Основы радиоэлектронной борьбы. Классификация помех. Авиационные средства РЭБ, их возможности по радиоэлектронному противодействию Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Самарский государственный аэрокосмический университет

имени академика С. П. Королёва

Кафедра микроэлектроники

Курсовая работа по дисциплине:

Принципы инженерного творчества.

Пеленгатор постановщиков активных помех.

Студент гр. 535 Богданов Д. С.

Руководитель Шопин Г. П.

г. Самара


Курсовой проект.

Пояснительная записка содержит 23 с., 5 рис., 3 источника.

АМПЛИТУДНЫЙ ПЕЛЕНГАТОР, ПОСТАНОВЩИК АКТИВНЫХ ПОМЕХ, ДЕТЕКТОР-ИНТЕГРАТОР, ЭПЮРА ВЫХОДНОГО СИГНАЛА, ДИАГРАММА НАПРАВЛЕННОСТИ, УРОВЕНЬ ЛОЖНЫХ ТРЕВОГ, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ, ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ.

В работе рассмотрен процесс внесения усовершенствований в конструкцию пеленгатора постановщиков активных помех. Произведен анализ конструкции прототипа, поиск и теоретическое решение противоречия, подбор конкретного технического решения для устранения противоречия. В результате работы получено новое устройство, обладающее более высокой чувствительностью по сравнению с прототипом при неизменном уровне ложных тревог.

Курсовая работа рассчитана на студентов, обучающихся по специальности 210201.


Введение........................................................................................................стр.4

1. Описание работы прототипа...................................................................стр.7

2. Формула изобретения прототипа...........................................................стр.10

3. Дерево целей и средств...........................................................................стр.11

4. Противоречия. Решение противоречий.................................................стр.12

5. Описание работы нового устройства.....................................................стр.13

6. Формула изобретения нового устройства.............................................стр.16

Заключение...................................................................................................стр.17

Список использованных источников.........................................................стр.19

Приложение..................................................................................................стр.20


Введение.

В настоящее время существует множество устройств радиолокации, радионавигации и пеленгации. Ими оснащаются современные морские суда, летательные аппараты, космические аппараты и т. д., причем как гражданские, так и военные. Препятствием для работы такого устройства может стать радиолокационная помеха. Радиолокационные помехи (более точный термин - противорадиолокационные помехи) – это умышленные помехи, затрудняющие или нарушающие в военных целях нормальную работу радиолокационных (РЛ) средств: радиолокационных станций (РЛС), головок самонаведения управляемых ракет или авиабомб, радиовзрывателей и т.д.

Различают активные и пассивные радиопомехи. Активные помехи создаются специальными приёмо-передающими или передающими радиоустройствами – станциями или передатчиками радиопомех, пассивные помехи – различными искусственными отражателями радиоволн. (К пассивным помехам относят также отражения радиоволн от местных предметов и природных образований, мешающие работе РЛС; эти помехи не имеют непосредственного отношения к умышленному радиопротиводействию). По характеру воздействия активные радиопомехи делят на маскирующие и имитирующие (дезориентирующие). Маскирующие помехи создаются хаотическими, шумовыми сигналами, среди которых трудно выделить сигналы, полученные от объектов; имитирующие - сигналами, похожими на сигналы от объектов, но содержащими ложную информацию. Активные маскирующие помехи часто имеют вид радиочастотных колебаний, модулированных шумами, или шумовых колебаний, подобных собственным шумам РЛ приёмника. В зависимости от ширины частотного спектра их подразделяют на прицельные, имеющие ширину спектра, соизмеримую с полосой пропускания РЛ приёмника, и заградительные, «перекрывающие» определённый участок радиочастотного диапазона. Активные помехи могут также иметь вид зондирующих РЛ сигналов, модулированных по амплитуде, частоте, фазе, времени задержки или поляризации (их формируют из зондирующих сигналов, принимаемых на станции помех). Такие помехи называются ответными, они могут быть как имитирующими, так и маскирующими.

Станции радиопомех размещают на защищаемых объектах или вне их. Современные самолётные станции помех обладают мощностью ~ 10-103 Вт в непрерывном режиме и на порядок выше - в импульсном; максимальное усиление антенны обычно 10-20 дБ. Мощности наземных и корабельных станций помех, как правило, выше. Для создания пассивных помех используют дипольные, ленточные, уголковые и диэлектрические линзовые отражатели, антенные решётки, надувные металлизированные баллоны и др. На индикаторах РЛС (на отдельных участках экрана электроннолучевой трубки или по всему экрану) помехи создают шумовой фон или ложные отметки объектов, что в значительной степени осложняет обнаружение объектов, целераспределение и сопровождение их. Воздействуя на устройства автоматического обнаружения и сопровождения объектов, помехи могут вызывать перегрузку устройств автоматической обработки данных, срыв автоматического сопровождения объектов, вносить большие ошибки в определение местоположения и параметров движения объектов.

В этих условиях естественно возникает борьба радиолокационных систем между собой, называемая радиопротиводействием. Неотъемлемой областью радиопротиводействия является пеленгация постановщиков активных помех.

Пеленгация – это определение направления на какой-либо объект через угловые координаты. Возможность пеленгации объекта обусловливается его контрастностью на окружающем фоне (различием физических свойств объекта и фона). Различают пассивную пеленгацию, когда используется естественную контрастность пеленгуемого объекта, и активную, когда объект облучается электромагнитными или звуковыми волнами от искусственного излучателя и наблюдается отражённое им излучение или ретранслированные сигналы (например, пеленгация с использованием лазерных источников излучения).

В зависимости от способа обработки принимаемых сигналов различают методы пеленгации. При пеленгации амплитудным методом производится изменение пространственного положения диаграммы направленности антенны передатчика или приёмника. Определение направления на пеленгуемый объект может осуществляться по максимуму или минимуму амплитуды принимаемого сигнала, а также способом сравнения. При пеленгации фазовым методом приём ведётся на разнесённые в пространстве антенны, стабилизированные в основных плоскостях; измеряемой величиной является разность фаз принимаемых антеннами сигналов, которая зависит от угловых координат объекта.

Одним из негативных явлений при пеленгации является ложная тревога, вероятность которой оценивается с помощью специального параметра – уровня ложных тревог. Как правило, снижение уровня ложных тревог (вероятности ложной тревоги) ведет за собой снижение чувствительности пеленгатора. Решение этого противоречия является основной задачей данной работы.


1. Описание работы прототипа.

Амплитудный пеленгатор для постановщиков активных помех (рис.1) содержит антенну 1, приемник 2,к которому подключены детектор-интегратор 3, блок 4 памяти и блок 5 усреднения усиления, выходы блоков 4 и 5 подключены к устройству 6 сравнения, подключенному в свою очередь к счетно-решающему блоку 7.

Для пояснения принципа работы используются эпюры выходных сигналов указанных блоков (за исключением блока 7) при сканировании по угловой координате в некоторой окрестности одного постановщика активных помех (ПАП) (рис.2).

На выходе антенны 1 имеется некоторый сигнал, представляющий собой стационарный релеевский случайный процесс с резким увеличением амплитуды колебаний и упорядочением частоты в момент пеленга (рис. 2, а). Сигнал попадает на приемник 2, где происходит усиление и удаление угловой модуляции (рис.2, б).

Далее сигнал проходит через детектор-интегратор 3, строящий огибающую амплитуды (рис. 2, в). С выхода детектора-интегратора 3 сигнал поступает в блок 4 памяти, где запоминается через промежутки времени t , значительно меньшие времени поворота антенны на всю ширину диаграммы направленности (рис.2, г), и в блок 5 усреднения усиления, где за некоторый промежуток времени T , включающий в себя t , и значительно больший формируется среднее значение напряжения. Наличие блока 5 усреднения усиления позволяет снизить вероятность ложных тревог, обусловленных случайными выбросами диаграммы направленности. Сигналы с блока 4 памяти и блока 5 усреднения усиления сравниваются между собой (рис.2, д) в устройстве 6 сравнения, и при превышении сигналом с блока 4 памяти значения сигнала с блока 5 усреднения усиления на выходе устройства 6 сравнения формируется сигнал, свидетельствующий о наличии пеленга (рис.2, е) в виде прямоугольного импульса, середина которого соответствует точному моменту пеленга.


Рисунок 1 - Структурная схема прототипа.

а) U U U

Как и в случае с разведчиками, развитие постановщиков активных помех Ту-16П разработанных на базе Ту-16 сильно зависело от состояния и совершенствования отечественных средств радиопротиводействия. Первые системы СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., обладали сравнительно невысокими техническими данными (небольшая мощность излучения, большие габариты и масса). Они обеспечивали практически только индивидуальную защиту самолёта, нёсшего эту аппаратуру. В основном эти системы предназначались для борьбы со станциями орудийной наводки зенитной артиллерии, а также наземными, корабельными и самолётными РЛС разработки 1940-х гг СПС-1 и СПС-2 работали в неавтоматизированном режиме, для их эксплуатации необходимо было иметь на борту самолёта дополнительного оператора.

Для создания помех РЛС противника оператор должен был вначале её обнаружить, определить рабочую частоту и после этого навести (настроить) передатчик помех на частоту подавляемой станции. На выполнение этих операций, при условии хорошей профессиональной подготовки оператора, уходило около трёх минут. Это время, особенно при полётах на малых высотах, иногда было соизмеримо с временем пролёта зоны, из которой возможно было при данной мощности аппаратуры «глушение» РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых радиолокаторов.

Выпуск самолётов, оборудованных станциями СПС-1 и СПС-2, начался в 1955 г. Завод №1 выпустил за 1955-1956 гг. 42 Ту-16 с СПС-1, а за 1955-1957 гг. - 102 Ту-16 с СПС-2 (из них четыре в варианте ЗА). На самолётах, нёсших аппаратуру СПС-1 и СПС-2, в грузоотсеке устанавливалась герметичная съёмная кабина оператора с оборудованием управления аппаратурой подавления. Под фюзеляжем, под двумя радиопрозрачными обтекателями находились антенны и генераторы помеховых станций. Машины с СПС-1 и СПС-2 носили обозначение Ту-16СПС или Ту-16П . В 1960-е гг практически все находившиеся в строю Ту-16СПС переоборудовали системой «Букет», разработанной во второй половине 1950-х гг В отличие от СПС-1 и СПС-2 станции этой системы могли работать в автоматическом режиме и создавали помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В «Букет» входили станции СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определённый диапазон частот.

Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации этих станций: СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н. На одной машине устанавливалась аппаратура одной из них. Самолёты, оборудованные «Букетами», имели обозначение Ту-16П. Аппаратура, находившаяся внутри грузоотсека, практически не меняла аэродинамических характеристик и не ухудшала лётных данных машины. Единственно, чем внешне отличались Ту-16П с аппаратурой «Букет», - наличие длинного, на три четверти длины грузоотсека, радиопрозрачного обтекателя антенной системы аппаратуры подавления. Внутри грузоотсека в изолированном контейнере, отличавшегося по конструкции и компоновке оборудования в зависимости от типа станции (Б-2 - станция СПС-22Н, Б-3 - СПС-33Н, Б-4 - СПС-44Н, Б-5 - СПС-55Н) располагались агрегаты помеховой станции: четыре генератора помех, приёмное устройство, принимавшее и обрабатывавшее сигналы РЛС, четыре дополнительных преобразователя ПО-6000 и один ПТ-6000 для питания аппаратуры переменным током, так как мощности штатных источников переменного тока, установленных на борту Ту-16П, не хватало. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура пассивных помех АСО-2Б.

Ту-16П с «букетами» предназначались для противодействия работе наземных РЛС дальнего обнаружения и наведения, РЛС целеуказания ЗУР с целью защиты боевых порядков самолётов различных типов при преодолении ими рубежей ПВО противника. С высоты 10000-11000 м один постановщик мог прикрыть радиопомехами группу из нескольких машин, идущих в строю внутри круга диаметром 3000-5000 м, в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км. Ту-16П переоборудовались «букетами» с 1962 г. Всего за 1960-е гг переделали 34 самолёта под СПС-22Н, девять - под СПС-33Н, 28 - под СПС-44, 50 - под СПС-55. Под систему «Букет» переоборудовали не только Ту-16П (Ту-16СПС), но и Ту-16 «Ёлка», а также некоторые другие модификации. Если на самолёте имелась кабина оператора, то она снималась, так как он для автоматической системы «Букет» был не нужен. Экипаж Ту-16П с «букетами» сокращался до шести человек, как и на обычных бомбардировщиках Ту-16. Оператора пришлось убрать ещё и потому, что при включённых станциях нахождение человека в непосредственой близости от них было равноценно смертному приговору. Во всяком случае, суслика хватало ненадолго, когда любознательный наземный технический состав подносил его к обтекателю антенн «Букета». После этого наземные службы более внимательно относились к мероприятиям по технике безопасности при работах с мощным излучающим оборудованием. С переходом к полётам на малых высотах некоторые самолёты Ту-16П переоснастили помеховой аппаратурой СПС-7, оптимизированной для этих режимов.

Опыт эксплуатации самолётов показал необходимость дальнейшей модернизации помехового оборудования. В течение 1970-х - 1980-х гг. устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты СПС-151, СПС-152, СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций комплекта «Сирень» размещались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо кормовой турели ДК-7. Передающие антенны располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приёмные - в районе первого шпангоута фюзеляжа в носовой части.

Опыт применения самолётов Ту-16П показал, что при плотном построении боевых порядков средств ПВО противника и собственных, что было характерно для европейского ТВД, а также для ТВД ближневосточных военных конфликтов, применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих собственных. Поэтому потребовалось доукомплектовать систему дополнительной аппаратурой, способной вьщавать мощный поток энергии подавляющего сигнала с узкой диаграммой направленности луча. На основании разработки, проведённой в весьма сжатые сроки, начиная с 1972 г 10 Ту-16П с «букетами» (станциями СПС-22Н и СПС-44Н) модернизировали под аппаратуру «Фикус» («заказ 2231»), которая значительно повысила возможности системы подавления. Внешне модернизированные Ту-16П с «фикусами» отличались обтекателем фюзеляжной антенной системы, сдвинутой на бок, по типу антенн РЛБО. В этот же период на самолётах внедрялась новая аппаратура системы подавления «Клюква», по своим параметрам значительно превосходившая применявшуюся ранее. На некоторых машинах ставились помеховые станции СПС-4М «Модуляция» («заказ 2615»).

Следует отметить, что общее количество модификаций Ту-16П , различавшихся множеством комбинаций и типов помеховой аппаратуры, установить крайне тяжело. Например, 226-й отдельный авиационный полк РЭП, базировавшийся под Полтавой, имел в своём составе порядка 30 машин, каждая из которых отличалась от других по комплектации. В 1950-е и в 1960-е гг на самолёты Ту-16П в порядке эксперимента ставили групповую помеховую станцию «Силикат» и серийные станции СПС-5 и СПС-100; в эксплуатации машин с такой аппаратурой не было. Появление на вооружении вероятных противников ракет с тепловыми головками самонаведения, а также опыт локальных послевоенных конфликтов заставили установить на части Ту-16, в том числе и на Ту-16П, аппаратуру инфракрасных помех АСО-2И-7ЕР, блоки которой устанавливались в крыльевых обтекателях шасси и в хвостовой части фюзеляжа.

Тактико-технические характеристики Ту-16П
Экипаж, чел 9
Размах крыльев, м 33.00
Длина, м 35.20
Высота, м 10.40
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
- пустого самолета 37200
- нормальная взлетная 72000
- максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 780
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3100
Практический потолок, м 12200

Постановщики помех

Для групповой защиты летящих в строю ударных машин от вражеских РЛС на Ту-16 устанавливались станции постановки активных радиопомех СПС-1 и СПС-2. Такие самолеты получили обозначение Ту-16 СПС. Эти станции обладали сравнительно невысокими характеристиками – недостаточной мощностью излучения, большими габаритами и весом. Кроме того, для их применения требовался еще один член экипажа – оператор спецаппаратуры, который должен был вначале обнаружить работающий радар, определить его частоту, после чего настроить на нее передатчик помех. Для этого, даже при хорошей подготовке, оператору требовалось примерно 3 минуты. За это время, особенно при полетах на малых высотах, самолет успевал проскочить зону, из которой мощность бортовой аппаратуры позволяла подавить данную РЛС.

Дальний разведчик советского ВМФ – Ту-16РМ Badger D. Badger D – самолет наиболее часто применявшийся советским флотом для выполнения разведывательных задач, во время патрулирования обычно работал вместе с другими вариантами Ту-16.

Основной отличительной чертой Ту-16РМ Badger D – морского разведчика/ самолета радиоэлектронной борьбы были три радиопрозрачных обтекателя ни брюхе фюзеляжи. Ножевая антенна прямо перед первым обтекателем – связная.

Ту-16РМ Badger D построенные путем переоборудования ракетоносцев Badger С сохраняли соответствующую носовую часть. Однако передний подфюзеляжный обтекатель на Badger D был больше чем на Badger С.

Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП». Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК.

На то время «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом его створки и бомбардировочное вооружение демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один – типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа – управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Начиная с 1962 г., системой «Букет» был оснащен 91 самолет.

Параллельно с созданием постановщика активных помех Ту-16СПС в ОКБ-156 разрабатывался постановщик пассивных помех, получивший обозначение Ту-16 «Елка». Во всю длину его грузоотсека располагались 7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В створках отсека имелись вырезы (на левой – три, на правой – четыре) для выводных горловин автоматов. В незанятом объеме отсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Кроме того, на Ту-16 «Елка» устанавливалась помеховая станция СПС-4 «Модуляция», ее обтекатель каплевидной формы крепился перед грузоотсеком. При снятии АСО-16 самолет превращался в полноценный бомбардировщик. В 60-е гг. на машины этой модификации в дополнение к семи АСО-16 стали устанавливать два автомата АПП-22. В этом случае места для размещения бомб уже не оставалось. В общей сложности ВВС получили 71 постановщик помех этой модификации. В дальнейшем самолеты Ту-16 «Елка» неоднократно модернизировались и дорабатывались, постепенно приближаясь по характеристикам к Ту-16П, становясь комбинированными постановщиками активных и пассивных помех.

F/A – 18 корпуса морской пехоты следит с близкого расстояния за Ту-16Р Badger Е. Ту-16Р был одним из наиболее часто встречающихся самолетов советской морской авиации и период проведения учений военно-морскими силами США и НАТО.

F-4 Фантом II, британских ВВС, вооруженный подвесным контейнером с пушкой Вулкан, сопровождает Ту-16Р над Северным морем. Задние пушки Ту-16 подняты в крайнее верхнее положение, в знак мирных намерений.

Из книги Техника и вооружение 2006 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Шаг за шагом 2. Отечественные передатчики шумовых помех Ю.Н. Ерофеев, д.т.н., профессорПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 7/2006 г. Д.т.н. Николай Иванович Оганов, лауреат Ленинской премии (1902–1966).Первая разработка1 ноября 1943 г. в НИИ-108 («сто восьмой») был зачислен Николай

Из книги Ту-16 Ракетно бомбовый ударный комплекс Советских ВВС автора Сергеев П. Н.

Торпедоносцы, постановщики мин и спасательные самолеты С самого начала проектирования Ту-16 его предполагалось использовать не только в ВВС, но и в авиации ВМФ. 12 июля 1954 г. вышло Распоряжение Совета Министров СССР №7501 об оборудовании бомбардировщиков Ту-16

Из книги Погоня за «ястребиным глазом». Судьба генерала Мажорова автора Болтунов Михаил Ефимович

Из книги Морская минная война у Порт-Артура автора Крестьянинов Владимир Яковлевич

Постановщики мин. Во время Крымской войны русские минные заграждения выставлялись с плотов, шлюпок, катеров и небольших паровых судов. В кампанию 1855 г. постановки мин у Кронштадта обеспечивал речной пароход "Рюрик".В конце 1860-х годов в России появились специальные

Из книги Боевые самолеты Туполева автора

Из книги Неизвестный Яковлев [«Железный» авиаконструктор] автора Якубович Николай Васильевич

Постановщик помех Як-28ПП Последней модификацией бомбардировщика стал постановщик помех Як-28ПП. Самолет предназначался для борьбы с радиоэлектронными средствами противника, комплектовался на разных этапах системами «Букет», «Сирень», «Стрела» и «Фасоль». Под

Из книги Наука и техника в современных войнах автора Покровский Георгий Иосифович

IX. СРЕДСТВА НАРУШЕНИЯ СВЯЗИ, ПОМЕХ И ДЕЗОРИЕНТАЦИИ ПРОТИВНИКА Чрезвычайно быстрое развитие средств электрической связи привело к тому, что в течение ряда десятилетий эти средства применялись практически без существенных помех и противодействия со стороны противника.

Получило первый самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик», созданный Экспериментальным машиностроительным заводом им. Мясищева на базе самолета Ил-18, сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации. Новейший комплекс способен избирательно подавлять электронику противника сильнейшими помехами, сохраняя боеготовность отечественной боевой техники.

О завершении государственных испытаний опытного образца самолета с рекомендацией о принятии его на вооружение ВКС России директор ЭМЗ им. Мясищева доложил министру обороны во время единого дня военной приемки 21 октября 2016 года, говорится в сообщении .

В ноябре 2016 года планируется передача заказчику еще двух серийных самолетов.

Аппаратура комплекса позволяет эффективно бороться с современными самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS ВВС США, радиотехническими средствами комплексов ПВО типа Patriot и глушить каналы управления военными беспилотниками.

Также Ил-22ПП способен вести радиоэлектронную разведку и групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ противника.

Вся передовая радиоэлектронная начинка самолета Ил-22ПП разработана предприятиями и институтами, входящими в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (), рассказал «Газете.Ru» советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир .

«Боевые возможности «Порубщика» намного превышают все, что было создано в этой сфере ранее. У Ил-22ПП очень хорошие характеристики по ведению разведки, эти самолеты могут работать в составе группы, и оборудование на его борту самое современное — цифровая техника и фазированные антенные решетки.

Что касается турбовинтового самолета, на базе которого размещен комплекс РЭБ, так и у американцев самолеты С-130 до сих пор в строю», — объяснил Михеев.

Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 создавалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18 (по кодификации Coot — «Лысуха»), который в СССР начали серийно выпускать еще в конце 1950-х. Ил-18 заинтересовал военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.

На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения. В частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники, самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты Ил-22.

Существует несколько разновидностей этих машин. Одна из них — Ил-22М11 — последняя версия российского воздушного командного пункта. Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма».

«Порубщик» — последняя модификация этого самолета. Этот самолет оснащен самыми последними средствами радиоэлектронной борьбы, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров.

При создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, благодаря которым у «Порубщика» появилась способность воздействовать исключительно на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.

Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих средств.

Перед включением системы активных помех «Порубщика» он сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника, рассказал «Газете.Ru» представитель КРЭТ. В это время сам самолет ничего не излучает и аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования ставят помехи в требуемом диапазоне частот.

Несколько таких самолетов смогут нарушить или даже полностью парализовать на большой территории самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, летающие командные пункты, системы ПВО, авиацию и беспилотники противника.

Опытно-конструкторские работы над проектом «Порубщик» начались еще в рамках госконтракта от 8 ноября 2009 года, рассказал «Газете.Ru» заместитель директора .

«Опытный образец Ил-22П (регистрационный номер RA-75903) начал летно-конструкторские испытания в 2011 году, государственные совместные испытания были начаты в 2014 году и завершены в прошлом году. Переоборудование второго (первого серийного) самолета Ил-22ПП осуществлялось заводом имени Мясищева по контракту 2012 года (регистрационный номер самолета — RF-90786). Переоборудование третьего (второго серийного) самолета Ил-22ПП было выполнено по контракту от 11 июня 2014 года. Все три самолета были переделаны из воздушных пунктов управления Ил-22».

Построенную в конце 1970-х машину перед установкой аппаратуры РЭБ отремонтировали и модернизировали. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой модификации стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.

Самые современные концепции войны немыслимы без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и самых разных дронов. И самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» могут стать главной угрозой для потенциального противника, парализуя его каналы связи и системы обнаружения.

Определение координат и параметров движения

В зависимости от количества РЛС могут применяться способы одновременного пеленгования (триангуляционный способ по данным двух и более РЛС) и последовательного пеленгования (по данным одной РЛС).

Основным способом определения текущих координат и параметров полета постановщика активных помех является способ триангуляции.

Сущность его заключается в том, что место постановщика помех (область возможного нахождения) определяется в точке пересечения биссектрис углов засвеченных секторов на экранах двух и более взаимодействуюших РЛС. (Рис. 17.3.)

ОБУ, зная местоположение взаимодействующей РЛС (азимут, дальность), принимает от оператора РЛС значения азимутов постановщика помех и наносит их стеклографом на экран ИКО относительно взаимодействующей РЛС. Одновременно ОБУ наносит линии азимутов постановщика помех относительно своей РЛС.

Рис. 17.3. Определение координат постановщика активных помех

триангуляци­онным способом

По положению точек пересечения азимутов на экране ИКО определяются координаты постановщика помех (азимут и дальность), а по направлению и скорости перемещения точек пересечения азимутов – параметры движения постановщика помех (курс и скорость). (Рис. 17.4).

Рис. 17.4. Определение параметров движения постановщика

активных помех триангуляци­онным способом

Точность определения координат и параметров движения постановщика помех зависит от способа определения.

Для триангуляционного способа характерно следующее:

На дальности начала постановки помех 200÷ 250 км от РЛС среднеквадратические ошибки определения места постановщика составляют 6÷ 9 км;

На дальности 100÷ 120 км ошибки уменьшаются до 2÷ 2,5 км;

На дальности 200÷ 250 км ошибки в определении курса и скорости настолько велики, что пользоваться такими параметрами для решения задачи наведения нецелесообразно. Ошибки в определении курса достигают 30°, а в скорости – 300 км/ч.

При уменьшении дальности до 100 км ошибки в определении курса, скорости составляют 5° и 100 км/ч соответственно. Это обеспечивает решение задачи наведения с достаточной точностью.

При наличии одной РЛС координаты и параметры полета постановщика помех можно определить способом последовательного пеленгования.

Сущность способа заключается в том, что по предполагаемой скорости постановщика помех строится линейка масштабно-временных отрезков ∆S=Vц×∆t, состоящая из двух отрезков, и выполняется трехкратное пеленгование постановщика помех через время ∆t.



На ИКО наносятся линии азимутов постановщика помех Aз1, Aз2, Аз3 . Линейка прикладывается к ИКО таким образом, чтобы концы отрезков ∆S совпали с линиями азимутов.

Рис. 17.5. Определение параметров движения постановщика активных

помех при помощи линейки масштабно-временных отрезков

По положению конца второго отрезка и линии третьего азимута определяется местоположение постановщика помех (азимут, дальность), а по направлению отрезка ∆S – курс постановщика помех (Рис. 17.5.).

Высота полета постановщика помех определяется по экрану высотомера.

Для этого необходимо:

Медленным вращением антенны ПРВ определить средний азимут сектора помех по максимальному сигналу помехи;

Способом триангуляции определить азимут и дальность постановщика;

Повернуть антенну высотомера на азимут постановщика;

Провести линию посредине засвеченного сектора;

По соответствующей дальности найти точку пересечения указанной линии с линией сектора помех;

Определить высоту постановщика помех.