные рамки при этом не имеют значения, время как бы растянуто, оно не ощущается. Говоря на «земном языке», душа может пробыть в Чистилище сколько угодно, но всё же это времяпрепровождение конечно. Истекает оно ровно тогда, когда все остальные привязанности, которые мы имеем к греху, нарушаются. Матрица греха сыпется – и душа свободна.

Христиане нарекли Христа «архитектором» Чистилища, они верят, что за свои страдания на кресте он даровал людям освобождение через возможность очистить душу и избежать Ада. Их всех трёх ветвей христианского вероисповедания только протестанты отрицают существование Чистилища.

Римско-католическая вера подразумевает возможность исцеления для души через очищение. Состояние зависания между жизнью и смертью, некое небытие – и есть трактовка Чистилища в данной конфессии. На откуп могут быть отданы грехи несмертные, те, что ещё можно искупить, те, что можно оправдать, и, как ни странно, после всего что было, наладить связь с божественным.

Чистилище у христиан – это состояние очищения, которое происходит после смерти (не физическое место). Обычно это связано с какой-то болью или дискомфортом (но это не всегда только боль). Его цель – подготовить христиан к Небесам. Это не второй шанс (люди, подразумевается, уже получили осуждение), а способ перехода на более высокую ступень развития души и сознания.

Это не буквальный огонь. Чистилище – милосердие Бога, а не суд. Бог помогает через Чистилище. Молитвы святых (у христиан) помогают двигаться через Чистилище быстрее. Время действует по-разному в этом месте, нежели на Земле. Не каждый христианин должен пойти в Чистилище (хотя, скорее всего, так и есть). Люди, которые умирают без всякого греха, могут вообще пропустить Чистилище (например, если они признались). Многие люди также подвергаются очищению на Земле.

Также существует грань между Чистилищем и Лимбо: то, где карают и искупается вина – Чистилище, а Лимбо – своеобразный «зал ожидания» для язычников и некрещёных младенцев.

Определение Ада и его отличительные черты

Ад, Преисподняя, Геенна огненная – всё это названия одного и того же места. Хотя Геенна ещё трактуется как место, откуда не возвращаются, не воскресают. Ад, как вечное проклятие души и мучений, которые не описать и не вынести. Для верующих нет худшего страха, чем попасть в Ад за прегрешения. Нечто до такой степени мучительное для тела и души, что любое описание меркнет в сравнении с истинным положением дел (хотя и этого никто не может утверждать наверняка).

«Ад (от др.-греч. Ἅδης - Гадес или Аид) - в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований - ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания».

Википедия

Пугает лишь то, что неизвестно. Именно этот дикий страх человека использовала любая религия для удержания «в узде» верующих. Чтобы попытаться представить степень адских мук, достаточно всего лишь знать, что они не предназначены для человека. Страх этого необъяснимого феномена загнал людей в церкви, присоединяться к различным религиозным течениям, совершать ритуалы и пытаться избежать наказания любыми способами.

Настолько зайдя в тупик собственного сознания, совести и спутанных убеждений, человек сам создаёт свой АД. Он просто вынужден спровоцировать его, ведь мозг ограничен, и, не справляясь с ограничениями в хромоногом полёте своей фантазии и умении справляться с более сложными задачами, нежели простые обывательские трудности, он просто сдаётся! И … становится неуправляем.

Можно только догадываться, какие жуткие адские мучения это воспалённое бедное вещество, способное лишь на простенькие задачи, готовит нашему сознанию в наказание за молодость и неопытность! Отсутствие контроля над собственным мозгом притягивает извне самые жуткие подтверждения правоты человека, заплутавшего в лабиринте собственных страхов.

Христианство

Одно из жесточайших описаний Ада трактует именно христианство. Наказание – неминуемо, и отбывание его жестоко до безумия: адское пламя, пожирающее плоть, ужасные наказания за каждый тип греха, в зависимости от степени его тяжести.

Жуткие полулюди-полузвери, черти, пытками вынуждающие страдать грешника, страшные муки, на которые он обречён из-за грехов – полностью «оправдывают» его страдания и становятся пресловутым методом наказания и очищения одновременно. Причинно-следственная связь – налицо.

В традициях православия всегда присутствовали молитвы о душах родных и близких, для них существует этот значимый переход от грехопадения – к прощению, повышение уровня души благодаря покаянию и признанию греха.

Ислам

Для приверженцев Ислама Адом является реалия, которая уготована неверным, за то, что они отвергают Бога и не исполняют его предписаний. Нет ничего хуже такого оскорбления, нет ничего хуже Ада.

Символом Ада явился огонь, всепожирающее пламя. Ад – глубок до бесконечности, ужасающ из-за палящего огня, он снова и снова уничтожает секунда за секундой, но это длится бесконечно. Ад – это смесь глубокого отчаяния, невыносимой боли и безумного, беспощадного ужаса.

Буддизм

Буддисты, как особые созерцатели разума и его игр, склонны к убеждению виновности именно этого ограниченного «органа»… По сути, это всего лишь самообман, игры разума, сумасшествие и болезненный бред воспалённого ума.

Индуизм

Теория перерождения души сегодня, как нельзя кстати и выгоднее подчёркивает близость видения Ада к истине. Кармическое учение создаёт платформу для причинно-следственного объяснения наказания: «7 кругов ада» индусов очень красочно описывают то, что может сотворить человек, и за что впоследствии – быть наказан невыносимыми

Язычество

Язычники верили в множество богов, и наказание за грешное поведение в языческих верованиях несколько отличается от религиозных суждений нового времени. Верования древних славян не основаны на страхе перед богами, скорее, боги были помощниками и проводниками в каждом из существующих в их картине мира аспектов. Пекло вполне соответствует Аду, а Навь – возможный аналог Чистилища, где обитали души умерших, и состояло оно из нескольких уровней.

Атеизм

Атеисты в отношении религии совершенно отрицают существование Ада и Чистилища вообще. Объяснить веру в эти «явления» они могут только через науку, находя разгадку этой головоломки в попытках мозга «объяснить» страх перед неизведанным. Но до сих пор и наука теряется перед определёнными фактами, которые происходят в бессознательном состоянии людей, находящихся между жизнью и смертью.

Неразгаданными остаются случаи «выхода из тела» оперируемых пациентов, находящихся в летаргическом сне или клинической смерти: никто не может объяснить, каким образом они слышали и видели то, что происходило с их телом в момент «выключения из жизни».

Зороастрийцы

Они описывали Ад похожим образом, а вот Чистилище у них имело несколько иную природу: мучения отменяются, но, возможно, небытие в виде пустоты, когда ни радости, ни печали нет, это и есть Ад? Или в тишине и покое приходит истина бытия и цели души?

Древние греки

Ад они называли Тартар, куда ввергали грешных. Это вонючее отвратительное место, где не чувствуешь себя живым. Кто знает, может, это – худшее из всех мучений?

Чистилище vs Ад

Жизнь диктует свои правила – человек оступается, переходит черту дозволенного, становится преступником морали и совести. Теряет веру, как в себя, так и во что-то слишком значимое, чтобы жить и умереть достойно и спокойно.

В его душе начинает жить отчаяние, сомнение и страх. Именно страх заставляет нас забывать о грани между любовью и ненавистью. Так начинается путь в Ад, небытие. Ведь как ни назови то состояние, которое приносит только боль, бесконечные терзания или бездонную чёрную пустоту, это – АД.

Но есть один маленький шажок, лишь миг между АДОМ и успокоением, момент, когда среди сомнений и безверия вспыхивает искорка истины. Именно этот момент и даёт возможность избрать другой путь.

И как бы ни верилось в страшное возмездие, есть истина, увидев которую, человек может прозреть, признать и увидеть ясно, как, почему и зачем он совершил, казалось бы, неисправимое. Именно в Чистилище душа раскрывается, сгорая и перерождаясь в пламени раскаяния, будто закаляется для будущих светлых свершений.

Идёт ли речь о некой борьбе зла с добром? Скорее всего, такой вопрос вообще не стоит. Есть ли подобные понятия во Вселенной? Скорее, они вовсе не воспринимаются как абсолют или догма, это есть две стороны единого целого, ни больше, ни меньше. Гомеостаз, равновесие, граница нормы – как ещё привести в равенство то, что нельзя уравновесить или чётко противопоставить знаку «плюс» или «минус»?

Психологическая подоплёка Ада и Чистилища – на удивление прозрачна, стабильна, понятна и оправдана. В отличие от конфессиональной. Но это – для простого обывателя, для человека. Для создания более развитого существуют, очевидно, более понятные, с его точки зрения, объяснения и понятия, которые могли бы служить истинной причиной всего и его же объяснением.

Но …, как всегда, мы снова скатываемся к своему убогому человеческому альянсу, сговору с незыблемыми, а потому неживыми, утверждениями относительно чего угодно. И даже таких сложных понятий, как Чистилище и Ад.

По сути, Чистилище – это ИТЛ, где исправляют и заставляют трудиться человеческую душу. Дабы почистить от скверны. Своеобразный приёмник-распределитель. Труд души, который воспринимается телом как боль и страдания. Всё это странно и непривычно, но есть материи в мире, которые в обличье человеческом нашему разуму просто недоступны.

Можно представить, что как Ад, так и Чистилище – это всего лишь голограммы, не более того. Определённый энергетический износ, сбой системы, компрометирующий матричные коды на созидание или разрушение, а, возможно, на режим ожидания, в зависимости от того, чего требует повреждённая программа.

Приход в тупик срывает рычаги управления. Вот почему человек испытывает адские муки. Ему никогда прежде не приходилось испытывать боли такой силы и характера. Возможно, для определённой материи или существа это вообще болью не является. Но человеческое существо – существо ранимое телесно и морально, а его болевой порог оставляет желать лучшего… Вот и мучаемся, бедняги, переливая «несуть» в «несуть».

Сборка матричного кода (того, который не будет «спорить» с «установленными программами») происходит настолько болезненно в сознании человеческого существа, что начисто меняет его составляющие, что и выглядит как Ад или Чистилище. Ведь по большому счёту, мы – лишь песчинки, но песчинки всё же значимые, потому и возятся с нами, «переделывают».

Вся трагедия человечества в том, что для человечества что угодно в обязательном порядке должно быть связанным с материальным носителем, своеобразной «флешкой», которую можно почистить. В отрыве же от него – мысленно «лицезреть» – не представляется возможным. Мука для нас – смертная. Может, мы мазохисты и нам просто нравится боль. А откуда её взять, как не выдумать? Красота! Шутка жёсткая, но вполне себе склонная к существованию.

У множества религий мира есть собственная концепция загробной жизни на Небесах или в Аду. В этом сравнении рассматриваются убеждения различных религиозных конфессий и их идеи о Небе и Аде. Чистилище же – отдельная, не всеми признанная «система» работы божественного с человеческой душой.

«Божественная Комедия» мощно и красочно описала Рай, Ад и Чистилище, и дала удивительно точную, с точки зрения эклектического слияния мировоззрения двух эпох, картину путешествия души, «переписать» которую едва ли когда-то и кто-то сумеет.

Послесловие

Каждая конфессия рассматривает Ад, исходя из духовного опыта поколений и определённых культурных различий, но схожесть описания не оставляет сомнений, что «прекрасное» это место у большинства людей вызывает целую гамму разнообразных оттенков первородной дикой эмоции – страха.

Догматом веры всё же остаётся материальное воплощение Ада, ведь это объясняется доступностью объяснения данных понятий широкому кругу верующих. К тому же, оно не оставляет выбора метущемуся мозгу и душевным сомнениям. Но оно же заставляет остальных (верующих не очень) высказывать сомнения в правдивости такого толкования.

Наиболее адекватное объяснение того, что есть Ад на самом деле, существует в буддизме. Адом считается лишь наваждение, посланное больному, извращённому разуму, полному неразрешённых внутренних проблем, раздирающих душу человека и терзающих его воспалённый мозг.

9 кругов ада по Данте:

Независимо от вероисповедания или атеистического взгляда на существование, каждый человек в определённой степени понимает связь между тем, как он живёт, и тем, что ждёт его впереди. Иначе не было бы разочарований в последствиях своих поступков, не «болела» бы душа, и не охватывал безумный страх в неизбежности наказания за то, что мы творим.

Чистота, очищение и адское пламя – независимо от вероисповедания, между этими понятиями всегда существует нерушимая связь, отражённая в любом проявлении, будь то ритуальное таинство, вера или неверие и отрицание потусторонних материй. И наличие этой связи даёт бесконечную базу, как для споров, так и для исследований.

Многие верующие пытаются ответить на вопросы, которые многие столетия так и остаются без ответа, либо ответы на них порождают новую волну вопросов. Можно ли грешнику попасть в Ад после Чистилища? Может ли настолько оскверниться человек, что даже после очищения он попадёт в Ад?

Никто не ответит на этот вопрос точно и исчерпывающе. И что бы ни говорили священнослужители, каждый решает для себя проблему искупления от своих же грехов наедине с собой. А большей частью человечество задаётся этими вопросами лишь перед ликом смерти, когда она уже холодит сердце и душу своим безучастным взглядом.

Если остаться беспристрастным и попытаться взглянуть на трактовку Ада и Чистилища, учитывая и религию, и опыт, и науку, то все дороги в любом случае приведут к неизбежному выводу об их природе и сути.

Ад – это бесконечное глубинное страдание, преувеличенное до бесконечности и переливаемое в бесконечность. Наистрашнейшая мука, которую не способен выдержать человек. Но тем не менее он – в ней, прямо внутри этой нещадной, всепоглощающей муки.

Чистилище же даёт хоть и слабую, но надежду, на искупление даже смертного греха. Оно как лекарь, жалящий в самое сердце твоей раны, выедающий плоть, но дарующий исцеление. Боль, за которой может следовать успокоение души.

Все эти размышления об Аде и Чистилище влекут за собой множество вопросов. Не является ли одно лишь разновидностью другого? Или Чистилище – это часть Ада? Но это уже тема для следующей дискуссии.

Сколько себя помню – всегда был один. От семьи почти ничего не осталось, друзей никогда и не было. Одиночество в итоге довело до депрессии, здоровье стало стремительно ухудшаться, работоспособность упала, несколько месяцев не мог нормально спать. В детстве прошел через настоящий Ад, по жизни видел ужасные вещи, которые ни одному человеку не пожелаю, отец меня использовал, потом бросил семью и исчез. Однако недавно я понял, что не ненавижу его, даже не виню: в какой- то степени он был прав, я – мусор, заслуживающий лишь буханку хлеба… жить то я так и не научился. Могу лишь надеяться, что у отца все хорошо, и он сможет измениться для других. Человек из меня никакой, пожалуй, только лишь полезный инструмент, ну хотя бы что- то. Старался жить для других, пытался быть полезным, всегда улыбался, хотя в душе ненавидел улыбку; думал, что делаю добро… А на самом деле надеялся, что хоть кто- то меня заметит, хоть когда- нибудь одиночество закончится. Однако ничего хорошего так и не произошло.
Месяц назад по интернету познакомился с одним человеком: общались, узнавал постепенно о нем, радовался каждому сообщению… Замечательный человек: никогда никому ни в чем не отказывал, пытался помочь каждому в любую секунду; даже не упускает возможности ободрить любого унылого прохожего. Однако, чем больше я с ним общался, тем больше понимал, что приношу ему лишь вред своими жалобами о жизни, ведь ничего хорошего то у меня и не было. Он же всегда пытался меня ободрить, поддержать, убедить, что каждый человек имеет право на счастье… без исключений. Что самое удивительное, так это то, что он всегда мог что- то написать и в нужный момент: никакой критики, никакого давления, никаких жалоб, только что- нибудь хорошее. Даже был первым человеком, который от души поздравил с Днем Рождения. Он меня многому научил, дал даже больше, чем я мог себе представить – первый человек, который просто со мной общался… 10 лет я об этом мечтал. Однако по жизни ему пришлось натерпеться: похоронил отца, а год назад и мать, на прошлой неделе потерял близкого друга, взял к себе жить своего брата инвалида. Этот замечательный человек даже смог победить рак, нее замкнулся в себе, никого не бросил, жил для других. И вот наконец я понял, что не могу просто расписывать свою жизнь в темных тонах, а что- то другое сказать… Но просто нечего мне рассказать ему: ничего хорошего, интересного и т. д. Поэтому просто решил перестать с ним общаться, оставив последнее сообщение с благодарностью. Это больно, но я не могу просто очернять жизнь этому замечательному человеку своими рассказами, я не могу ничего для него сделать. Я никогда не забуду его, я благодарен за общение с ним, но так будет лучше. Полагаю, иногда надо делать себе больно, чтобы не мучить других.
Однако действительно стало хуже: здоровье так и продолжает ухудшаться, не могу даже изобразить какое- то подобие улыбки на лице. Ни с кем просто поговорить не могу: не хочу надоедать, не хочу врать о замечательной жизни, просто боюсь кому- то сделать больно. Знаю, что самоубийство не выход… Однако постоянно думаю, когда же это кончится. Из меня даже полезный инструмент уже не выйдет. Жизнь никогда для меня не имела смысла, а сейчас и простое существование уже хуже Ада. Зачем я это все пишу? Сам толком не пойму, все равно это никто и никогда и не услышит.