Зиявудин магомедов сумма групп. История развития и достижения дагестанского предпринимателя зиявудина магомедова. Благотворительный фонд «Пери»

Зиявудин Магомедов, биография которого тесно связана с бизнесом, – солидный и хорошо известный в нашей стране предприниматель. Один из владельцев и одновременно директор компании «Группа Сумма», которая владеет «Стройновацией» и «Суммой Телеком». Кроме них, в ее активе - двадцать пять процентов акций морского Новороссийского порта. «Группа Сумма» - один из самых крупных и непрозрачных холдингов в России. С 2011 по 2012 г. Магомедов председательствовал в совете директоров НМТП.

Детство

Магомедов Зиявудин родился двадцать пятого сентября 1968 г. в Дагестанской АССР, в Махачкале. Отец его работал хирургом, а мать - учительницей. Кроме Зиявудина в семье было еще трое детей. Его старший брат, Магомед, впоследствии стал членом Совета Федерации России от Смоленской области.

Образование

После школы Зиявудин Магомедов поступил в Московский Гуманитарный университет, на экономический факультет, на специальность «Мировая экономика». Окончил это высшее учебное заведение он в девяносто четвертом. Через шесть лет там же, в Московском Гуманитарном университете, Зиявудин защитил диссертацию на степень кандидата наук на тему современной деятельности банков.

Начало предпринимательской деятельности

Бизнесом начал заниматься, будучи студентом на первых курсах. С 1988 по 1989 г. Зиявудин с соседями по общежитию и однокурсниками организовал продажу электронных и технических приборов из Советского Союза в Польше.

В 1993 г. вместе с партнерами, в число которых входили родной и двоюродный братья (Магомед и Ахмед), создал компанию «ИФК-Интерфинанс». Первые ощутимые деньги она начала приносить благодаря совместной работе с большими промышленными объединениями, у которых брала в управление облигации валютного займа и обеспечивала стабильный доход этих компаний. К середине девяностых годов у компании «ИФК-Интерфинанс» было сто пятьдесят миллионов собственных средств.

Банковское дело и финансы

С 1994 по 1998 г. Зиявудин Магомедов, фото которого есть в данной статье, находился в должности президента компании «ИФК-Интерфинанс». В 1995 г. на ее активы был куплен банк «Диамант». Зиявудин стал членом директорского совета и одним из основных акционеров. «Диамант» обанкротился в 1998 г. В этом был обвинен председатель правления – Алексей Френкель.

В некоторых средствах массовой информации уверенно писали, что после разорения «Диаманта» Френкель даже получал угрозы в свой адрес от Магомедовых. Но Зиявудин это отрицал. И обращался ли в суд бывший председатель правления, доподлинно неизвестно.

Торговля нефтепродуктами

С 1997 г. Магомедов Зиявудин решил заняться торговлей нефтепродуктами. Сначала он прикупил пять процентов акций «Нижневартовскнефтегаз». Постепенно Магомедов получил в свои владения три крупные нефтетрейдинговые компании: «Старойл», «Союз петролеум» и «Европетролеум». С 2004 по 2005 г. являлся председателем совета директоров «Транс-Ойл».

Приморский торговый порт

Благодаря сотрудничеству с «Транснефтью» Магомедов Зиявудин Гаджиевич стал практически полноправным владельцем Приморского торгового порта. Уже давно началось строительство БТС (Балтийской трубопроводной системы). Финансировали проект нефтяные компании. Для пуска строительства необходимо было определиться с конечной точкой трубопровода. Нефтяные компании ожесточенно спорили, где она будет находиться.

Точку в споре поставил В. Путин, назвав Приморск. Это и была земля, на которой должен был строиться трубопровод, принадлежащий Марийскому машиностроительному заводу и Геннадию Тимченко. Но они неожиданно продали свой земельный участок Магомедову. «Транснефть» отстроила трубопровод только до границы с землями Зиявудина.

Одна из его компаний взяла кредит. И после строительства третьего и четвертого терминалов Зиявудин Магомедов стал почти единовластным владельцем Приморского торгового порта. Одновременно Зиявудин – один из самых крупных подрядчиков «Транснефти» и некоторых других проектов.

Со временем Приморский торговый порт стал первым самым крупным активом холдинга «Сумма Капитал» (он был переименован из «Группы» в августе 2011 года). На руках у Магомедова находился контрольный пакет акций (50,1%) НМТП. А остальные сорок девять процентов остались у «Транснефти». В результате успешной сделки Зиявудин стал контролировать российский нефтяной экспорт на семьдесят процентов. А с учетом работы с «Транснефтью» по всем проектам объем финансового портфеля Зиявудина составил почти шестьдесят миллиардов рублей.

Газетная «утка»

Зиявудин Магомедов с женой не раз попадали под острое перо журналистов. На них за последние несколько лет вылили не один ушат грязи. Например, в 2008 г. в одной из иностранных газет была опубликована информация о том, что Зиявудин не хочет покидать Совет Федераций по причине скандала о хищении средств «Лукойла». При этом в издании намекалось, что Магомедов связан с Дагестанской мафией. Зиявудин подал на газету в суд и в 2010 г. выиграл против нее иск, защитив свою деловую честь и репутацию.

Активы холдинга «Сумма Капитал»

В активы холдинга «Сумма Капитал» кроме Новороссийского морского торгового порта вошел еще ряд других предприятий и организаций:

  • хлебокомбинат;
  • ЯТЭК (Якутская топливная энергетическая компания);
  • Павловское месторождение свинца и цинка на Новой Земле;
  • разрабатывающая горнорудная компания;
  • «Сумма-Телеком»;
  • компания «Стройновация».

В конце 2011 г. холдинг «Сумма Капитал» выиграл конкурс по строительству роттердамского нефтяного терминала. В его развитие нужно было вложить миллиард долларов. Но зато в результате Магомедов Зиявудин получил возможность отправлять нефть из своего российского порта и получать ее в собственном заграничном терминале. А это существенно усилило его позицию как нефтяного трейдера.

Дворкович и Магомедов

Зиявудин Магомедов в одном из интервью подтвердил, что с Аркадием Дворковичем они дружны еще со студенческих времен. Вместе учились на экономическом факультете МГУ. С тех пор поддерживают дружеские отношения.

С 2004 по 2008 год Аркадий Дворкович находился в составе директоров «Транснефти». В этот период компания «Стройновация», принадлежащая Магомедову, получала крупные государственные заказы. К примеру, заменой тысячи двухсот километров магистрали нефтепровода занималась именно она. А также принимала участие в строительстве трубопровода. Но самый крупный проект «Стройновация» получила уже после ухода Аркадия Дворковича из совета директоров «Транснефти». Но дружба их с Магомедовым не строилась только на совместном бизнесе.

Расширение бизнес-империи

В 2006 г. контролируемая Магомедовым компания «Славия» прикупила семьдесят пять процентов акций предприятия «Якутгазпром», выложив за ценные бумаги свыше шестисот миллионов рублей. Эта большая покупка сразу оказалась в центре внимания департамента по экономической безопасности РФ (ДЭБ). Тем более что фирма «Алроса», купившая «Якутгазпром» за семнадцать миллионов долларов, утверждала, что сделка незаконна и совершена в сговоре руководства компании и Магомедовым.

ДЭБу России пришлось проверять информацию и выносить постановление о начале оперативных и розыскных операций из-за мошенничества при покупке акций «Якутгазпрома». Но дело вскоре было замято, и владельцем контрольного пакета ценных бумаг признан Зиявудин Магомедов.

В 2006 году холдинг «Сумма Капитал» получил частоты в радиодиапазоне WiMax беспроводной технологии, которая должна была использоваться по всей территории России. А в 2007 году выиграл очередной конкурс, в результате которого получил тринадцать лицензий на одиннадцать регионов Дальнего Востока и Урала. Как сравнение – компании «Вымпелком» досталось всего три лицензии.

Но WiMax Магомедов Зиявудин построить не успел, так как госкомиссия изменила решение насчет выданных частот «Сумме Капитал». Холдинг теперь пытается вернуть себе отобранное. А госкомиссия тем временем выдала частоты фирме «Скартел» и выделила диапазон для сети LTE.

В 2012 году «Сумма Капитал» была единственным претендентом на международный аэропорт «Домодедово». Причем в средствах массовой информации писали, что Зиявудин хотел купить ж/д-перевозчика «Трансгарант» и пятьдесят процентов акций «Объединенной зерновой компании». Как только Магомедов стал заметной фигурой среди российских бизнесменов, его имя начали связывать с дагестанским кланом, в который вхож Сулейман Керимов. Однако эта информация официального подтверждения не получила.

Политологи были уверены, что опора на государственные компании и политподдержка – самые слабые места в бизнесе Магомедова. Предполагалось, что как только к власти в стране придет Путин, ситуация изменится, и бизнес Зиявудина начнет распадаться. Но этого не случилось. И на данный момент империя Магомедова продолжает расцветать. Его холдинг «Сумма Капитал» - не только один из самых закрытых, но и наиболее влиятельный в России. Фирма постоянно участвует в различных тендерах и конкурсах по строительству и реконструкции.

Несмотря на закрытость, влияние холдинга «Сумма Капитал» на модернизацию страны и ее экономику огромно. Главные направления компании – транспорт, логистика, строительство. При этом холдинг настолько вырос, что может вполне позволить себе небольшой собственный флот.

Финансисты уверены, что компания «Сумма Капитал» - отличное объединение продуктивной совместной работы с государством и большой прибыли. Но Магомедов не останавливается на достигнутом. Его мечта – создание инвестиционной компании мирового масштаба. И сейчас он принимает все меры для претворения этого в жизнь.

Подарок Хабибу

Когда боец смешанных единоборств прилетел в Москву, его встретил российский меценат и бизнесмен Зиявудин Магомедов. Хабиб даже не ожидал такого внимания и подарка – автомобиля "Мерседес" AMG GT S. Зиявудин не только поддерживает образовательные и спортивные проекты. Он – владелец промоутерской компании Fight Night, организовывающей бойцовские поединки и занимающейся развитием смешанных единоборств в России.

Зиявудин Магомедов: состояние финансов

БКС (брокерская компания) оценивала «Сумму Капитал» от 3 до 5 миллиардов долларов. Правда, объем личных средств не раскрывался. Да и сам Зиявудин имена других акционеров не называл. Но обмолвился, что среди них есть его родной брат. С увеличением активов «Суммы Капитал» росло и состояние Магомедова. В 2009 году оно оценивалось в семьдесят миллионов долларов. В 2010-м – в восемьсот миллионов, а в 2011 году – уже в три миллиарда. В 2012-м в рейтинге Forbes среди самых богатых российских бизнесменов Зиявудин находился на сто одиннадцатом месте.

Личная жизнь

Ольга Магомедова – жена Зиявудина Магомедова профессиональная актриса и модель. Живут они в счастливом браке. Ольга не только модель и актриса, но и певица. Периодически устраивает небольшие концерты. Зиявудин Магомедов, семья которого выглядит образцовой, не жалеет денег на увлечения своей жены и во всем ее поддерживает. Зиявудина покорила не только ее внешность. Ольга очень работоспособная и активная, что импонирует Магомедову, так как он и сам трудоголик и часто проводит много времени, занимаясь делами по бизнесу.

Зиявудин очень ценит чувство ответственности своей жены, ее выдержку и терпение. Ольга любит плавание, причем может преодолеть большие расстояния. Некоторое время назад она даже спонсировала одну из московских детских школ плавания. Она еще и отлично фехтует, вяжет и гоняет на мотоцикле как заправский спортсмен. В свободное время любит играть на пианино произведения классиков. У Ольги и Зиявудина родилось трое детей.

Награды

По приказу Д. Медведева Зиявудин Магомедов был награжден весной 2010 г. орденом Дружбы. В 2011 г. получил почетную грамоту от президента России за помощь в реставрации Большого театра. А через год Зиявудину вручили орден Почета за восстановление в Кронштадте Морского Никольского собора.

Деятельность в последние годы

Зиявудин Магомедов сегодня занимается сохранением творчества в родном крае. Содействует благотворительным фондам, которые увековечивают искусство и народные песни. На средства Зиявудина проводятся различные мероприятия, конкурсы, издаются книги и видеоматериалы об известных творческих личностях. Зиявудин ратует за сохранение родного языка, культуры и ценностей. С 2013 г. – член Совета Фонда поддержки и развития клуба «Валдай».

Осенью 2010 г. Зиявудин Магомедов стал председателем Совета Федерации РФ по теннису. Несколько позже представлял Россию на проходящем форуме АТЭС. Зиявудин занимается благотворительностью и не оставляет без внимания Фонд поддержки российских олимпийских чемпионов. Входит в попечительские советы ВГИКа, МИДа Российской Федерации, Фонда ЕУСПБ. Магомедов – член РСМД с 2012 г. Находится в составе Совета по инновациям и модернизации развития РФ при президенте и в НИТУ МИСиС.

Аварец Зиявудин Магомедов – успешный российский бизнесмен и основатель Группы компаний «Сумма». Известный в России и за рубежом, он занял значимое место в деле поставок сырья: зерна и нефтепродуктов. Также бизнесмен активно вкладывает средства в инновационные технологические разработки.

 

Краткая информация:

  • ФИО: Зиявудин Гаджиевич Магомедов.
  • Дата рождения: 25.09.1968.
  • Образование: высшее.
  • Дата начала предпринимательской деятельности / возраст: 1988 год / 20 лет.
  • Вид деятельности при старте: фирма по продаже компьютерной техники.
  • Текущий вид деятельности: Председатель совета директоров Группы «Сумма».
  • Текущее состояние: $ 1,4 млрд (по версии журнала «Forbes» в 2017 году).

Успешный российский предприниматель дагестанской национальности, Зиявудин Магомедов является одним из самых богатых бизнесменов в РФ. За время своего бизнеса основал и развил крупный диверсифицированный холдинг «Сумма», объединяющий множество активов в нефтегазовой сфере, строительстве, логистике и других сферах деятельности.

Молодость и первые шаги в бизнесе

Зиявудин Гаджиевич Магомедов появился на свет в конце сентября - 25.09.1968, родился в столице Дагестана, г. Махачкала. Говоря точно о национальности, он - аварец. Родился в многодетной семье учительницы по русскому языки и врача-хирурга. Будущий бизнесмен был одним из четырех детей в семействе.

Детство приучило Зиявудина добиваться результатов и не показывать своей слабости. Это было связано в том числе и с нравами дагестанского общества - здесь ценилась в первую очередь сила. Хотя сам он воспринимал понятие «сила» более масштабно, смотрел на него с разных сторон. Такой нестандартный взгляд позволил добиться успеха в последующем.

Высказывание. «Сила нужна и эмоциональная, и интеллектуальная, и психологическая».

В школе показывал хорошие результаты по всем предметам, несколько хромал лишь английский язык. Начиная с девятого класса, приучался сам зарабатывать деньги, устроившись на работу на местный радиозавод.

Высшее образование Магомедов получил в МГУ им. Ломоносова, поступив туда вслед за старшим братом. Учился по специальности «Мировая экономика», на курсе познакомился и сдружился с несколькими людьми, впоследствии ставшими знаменитыми в российской экономике и государственном управлении. Из них на слуху имена предпринимателя и экономиста Аркадия Дворковича. Обучение успешно окончил в начале 90-х годов.

Но еще в 1988-м году решил использовать изменения, что несла Перестройка, и открыть собственное дело. В этот период вместе со своими друзьями по обучению и совместной жизни в общежитии создал фирму, занимавшуюся реализацией и поставкой компьютерной техники из Польши в СССР. Тогда началась его история успеха: с помощью этого дела Зиявудин Магомедов смог заработать свой первый миллион.

При этом он не забывал родственных связей: вместе с братьями, в том числе двоюродным, обменивался опытом - это потребовалось в дальнейшем для организации крупного бизнеса. С помощью старшего брата Магомеда, который с 1991 года начал работать с крупными собственниками в Союзе объединенных кооперативов, знакомился с нужными людьми, налаживал связи.

На последнем курсе университета Зиявудин с родственниками открыл фирму «ИФК-Интерфинанс». Она оборачивала средства компаний-партнеров, приносила фиксированный доход всем участникам процесса.

Известно, что Магомедов оперировал активами таких компаний, как «Зарубежнефть», «Техмашимпорт», и это приносило серьезные доходы. К окончанию университета предприниматель уже был миллионером, а к середине 1994 года был собран собственный капитал в $ 15 млн.

В этом же году Зиявудин возглавил «Интерфинанс», заняв пост президента. Вместе с партнерами принял решение диверсифицировать активы, развиваться в новых сферах деятельности. В середине 90-х годов была приобретена банковская организация «Диамант».

Банк просуществовал 3 года, разорившись в 1998 году во время масштабного экономического кризиса в России и мире. Бизнесмен, входивший в число директоров и акционеров «Диаманта», указывал, что крах произошел по причине внутренних распрей и непрофессиональных решений управленцев.

Интересный факт! В свое время обвинения Магомедова в адрес председателя правления стали причиной для множества разговоров. Финансист Алексей Френкель, занимавший этот пост, заявлял об угрозах со стороны Зиявудина и его братьев.

Рисунок 1. Зиявудин Магомедов участвует в бизнес-форуме.
Источник: woman.ru

В 1997 году бизнесмен вышел на российский рынок нефти и нефтепродуктов, купил 5% ценных бумаг «Нижневартовского газодобывающего предприятия», также через свои нефтетрейдинговые компании занимался оптовой продажей нефти различным фирмам.

Кратко. «Нижневартовскнефтегаз» - крупное производственное объединение, созданное в 1977 году. Занимается разработкой отдаленных месторождений нефти и газа в Югре, ХМАО. Совокупный объем добытой нефти на сегодняшний момент составляет порядка 201 млн тонн. Сейчас полностью принадлежит

Основание и развитие Группы «Сумма Капитал»

В 2000-м году Зиявудин после успешной защиты диссертации стал кандидатом экономических наук. В этот же год основал свое главное предприятие на сегодняшний день - холдинг «Сумма Капитал».

В первое время крупным активом компании стал торговый порт Приморска: в 2001-2002 гг. бизнесмен приобрел земельный участок в этом дальневосточном городе; вскоре там началось масштабное строительство всех портовых систем. Порт начал деятельность в 2004 году.

В течение этого года занимал высший пост правления компании «Транс-Ойл», занимающейся железнодорожной перевозкой продуктов нефтепереработки и оказанием сопутствующих дополнительных, сервисных услуг. В настоящее время является основным ж/д оператором в своем сегменте. Сотрудничает с .

В «Сумме Капитал» Магомедов, как ее владелец, также стал председателем совета директоров. Свою Группу компаний позиционирует как стратегического инвестора, который активно занимается управлением имеющихся активов. Предприниматель и партнеры начали последовательно расширять присутствие в разных сферах производственной и рыночной деятельности.

Интересный факт! Дело не обошлось без скандалов: в 2008 году одно из московских изданий обвинило братьев Магомедовых в связях с мафией, а также возможной причастности к крупным финансовым хищениям в инфраструктурных проектах, профинансированных компанией «Лукойл». Впрочем, уже в 2010 году предприниматель со своим братом Магомедом защитил репутацию семьи в суде: иск был выигран, а все обвинения опровергнуты.

В 2007 году Зиявудин стал членом попечительского совета Большого театра в Москве и через два года занялся его реконструкцией через своего генерального подрядчика. На восстановительные работы памятника культуры, по подсчетам Счетной палаты РФ, было потрачено около 35,5 млрд бюджетных рублей.

Сам бизнесмен заявлял, что все деньги были израсходованы по назначению и, более того, вынужденно вкладывал в реконструкцию дополнительные средства, из-за чего не только не получил прибыли, но даже не окупил понесенные затраты.

В 2010 году состоялась крупная сделка между «Суммой Капитал» и морским торговым портом Новороссийска: холдинг приобрел 50,1% акций. Структурами Магомедова было потрачено не менее $ 2 млрд. С этой операцией бизнесмен занял ключевую роль в экспорте нефти и нефтепродуктов в страны Западной Европы (размер доли - 70%). Спустя год стал председателем правления новороссийского порта.

Развитие Зиявудина Магомедова в последнее время

2011 год был богат на события:


В настоящий момент в холдинг входят фирмы, работающие в сфере:

  • портовой, транспортной логистики (включая транспортную группу FESCO);
  • строительства, инжиниринга;
  • нефтегазопереработки;
  • сельского хозяйства (включая Объединенную зерновую компанию);
  • телекоммуникаций (включая оператора связи Sumtel).

В 2015-м году Магомедов вслед за предпринимателем стал инвестором стартапа Uber. В 2016 году вложился в разработку вакуумного поезда Hyperloop Илона Маска. Бизнесмен учитывает, что в случае успешной реализации проекта он сможет связать высокоскоростными магистралями огромную территорию России, нужными как для пассажирских, так и для контейнерных перевозок.

Недавно стало известно, что холдинг «Сумма» инвестировал в технологии по выращиванию искусственных алмазов в лабораторных условиях (проект Diamond Foundry).

Также предприниматель вкладывает средства в развитие родного Дагестана:

  1. Группой «Система» приобретено несколько заводов по изготовлению асфальтобетона; за счет этого реализуются проекты по обновлению дорожной инфраструктуры и созданию новых автомобильных путей.
  2. Руководит строительством туристическо-рекреационного комплекса «Матлас».
  3. Развивает телекоммуникационную доступность и взаимосвязь областей республики посредством реализации российского навигационного проекта ГЛОНАСС.

В основном, Магомедов вкладывает инвестиции в три направления деятельности: транспортировка, сельское хозяйство, энергетика.

Благотворительность, личная жизнь

В 2012 году предприниматель основал благотворительный фонд «ПЕРИ», деятельность которого направлена в первую очередь на реализацию культурно-образовательных и социальных проектов.

Главный совладелец и председатель совета директоров группы "Сумма" (до 2011 года - "Суммы Капитал"), одной из крупнейших и наиболее непрозрачных частных холдинговых структур в России. Председатель совета директоров Новороссийского морского торгового порта с 2011 года.


Зиявудин Гаджиевич Магомедов родился 25 сентября 1968 года в Махачкале - столице Дагестанской АССР. Аварец. Отец Магомедова был врачом-хирургом, мать работала учительницей. В семье Зиявудин был одним из четырех детей, в дальнейшем известность также получил его брат, Магомед Магомедов, в 2002-2009 годах - член Совета Федерации РФ от Смоленской области.

В 1994 (по другим данным - в 1993) году Зиявудин Магомедов окончил экономический факультет Московского государственного университета (МГУ) по специальности "Мировая экономика", где сблизился с однокурсниками или соседями по общежитию Рубеном Варданяном (основателем корпорации "Тройка Диалог") и Аркадием Дворковичем (будущим помощником президента РФ Дмитрия Медведева). Впоследствии на том же факультете МГУ в 2000 году Магомедов защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук по теме "Современные направления деятельности транснациональных банков".

Еще являясь студентом первых курсов университета Магомедов начал заниматься бизнесом. В 1988-1989 годах он вместе с однокурсниками и соседями по общежитию наладил "продажу электротехнических приборов из России в Польшу". В 1993 году Зиявудин Магомедов с партнерами, в том числе братом Магомедом и двоюродным братом Ахмедом Билаловым, основали компанию "ИФК-Интерфинанс". "Первые серьезные деньги" она, по словам самого Магомедова, заработала за счет того, что брала в управление облигации внутреннего валютного займа у внешнеэкономических объединений и обеспечивала им "фиксированную доходность". К лету 1994 года компании удалось создать капитал в 15 миллионов собственных средств.

В 1994-1998 годах Магомедов занимал пост президента "ИФК-Интерфинанс". В 1995 году компания приобрела банк "Диамант". Магомедов был в нем членом совета директоров и одним из акционеров - вплоть до краха банка в 1998 году (в нем бизнесмен обвинил председателя правления банка Алексея Френкеля). Некоторые СМИ утверждали, что Френкель получал угрозы от братьев Магомедовых после разорения "Диаманта", однако Зиявудин Магомедов заявлял, что Френкелю не угрожал; не сообщалось также о том, подавал ли банкир какие-то официальные жалобы по этому поводу.

В 1997 году Магомедов занялся торговлей нефтепродуктами, приобретя около 5 процентов акций "Нижневартовскнефтегаза". Кроме того, бизнесмен в разное время был владельцем нефтретрейдинговых компаний "Союз петролеум", "Европетролеум" и "Старойл". В 2004-2005 годах, по данным "Коммерсанта", Магомедов занимал пост председателя совета директоров ОАО "Транс-Ойл".

В 2001-2002 годах Магомедов приобрел у Марийского машиностроительного завода землю в Приморске, на которой был впоследствии построен Приморский торговый порт (ПТП), ставший первым крупным активом холдинговой группы "Сумма Капитал". Сам Магомедов утверждал в интервью, что компания была основана около 2000 года, однако "Ведомости" писали, что она возникла только в 2008 году. Между тем в прессе "Сумма Капитал" фигурировала и ранее, в частности, в 2007 году, Магомедов же тогда назывался ее предполагаемым владельцем. Впоследствии в биографиях бизнесмена он упоминался как основатель и бессменный председатель совета директоров холдинга "Сумма Капитал", в августе 2011 года переименованного в "Группу "Сумма""].

В 2008 году в газете The Moscow Post была опубликована статья "Сенатор от Смоленской области Магомед Магомедов не хочет уходить из Совета Федерации. На это у него есть важные причины". В материале, в частности, утверждалось, что в конце 90-х - середине 2000-х годов Зиявудин и Магомед Магомедовы были связаны с дагестанской мафией и могли быть причастны к скандалу о хищении средств "Лукойла", выделенных на реконструкцию соединяющей Белоруссию со Смоленском, Вязьмой и Московской областью "Старой Смоленской дороги". В 2010 году Магомедовы выиграли в суде против издания иск о защите чести и деловой репутации.

В июле 2009 года Магомедов через девелоперскую компанию "Интэкс" получил контроль над компанией "СУИПроект" - генеральным подрядчиком при реконструкции московского Большого театра. Еще до этого, в 2007 году, Магомедов вошел в попечительский совет театра. По данным на 1 января 2012 года реконструкция ГАБТ, согласно сообщению Счетной палаты России, обошлась российскому бюджету в 35,4 миллиарда рублей. Сам бизнесмен заявлял, что на этом проекте не только не смог извлечь прибыли, но даже не вышел "в ноль".

В 2010 году "Сумма Капитал" получила широкую известность, приобретя 50,1 процента акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП) - крупнейшего в России портового оператора. Еще 49 процентов акций получила государственная компания "Транснефть". Сам Магомедов признавался, что акции НМТП обошлись "Сумме Капитал" в 2-2,5 миллиарда долларов. По словам экспертов, покупка позволила Магомедову контролировать около 70 процентов российского нефтяного экспорта в Западную Европу.

В августе 2011 года " Магомедов был избран председателем совета директоров НМТП.

Кроме НМТП, в инвестиционный пакет "Суммы" входили такие активы как Новороссийский комбинат хлебопродуктов, Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК), Павловское свинцово-цинковое месторождение на острове Новая Земля и разрабатывающая ее Первая горнорудная компания (в середине 2000-х годов Магомедов возглавлял ее совет директоров, а также "Сумма-телеком", получившая лицензии на услуги связи GSM на Дальнем Востоке и Урале. Отмечалось, что в ноябре 2006 года этот "никому неизвестный стартап... смог получить разрешение на оказание услуг связи по технологии WiMax по всей территории России, обойдя именитых конкурентов".

С "Транснефтью" был связан еще один актив "Суммы" - компания "Стройновация", которая выступала подрядчиком при строительстве нефтепроводов. В конце 2011 года группа "Сумма" победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала в Роттердаме, обязавшись вместе с голландской Vitol вложить в его развитие 1 миллиард долларов. Тем самым, как писали в прессе, Магомедов получил возможность не только отправлять нефть из собственного порта в России, но и принимать ее в собственном терминала за границей, значительно усилив свои позиции в качестве нефтяного трейдера.

О новых возможных покупках Магомедова стало известно в марте 2012 года. В том месяце "Сумма" стала единственным претендентом на международный аэропорт "Домодедово", тогда же о ней писали как о возможном покупателе железнодорожного перевозчика "Трансгарант" и половины акций "Объединенной зерновой компании".

Указом президента России Дмитрия Медведева в марте 2010 года Магомедов был награжден орденом Дружбы. В 2011 году он был награжден почетной грамотой президента России за вклад в реставрацию Большого театра, а год спустя получил орден Почета за реализацию мероприятий по восстановлению Морского Никольского собора в Кронштадте.

В ноябре 2011 года Магомедов возглавил деловой консультационный совет форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года. Кроме того, в апреле 2012 года бизнесмен стал членом попечительского совета "Сколково", где должен был заниматься развитием связей с инновационными компаниями стран АТЭС.

"Сумму" Магомедова в прессе называли одним из самых закрытых и непрозрачных холдингов в России. Брокерская компания БКС в 2011 году стоимость "Суммы" оценивала в 3-5 миллиарда долларов. Личная доля Магомедова в группе не раскрывалась, сам он не называл других акционеров, но признавал, что среди них есть его брат Магомед. По мере покупки активов "Суммой" росла оценка состояния самого Магомедова. В 2009 году журнал "Финанс." оценил его состояние в 70 миллионов долларов, в 2010 - в 800 миллионов, а в 2011 году - в 3 миллиарда долларов.

Писали СМИ и об общественной деятельности Магомедова. В 2010 году бизнесмен занял должность председателя попечительского совета Федерации тенниса России. Сообщалось также о том, что он руководил благотворительными проектами в Дагестане.

Следственный департамент МВД России просит суд арестовать совладельца компании «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова . Официальные причины пока не называются. Пресс-служба Тверского суда столицы сообщает, что решение об аресте могут принять в субботу, 31 марта, после 15:00. «Интерфакс» со ссылкой на источники уточняет, что вместе с владельцами компании Зиявудином и Магомедом Магомедовыми задержан глава компании «Интекс», входящей в холдинг, Артур Максидов. Также была задержана гендиректор группы «Сумма» Лейла Маммедзаде.

Миллиардера задержали вечером в пятницу, 30 марта на 48 часов. По данным The Bell, в тот момент Магомедов собирался вылетать США. В пресс-службе «Суммы» к моменту публикации материала не смогли прокомментировать Forbes ситуацию.

Также в пятницу сотрудники ГУЭБиПК МВД и службы экономической безопасности ФСБ провели серию обысков в коммерческих структурах Зиявудина Магомедова, сообщает «Коммерсант». Следственные действия связаны с уголовным делом о хищении более 752 млн рублей в ходе строительства стадиона в Калининграде, на котором пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Дочерняя структура «Суммы» - «Глобалэлектросервис» - была подрядчиком на первых этапах строительства стадиона.

Компания должна была подготовить площадку на острове Октябрьский под строительство стадиона. В 2014 году «Глобалэлектросервис» провела эти работы, в частности, для укрепления слабых грунтов было использовано 1,6 млн т песка. Сдавал их гендиректор «Глобалэлектросервиса» Эльдар Нагаплов, а принимали - бывший министр строительства Калининградской области Амир Кушхов и заместитель главы регионального управления капитального строительства Сергей Трибунский.

По версии следствия, работы были проведены плохо, в частности, претензии возникли к качеству песка. Впрочем, в самой компании утверждали, что песок был нужного качества, но «изменил структуру» из-за того, что работы проводились в болотистой местности.

Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) было возбуждено калининградскими правоохранительными органами еще в августе 2014 года. Летом 2017 года были арестованы Кушхов, Трибунский и заместитель гендиректора компании «Глобалэлектросервис» Хачим Эристов. Нагаплов был арестован заочно, так как успел скрыться.

В правительстве Калининградской области отказались ответить на вопрос, связано ли дело, по которому задержаны Магомедовы, со строительством стадиона. Собеседник Forbes отметил, что представители следственных органов к ним за информацией не обращались, однако в 2017 году Кушхов был уволен по итогам внутренних проверок в части строительства стадиона «Арена Калиниград», и материалы от местных контрольных органов были переданы в правоохранительные органы в установленном в таких случаях порядке.

Последние годы уроженец дагестанского села Шошота миллиардер Зиявудин Магомедов активно выстраивает имидж предпринимателя, увлеченного новейшими технологиями. Несколько раз в год он летает в Кремниевую долину, увлеченно рассуждает в о принципах sharing economy и входит в совет директоров проекта Hyperloop One, в который через фонд Caspian VC вложил, по словам его представителя, как минимум $50 млн Однако в России дела группы «Сумма», которой владеет бизнесмен (вместе со старшим братом Магомедом), уже давно идут не лучшим образом.

Бизнес «Суммы» всегда был связан с государством, ее резкий взлет пришелся на годы правления Дмитрия Медведева. В 2011 году партнерство с «Транснефтью» и крупные господряды помогли Зиявудину Магомедову войти в список Forbes с состоянием в $750 млн, а спустя три года стать долларовым миллиардером. Но в какой-то момент государство отвернулось от «Суммы» - когда в президентское кресло вернулся Владимир Путин, а политики из команды Медведева (например, Аркадий Дворкович, который учился вместе с Магомедовым в МГУ) начали терять влияние. Forbes вспоминает хронику крупнейших потерь и неудач Зиявудина Магомедова.

Сломанный трамплин

Владимира Путина редко можно было увидеть в таком гневе. «И вице-президент Олимпийского комитета страны занимается вот такой стройкой?» - задыхался он от ярости, пока замглавы правительства Дмитрий Козак сбивчиво пытался объяснить, почему сроки сдачи трамплина «Русские горки» в Сочи сорваны, а смета выросла с 1,2 млрд до 8 млрд рублей. Самого вице-президента Ахмеда Билалова на той встрече в феврале 2013 года не было. Она стала для него роковой. Выйдя после разноса Путина к журналистам, Козак заявил, что Билалов может искать новую работу. Вскоре пришлось искать и новое место жительства - Билалов уехал сначала в Германию, затем в Великобританию, а в России против него завели уголовное дело о злоупотреблении полномочиями.

Билалов - двоюродный брат Магомедовых. Он же стоял у истоков их первого бизнеса - компании «Интерфинанс», которая управляла активами «Зарубежнефти», и банка «Диамант». Не прошло и недели с момента сочинского скандала, как Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) подало иск к инжиниринговой компании «Стройновация», входящей в группу «Сумма», на 5,05 млрд рублей.

Государство требовало вернуть аванс, выданный на строительство железной дороги «Кызыл-Курагино». Этот подряд «Стройновация» выиграла в 2011 году, обойдя в том числе структуры Аркадия Ротенберга . За 44,3 млрд рублей «Сумма» обещала построить 147 км дороги в Республике Тува, без которой нельзя было начать разработку Элегестского месторождения коксующегося угля - одного из крупнейших в России. Иску Росжелдора предшествовала проверка, которую первый зампред правительства Игорь Шувалов поручил провести Минтрансу. Госаудит выявил, что «Стройновация» срывает график производственных работ. В итоге контракт с компанией Зиявудина Магомедова был разорван.

Впрочем, основные проблемы у «Суммы» были впереди. В 2015 году Магомедов в последний раз попал в рейтинг Forbes «Короли госзаказа». Тогда сумма выигранных им господрядов составляла 49,4 млрд рублей. Крупнейшим был контракт на почти 24 млрд рублей - за эти деньги «Стройновация» должна была построить объекты транспортного узла Восточный - Находка в Приморском крае. Кроме того у компании был заказ на 10,5 млрд рублей на строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск. А с Росавиацией был заключен контракт на строительство аэродромов в калининградском аэропорту Храброво за 3,1 млрд рублей.

Именно с этим объектом оказался связан один из самых болезненных публичных ударов по репутации «Суммы».

В июле 2016 года с инспекцией в Храброво приехал Игорь Шувалов и не смог сдержать эмоций. «Аэропорт находится в ужасном состоянии!», - восклицал он, не обнаружив на строительной площадке ни людей, ни техники. Вскоре Росавиация оценила отставание «Стройновации» от графика на девять месяцев, контракт был расторгнут, а аэропорт сменил собственника - им стал «Новапорт» Романа Троценко .

Закрытое море

В мае 2017 года РБК со ссылкой на источник, близкий к «Сумме», сообщил , что Зиявудин Магомедов намерен продать «Стройновацию», которая окончательно увязла в финансовых проблемах, потеряв помимо Храброво целый ряд крупных подрядов. Бизнесмен также искал покупателя на компанию «Глобалэлектросервис», которая строила ЛЭП и электростанции и недавно лишилась части контракта на 13,2 млрд рублей на строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань для «Русгидро».

Через пару месяцев иски почти на 300 млрд рублей к «Стройновации» подал Новороссийский морской торговый порт (НМТП, владеет также портами Приморск и Балтийск). Речь в иске шла об одной из поставок на НМТП: расплатиться за нее должна была «Стройновация», которая этого не сделала. Суд взыскал с компании почти 180 млрд рублей. Пикантность иска заключалась в том, что одним из основных собственников НМТП является как раз «Сумма». НМТП, Fesco и «Трансконтейнер» - так Магомедов описывал ключевую тройку российских активов в прошлогоднем Forbes.

Партнер «Суммы» в НМТП - «Транснефть», они с на паритетных основах владеют компанией Novoport, в собственности которой 50,1% портового оператора. Напрямую «Транснефть» владеет еще 10,5%, а «Сумма» - 2,75% акций НМТП. Еще 20% принадлежат Росимуществу. Контроль над НМТП «Транснефть» и «Сумма» получили в 2010 году - порт стал крупнейшим и наиболее доходным активом для Магомедова. К тому моменту у него были очень хорошие отношения с «Транснефтью», которая долгое время обеспечивала «Стройновацию» заказами на строительство трубопроводов.

Но уже в 2013 году между партнерами разгорелся корпоративный конфликт: «Транснефть» потребовала сменить совет директоров НМТП, заявив, что тот не учитывает ее интересы. Затем конфликт был разрешен, а «Сумма» долгое время объявляла о своем желании принять участие в приватизации 20% НМТП. Но в февраля 2018 года стало известно, представители «Суммы» не попадут в список кандидатов в новый совет директоров НМТП. Зато «Транснефть» выдвинула сразу пять кандидатов. В пресс-службе «Суммы» это объясняли тем, что в Novoport по поручению правительства началась юридическая реструктуризация. А меньше чем через месяц стало известно о том, что ФАС одобрил ходатайство «Транснефти» о покупке доли «Суммы» в Novoport. Надежды Магомедова не оправдались - в «Сумме» решение о выходе из НМПТ объяснили задержками с приватизацией. На сегодняшний день, исходя из котировок НМТП на Московской бирже доля «Суммы» оценивается в 41 млрд руб.

Эти деньги для «Суммы» явно будут не лишними, учитывая в каком бедственном состоянии пребывает второй актив из «стратегической триады» Магомедова - один из крупнейших транспортных операторов в России FESCO (у Зияудина Магомедова 65,9%). Начиная с 2016 года Fesco находится в состоянии перманентного дефолта по рублевым облигациям и евробондам. Для реструктуризации долга ($885,1 млн в августе 2017 года) «Сумма» в прошлом ноябре вязла кредит у ВТБ $680 млн, заложив госбанку 50% в Объединенной зерновой компании (ОЗК). Поручителем по кредиту выступает Якутская топливно-энергетическая компания Магомедовых. Три месяца назад она не смогла полностью исполнить оферту на 694 млн рублей по выкупу акций у недовольных миноритариев.

Сошли с пути

Не лучше обстоят дела «Суммы» и в «Трансконтейнере», крупнейшем операторе контейнерных перевозок (около 47% рынка перевозок по железной дороге в России). У Зии Магомедова в этой компании 16,5% акций, которыми он владеет через Fesco (Fesco принадлежит 25,07% акций «Трансконтейнера»). Неудобный партнер - вновь государство, 50% + 2 акции «Трансконтейнера» принадлежит РЖД. Как и в случае с НМТП «Сумма» давно пытается выкупить пакет госмонополии.

В мае 2017 года Магомедов написал Путину письмо в котором просил президента поддержать продажу «Сумме» контроля в «Трансконтейнере» и обещал за счет интеграции с Fesco и НМТП создать для экономики мультипликативный эффект в 560 млрд рублей. Один раз у Магомедова уже получилось провернуть подобный трюк с нефтяным бизнесом, когда за счет партнерства с «Транснефтью» в НМТП он получил : от добычи до продажи на мировые рынки. На этот раз против идеи миллиардера немедленно выступили РЖД, увидев в ней риски монополизации, и припомнив Fesco ее финансовые проблемы.

Рано или поздно РЖД из капитала «Трансконтейнера» выйдет: ярым сторонником внесения этой доли в план приватизации активов железнодорожной монополии является Игорь Шувалов. Велика ли вероятность того, что пакет РЖД достанется «Сумме»? К оператору давно присматриваются Владимир Лисин и РФПИ. Но недавно у Магомедова появился новый конкурент, продвинувшийся дальше прочих.

В начале этого года РБК сообщил о желании Романа Абрамовича и Александра Абрамова поучаствовать в приватизации «Трансконтейнера». Стартовые позиции у партнеров более чем хорошие: в декабре их компания «Енисей Капитал» уже вошла в капитал оператора, выкупив 24,5% «Трансконтейнера» у НПФ «Благосостояние», пенсионного фонда РЖД.

Бесспорным лидером дагестанского клана российских бизнесменов является миллиардер Сулейман Керимов ─ глава финансово-промышленной группы «Нафта Москва». Вплотную к нему приблизился Зиявудин Магомедов, по результатам прошлого года занявший в рейтинге Forbes весьма почетное для не достигшего полувекового рубежа предпринимателя 93-е место с явной тенденцией передвинуться в начало списка. За прошедший год оцениваемая собственность Магомедова возросла с $900 млн до $1,4 млрд.

В успешном бизнесе ему большую помощь всегда оказывал родной брат, а до недавнего времени и двоюродный – Ахмет Билалов, бывший член Олимпийского Комитета России и владелец большинства курортов Северного Кавказа, ныне находящийся в бегах от российского правосудия.

Зиявудин Магомедов, родившийся в Махачкале в аварской семье, не пошел по стопам родителей, выбрав не благородные профессии учителя и врача, а скучную экономику. В 1993 году он закончил экономический факультет МГУ, где судьба его свела с Рубеном Варданяном – основателем известной брокерской компании «Тройка Диалог». Чуть позже он повстречал , выросшего до гуру экономики, высокопоставленного правительственного чиновника, а ныне занявшего кабинет главы «РЖД».

Свои знания Магомедов вместе с братьями успешно воплотил в практику сразу после студенческой скамьи. Еще во время учебы предприимчивые южане промышляли в столице торговлей электротехническими товарами и компьютерами, завозимыми из Польши. В 1994 году троица создала компанию «Интерфинанс», которая взяла под контроль активы «Зарубежнефти» и «Техмашимпорта». В дальнейшем дагестанцы дополнили совместное хозяйство банком «Диамант».

Партнеры Зиявудина Магомедова

С первых самостоятельных шагов Зиявудин Магомедов понял прибыльность нефтяного бизнеса. В 1997 году ему удалось принять участие в «распиле» российского углеводородного «пирога» покупкой 5% акций компании «Нижневартовскнефтегаз». Помимо реализации сырья, деньги в кошелек аварца потекли от выполнения подрядов на строительные работы, в основном, поступавшие от «Транснефти».

Еще одно знаковое для судьбы предпринимателя знакомство произошло в те годы в сибирской столице империи «Лукойла» городе Когалым. Семен Вайншток, в будущем глава «Транснефти» и «Олимпстроя», популярно объяснил юному бизнесмену эффективную стратегию ведения бизнеса в рыночной России. Там же дуэт легальных бизнесменов дополнился третьим лицом – криминальным авторитетом , со временем, после 12 лет «отсидки» перебравшимся с «северов» в европейский комфорт столицы. Другое сомнительное знакомство Магомедов приобрел в банковских кругах. Одно время делами банка «Диамант» активно занимался Алексей Френкель. После громкого убийства в 2006 году заместителя председателя ЦБ России Алексея Козлова банкира признали организатором знакового преступления, отомстившего таким образом за отзыв лицензий у своих банков.

Усвоенную у бывалых людей методику сочетания закона с беззаконием Зиявудин Магомедов самостоятельно переложил на практику в конце 90-х. При реконструкции Старой Смоленской дороги 2 принадлежащие ему фирмы обязались поставлять топливо и дорожную технику. Сумма заключенных по этому поводу договоров достигла 300 млн рублей, причем эти средства Федеральный дорожный фонд взаимозачетом получил от «Лукойла». Деньги бесследно исчезли в недрах структур Магомедова. После успешно проведенной Зиявудин Магомедов нашел время для написания кандидатской диссертации, естественно, ни словом не упомянув в ней о возможности существования подобных «черных дыр» в отечественной экономике.

Бизнес-деятельность Зиявудина Магомедова стремительно набирала обороты. В 2006 году одно из его детищ компания «Славия» купила 76% акций «Якутгазпрома» за 628,5 млн рублей. Сделка тут же вызвала огромные подозрения у правоохранительных органов своей схожестью с банальным из-за манипуляций с дополнительной эмиссией ценных бумаг. Они немедленно начали оперативно-розыскные мероприятия, которые, впрочем, закончились ни чем. В том же году компания «Сумма Телеком» без конкурса получила частоты для внедрения технологии передачи данных WiMax на всей территории России.

Сумма зиявудина магомедова

К тому времени Магомедов объединил ранее разрозненные структуры под одной вывеской – Группа компаний «Сумма» и одной из перспективных сфер вложения капитала выбрал высокотехнологичную мобильную связь. Через год он получил в пользование GSM-частоты и 13 лицензий в 11 регионах Урала и Дальнего Востока. Для примера, в том же году такой гигант отрасли телекоммуникаций, как «Вымпелком» смог осилить всего лишь 3 лицензии на реализацию проектов в Хабаровском и Приморском краях.

Успех наступления Магомедова на рынке мобильной связи во многом объясняется его знакомством с всесильным в те годы генералом Виктором Черкесовым, сослуживцем Президента России, занимавшем пост главы Агентства по поставкам вооружения. Вместе с его супругой хитрому аварцу удалось войти в число собственников информационного агентства «Росбалт». Магомедов дополнил сильные позиции в нефтяном бизнесе сотрудничеством с государственными компаниями.

Освоение миллиардов

Поговаривают, что тот же Черкесов закулисно помог Магомедову взять под контроль компанию «СУИ Проект», вскоре ставшую генеральным подрядчиком всего комплекса работ по реставрации Большого Театра. К этой цели Магомедову пришлось двигаться довольно долго. Вначале, в 2007 году он вошел в Попечительский совет главного театра страны, а через 2 года, используя свою «Сумму Капитал», подмял под себя «СУИ Проект», фактически возглавил грандиозную стройку и освоил 12 млрд рублей. Впрочем, по его словам, никакой прибыли он не получил. Именно поэтому, сразу по завершению работ Магомедов бросил на произвол судьбы «СУИ Проект», выйдя из числа его собственников, и оставил ему участь самостоятельно разбираться с долгами и судебными исками субподрядчиков.

В настоящее время кроме Группы компаний «Сумма» Зиявудин Магомедов является владельцем крупных долей в активах «Объединенной зерновой компании», «Глобалэлектросервиса», «Стройиновации», девелоперской фирмы ИНТЭКС, а также FESCO – главного оператора Дальневосточного морского пароходства. Морская тематика заняла постоянное место в повседневной деятельности бизнесмена. В 2011 году на пару с «Транснефтью» он приобрел контрольный пакет акций Новороссийского морского торгового порта. Сделка обратила внимание на себя у многих специалистов суммой покупки, превышающей в полтора раза рыночную стоимость объекта – $2,5 млрд. Именно столько было выплачено прежним владельцам , Александрам Пономаренко и Скоробогатько.

Для бизнесмена, давно занимающемуся нефтяным бизнесом, порт на юге России – стратегический объект. Через него и еще один южный порт Приморский, которым «Транснефть» завладела чуть ранее, идет 75% нефти закачиваемой в танкеры в портах европейской части страны. Кроме того, постоянно увеличивающийся объем зерновых поставок за рубеж в скором времени позволит Новороссийску назваться главным терминалом по «перевалке» пшеницы в трюма судов.

В пору президентства Дмитрия Медведева Зиявудин Магомедов по праву мог номинироваться на звание «короля госзаказа». Его структуры руководили многочисленными грандиозными стройками. Помимо Большого Театра, ими стали трубопровод ВСТО-2 и стадион в Казани. В дальнейшем список дополнился аэропортами «Храброво» в Калининграде и во Владикавказе, транспортным узлом Восточный-Находка, железнодорожной станцией в Новороссийске, подрядом на намыв строительной площадки для станции метро «Новокрестовская» в Питере. Помимо российских строек Магомедов получил право на строительство нефтяного терминала в Роттердаме. Версия о том, что после «рокировки» президентов Медведева и Путина предприниматели, чей бизнес расцвел при Дмитрии Анатольевиче, вынуждены будут уйти в «тень» на примере Зиявудина Магомедова не получает подтверждения.