Состояние технического регулирования в таможенном союзе. Принципы и особенности технического регулирования. Как осуществляется техническое регулирование в рамках таможенного союза

Осенью 2007 года был подписан Договор о создании Таможенного союза. В эту международную организацию вошли Казахстан, Россия и Беларусь. Регулирующим органом организации является Комиссия Таможенного союза.

Основные цели создания данной организации является обеспечение благоприятных условий торговли между государствами-участниками Таможенного союза, а также быстрое развитие такого явления как экономическая интеграция стран-участниц в формате международной организации.

Документы, регламентирующие процессы технического регулирования

Техническое регулирование и метрология в рамках международной организации Таможенный союз осуществляется согласно нескольким принятым Комиссией нормативно-законодательных документов.

Основными регламентирующими документами являются:

  • Таможенный Кодекс Таможенного союза,
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации,
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза,
  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам,
  • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам и др.

Все перечисленные выше регламентирующие документы были приняты Межгоссоветом ЕврАзЭС. Данный орган объединяет уже 5 стран.

На территории Российской Федерации как основной документ регламентирующий процедуру технического регулирования, действует Федеральный закон о техническом регулировании. В ФЗ о техническом регулировании прописаны все аспекты процедур технического регулирования в нашем государстве.

В рамках Таможенного союза проведены работы:

  • Обозначены уполномоченные органы (в России – это Министерство промышленности и торговли);
  • Создан Единый реестр испытательных лабораторий и центров сертификации в Таможенном союзе;
  • Приняты единые стандартные формы подтверждающих документов;
  • Создан перечень (единый) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;
  • Составлен график принятия технических регламентов на продукцию, из которых за время работы Таможенного союза, многие уже приняты.

Как осуществляется техническое регулирование в рамках таможенного союза

Для того, чтобы получить подтверждающий документ на тот или иной продукт, для дальнейшей его продажи на территории Таможенного союза, рекомендуется обратиться в орган сертификации, получивший соответствующую аккредитацию. Наша компания – это один из лучших в России центр экспертизы и сертификации .

Мы помогаем в оформлении подтверждающих документов на продукцию и услуги по единому образцу Таможенного союза в соответствии требованиям, указанными в Едином перечне продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза..

Обзор документа

Разработан ряд процедур, обеспечивающих техническое регулирование в Таможенном союзе (ТС).

Определен единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия. Выдаются декларации и сертификаты. Приведены их формы.

Данные о документах заносятся в специальный реестр. Он формируется в электронном виде на базе программно-аппаратных средств уполномоченных органов стран-членов ТС. Указываются данные о заявителе и изготовителе продукции, об органе по сертификации, коды ТН ВЭД ТС и др.

Помимо этого формируется реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС. Сведения заносятся на основании регистрации в качестве юрлиц, аттестатов аккредитации и т. д.

Урегулирован порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территорию ТС.

Вместе с декларацией нужно представить документы о соответствии. Они необходимы, если товары помещаются под процедуры выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза (за исключением некоторой продукции), свободных таможенной зоны или склада, реимпорта.

Документы не представляются, если речь идет о товарах, бывших в употреблении, предназначенных для магазина беспошлинной торговли, ввозимых в качестве припасов.

При Комиссии таможенного союза функционирует Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Он помогает принять согласованные решения об их использовании. Определен порядок работы комитета.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

ЕДИНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ СООТВЕТСТВИЯ И ДЕКЛАРАЦИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА -- АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ БИЗНЕСА

С 6 июля 2010 года при обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в Таможенном союзе, на территории государств Таможенного союза действуют как национальные перечни, продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, так и Единый перечень .
Участники бизнеса по своему выбору, исходя из экономической целесообразности, могут получать либо национальный сертификат соответствия своего государства, либо национальный сертификат соответствия страны назначения Таможенного союза, либо сертификат соответствия по единой форме, если продукция включена в Единый перечень.

Это касается и принятия деклараций о соответствии.
С информацией о работах, проводимых в сфере технического регулирования в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза, можно ознакомиться на сайте Госстандарта в разделах «ЕврАзЭС » и «Таможенный союз ».
С целью создания условий для свободного движения товаров, снижения технических барьеров в торговле принят пакет первоочередных международно-правовых документов, направленных на формирование правовой базы Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Правительствами стран приняты концептуальные решения о переходе в области технического регулирования на единые обязательные требования к продукции и правила допуска ее на общий рынок путем принятия технических регламентов ЕврАзЭС.
Технические регламенты ЕврАзЭС будут приниматься международным договором государств - участников ЕврАзЭС. При этом национальные технические регламенты, противоречащие техническим регламентам ЕврАзЭС, подлежат отмене, что является ключевым в снижении технических барьеров для создания единого рынка ЕврАзЭС. Эти принципы аналогичны принципам и правилам, действующим в Евросоюзе.

В 2010 году должны быть разработаны 34 из 38 проектов технических регламентов ЕврАзЭС, включенных в график.

Наиболее близка к завершению разработка технического регламента на низковольтное оборудование, который уже представлен Госстандартом Республики Беларусь в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС и направлен правительствам государств сторон для рассмотрения.

Всего за нашей страной закреплены пять технических регламентов: по безопасности игрушек, парфюмерно-косметической продукции, упаковки, низковольтного оборудования, а также требований к электромагнитной совместимости.
Российская Федерация разрабатывает 28 технических регламентов, Республика Казахстан – 3, Кыргызская Республика – 2.

Учитывая, что процесс разработки и внедрения единых технических регламентов достаточно длительный и трудоемкий, в переходный период до введения их в действие предусмотрены дополнительные меры по обеспечению взаимной торговли.
Для этого приняты Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза и Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, призванные упростить движение товаров на таможенной территории Таможенного союза.
Данные соглашения действуют до вступления в силу единых технических регламентов, продолжают действовать после вступления в силу единых технических регламентов в отношении продукции, не включенной в единые технические регламенты, обеспечивают выполнение технического законодательства страны назначения товара и взаимное признание протоколов испытаний и сертификатов соответствия.

Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, направлено на создание основы для взаимного признания сертификатов и протоколов испытаний и реализации положений Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза (далее – Соглашение об обращении).

Положения Соглашения об обращении предусматривают создание Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, который состоит из национальных частей, формируемых каждым государством самостоятельно.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), включенные в него, имеют право проводить работы по обязательному подтверждению соответствия продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов (далее – Единый перечень).

Данный перечень сформирован на основании национальных перечней продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в странах Таможенного союза. Он включает продукцию, в отношении которой на момент формирования перечня отсутствует единый технический регламент, а в странах Таможенного союза установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений.


Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого (ых) технического (их) регламента (ов) на этот вид продукции для государств Таможенного союза. Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу
указанных регламентов во всех государствах Таможенного союза.
Для продукции, включенной в Единый перечень, применяется единая форма сертификата соответствия и единая форма декларации соответствия.

Выданные по единой форме сертификаты соответствия и принятые декларации о соответствии продукции являются документами, подтверждающими ее соответствие требованиям национального законодательства стран Таможенного союза.
Единый перечень не отменяет действие национальных перечней, а является альтернативой для участников бизнеса.

С целью снижения нагрузки на производителей в переходный период в статьей 5 Соглашения об обращении предусмотрено взаимное признание протоколов испытаний испытательных лабораторий, внесенных в Единый реестр, при условии эквивалентности требований, в соответствии с которыми проведены испытания, и применения одинаковых или сопоставимых методов испытаний.

Таким образом, признание протоколов испытаний позволит создать единую доказательную базу при обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции, изготовленной на территории государств – членов.

Решена важная проблема обеспечения равных условий для изготовителей государств Таможенного союза в части принятия деклараций о соответствии на взаимопоставляемую продукцию.

Изготовители государств Таможенного союза могут принимать национальные декларации о соответствии стран назначения Таможенного союза вне зависимости от того, являются они субъектом хозяйствования страны назначения Таможенного союза или нет.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 6 Соглашения об обращении изготовитель государства Таможенного союза, на территории которого изготовлена продукция, принявший декларацию о соответствии с нарушениями правил декларирования страны назначения, если хотя бы одно из допущенных нарушений повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям, несет ответственность согласно законодательству страны назначения Таможенного союза.

С 6 июля 2010 года при обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в Таможенном союзе, на территории государств Таможенного союза действуют как национальные перечни, продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, так и Единый перечень.

Участники бизнеса по своему выбору, исходя из экономической целесообразности, могут получать либо национальный сертификат соответствия своего государства, либо национальный сертификат соответствия страны назначения Таможенного союза, либо сертификат соответствия по единой форме, если продукция включена в Единый перечень. Это касается и принятия деклараций о соответствии.

При этом в Едином перечне сертификация как форма подтверждения соответствия предусмотрена только в отношении продукции, на которую данная форма установлена во всех государствах Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года подлежат сертификации 100 наименований из 151 (низковольтное оборудование; изделия; бытовая аппаратура, работающая на твердом, жидком и газообразном топливе; сельскохозяйственная техника ; средства индивидуальной защиты; специальная обувь и одежда производственная), 46 наименований – это декларирование на основании собственных доказательств (корма для животных, птиц и рыб; тара стеклянная; посуда (для взрослых); упаковочные и моющие средства , санитарно-технические изделия), 5 – декларирование с участием третьей стороны (масла моторные и трансмиссионные).

В Едином перечне также установлены группы продукции, которые с 1 января 2011 года, с учетом гармонизации государствами таможенного союза мер ответственности за нарушения в области технического регулирования, в том числе за недостоверное и необоснованное декларирование, переводятся из обязательной сертификации на декларирование – 49 (низковольтное оборудование, лампы, светильники) из 100.

Дополнительно с 1 января 2011 года в Единый перечень вводится 52 наименования продукции под декларирование с участием третьей стороны, это – бытовая радиоэлектронная аппаратура; оборудование электросварочное бытовое; установки электрогенераторные; лампы ртутные, натриевые и металлогалогеновые высокого давления; изделия легкой промышленности , в том числе детский ассортимент, игрушки, коляски, велосипеды , табачные изделия, мебель, посуда, пищевые продукты (рыбные консервы, пресервы, икра, кофе, чай, сахар, пряности и другие) и 2 наименования продукции под декларирование соответствия на основании собственных доказательств (часы), которые включить в Единый перечень с 1 июля 2010 года невозможно, в связи с различием в государствах таможенного союза форм обязательного подтверждения соответствия.

Таким образом, с 1 января 2011 года Единый перечень будет включать 205 наименований продукции, из которых 154 будут подлежать декларированию, а 51 – сертификации .

До создания Таможенного союза ввоз и взаимные поставки продукции осуществлялись при условии сопровождения продукции национальными сертификатами соответствия страны назначения. Участники бизнеса должны были сопровождать продукцию документами о соответствии трех стран, с учетом предъявления к продукции различных требований, установленных в национальных технических регламентах и национальных стандартах, и различных номенклатур продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Сейчас все мы идем к одной цели – это снятие технических барьеров и, как следствие, снижение финансовых и временных дополнительных нагрузок по подтверждению соответствия на бизнес.

Для ее достижения техническое регулирование должно осуществляться посредством принятия единых технических регламентов, устанавливающих единые требования к продукции и правила допуска на всей территории Таможенного союза. Это будет способствовать реализации принципа «одно испытание – один сертификат».

Таможенный союз – новая форма торгово-экономической интеграции бывших союзных государств: Белоруссии, Казахстана и России.

Формирование Таможенного союза предусматривает создание Единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Основные документы Таможенного союза: - Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года (вступивший в силу 10.10.2008 г.); - Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года (вступивший в силу 10.10.2008 г.); - Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 года (вступившее в силу 04.06.2009 г.); - Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года (вступившее в силу 01.07.2010 г.); - Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению оценке соответствия от 11 декабря 2009 года (вступившее в силу 01.07.2010 г.); - Соглашение ТС по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года (вступившее в силу 01.07.2010 г.).

Единое экономическое пространство Таможенного союза Разработка единых стандартов и требований к безопасности продукции необходима членам Таможенного союза – России, Беларуси и Казахстану для защиты их рынков от некачественного импорта извне и максимального снижения торговых барьеров на пути товаров и услуг трех стран в рамках подготовки к формированию к 01 января 2012 г. Единого экономического пространства.

К этому моменту должны появиться не только общие технические регламенты ЕврАзЭС (включая единый знак обращения продукции на рынке), но проведена гармонизация механизмов контроля и надзора за их соблюдением. Должны сложиться общие правила подтверждения соответствия установленным требованиям, а также должны быть выработаны единые меры воздействия на нарушителей.

Гармонизация технических регламентов и стандартов стран Таможенного союза и Единого экономического пространства будет происходить в направлении европейского законодательства.

Техническое регулирование в Таможенном союзе

Решением от 27 ноября 2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Комиссия Таможенного союза постановила:

Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 01 января 2010 года применять в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–участниками ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

Уполномоченным государственным органам исполнительной власти государств–участников ТС с 01 января 2010 года осуществлять выдачу лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров в соответствии с Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09 июня 2009 года.

Установить, что лицензии на экспорт и импорт или иные разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров, выданные уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств – участников ТС до 01 января 2010 года, являются действительными до окончания срока их действия.

Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза принято Решением МежГосСовета ЕврАзЭС № 27 от 11 декабря 2009 г. в целях: - создания таможенной территории и формирования Таможенного союза; - создания условий для обеспечения свободного обращения продукции (товаров) на таможенной территории Таможенного союза; - определения порядка ввоза на таможенную территорию и перемещения между территориями государств-членов ТС продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия.

Соглашение распространяется на продукцию, подлежащую обязательной оценке (подтверждению) соответствия, ввозимую на Единую таможенную территорию, а также продукцию, перемещаемую с территории одного государства ТС на территории других государств ТС.

Соглашение применяется в отношении продукции до вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического сообщества на данную продукцию.

Продукция допускается к обращению на территории государства ТС в соответствии с законодательством этого государства и настоящим Соглашением.

Продукция, в отношении которой членами ТС установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждения соответствия, допускается к обращению на Единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств ТС с соблюдением следующих условий: - проведение сертификации ОС, включенным в Единый реестр; - проведение испытаний в ИЛ (ИЦ), включенных в Единый реестр; - сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по Единой форме

При подтверждении соответствия продукции результаты испытаний продукции (протоколы испытаний), полученные в любом государстве ТС, признаются ОС, включенным в Единый реестр, другого государства ТС – страны назначения, при соблюдении следующих условий: - применение одинаковых или сопоставимых методов исследований (испытаний) и измерений продукции; - проведение испытаний в ИЛ (ИЦ), включенных в Единый реестр.

Решением Комиссии Таможенного союза № 319 от 18 июня 2010 г. «О техническом регулировании в Таможенном союзе» утверждены и вступили в силу с 01.07.2010 г.: - Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр ОС и ИЛ (ИЦ) ТС, а также его формирования и ведения - Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме - Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии - Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию ТС - Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер - Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС

Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств-членов ТС.

Срок действия сертификата соответствия, выданного по Единой форме, и декларации о соответствии на продукцию по Единой форме не должны превышать 5 лет.

В качестве одного из документов для оформления декларации о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, могут использоваться сертификаты соответствия, выданные в национальных системах подтверждения соответствия (сертификации) государств-членов ТС органами по подтверждению соответствия, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Испытания для выдачи сертификатов соответствия и оформления деклараций о соответствии по Единой форме осуществляют ИЛ (ИЦ), включенные в Единый реестр.

Выдачу сертификатов соответствия и регистрацию деклараций о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, осуществляют органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенные в Единый реестр.

Выданные по Единой форме сертификаты соответствия и принятые декларации о соответствии продукции являются документами, подтверждающими соответствие продукции требованиям национального законодательства государств-членов ТС.

Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого(ых) технического(их) регламента(ов) на этот вид продукции для государств-членов ТС.

Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах-членах ТС.

При реализации на территории государства-члена ТС продукция, включенная в Единый перечень, должна быть маркирована в соответствии с национальным законодательством этого государства.

Для целей использования Единого перечня необходимо руководствоваться наименованиями продукции, а также кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Применяют национальные перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия и Единый перечень продукции.

Обеспечивают: - формирование и ведение национальных частей Единого реестра ОС и ИЛ (ИЦ) Таможенного союза; формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме, а также оперативное размещение их на своих официальных сайтах с обеспечением доступа к ним; выдачу изготовленных по Единой форме бланков сертификатов соответствия; - организацию работ по сертификации и регистрации деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции.

Подача таможенной декларации на продукцию должна сопровождаться представлением в таможенные органы одного из следующих документов о соответствии: Сертификат соответствия/Декларация о соответствии и иные документы, предусмотренные законодательством государства – члена ТС, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры; Сертификат соответствия Таможенного союза, оформленный по Единой форме, на товары, включенные в Единый перечень.

До 01.10.2010 г. должны быть подготовлены предложения по унификации номенклатур продукции национальных перечней с 01.01.2011 г. с учетом:

Применения обязательной сертификации только в отношении продукции, обращение которой связано с высоким риском нанесения ущерба жизни и здоровью граждан; - недопущения одновременной обязательной оценки (подтверждения) соответствия готовой продукции и ее составных частей (материалов, комплектующих изделий и узлов).

В срок до 01.01.2012 г. на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, по выбору заявителя выдаются сертификаты/декларации соответствия по Единым формам и/или сертификаты/декларации соответствия согласно законодательствам государств – членов ТС. Для зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств-членов ТС, декларации о соответствии по Единой форме не оформляются.

Маркировка продукции, включенной в Единый перечень продукции, осуществляется в соответствии с законодательством страны назначения.

В срок до 01.09.2010 г. должны быть подготовлены предложения по переходу с 01.01.2011 г. на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в электронной форме и по гармонизации законодательства ТС в области подтверждения соответствия с учетом практики Европейского союза, в части перехода от обязательной сертификации к декларированию соответствия.

Решением №343 от 17 августа 2010 г. «О вопросах технического регулирования в ТС» КТС утвердила Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и одобрила проект Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза.

Среди наиболее важных деталей данного решения стоит отметить:

Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС.

Технические регламенты ТС утверждаются КТС и имеют прямое действие на всей таможенной территории ТС.

В технических регламентах Таможенного союза могут содержаться специфические требования, отражающие особенности, связанные с климатическими географическими особенностями государств – членов ТС или технологическими факторами, и действующие только на территории таких государств.

Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Процедуры оценки (подтверждения) соответствия устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза на основе типовых схем оценки (подтверждения) соответствия.

Дано задание Координационному комитету по техрегулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер представить на рассмотрение КТС предложения по техрегламентам ЕврАзЭС, которые необходимо принять в первоочередном порядке в качестве техрегламентов ТС, а государствам – членам ТС – проработать вопрос о приостановлении вступления в силу национальных технических регламентов, объекты регулирования, которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС и вопрос об уточнении сферы распространения и применения документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям в области технического регулирования и санитарных мер в рамках ТС.

Этим же Решением КТС утверждены Единые принципы гармонизации в части установления ответственности за нарушение требований законодательства государств-членов ТС и законодательства ТС в сфере технического регулирования, в том числе за недостоверное (необоснованное) принятие декларации о соответствии.

Предлагается считать административным правонарушением: - нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом) требований техрегламентов или иных обязательных требований к продукции, установленных в соответствии с законодательством о техрегулировании, а равно выпуск в обращение (реализацию) продукции, несоответствующей требованиям техрегламентов. - непредставление либо уклонение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом) от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора); - представление для целей оценки или подтверждения соответствия аккредитованной испытательной лабораторией (центром) недостоверных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции; - нарушение правил выполнения работ по сертификации, а равно выдача сертификата соответствия или принятие декларации о соответствии с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.

Предлагается предусмотреть установление сопоставимых размеров налагаемых штрафов во всех государствах-членах таможенного союза (с учетом степени опасности правонарушения).

Решением КТС №344 от 17 августа 2010 г. установлено, что изготовители продукции государств-членов ТС имеют право принимать декларации о соответствии продукции национальным техническим регламентам или декларации о соответствии на продукцию, включенную в национальные перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, предусмотренные законодательством любого из государств-членов ТС и выпускать в обращение продукцию на территории ТС, не привлекая резидентов (юридических лиц) государства-члена ТС, на территории которого вышеуказанная продукция выпускается в обращение.

При этом продукция должна соответствовать требованиям законодательства государства-члена ТС, на территории которого вышеуказанная продукция выпускается в обращение, и регистрация вышеуказанных деклараций о соответствии должна производиться в органе по сертификации, аккредитованном в соответствии с требованиями законодательства этого государства.

    Системы аккредитации в РФ

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, являющиеся участниками процесса сертификации, должны быть аккредитованы на право проведения работ в определенной области, что обеспечивает доверие к результатам испытаний и сертификации.

Аккредитация - процедура, посредством которой авторитетный орган официально признает правомочность лица или органа выполнять конкретные работы в определенной области деятельности.

Взаимное признание результатов испытаний и сертификации как способ устранения технических барьеров в торговле во многом зависит от аккредитации: авторитет и независимость аккредитующего органа определяют доверие к деятельности организации по сертификации и ее результатам.

В зарубежных странах аккредитация является самостоятельным видом деятельности, регламентируемым соответствующими нормативными документами, выполнение требований которых служит гарантией единства и сопоставимости оценок компетентности аккредитованной организации. А это обеспечивает доверие к результатам испытаний и сертификации.

В России работы по аккредитации возложены на Госстандарт РФ Постановлением Правительства "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" №100 от 1994 г. Таким образом аккредитация и сертификация оказались в одних руках. Необходимость разделения этих видов деятельности определилась утвержденной Правительством РФ в 1995 г. Программой демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации. Перед Госстандартом РФ была поставлена задача совместно с другими органами управления сформировать систему аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Был сформирован Межведомственный совет по аккредитации и сертификации, в состав которого включены представители заинтересованных организаций. Однако полного разделения аккредитации и сертификации быть не может. Об этом говорит и практика зарубежных государств. Так, в США в состав учредителей национального органа по сертификации входит Национальный институт по стандартизации и несколько организаций, занимающихся сертификацией. Но это не административная связь, а именно таковую и следовало устранить в России.

В течение двух последних лет были выработаны принципы организации системы аккредитации в РФ, которые нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Ρ серии 51000, гармонизованных с руководствами ИСО/МЭК, европейскими стандартами серии ΕΝ 45000, положениями Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Госстандарта - Отдел по аккредитации, который сертификацией не занимается.

Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы (рис. 16.1).

Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие деятельность в области оценки соответствия: испытательные лаборатории, органы по сертификации, контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в соответствии с особенностями объекта аккредитации.

Участниками российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ (Совет), аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты аккредитации и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации. Рассмотрим их функции.

Совет решает вопросы, относящиеся к принципам проведения единой технической политики в области аккредитации; исследованиям по аккредитации; координации деятельности аккредитованных органов, экономическим аспектам аккредитации; международному сотрудничеству в области аккредитации; анализу итогов деятельности по аккредитации; ведению объединенного реестра аккредитованных объектов и экспертов по аккредитации. Рабочие органы Совета - технический секретариат, рабочие группы (из числа членов Совета) и комиссия по апелляциям.

Аккредитующий орган: аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в законодательно регулируемой (обязательной) сфере 1 , организуют и проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами РФ.

Аккредитацию в добровольной сфере имеет право осуществлять юридическое лицо, отвечающее требованиям к аккредитующим органам.

Госстандарт, помимо выполнения им функций аккредитующего органа, разрабатывает общие процедуры аккредитации, требования к аккредитующим органам, объектам аккредитации и экспертам, к документам по аккредитации и взаимодействует с международными, региональными и зарубежными организациями по аккредитации.

Основные функции аккредитующего органа связаны с его главной задачей - реализацией единой политики по аккредитации в России. Для этого аккредитующий орган устанавливает специальные правила процедуры и управления, по которым действует аккредитация; устанавливает специальные требования к объектам аккредитации, аккредитует их и выдает им аттестат аккредитации, проводит регистрацию аккредитованных объектов и экспертов, а также публикует информацию о них и рассматривает апелляции. Важнейшей функцией аккредитующего органа является разработка правил по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных.

В свою очередь аккредитующий орган должен отвечать ряду требований. Они касаются персонала, общей политики и принятия решений; системы качества, действующей в аккредитующем органе, порядка проведения аккредитации и документации по аккредитации. Эти требования регламентируются ГОСТ Ρ 51000.2-95 "Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу". Стандарт предназначен для применения аккредитующим органом в процессе создания и обеспечения системы аккредитации, а также теми организациями, которые претендуют на аккредитацию и готовятся к ней.

Технический центр выполняет работу, которую поручает ему аккредитующий орган. Это может быть: предварительное рассмотрение заявок на аккредитацию, проведение экспертизы документов, подготовка программ аттестации заявителей и инспекционного контроля аккредитованных организаций, рассмотрение результатов аттестации и инспекционного контроля и подготовка по ним проекта решения и др.

Организации, которые планируют получить аккредитацию, обязаны быть готовыми к выполнению конкретных видов деятельности, соответствующих заявленной области аккредитации. После подачи заявки на аккредитацию необходимы взаимодействие со всеми участниками процедуры аккредитации, а затем, независимо от результатов - оплата работ по аккредитации в соответствии с установленным порядком.

Аккредитованные организации обязаны выполнять работу четко в соответствии с областью аккредитации и поддерживать соответствие организации установленным требованиям. В процессе своей деятельности аккредитованные организации взаимодействуют с аккредитующим органом и другими участниками аккредитации, представляя информацию о всех изменениях, которые могут затрагивать критерии аккредитации.

Эксперты по аккредитации проводят экспертизу документов, представляемых на аккредитацию, аттестуют заявителей и готовят решения о выдаче аттестата аккредитации, а также осуществляют инспекционный контроль за аккредитованными организациями. В качестве экспертов не могут быть привлечены лица, участвовавшие в подготовке организации к аккредитации.

К экспертам по аккредитации предъявляются определенные требования, которые в первую очередь относятся к их квалификации и компетентности. Оценку квалификации экспертов проводит аккредитующий орган в соответствии с разработанной им квалификационной процедурой. Показателями компетентности эксперта считается осведомленность о критериях, процедуре и документах аккредитации, обладание техническими навыками по аккредитуемым работам (например, испытаниям, которые должна проводить аккредитуемая организация); умение пользоваться эффективной системой связи; независимость от каких-либо интересов, влияющих на обязанность соблюдения конфиденциальности и отсутствие дискриминации; обладание личными качествами, обеспечивающими способность выполнить функции эксперта.

Аккредитующий орган определяет процедуру и порядок назначения эксперта, которые, в частности, включают согласие самого эксперта, согласие заявителя на личность эксперта и предоставление экспертам методических указаний, рабочих документов и инструкций по проведению аккредитации.

Процедура аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий:

Представление заявителем заявки на аккредитацию;

Экспертиза документов по аккредитации;

Аттестация заявителя;

Анализ всех материалов и принятие решений об аккредитации;

Выдача аттестата об аккредитации;

Проведение инспекционного контроля аккредитованной организации. Регламентация всех составляющих процедуры аккредитации установлена в

ГОСТ Ρ 51000.1-95, который предназначен для применения аккредитующими органами и организациями, подлежащими аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доак-кредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация - это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности. Доаккредитация проводится по полной или сокращенной процедуре, что определяется аккредитующим органом.

Согласно Указу президента РФ "О единой национальной системе аккредитации" в России создается Федеральная служба по аккредитации, на которую возлагаются функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных субъектов.

Основная цель создания единой системы - повышение прозрачности процедур сертификации, повышение степени защиты от опасной продукции, взаимное признание сертификатов на международном уровне и снижение цен за получение сертификатов.

Сегодня в стране действует 16 систем обязательной сертификации, в каждой из которых предусмотрена аккредитация органов по подтверждению соответствия. Создание единой системы предполагает их объединение в один орган, за исключением тех систем, которые касаются государственной безопасности и сфер, которые регулируются международными договорами.

Одной из главных задач является построение системы аккредитации в полном соответствии с международными стандартами и международной практикой и достижение на этой основе взаимного признания аккредитации в рамках международных организаций по аккредитации.

В соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза (далее – ТС) от 11 декабря 2009 года № 27, утвержден:

Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с выдачей единых документов;

Порядок формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, в том числе единых форм сертификата соответствия и декларации о соответствии.

Согласно Соглашению продукция допускается к обращению на единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Сторон с соблюдением следующих условий:

Проведение сертификации органом по сертификации, включенным в Единый реестр;

Проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр;

Сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме.

Подтверждение качества и выдача сертификата соответствия ТС происходит на основе единых стандартов и требований Государств-участников ТС. Поэтому одним из приоритетных направлений является разработка Технических регламентов ТС. Это необходимо, чтобы защитить рынки от некачественного импорта товаров на всей территории ТС и для снижения торговых барьеров. С 1 января 2012 года вводятся общие Технические регламенты ЕврАзЭС, по которым будет осуществляться подтверждение соответствия в рамках ТС. Также к этому времени планируется гармонизировать механизмы надзора и контроля за соблюдением требований ТР.

Таможенный союз – новая форма торгово-экономической интеграции бывших союзных государств: Белоруссии, Казахстана и России.

Формирование Таможенного союза предусматривает создание Единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

При подтверждении соответствия продукции результаты испытаний продукции (протоколы испытаний), полученные в любом государстве ТС, признаются ОС, включенным в Единый реестр, другого государства ТС – страны назначения, при соблюдении следующих условий:

Применение одинаковых или сопоставимых методов исследований (испытаний) и измерений продукции;

Проведение испытаний в ИЛ (ИЦ), включенных в Единый реестр.

Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств-членов ТС.

Срок действия сертификата соответствия, выданного по Единой форме, и декларации о соответствии на продукцию по Единой форме не должны превышать 5 лет.

В качестве одного из документов для оформления декларации о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, могут использоваться сертификаты соответствия, выданные в национальных системах подтверждения соответствия (сертификации) государств-членов ТС органами по подтверждению соответствия, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС.

Испытания для выдачи сертификатов соответствия и оформления деклараций о соответствии по Единой форме осуществляют ИЛ (ИЦ), включенные в Единый реестр.

Выдачу сертификатов соответствия и регистрацию деклараций о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, осуществляют органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенные в Единый реестр.

Выданные по Единой форме сертификаты соответствия и принятые декларации о соответствии продукции являются документами, подтверждающими соответствие продукции требованиям национального законодательства государств-членов ТС.

Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого (ых) технического (их) регламента (ов) на этот вид продукции для государств-членов ТС.

Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах-членах ТС.

При реализации на территории государства-члена ТС продукция, включенная в Единый перечень, должна быть маркирована в соответствии с национальным законодательством этого государства.

Технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент ТС, действие технического регламента ТС или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС.

В технических регламентах ТС могут содержаться специфические требования, отражающие особенности, связанные с климатическими географическими особенностями государств – членов ТС или технологическими факторами, и действующие только на территории таких государств.