Разделы: Работа с дошкольниками
Программное содержание:
- расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
- развитие мышления детей на материале описательных загадок
- автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
- закрепление умения детей делить слова на слоги
- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
- развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
- развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам
Оборудование и материалы:
- предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
- модели птиц на каждого ребенка
- картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
- магнитная доска
- опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
- дидактическая игра "Назови по части целое"
- дидактическая игра "Составь слово"
- губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
- простые карандаши на каждого ребенка.
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Кинезиологическая гимнастика
- Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
- Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
- Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)
Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
- Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"
Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
- Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
- Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
- Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
- Для чего птице клюв?
- Для чего птице крылья?
- Для чего птице лапки (перышки, хвост)?
Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) . Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
- Физминутка.
- Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
- Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
- Развитие навыков чтения.
Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)
- Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
- Для кого этот корм? (Для птиц)
- Чей это корм? (Птичий корм)
- Чья это пища? (Птичья пища)
- Развитие связной речи.
Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.
Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:
Название птицы
<Рисунок 1>
Какая это птица? Зимующая или перелетная?
<Рисунок 2>
Эта птица крупная или мелкая?
<Рисунок 3>
Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.
<Рисунок 4>
Чем питается зимой?
<Рисунок 5>
Где ночует?
<Рисунок 6>
Какую пользу приносит эта птица?
<Рисунок 7>
Дети составляют описательные рассказы
- Закрепление материала
Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).
· Тетрадь Теремковой Н.Э. № 2 стр.26-30 (упр. 1 - 11).
· Обучение грамоте: «Звуки К. Буква К.»
1. Повторить характеристику звука [К] – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
2. Подобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук (не путать с мягким звуком КЬ) – 6 шт. 2 картинки – в начале слова, 2 – в середине, 2 – в конце слова. Определить место звука в слове, прохлопать каждое слово по слогам, определить количество слогов в слове. Например: «В слове КО-РО-ВА 3 слога (слог – это часть слова), звук К находится в начале слова. В слове МАК – 1 слог, звук К находится в конце слова. И т.д.»
3. Напечатать в тетради строчку буквы К в тетради (2 кл. – высота, 1 кл. - ширина).
Выучить: Два столба стояли рядом,
Вдруг, один переломился
И к другому прислонился.
6. Сделать звуковое письмо слова КОТ. Поговаривать: «В слове КОТ три звука. Первый звук К – согласный глухой, твердый обозначаем синим квадратом. Второй звук - О – гласный, обозначаем красным овалом. Третий звук - Т – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
7.
Составить 2 предложения со словом КОТ. Детям запомнить. Записать родителям в
тетрадь.
- во время прогулки рассмотреть с детьми зимующих птиц (ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, клест, дятел, щегол, свиристель, сова). Обратить внимание на их характерные признаки (хвост, расцветка перьев, клюв, величина), где они живут, чем питаются;
- провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости помогать птицам зимой;
Существительные:
голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, глухарь, тетерев, кормушка, птенцы, гнездо.
Глаголы:
летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные:
красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка),пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы).
«Назови ласково».
Воробей – воробышек, синица – синичка, голубь – голубок, снегирь – снегирёк, сова – совушка, крыло – крылышко, перо – перышко, гнездо – гнёздышко, птенец – птенчик, клюв – клювик, пух – пушок.
Черное
перо – черненькое перышко,
Серая спина – серенькая спинка,
Красная грудь – красненькая грудка,
Острые когти – остренькие коготки,
Длинный хвост – длиненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок,
Круглая голова – кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки,
Мягкие перья – мягонькие перышки,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.
«Подбери признак»
ворона (какая?) – крупная, серая, громкая, старая, страшная….
голубь (какой?) – крупный, белый, голодный, красивый, важный…
воробьи (какие?) – мелкие, шумные, шустрые, драчливые, коричневые…
«Один - много»
Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей
Воробей – воробьи – воробьёв.
Нигматдьянова Анна Каримулловна
Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».
Зимующие птицы .
Словарная работа.
Существительные : птица , сорока, ворона, воробей, снегирь,
синица, голова, туловище, грудка, брюшко,
спинка, хвост, крыло, лапка, коготь, перо, глаз,
корм, кормушка, зерно, крошка, голод, холод,
Прилагательные : большой, маленький, низкий, высокий,
длинный, короткий, острый, тупой,
пушистый, мягкий, твердый, толстый,
тонкий, грязный, чистый, красивый, легкий,
тяжелый, яркий, веселый, радостный, белый,
сильный, серый, трудолюбивый, пузатый,
красногрудый, зимующий , крупный, мелкий,
важный, желтый;
Глаголы : смотреть, видеть, наблюдать, играть,
прыгать, догонять, отдыхать,
любоваться, радоваться, веселиться,
летать, клевать, петь, щебетать, чирикать,
каркать, свистеть;
Наречия : весело, радостно, дружно, красиво,
ласково, чисто, грязно, быстро, медленно,
ловко, высоко, низко, впереди, сзади, справа,
слева, холодно, темно, голодно;
Местоимения : мой, моя, мои;
Предлоги : на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.
Лексико - грамматические игры и упражнения
Ребенок должен усвоить : названия нескольких зимующих птиц (ворона, воробей, синица, снегирь, сорока) ; их отличительные признаки; как они передвигаются; чем питаются, обобщающие слова зимующие птицы .
«Кто это?» Рассматривание диких (зимующих ) птиц . Называние частей тела птицы .
Ребенок с взрослым рассматривает картинки с изображением зимующих птиц : «Посмотри на ворону (воробья, синицу, снегиря, сороку) . Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.
«Доскажи слово» . Закрепление обобщающих слов.
Ворона, воробей, синица, снегирь, сорока все вместе – это … (зимующие птицы ) .
«Подбери признак» Обогащение словаря признаков.
Воробей (какой) – зимующий , веселый, серый, трудолюбивый…
Снегирь (какой) – зимующий , пузатый, маленький …
Ворона (какая) – большая, серая, крупная, важная …
Синица (какая) - …
Сорока (какая) - …
«Чик-чирик» , - что делает воробей? (чирикает) .
«Кар-кар» , - что делает ворона? (каркает) .
«Син – син» , - что делает синица (свистит) .
«Подбери действие» . Обогащение глагольного словаря.
Воробей (что делает) – прыгает, чирикает, летает, смотрит, машет.
Ворона (что делает) – …
Сорока (что делает) – …
Синица (что делает) – …
Снегирь (что делает) – …
«Скажи ласково» Формирование практического навыка образования уменьшительно – ласкательной формы существительного.
Воробей – воробьишко, воробушек …
Синица – синичка …
Ворона - …
Снегирь - …
1. Понаблюдайте с ребенком за птицами , которые встречаются
зимой в городе. Произнесите четко сами, а потом попросите ребенка повторить их названия : ворона, воробей, синица, снегирь, сорока.
2. Рассмотрите картинки с изображениями птиц . Показывайте
и называйте каждую картинку. Потом пусть ребенок показывает и называет их сам.
3. Помогите ребенку сделать кормушку для птиц из коробки
для молока. Насыпьте в кормушку пшена и семечек. Понаблюдайте за птицами . После прогулки задайте ребенку вопросы :
Каких птиц ты видел на прогулке? (воробья, синицу, ворону, снегиря, сороку.) Что они делали? (Они клевали зернышки и крошки.) Чем ты угостил синичку?
(Я угостил синичку салом.)
4. Поиграйте с ребенком.
«Ответь на вопросы» . Согласование числительных с существительными.
Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у сороки хвостов?
Сколько у синицы клювиков?
Сколько у птицы глаз ?
Сколько у птицы перышек ?
«Вороны» . Развитие звуковой стороны речи.
Ребенок – «ворона» произносит кар, взрослый заканчивает слово.
Кар (тошка, кар (тинка, кар (ман, кар (тон, кар (лик,
кар (ты, кар (куша) .
Составить описательный рассказ о зимующей птице по следующему плану :
Кто это? (название) . Какая это птица (зимующая ) .
Какой внешний вид (размер, окраска перьев, части тела) .
Чем питается?
Как поет?
Образец ответа : Это синица - зимующая птица . У нее желтая грудка, на голове черная «шапочка» , тонкий клюв, короткий хвостик. Синица питается крупой, крошками хлеба, кусочками мяса и сала. Синица поет : «Син-син» .
Подвижная игра «Снегири» . Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
Вот на ветках, посмотри, Делают 4 хлопка руками-
«крылышками» по бокам и 4 наклона
В красных майках снегири Делают 4 хлопка руками-
«крылышками» по бокам и 4 наклона
Распушили перышки, Часто потряхивают руками-
Греются на солнышке. «крылышками» , опущенными вниз.
Головой вертят, Делают 2 поворота головой с
кивком – вправо, влево.
Улететь хотят. Делают 2 поворота головой с
кивком – вправо, влево.
Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая
руками как крыльями.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка» . Развитие тонкой моторики, координация речи с движением, интонационной выразительности речи. Создание эмоционального положительного фона.
Сколько птиц Ритмично сжимают и разжимают
к кормушке нашей кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ла
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику, начиная с
Дятел в пестрых перышках. больших, на обеих руках.
Всем хватило зернышек! Трут большие пальчики об
указательные, как бы насыпают
корм в кормушку.
Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики. Медленно открывать и закрывать рот, почмокать губами, пошлепать губами, «наказать язык» - пя-пя-пя, «вкусное варенье» (облизать губы, покусать язычок зубами.
Дыхательная гимнастика. Упражнение на развитие воздушной струи. Подуть на зеркало ротиком, «Сдуть снежинку» с ладошки.
В альбоме разукрасить, нарисованных родителями , снегиря и синицу.
Нигматдьянова Анна Каримулловна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №395» г. Пермь
Зимующие птицы (старший возраст)
Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.
Рассказать, где они живут и чем питаются; Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.
Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Предметный словарь.
Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, клюв, лапки, когти, гребень, бородка, крылья, перья, пух, санитар.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать, ворковать, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: зимующие, нежный (пух), грубые (перья), красногрудый (снегирь), перелетные (птицы).
Наречия: высоко – низко, далеко – близко, громко – тихо.
Дидактические игры.
Один – много. (образование множественного числа существительных): ворона – вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....
Назови ласково. (упражнение в словообразовании):
воробей - воробушек, воробьишко; галка - ... , снегирь - ... , синица - ... .
Счет птиц. (закрепление согласования числительных с существительными)
Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;
первый голубь, второй голубь, ... , пятый голубь.
Ворона - «кар-кар» - она каркает,
воробей - ....
Подбери признак. (согласование существительных с прилагательными)
ворона (какая?) - ... , голубь (какой?) - ... , снегирь (какой?) - ... ,синица(какая?)
Угадай птицу по описанию . Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
Сравни птиц с людьми и животными.
у человека - дети, а у птицы - птенцы. у животных - шерсть, а у птиц - ...
У человека - нос, а у птицы - ... у кошки - лапы, а птицы- ...
Исправь ошибки.
Черный ворона - черная ворона. Снегирь клевала хлеб. - ...
Белый сова - Сорока сидел_ на заборе. - ...
Серое голубь - Ворона чирикала на солнышке. - ...
Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….
Четвертый лишний. Синица, воробей, грач, снегирь.
Снегирь, синица, кормушка, голубь.
Дятел, щегол, свиристель, барсук.
Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Подобрать родственные слова.
Корм - кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Какое слово не подходит?Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.
Сова, совушка, совет, совята, совиный.
Развитие мелкой моторики.
Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу:-бу.
Руки в кулачок, прижаты.
Большие пальчики – вверх (ушки),
указательные пальцы вместе:
Они выставлены на вас (нос).
Птичка
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Птенчики в гнезде.
Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Мимические упражнения.
Изобразить птиц в морозный день. «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.
Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.
Упражнения для губ и щек.
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка.
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тддтдд-тдд».
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить».
Снегирь: «Фью-фЬю-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е».
Развитие слухового внимания.
Птички - невелички. Прочитайте рифмовку:
Синичка, синичка, воробью сестричка:
Тинь – тинь – тинь.
Воробей – воришка залез в амбаришко:
Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:
Тук – тук – тук.
Если ты услышишь песенку синички, то "летай" по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: "Тук-тук-тук", то "клюй" зернышко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.
Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.
Накормим птиц. Дайте ребенку картинки с изображением голубя и карандаши и скажите, что к нему прилетел голубь, ему холодно и голодно зимой, поэтому ему надо помочь, накормить. Нарисуй столько зернышек, сколько раз я хлопну. Хлопайте в ладоши, а на каждый хлопок ребенок рисует перед голубем одно зернышко.
Дятел. Постучите (под столом, так чтобы ребенок не видел). Это стучит дятел, лечит больное дерево. Он построит в дереве себе гнездо. А как называется гнездо дятла?» Дятел выведет в дупле птенчиков. Сейчас мы превратимся в птенцов и постучим, как большой дятел, слушай внимательно и повторяй за дятлом». Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами. (//**, /**/, **//, /***, ***/.)
Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится, -
Не орел, - а все же птица.
(Воробей)
Предметы: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест… птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья…
Признаки: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…
Действия : высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться
1. Подбери признак (не менее трех признаков):
Синичка (какая?) — …
Голубь (какой?) -
2. Подбери действия (не менее трех действий):
Синица (что делает?) — …
3. Назови ласково:
Синица – синичка
воробей — …
снегирь — …
сова — …
ворона — …
голубь — …
4. Один – много (множественное число):
Ворона – вороны
воробей — …
снегирь — …
птица – …
сова — …
дятел — …
перо –…
крыло — …
стая — …
5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
Ворона – нет вороны
дятел — …
птица — …
перо –…
клюв — …
гнездо — …
6. Нарисуй или вырежи картинки с изображением зимующих птиц и приклей их в тетрадь.
Назови части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
7. Посчитай:
Один воробей, два …, три…, четыре …, пять…
Одно перо, два …, три…, четыре …, пять…
Одна сова, две…, три…, четыре…, пять… .
8. Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.
«Снегирь»
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
По Ю. Дмитриеву.
Вопросы:
1. Как выглядят снегири?
2. Когда появляются снегири?
3. Каких еще зимующих птиц ты знаешь?
9. Отгадай загадки:
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова)
Какие это птицы? (Зимующие)
Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что они могут найти себе корм.)
А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.)
А хватает ли птицами пищи зимой? (Нет, не хватает.)
Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.)
А чем мы можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать.)
Что для этого нужно сделать? (Кормушку.)
10. Упражнение «Накорми птиц»
Кто что ест?
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
11. Прочитайте ребенку стихотворение З. Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Какие птицы прилетали к кормушке?
12. Закончи предложение:
У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Давай споем песенку!