Строительный генеральный план пример. Стройгенплан. Организация строительной площадки. Основные виды стройгепланов и графиков

Строительный генеральный план (стройгенплан) - это, план участка строительства, на котором показано расположение строящихся объектов, расстановки подъемных механизмов, а также всех прочих объектов строительного хозяйства. К таковым относятся склады строительных материалов и конструкций, бетонные: и растворные узлы, временные дороги, временные помещения административного, санитарно-гигиенического, культурно-бытового назначения, сети временного водоснабжения, энергоснабжения, связи и т.д.

На стройгенплане наносятся:

  • границы строительной площадки и виды ее ограждения;
  • действующие и временные подземные, надземные и воздушные сети и коммуникации;
  • постоянные и временные дороги;
  • схемы движения средств транспорта и механизмов;
  • места установки строительных и грузоподъемных машин, пути их перемещения и зоны действия;
  • размещение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений;
  • места расположения знаков геодезической разбивочной основы,
  • опасные зоны;
  • пути и средства подъема работающих на рабочие ярусы (этажи), а также проходы в здания и сооружения;
  • размещение источников и средств энергообеспечения и освещения строительной площадки;
  • расположение заземляющих контуров, места расположения устройств для удаления строительного мусора и бытовых отходов;
  • площадки и помещения складирования материалов и конструкций,
  • площадки укрупнительной сборки конструкций;
  • расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей;
  • питьевые установки и места отдыха;
  • зоны выполнения работ повышенной опасности.

Для крупных строек, кроме стройгенпланов, в ПОС, ППР может составляться ситуационный план, характеризующий строительно-хозяйственные условия района.

Пример ситуационного плана:

Примерный порядок составления стройгенплана

При проектировании стройгенплана можно выделить в пять этапов.

Первым этапом может быть нанесение строящегося объекта и существующих сооружений (существующие линии электропередачи, водопровода, канализации, теплоснабжения) в масштабе.

Вторым этапом может быть выбор мест стоянок и пути движения монтажного механизма. Такой выбор может согласовываться с техническими характеристиками монтажного механизма размерами и конфигурацией строящегося объекта. На строй генплане необходимо схематически показать монтажный механизм (на одной из стоянок), его рабочую зону. Рабочий зоной крана называется пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком этого крана. Следует пунктиром показать монтажную зону. Монтажной зоной называется пространство, где возможно подаваемых краном грузов и конструкций при их монтаже. Монтажная зона определяется наружными контурами здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и 10 м - при высоте 20... 100 м. В монтажной зоне можно размещать только сам монтажный кран и выполнять раскладку монтируемых конструкций. Складировать материалы здесь нельзя.

Опасной зоной крана называется пространство в пределах возможного перемещения и следовательно падения грузов.

Третьим этапом рекомендуется нанести временные дороги. При трассировке дорог необходимо учитывать следующие ограничения и рекомендации:

На строительной площадке должно бить, как минимум два въезда независимо от схемы движения транспорта и расположения мест складирования стройматериалов и конструкций;

Ширина временных дорог при двухстороннем движении должна быть б...8м, при одностороннем 3...4 м;

Трасса дороги должна располагаться поближе к рабочим зонам крана и намеченных его стоянках, но по возможности не попадать в его опасную зону, на стройгенплане, как отмечалось выше, следует заштриховать;

Радиус закругления внутриплощадочных дорог принимается в зависимости от вида транспортных средств и габаритов переносимых конструкцией в пределах 12...30 м. При диаметре 12 м ширина дорога в районе поворота не должна быть менее 5 м;

Дороги целесообразно делать кольцевыми, а при необходимости тупиков следует предусматривать площадки для разворота машин (не менее 12 м);

Минимальное расстояние между дорогой и забором 2.0 м, между дорогой и складской площадкой 0,5... 1 м, дорогой и подкрановыми путями (если применяются башенные или козловые краны) - 6,5...12,5 м.

Четвертым этапом на стройгенплане размещаются складские площади (открытые, навесы, закрытые). Если для разгрузки материалов и изделии не используется дополнительный кран, то все открытые склады должны размещаться в рабочей зоне основного (монтажного) крана, а полузакрытые (навесы) я и закрытые - у границы этой зоны.

Между дорогой и складами при одностороннем движении рекомендуется предусматривать площадки шириной не менее 3 м для стоянки транспорта под разгрузкой.

Пятым этапом размещаются временные административно-хозяйственные и санитарно-бытовые помещения. Их количество и размеры должны соответствовать результатам производственных расчетов.

Бытовые помещения желательно размещать вблизи входов на строительную площадку. Запрещается их располагать в опасной зоне кранов. Все временные помещения должны размещаться с соблюдением противопожарных разрывов - не менее 5 м.

Шестым этапом может быть размещение в плане сетей временных инженерных коммуникаций - водопровода, канализации, электроснабжения, теплоснабжения. В зависимости от назначения каждого временного помещения предусматривается подключение к нему тех или иных коммуникаций. Наружное освещение обычаю устраивается на деревянных опорах через 30-40м по периметру строительной площадки.

Строительная площадка ограждается по периметру временным или постоянным ограждением. Это ограждение должно быть удалено не менее, чем на 2м от временных здании, складов, проезжей части дороги.

Расположение всех объектов строительного хозяйства должно обеспечивать наибольшее удобство производства работ и наименьшие материальные затраты. Протяженность коммуникаций, дорог, площадь складов, санитарно-бытовых и хозяйственно- административных помещений и сама площадь стройплощадки должны быть минимальными, но достаточно удовлетворять всем эксплуатационным требованиям.

Строительный генеральный план (стройгенплан) – технический документ, который является составной частью проекта организации строительства и проектов производства работ.

Стройгенплан представляет собой генеральный план площадки строящегося предприятия, на котором наряду со строящимися постоянными зданиями и сооружениями наносятся временные здания: механизированные установки, склады, инженерные коммуникации и другие устройства по состоянию на определенный период строительства.

В общем виде генеральный план – проект комплекса увязанных между собой всех технологических, хозяйственных и бытовых зданий и сооружений на поверхности, включая все транспортные устройства и различные коммуникации.

Для необходимой полноты освещения методов организации строительного производства общеплощадочный стройгенплан дополняют строительными планами основных объектов строящегося предприятия, в которых детально решены вопросы, связанные со строительством каждого объекта.

Размещение на стройгенплане постоянных зданий, сооружений, путей, проездов и коммуникаций создает основу для принятия наиболее целесообразных решений в части размещения временных объектов, принятых в проекте организации строительства.

Временные здания и сооружения должны быть размещены так, чтобы они по возможности не мешали строительству постоянных объектов, проезду транспорта, доставке конструкций, работе строительных машин. Взаимное расположение временных зданий и транспортные связи между ними должны обеспечивать возможность полной механизации процессов транспортирования по вертикали и горизонтали при наименьшем расстоянии перемещения строительных конструкций и материалов к месту укрупнительной сборки, монтажа и укладки.

Склады строительных конструкций, материалов и деталей должны размещаться на стройгенплане вдоль подъездных путей и иметь удобную автотранспортную связь со строительными объектами. На приобъектных складах и площадках должны предусматриваться необходимые приспособления для складирования и укрупнительной сборки конструкции (стеллажи, боксы и др.). Дороги должны обеспечивать возможность проезда автомашин и строительного оборудования в любое время года. Наиболее рациональным для временных дорог является применение покрытий из инвентарных сборных железобетонных плит.

Стройгенплан в составе ПОС называется общеплощадочным, а в составе ППР – объектным (их различие в степени детализации).

Общеплощадочный строительный генеральный план в составе ПОС представляет собой план строительной площадки с прилегающей к ней территорией, используемой для строительства всего комплекса объектов и размещения временных зданий, сооружений, установок, коммуникаций, предназначенных для обслуживания всей строительной площадки.

Объектный строительный генеральный план в составе ППР охватывает территорию строительной площадки одного объекта. На нем уточняют и детализируют решения общеплощадочного стройгенплана.

Исходные данные для разработки общеплощадочного СГП: генплан площадки строительства; материалы геологических, гидрогеологических и инженерно-экономических изысканий; смета; сводный календарный план с пояснительной запиской о методах производства работ; расчеты потребности во временных зданиях и сооружениях, складских площадях и т.д.

Исходные данные для разработки объектного стройгенплана: общеплощадочный стройгенплан; календарные планы и технологические карты из ППР данного объекта; уточненные расчеты потребности в ресурсах; рабочие чертежи здания или сооружения.

Стройгенплан разрабатывают для различных стадий строительства объекта (комплекса) и различного комплекса выполненных работ (нулевой цикл, возведение надземной части здания, отделочные работы).

Любой СГП состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.

Графическая часть общеплощадочного СГП включает: генплан площадки с нанесенными на нем объектами строительного хозяйства (рис. 3.1), экспликацию временных зданий и сооружений, условные обозначения.

Графическая часть объектного СГП включает те же элементы, что и общеплощадочный СГП, с детализацией принятых в нем решений.

В процессе размещения (привязки) механизированных установок и монтажных кранов на стройгенплане решаются следующие основные задачи:

– обеспечение бесперебойной поставки на строительную площадку материалов и полуфабрикатов с этих установок;

– обеспечение четкой ритмичной работы размещаемых монтажных кранов и связанных с ними других строительных машин;

– обеспечение безопасных условий труда;

– снижение себестоимости и трудоемкости работ;

– сокращение времени на монтаж кранов и устройство путей к ним.

При проектировании размещения на СГП монтажных кранов и подъемников предусматривают: выбор типов кранов; горизонтальную и вертикальную привязку; расчет зон действия кранов с учетом ограничений.

Горизонтальная привязка рельсового стрелового крана показана на рис. 3.2. При размещении кранов вблизи котлованов и траншеи расположение оси подкрановых путей определяют в зависимости от глубины котлована или траншеи и характеристики грунта (рис. 3.3).

Минимальная длина подкрановых путей составляет два звена (25 м).

В процессе привязки необходимо определить зоны действия грузоподъемных машин с учетом возможных ограничений (рис. 3.4).

При этом различают следующие зоны: обслуживания, монтажную, перемещения груза; опасные зоны работы, монтажа конструкций, дорог.

Монтажной зоной называют пространство, в пределах которого возможно падение груза при установке и закреплении элементов.

Размеры зоны в плане определяют параметром здания, увеличенным на 7 м при высоте здания до 20 м и на 10 м – при высоте более 20 м.

Складирование материалов в пределах монтажной зоны запрещено.

Зоной обслуживания краном или рабочей зоной крана называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана.

Границы зоны определяют радиусом, соответствующим максимальному вылету стрелы.

Зоной перемещения груза называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана.

Границы зоны определяют расстоянием по горизонтали от рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения.

Опасной зоной работы крана называют пространство, в котором возможно падение груза при его перемещении с учетом рассеивания.

Опасные зоны дорог – это участки подъездов и проходов в пределах опасных зон, где могут находиться люди, непосредственно не участвующие в работе крана либо осуществляется работа других машин и механизмов.

Опасные зоны монтажа отдельных частей здания показывают на стройгенплане при вертикальной привязке крана.

Условные ограничения, имеющие визуальный характер (флажки, сигнальные лампы и т. д.), наносят на СГП (рис. 3.5).

В зависимости от характера, объемов и длительности строительства при разработке ППР определяют номенклатуру, число и размеры временных зданий и сооружений .

По назначению временные здания делятся на:

– производственные (мастерские, объекты энергетического назначения, автохозяйства и т. п.);

– административно-хозяйственные (конторы прорабов, проходные, диспетчерские и т. п.);

– санитарно-бытовые (гардеробные, душевые, столовые и т. п.);

– жилые и общественные (общежития, магазины, красные уголки и т. п.).

В зависимости от конструктивных решений различают временные здания неинвентарные (рассчитаны на однократное использование) и инвентарные. Последние, в свою очередь, могут быть сборно-разборные, контейнерные и передвижные.

В зависимости от порядка финансирования различают временные здания и сооружения титульные и нетитульные. К титульным относятся здания и сооружения, затраты на которые производятся за счет средств, предусмотренных в главе «Временные здания и сооружения» сводной сметы на строительство.

Рис. 3.1. Пример стройгенплан объекта:

1 – строящееся здание; 2 – трансформатор; 3 – пункт подключения электросиловой линии; 4 – проходная; 5 – контора прораба; 6 – гардероб; 7 – дорога; 8 – помещение для приема пищи; 9 – кладовая; 10 – склад сборных конструкций; 11 – башенный кран; 12 – душевая; 13 – санузел; I – постоянные сети водоснабжения; II - временные сети водоснабжения; III – городская канализационная линия; IV – временное ограждение; V – городская сеть; VI – временная электросеть

Рис. 3.2. Схема горизонтальной привязки рельсового монтажного крана: 1 – площадка для стоянки автомобилей под разгрузкой; 2 – площадка для приема раствора; 3 – шкаф электропитания крана; 4 – площадка для складирования деталей и материалов; 5 – место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 6 – место нахождения контрольного груза; 7 – стенды со схемами строповки

Рис. 3.3. Схема размещения подкрановых путей вблизи котлованов и траншей

Рис. 3.4. Схема обозначения зон действия грузоподъемных машин:

1 – граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения установки и закрепления элементов и конструкций; 2 – граница места возможного падения груза; 3 – граница зоны обслуживания краном; 4 – граница зоны, опасной для нахождения людей во время строительства; 5 – площадка для складирования; 6 – площадка для приема раствора

Рис. 3.5. Схема зоны обслуживания стрелового крана с ограничителями:

I, II – крайние стоянки кранов; α и α 1 – углы зоны обслуживании и ограничения, град.; А и Г – размеры не менее тормозного пути стрелы с учетом габарита груза; Б – размер, равный тормозному пути плюс 0,5 наибольшего по габариту монтажного элемента, плюс 1 м; В – размер от крайнего монтируемого элемента до перпендикуляра к продольной оси крана; Д – максимальный вылет крюка крана, необходимый для данного объекта

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Т.Ф. М орозова.

Проектирование стройгенпланов

Санкт-Петербург

В работе рассматриваются вопросы размещения монтажных механизмов, расчета временных зданий и складов. В приложении приводятся характеристики монтажных механизмов наиболее часто применяемых в курсовом и дипломном проектировании,подобранных В.М.Галузиным.

1. Общие принципы

1.1 Стройгенпланы строительства

1.3. Дороги стройплощадки

1.4. Погрузка-разгрузка строительных грузов

2.Расчет складов

3.Временные здания на стройгенплане

4. Проектирование временного освещения

Приложение

Литература

Проектирование стройгенпланов

1. Общие принципы

1.1. Стройгенпланы строительства

Основанием для разработки стройгенплана служит генеральный план (генплан) строящегося здания, сооружения или комплекса. Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительной площадки (микрорайона, строящегося предприятия), и объектный, включающий только территорию, необходимую для возведения отдельного здания или одного объекта строящегося комплекса.

Общеплощадочный стройгенплан входит в состав ПОС и представляет собой план строительства всего комплекса объектов и размещения на строительной площадке временных зданий и сооружений, постоянных и временных коммуникаций и разрабатывается проектной организацией для генерального подрядчика. Общеплощадочный стройгенплан может разрабатываться для подготовительного и основного периодов строительства и, как вариант, основного периода строительства с выделением объектов, сооружаемых в подготовительный период.

Он выполняется в том же масштабе, что и генплан, на нем приводится экспликация постоянных и временных зданий. В пояснительной записке даются все необходимые расчеты и технико-экономические обоснования к стройгенплану, в том числе расчет потребности в воде, энергетических ресурсах на периоды строительства и эксплуатации.

Объектный стройгенплан входит составной частью в ППР, разрабатывается со значительно большей степенью детализации, проектируется самой строительной организацией или по ее заказу институтами Оргтехстроя. На объектном стройгенплане уточняют и детализируют решения, принятые на площадочном стройгенплане. Объектный стройгенплан может разрабатываться для нескольких стадий строительства: подготовительной, производства работ "нулевого цикла", на монтажный цикл, отделочные и кровельные работы. Назначение стройгенпланов - разработка и осуществление наиболее эффективной модели организации строительной площадки, обеспечивающей наилучшие условия для высокопроизводительного труда работающих, оптимальную механизацию строительно-монтажных процессов, эффективное использование строительно-монтажных машин и транспортных средств, соблюдение требований охраны труда.

В составе стройгенплана на монтаж многоэтажного здания должны быть

1 - прорабская;

2 - инвентарные бытовые помещения для рабочих,3 -столовая,

4 - душевая, помещения для сушки одежды;

5 - туалет;

6 - материальный склад;

7 - склад лифтового оборудования;

8 - склад сантехнического оборудования; 9- площадка для грузозахватных приспособлений и тары; 10 - площадка для приема раствора и бетона;11 - площадка для разгрузки автотранспорта; 12 - противопожарный водопровод с гидрантами; !3 - башенный кран; 4 - подкрановые пути - рельсовый путь крана с ограждениями; 15 - площадка складирования конструкций; 16площадка для стоянки строительных машин и механизмов; 17временные автомобильные дороги; 18 ~ временный забор с двумя воротами и проходными;

19 - строящееся здание; 20 - временная трансформаторная подстанция;

21 - вводы и сети постоянных и временных коммуникаций;

22 -осветительные мачты:

23 -зона мойки автомобилей;

24 -монтажные подъемники;

25 - площадки мусорных контейнеров;

26 -знаки закрепления основных осей здания. На рис.1 приведен объектный стройгенплан.

Основные правила проектирования стройгенпланов:

1. Решения, принятые на строигенплане. должны быть увязаны с генпланом, со всеми разделами ПОС (ППР).

2. Принятые обозначения должны соответствовать действующим нормативным документам.

3. Все объекты стройгенплана должны быть наиболее рационально размещены на площадке, отведенной под строительство.

4. Должна быть предусмотрена рациональная организация грузовых и людских потоков.

5. Временные здания и установки располагают на территории, не предназначенной под застройку до окончания строительства.

б. Временное строительство должно быть минимальным за счет использования для этой цели постоянных зданий, дорог и подземных коммуникаций.

7. Для временных зданий следует использовать сборно-разборные инвентарные передвижные вагончики и контейнеры.

8. Склады сборных конструкций и массовых материалов необходимо располагать у мест их наибольшего потребления.

9. Размещение кранов должно гарантировать выполнение всех строительномонтажных работ по принятой технологии и соблюдение графиков строительства.

10. Приобъектные склады располагаются в зонах работы кранов и в непосредственной близости от дорог.

11. Строительную площадку во избежание доступа посторонних лиц необходимо оградить.

12. Необходимо обеспечить безопасное и безвредное производство работ, соблюдение санитарных и экологических норм,

13. Должны быть гарантированы противопожарная безопасность, освещение проходов, проездов и рабочих мест.

временные здания и складские помещения располагаются таким образом, чтобы исключить взаимное неблагоприятное воздействие в санитарном отношении;

временные здания, сооружения и установки размещаются на строительной площадке вблизи постоянных инженерных сетей и транспортных коммуникаций;

выбор места расположения подсобно-вспомогательных объектов увязывается с минимумом затрат на устройство временных инженерных сетей, временных подъездных путей и пешеходных дорожек;

открытые склады конструкций, материалов и оборудования располагают в зоне действия монтажного крана; : горючих и сгораемых материалов размещают на расстоянии не менее 1м от других объектов;

площадки для укрупнительной сборки конструкций и оборудования устраиваются в местах, обеспечивающих безопасный способ доставки укрупненных блоков к месту монтажа; служебные здания, помещения, вагончики - прорабская, диспетчерская, ком-

ната отдыха, санитарно-бытовые помещения располагают ближе ко входу на строительную площадку:

дороги на стройплощадке устраивают кольцевыми с объездами, площадками разворота и разъезда автомобилей; постоянные инженерные сети рекомендуется размещать в едином коллекторе (в

специальных технических полосах), вне проезжей части дорог и не под подкрановыми путями; временные, особенно размещаемые по земле или низко над землей сети не

должны располагаться в пределах трассы постоянных сетей.

1.2. Проектирование склада конструкций

Складирование сборных конструкций осуществляют в штабелях или в кассетах, в которых размещают работающие в вертикальном положении конструкции - стеновые панели, фермы и т.д.

Проходы между штабелями устраивают шириной от 40 см до1 м располагают через 20...30 м в поперечном направлении и не реже чем через 2 шта6еля в продольном.

Проезды шириной 3...4 м для проезда транспортных средств и погрузочных механизмов устраивают не реже чем через 100 м. . Ширина складов принимается такой, чтобы все элементы поднимались склада без дополнительной перекантовки и перемещения, т.е. должны входить в зону действия обслуживающих кранов.

На складе сборные элементы располагаются в таком же положении, как и располагались на транспортных средствах при перевозке. Горизонтально складируемые конструкции укладывают на деревянные подкладки, расстояние между которыми увязывается с условиями работы данной конструкции. Раскладка элементов на складе может быть раздельной, при которой складируются вместе все элементы одного типа, и групповой, когда обеспечивается раскладки и монтаж разнотипных элементов с одной стоянки монтажного крана.

На рис.2 приведены примеры складирования материалов.

1.3. Дороги стройплощадки

Автодороги строительства включают подъездные пути, соединяющие строительную площадку с общей сетью автомобильных дорог, и

внутрипостроечные дороги, по которым перевозят грузы внутри площадки. Подъездные пути, как правило, выполняют постоянными, а внутрипостроечные дороги - временными; эти проезды прокладывают до начала возведения основных объектов.

Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части, при необходимости разъезды. Исходя из нормативного габарита автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м), ширина проезжей части автомобильной дороги при однополосном движении должна быть не менее 3,5 м, а при двухполосном движении - 6,0 м. Если дорога запроектирована однополосной, то в предполагаемых местах разгрузки

транспорта должны быть предусмотрены уширения с общей шириной дороги не менее 6,0 м.

При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25...30 т и более ширина проезжей части увеличивается до 8 м. Если на стройплощадку будут доставляться крупногабаритные и длинномерные грузы, ширина дороги может быть дополнительно увеличена.

Радиус закругления дорог диктуется возможностями маневрирования отдельных машин и автопоездов, т.е. их поворотоспособность при движении вперед без применения заднего хода. Обычно минимальный радиус закругления принимают 15 м, в этом месте увеличивают ширину проезжей части -при ширине дороги 3,5 м на закруглении она составит 5,0 м. Конструктивно автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придается двускатный уклон, а на криволинейных - односкатный.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев - подстилающего песчаного слоя, несущего основания (щебеночное, бетонное, железобетонное) и покрытия. Для сокращения расходов на период строительства на строительной площадке целесообразно устраивать будущие постоянные дороги без верхнего покрытия. Устраивают только нижние слои дороги, еще эффективнее уложить по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных плит.В качестве железобетонных дорожных плит применяют плиты прямоугольной в плане и клиновидной формы. Прямоугольные дорожные плиты (длиной 2.5..3,0 м, шириной 1,0... 1,5 м, толшиной 0,14...0,22 м и массой 0.63...1,8 т) просты в устройстве, могут воспринимать повышенные нагрузки, пригодны для эксплуатации сразу же после их укладки в любое время года и при любой погоде. Дороги чаше устраивают колейными - однопутными и двухпутными с разъездами. Клиновидныые плиты позволяют устраивать покрытия проезжей части сразу на всю ширину дороги, радиус закругления на поворотах может быть любым. На прямых участках покрытие монтируют чередованием плит широкой и узкой стороны.

Для таких плит нет надобности в устройстве отдельных участков дороги (особенно на поворотах) в монолитном исполнении.

Затраты на устройство, ремонт и содержание таких дорог в условиях типичной для строек интенсивности движения обычно окупаются за 1,5-2 года. Сборноразборные плиты являются собственностью строительной организации и предполагают их многократное использование.

Рис.3. Временные дороги из железобетонных плит:

1 .4. Погрузка - разгрузка строительных грузов

Транспортировка строительных грузов на объект связана с необходимостью их погрузки на месте отправления и разгрузки на месте прибытия. Эти операции почти полностью механизированы, для их выполнения применяют общестроительные и специальные машины и механизмы. Эти механизмы могут работать независимо или являются частью конструктивного решения транспортных средств.

В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычныемонтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группе относятся автомобили - самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами и автономными средствами разгрузки и т.д.

В строительстве находит применение перевозка мелкоштучных материалов и изделий с применением пакетов и контейнеров. Пакет - уложенная на специальный поддон партия груза. Пакеты должны быть сформированы так, чтобы сохранялась их форма на всех этапах перемещения.

Контейнер - это инвентарное многооборотное устройство или емкость. Универсальный контейнер предназначен для перевозки различных категорий грузов: он закрытый, оборудован приспособлениями для погрузки и разгрузки. Специальные контейнеры предназначены для перевозки определенного вида грузов - рулонных материалов, отделочной плитки, линолеума, электромонтажной арматуры на секцию здания и т.д.

1.5. Складирование материальных элементов

Доставленные на строительную площадку материальные элементы складируют на приобъектных складах, предназначенных для их временного хранения - создания производственного запаса.

Различают два основных вида производственного запаса - текущий и страховой. Текущий запас составляет материальный ресурс между двумя смежными поставками. В идеальном случае текущий запас должен быть достаточным для обеспечения непрерывного производства работ. Однако, учитывая возможные срывы в поставках материалов и конструкций, создают страховой запас, который должен сгладить, скомпенсировать неравномерность пополнения текущего запаса. Минимальный запас сборных конструкций на складе - до 5 дней работы.

Уровень производственного запаса зависит от принятой организации работмонтаж «с колес» или со склада, отдаленности объекта от центральных баз обеспечения, вида транспорта и других факторов. Наличие склада с чрезмерным запасом конструкций или материалов, с одной стороны, обеспечивает бесперебойное производство работ, а с другой ~ приводит к «замораживанию» инвестиций в данное строительство, т.е. к его удорожанию. Поэтому генеральный подрядчик обязан стремиться находить оптимальные объемы приобъектных складов. Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.

Закрытые склады служат для хранения материалов дорогостоящих или портящихся на открытом воздухе - цемента, извести, гипса, фанеры, гвоздей и других материалов. Их сооружают надземными и подземными, одноэтажными и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми.

Навесы - полузакрытые склады возводят для материалов, не изменяющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, но требующих защиты

от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков скобянных изделий, рубероида, асбошифера, других ограждающих и отделочных материалов. Открытые склады предназначены для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферных воздействий - кирпича, бетонных и железобетонных элементов, керамических труб и др. Склады, как правило, располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Это позволяет использовать его для разгрузки поступающих грузов, в основном свободное время или в свободные от монтажа смены. В процессе монтажа разгрузочных работ целесообразно применять более легкие самоходные краны.

Часть открытого склада, в том числе площадка укрупнительной сборки конструкций, могут обслуживаться специальными кранами - самоходными гусеничном и пневматическом ходу, козловыми, башенными кранамигрузчиками. Эти механизмы используются для погрузки укрупненных конструкций на транспортные средства для последующей доставки их к месту укладки или монтажа. Обычно на складе тяжелые грузы укладывают ближе к кранам, а легкие - дальше, так как они могут подниматься на большом вылете стрелы крана.

Площадки складирования должны быть ровными, с небольшим уклоном, в пределах 2...5% для стока ливневых и талых вод. На плохо дренирующих грунтах рекомендуется кроме планировки осуществить небольшую подсыпку из щебня или песка- 5...10 см. При необходимости устраивается поверхностное уплотнение. Участки складской площадки, куда материалы (раствор, песок и др. разгружают непосредственно с транспортных средств, должны выполняться в той же конструкции, что и примыкающие подъездные пути. Для разных конструкций и сборных изделий отводят свои зоны складировния. Их отделяют одну от другой сквозными проходами шириной не менее 1,0 м. Для различных материалов существуют свои правила складирования.

Кирпич складируют по сортам, маркам, цвету лицевой поверхности. Кирпич, доставленный навалом, штабелируют с перевязкой и высотой до 1.6м. при этом кирпич с несквозными пустотами укладывают пустотами вниз. Кирпич в пакетах или на поддонах может быть уложен на складе в один -два яруса. Сборный железобетон располагают на инвентарных подкладках и прокладках, места укладки которых должны соответствовать рискам на сборных элементах. При складировании элементов в штабель прокладки между ними закладывают одну над другой строго по вертикали. Сечение прокладок и подкладок обычно квадратное, со сторонами 6...8 см. Размеры подбирают с таким расчетом, чтобы вышележащие сборные элементы не опирались на монтажные петли или выступающие части нижележащих элементов.

1.6. Привязка монтажных кранов

Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов.

Установку башенных и рельсовых стреловых кранов (кранов нулевого цикла) у зданий и сооружений производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданием и краном. Ось подкрановых путей, а следовательно, и ось передвижения кранов относительно строящегося здания определяют по формуле

B=R пов + lбез,

где В – минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения, м; R пов – радиус поворотной платформы (или другой выступающей части крана), принимают по паспортным данным крана или

справочникам, м; l без – безопасное расстояние – минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита строения, штабеля и т.п., принимают не менее 0,7 м на высоте до 2 м и 0,4 м на высоте более 2 м.

Установку кранов башенных и рельсовых вблизи котлованов и траншей, не имеющих специальных креплений для предупреждения оползания грунта. При устройстве подкранового пути у неукрепленного котлована, траншеи и другой выемки глубиной h наименьшее расстояние по горизонтали от основания откоса (края для котлована) до нижнего края балластной призмы должно соответствовать согласно СН 78-79. Для уточнения расстояния от края балластной призмы до оси рельса lр может быть использована формула

Lp = (hб + 0,05)m + 0,2 + 0,5 lшп,

Где hб – высота слоя балласта, м, зависящая от вида балласта и типа крана (определяют по данным табл. 1; m – уклон боковых сторон балластной призмы, равный для песка 1:2, для щебня 1:1,5; 0,2 – минимально допустимое расстояние от конца шпалы до откоса балластной призмы, м; lшп – длина шпалы, м.

Таблица 1

Высота балластного слоя для наиболее распространенных кранов

Высота балластного слоя, м

Тип крана

Из песка или

Щебня или

МБТК-80;МСТК-90;КБ-60;

МСК-5-20;КБК-100.1

КБ-100; МСК-5-2-А; КБ-306 (С-981);

С-981А; МСК-10-20; МСК-250

С-464; КБ-100,2; МЗ-5-10;

КБ-160,2; КБ-160,4; БКСМ-5-10

(Т-233); КБК-160,2; БКСМ-7-5

КБ-405; БК-300

Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов. Для определения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке: из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной, башенному крану, - раствором циркуля, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана), из середины внутреннего контура здания - раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы крана; из центра тяжести наиболее тяжелых элементов - раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы согласно грузовой характеристике крана. Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении и показывают положение самых тяжелых элементов.

По найденным крайним стоянкам крана определяют длину подкрановых путей:

Lп.п = lкр + Нкр + 2lторм + 2lтуп

Или приближенно

Lп.п = lкр + Нкр + 4,

Где L п.п - длина подкрановых путей, lкр-расстояние между крайними стоянками крана, определяемое по чертежу, м; Нкр - база крана, определяемая по справочникам, м; lторм - величина тормозного пути крана, принимаемая не менее 1,5 м; lтуп - расстояние от конца рельса до тупиков, равное 0,5 м.

Определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т. е. 6,25 м. Минимально допустимая длина подкрановых путей согласно правилам Госгортехнадзора составляет два звена (25 м). Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять следующему условию:

Lп.п = 6,25nзв = 25 м,

Где 6,25 – длина одного полузвена подкрановых путей, м; nзв – количество полузвеньев.

В случае необходимости установки крана на одном звене, т.е. на приколе, звено должно быть уложено на жестком основании, исключающем просадку подкрановых путей. Таким основанием могут служить сборные фундаментальные блоки или специальные сборные конструкции.

Привязку ограждений подкрановых путей производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждением.

Расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения lп.п определяют по формуле

Lп.п = (Rпов – 0,5 bк) + lбез,

Где bк - ширина колеи крана, м (принимают по справочникам): lбез принимают равным 0,7 м.

Для башенных кранов без поворотной части lбез выдерживается от базы крана. Крайние стоянки башенного крана должны быть привязаны к осям здания и обозначены на СГП и местности хорошо видимыми крановщику и стропальщикам ориентирами.

2. РАСЧЕТ СКЛАДОВ.

Площадь склада зависит от вида, способа хранения материалов и его количества. Площадь склада слагается из полезной площади, занятой непосредственно под хранящимися материалами; вспомогательной площади приемочных и отпускных площадок; проездов, проходов и служебных помещений (в больших складах).

Метод расчета временных складов зависит от стадии проектирования.

На стадии ПОС площадки складов определяют но Расчетным показателям для составления проектов организации строительства.

Для основных материалов и изделий расчет полезной площади склада Sтр (м2) производят по удельным нагрузкам

Cтройгенплан это чертеж стройплощадки, на котором показано:

  1. строящееся или ремонтируемое здание;
  2. склады - посмотреть подсчет;
  3. ограждение площадки и коммуникации;
  4. дороги;
  5. расположение механизмов;
  6. бытовые помещения.

Расположение механизмов и размещение складов на площадке периодически, по мере производства работ, меняется. Таким образом, должен максимально точно отображать расположение основных элементов. Кроме того, на объекте возможно размещение отвалов грунта. Этот документ составляется в дополнение к и служит для организации строителей. При строительстве коробки здания на объекте будет работать башенный кран и значительная часть территории будет отведена под складские площадки для сборных деталей. При производстве отделочных работ башенного крана на площадке может не быть и площадь складских площадок резко сократится, поэтому часто составляют на разные этапы строительства. Для успешного проектирования стройгенплана необходимо:

Стройгенплан и дороги

При размещении дорог на площадке стремятся обеспечить кольцевой объезд вокруг строящегося или ремонтируемого здания с устройством трех въездов - выездов с площадки. Движение при этом будет односторонним. Если условия площадки не позволяют обеспечить кольцевой объезд, то ограничиваются дорогой с одной стороны здания с двумя въездами - выездами, но при этом должны быть предусмотрены разгрузочные площадки или вся дорога должна быть рассчитана на двустороннее движение транспорта. Участок дороги, на котором будут находиться машины во время разгрузки, должен быть в зоне действия монтажного крана. Дороги должны быть размещены на площадке таким образом, чтобы грузопотоки не пересекались с движением рабочих.

Размещение складов на стройгенплане

Площадки для складирования сборных железобетонных деталей размещают между монтажным краном и дорогой. Кроме того, при стреловых кранах площадки размещают со стороны, противоположной основному проезду, с таким расчетом, чтобы у каждой стоянки крана имелась площадка для складирования. При ремонте, если на объекте установлен подъемник башенного типа, складские площадки устраивают в зоне действия подъемника.

Если установлен другой тип подъемников, складские площадки организовывают в стороне, но предусматривается механизм для подачи материалов со склада в зону действия подъемника (автопогрузчик или автомобильный кран).

Навесы размещаются у дорог таким образом, чтобы часть навеса находилась в зоне действия крана, а часть - вне её. Закрытые склады размещают вне зоны действия монтажного крана.

Стройгенплан и склады

При производстве работ нулевого цикла должен отображать дороги, которые обеспечивают вывозку грунта во время разработки котлована, размещение отвалов грунта и складских площадок для складирования сборных деталей. Размещение дорог для вывозки грунта зависит от типа экскаватора и вида проходок.

Увязка дорог со складскими площадками зависит от принятого типа монтажного крана . При возведении надземной части здания отпадает необходимость в землевозной дороге, при стреловых кранах дорога для движения крана соединяется с основной,1 при башенных кранах желательно организовать объезд вокруг здания, сохранив часть землевозной дороги со стороны здания, противоположной башенному крану, и соединив ее с основной дорогой. Размещение дорог на площадке зависит от периода строительства, на который составляется стройгенплан, и от типа механизмов, работающих в это время на площадке.

При отделочных работах нет необходимости в кольцевом проезде и сохраняются основной проезд и дорога вдоль здания с той стороны, где установлены подъемники для подачи материалов в здание. Этот момент должен быть продуман, так как правильно составленный увеличивает качество производства работ.
При ремонте зданий в стесненных условиях иногда можно ограничиться одним подъездом к зданию, но необходимо иметь пространство, достаточное для разворота автомашин.

Противопожарные мероприятия

При проектировании стройгенпланов необходимо учитывать противопожарные мероприятия . В связи с этим на стройплощадке должны быть предусмотрены пожарные гидранты, противопожар-ные щиты, бочки с водой, ящики с песком и огнетушители . Пожарный гидрант устанавливают в водопроводном колодце. Противопожарные щиты с необходимым инвентарем (ломы, лопаты, кирки, ведра, огнетушители) устанавливают в непосредственной близости к сгораемым постройкам.



Стройгенплан стадии «Р» разрабатывается при значительных отличиях фактического устройства строительной площадки от решений проекта организации строительства (ПОС) . Для особо сложных или объёмных объектов разрабатываются Стройгенпланы на несколько основных этапов, как правило:

  • а

Что такое Стройгенплан стадии «Р»

Стройгенплан стадии «Р» (рабочая документация) представляет из себя чертёж строительной площадки (в плане), актуализированный под конкретную стадию строительства, чаще всего на одном листе (реже — из нескольких листов).

Обычно Стройгенплан оформляется в двух вариантах цветового решения:

  • В приятных хорошо читаемых цветах на серой геоподоснове;
  • В хорошо читаемых цветах на чёрной геоподоснове.

Информативные цвета основных элементов строительной площадки на геоподоснове серого цвета улучшает общее восприятие чертежа, облегчает чтение чертежа. Данное оформление выполняется для Заказчика (для рассмотрения на совещаниях, согласования с инвесторами и техническим надзором).

Выделение цветом только необходимых (вновь устанавливаемых) элементов строительной площадки на геоподоснове чёрного цвета выполняется для согласования Стройгенплана с ОПС «Мосгоргеотрест » (документация в другом оформлении к рассмотрению не принимается).

Основной задачей Стройгенплана стадии «Р» является:

  • указание фактического расположения бытового городка и временных дорог, площадок складирования;
  • расположение рабочих моделей грузоподъёмной техники с привязками к осях зданий, определение опасных зон и зон работ кранов;
  • нанесение информации по возводимым подземным и надземным частям зданий.

Отличия рабочего Стройгенплан от ПОС

При грамотной разработке ПОС в совокупности с правильной организацией строительной площадки генеральным подрядчиком — отличий Стройгенплана стадии «Р» от ПОС нет. Однако такие случае крайне редки.

Обычно на этапе разработки ПОС (стадия «П») нет возможности предугадать все нюансы производства будущих работ — точные места установки кранов, модели кранов, которые всех удовлетворят, устройство нужной конфигурации строительного городка в соответствии с имеющимися у подрядчика своими модульными зданиями и т.п.

В связи с этим зачастую фактическое устройство строительной площадки отличается от решений на этапе ПОС, и возникает необходимость в разработке отдельного Стройгенплана.

Согласование Стройгенплана

Стройгенплан стадии «Р» необходим для получения ордера на производство работ. При производстве работ на территории города Москвы все Стройгенпланы в обязательном порядке подлежат согласованию с Отделом подземных сооружений (ОПС) «Мосгоргеотрест» , а также с другими городскими организациями по требованию ОПС.

На согласование в ОПС подаётся Стройгенплан на здание, либо его отдельные части, если заглубление их подземных частей более 0,5 м . Если подземная часть здания (или его части) заглублена менее чем на 0,5 м (например крыльца), такие данные на согласование в ОПС подавать не нужно.

Подача документов для согласования с ОПС «Мосгоргеотрест» производится в электронном виде через портал Государственных услуг на сайте mos.ru . Подпись документов и заявлений производится при помощи квалифицированной электронной подписи. Получение замечаний и весь документооборот производится в электронном виде.

На согласование в ОПС подаются данные по устройству строительной площадки, а также по подземным работам (устройство котлованов, фундаментов, шпунтов). Также на согласование подаются Стройгенпланы на снос существующих строений.

Отличия этапов и очередей строительства

Этапы работ для каждого объекта включают в себя, как правило, одни и те же позиции — подготовительный этап , нулевой цикл , основной период строительства . Для малых объектов (благоустройство территорий, строительство дорог и т.п.) принято разрабатывать один Стройгенплан — на основной период строительства.

Очереди строительства подразделяются для обширных объектов, когда строительство общего объёма подразделяется на отдельные пусковые комплексы — какие-то части объекта вводятся в эксплуатацию обособленно от остального объема. Так, для многофункциональный комплексов или жилых районов обычно предусматривается ввод в эксплуатацию отдельных зданий и сооружений. Протяженные автодороги подразделяются по частям на отдельные листы Стройгенпланов, хотя составляют одну очередь строительства.

Подразделение этапов строительства

В общем случае для рядового объекта бывает необходимым разработать Стройгенпланы на следующие три основных этапа работ:

  • Стройгенплан подготовительного период а (устройство ограждения строительной площадки, бытового городка, временных дорог и т.п.);
  • Стройгенплан на нулевой цикл строительства (устройство подземной части здания или комплекса, стилобатной части);
  • Стройгенплан на основной период строительства (устройство надземной части здания или комплекса зданий).

Для выдающихся объектов (как правило, большие площади застройки) — Стройгенпланом нулевого цикла и основного периода строительства может быть несколько.

Каждый из Стройгенпланов отражает проектное устройство строительной площадки на рассматриваемый этап работ. Так, Стройгенплан подготовительного периода разрабатывается один раз на весь объект, и отражает устройство элементов строительной площадки — монтаж ограждения, временных дорог, бытового городка и т.п. Стройгенплан на нулевой цикл отражает устройство площадки на время устройства котлована и подземных конструкций зданий — здесь может быть измененная конфигурация бытовых городков или временных дорог. Стройгенплан на основной период строительства включает в себя этап возведения надземных частей зданий — работы кранами, опасные зоны от падения грузов — на данном этапе бытовой городок и временные дороги (и площадки складирования) могут отличаться от предыдущих Стройгенпланов.

Подразделение очередей строительства

При проектном разделении очередей строительства — это же подразделение должно быть учтено в Стройгенплане стадии «Р». На каждую очередь строительства необходимо разработать отдельный чертёж. При этом, обычно, все листы (чертежи) имеют одинаковое наименование и шифр с изменяющимися цифрами в окончании.

Для крупных объектов, где не возможно отразить все заглубляемые более 0,5 м , принято разрабатывать несколько Стройгенпланов на разные этапы и части здания.

Так, на особо выдающихся объектах наши специалисты разрабатывали по 10 — 15 Стройгенпланов в течении пары лет строительных работ.