Государственное муниципальное учреждение что. Государственная и муниципальная организация: определение, особенности и функции. Функции государственных и муниципальных организаций

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений Приложение N 2. Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2016 г., 27 сентября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

4. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный номер 14524; Российская газета, 2009, 2 сентября);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2010 г., регистрационный номер 16247; Российская газета, 2010, 19 февраля).

Регистрационный N 19452

Утвержден Единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных органов и учреждений, государственных академий наук, органов управления государственными внебюджетными фондами. Он вводится вместо Плана счетов бюджетного учета.

Определено, как применяется Единый план. Инструкция по бюджетному учету утрачивает силу.

Ведение бухучета разрешается передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Первичные и сводные учетные документы можно составлять в электронном виде. При этом используется электронная цифровая подпись. В определенных случаях субъект учета должен за свой счет изготавливать бумажные копии таких документов.

Необходимо утвердить рабочий план счетов государственных (муниципальных) учреждений. В нем должны содержаться счета, применяемые для синтетического и аналитического учета.

К числу регистров бухучета отнесен Журнал по санкционированию. Их, а также бухотчетность нужно хранить не менее 5 лет.

Все счета - пятизначные. Появились новые графы (наименования группы и вида).

Дополнительно предусмотрены следующие забалансовые счета. N 24 - имущество, переданное в доверительное управление. N 25 - в аренду. N 26 - в безвозмездное пользование.

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19452


Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 г.


Изменения вступают в силу с 8 мая 2018 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 г.


"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 4

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и ст. 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственными (муниципальными) учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений считаются: автономные, бюджетные и казенные.

Данная норма гражданского законодательства определена основой существования у учреждения различных источников финансового обеспечения, за счет которых учреждение выполняет свои функции (исполняет государственные (муниципальные) функции, оказывает услуги, выполняет работы, совершает действия, ради которых учреждение создано).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", выделяет девять видов источников финансового обеспечения, направляемых на содержание учреждения и другие мероприятия:

а) для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

  • 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
  • 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 - средства во временном распоряжении;
  • 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 - субсидии на иные цели;
  • 6 - бюджетные инвестиции;
  • 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию;

б) для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

  • в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
  • 8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете:
  • 9 - средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Следует отметить, что на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений (казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений) Минфином России разрабатываются и утверждаются:

  • типовой план счетов бюджетного учета для участников бюджетного процесса;
  • типовые планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных (автономных) учреждений.

На основе типового плана счетов бухгалтерского учета учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Номер счета рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов и разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения, в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные). Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1 - 17-м разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18-м разряде - код вида финансового обеспечения;
  • в 24 - 26-м разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24 - 26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений - аналитический код поступлений, выбытий в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности).

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19 - 23-м разрядах номера счета рабочего плана счетов .

Таким образом, казенные учреждения формируют рабочий план счетов , состоящий из номера счета 1 - 26-го разрядов, бюджетные учреждения - 18 - 26-го разрядов (с применением КОСГУ), автономные учреждения - 18 - 24-го разрядов (без применения КОСГУ).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенные учреждения к 18-му разряду счета применяют следующие виды финансового обеспечения: 1 - бюджетная деятельность, 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 3 - средства во временном распоряжении.

При анализе правового положения казенного учреждения в свете Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" можно отметить, что виды финансового обеспечения ограничены, поскольку казенное учреждение признается участником бюджетного процесса и несет субсидиарную ответственность со стороны государства.

Таким образом, средства на бюджетную деятельность казенного учреждения - это поступления за счет средств соответствующего бюджета для исполнения государственных (муниципальных) функций казенного учреждения на основании бюджетной сметы, а также источники средств межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ; субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ).

Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" в Приложении к Положению о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) казенными учреждениями, определенными правовыми актами главных распорядителей средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения.

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами казенного учреждения. Государственное задание формируется при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Оно утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении казенных учреждений главными распорядителями средств бюджета, в ведении которых они находятся. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения и осуществляется в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании:

  • нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • уплаты налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Главные распорядители средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению.

Понятие для некоммерческих организаций дано в ст. 24 Закона N 7-ФЗ. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждения. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Данное определение, по существу, содержит единственный признак деятельности - получение прибыли от производства товаров и услуг, а также совершение определенных операций (неважно, прибыльных или убыточных).

На основании ст. 41 БК РФ приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) в казенных учреждениях (в бухгалтерском учете отличительный признак "2") относится к неналоговым доходам бюджета :

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан.

Также к приносящей доход деятельности можно отнести безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Формулировка "безвозмездные поступления" связана с выделением в гражданском законодательстве из договоров дарения в самостоятельный вид такого договора, как договор пожертвования.

Понятию "безвозмездные поступления" в ст. 41 БК РФ в целом соответствует договор дарения (ст. 572 ГК РФ), который предполагает безвозмездную передачу учреждению имущества в собственность либо освобождение учреждения от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом. Договор дарения относится к двусторонним сделкам, основанным на взаимном согласии сторон, так как предполагает согласие одаряемого принять дар. Необходимо отметить, что при наличии встречных обязательств одаряемого в отношении дарителя (например, оказать услугу) договор не признается дарением, а будет квалифицирован в качестве договора возмездного оказания услуг или иного договора возмездного характера. При этом гражданское законодательство не предусматривает наличие в договоре дарения целей использования подаренного имущества.

Гражданское законодательство (ст. 582 ГК РФ) относит пожертвование к видам дарения, называя отличительным признаком пожертвования назначение дара (общеполезную цель). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, государству (РФ), субъектам РФ, муниципальным образованиям.

Пожертвование юридическому лицу может быть обусловлено жертвователем использованием имущества по определенному назначению. В остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Если назначение (цель) использования имущества определено жертвователем, то использование имущества в других общеполезных целях возможно лишь при получении согласия жертвователя или по решению суда. Указанное правило не соблюдается, если предложение совершить пожертвование было обращено к неопределенному кругу лиц и в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей.

На основании ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Средства во временном распоряжении казенного учреждения (в бухгалтерском учете отличительный признак "3") можно выделить в следующие группы:

  • средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества;
  • средства, полученные на ответственное хранение;
  • денежные средства, уплачиваемые работниками учреждения в качестве частичной оплаты стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, полученные от ФСС РФ;
  • денежные средства, вносимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участниками в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (Письмо Федерального казначейства от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51 "Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации");
  • денежные средства, поступающие во временное распоряжение подразделений службы судебных приставов (Приказ Минюста России, Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н "Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов");
  • денежные средства, принадлежащие осужденным, подозреваемым и обвиняемым (Приказ Минюста России от 08.12.2006 N 356 "Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний").

Бюджетные и автономные учреждения к 18-му разряду счета могут применять следующие виды финансового обеспечения:

  • приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • средства во временном распоряжении;
  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • субсидии на иные цели;
  • бюджетные инвестиции;
  • средства по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

На основании ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами .

Бюджетное и автономное учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (в бухгалтерском учете отличительный признак "4"). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований (ст. 69.1 БК РФ), предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности (в бухгалтерском учете отличительный признак "2"), лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

На основании ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (в бухгалтерском учете отличительный признак "5"), в том числе на увеличение стоимости основных средств бюджетного и автономного учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления. В ст. 79 БК РФ рассмотрен порядок предоставления бюджетных инвестиций (в бухгалтерском учете отличительный признак "6") автономному и бюджетному учреждению на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления.

Раскрывая классификацию источников финансового обеспечения бюджетного учреждения, целесообразно было бы дать характеристику видов поступлений:

  • субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания для выполнения основного вида деятельности;
  • целевая субсидия;
  • бюджетные инвестиции;
  • доходы от основного вида деятельности;
  • доходы от иной самостоятельно осуществляемой деятельности.

Сгруппируем классификацию видов деятельности государственных учреждений с определением формируемых и используемых источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных операций считается основой для определения характера совершаемых действий, от которого, в свою очередь, зависит документальное оформление, организация бухгалтерского учета, особенности налогообложения (включая возможность применения налоговых льгот). Поэтому приоритетными классификационными критериями при разграничении хозяйственных операций государственных учреждений избраны:

  • разделение уставной деятельности (совершение действий оказания услуг, выполнения работ, передачи товаров) на основную уставную деятельность (действия и услуги, соответствующие профилю и функциям учреждения, для совершения и оказания которых учреждение создается) и прочую уставную деятельность.

Таким образом, базовыми элементами классификации будут признаваться:

  • совершение действий;
  • оказание услуг;
  • выполнение работ;
  • передача товаров, предусмотренных уставом (включая профильные действия и услуги в рамках основной уставной деятельности, а также иные услуги, работы, товары).

В таблице содержится примерная классификация видов деятельности государственных учреждений в разрезе упомянутых критериев.

Классификация источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета

В заключение отметим, что государственные (муниципальные) учреждения нуждаются в создании положений (стандартов) по бухгалтерскому учету для общественного сектора, и прежде всего стандартов по учету источников финансового обеспечения. На основе общих методологических подходов, закрепленных в таких стандартах, легче будет разрабатывать технику ведения бухгалтерского учета.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста России от 08.12.2006 N 356.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  9. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.
  10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
  11. Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством РФ: Письмо Федерального казначейства от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51.
  12. О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25 января 2008 г. N 11/15н "Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов": Приказ Минюста России N 164, Минфина России от 06.08.2008 N 74.

Е.А.Федченко

кафедры бухгалтерского учета, аудита

и автоматизированной обработки данных

Кубанский государственный университет

О размещении информации об учреждениях на официальном сайте и актуализации данных об учреждениях в ЕГРЮЛ рассказывает Наталья Васильевна ГВОЗДЕВА , заместитель генерального директора компании « ».

С первого дня текущего года вступил в силу подп. «а» п. 19 ст. 6 Закона № 83-ФЗ, который внес изменения в ст. 32 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязав государственные и муниципальные учреждения обеспечить открытость и доступность их учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, решений о создании учреждения, решений о назначении руководителя, положений о филиалах и представительствах, государственных (муниципальных) заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, отчетов о результатах деятельности и использования имущества, сведений о проведенных контрольных мероприятиях.

Для реализации данного положения Закона № 7-ФЗ Министерством финансов РФ был принят приказ от 21 июля 2011 г. № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта», в котором было уточнено, что указанная информация должна размещаться на официальном сайте для размещения информации об учреждениях www.bus.gov.ru (далее - официальный сайт). Ответственным за обеспечение работы официального сайта было назначено Федеральное казначейство.

Согласно данному приказу учреждение должно предоставлять информацию на официальный сайт самостоятельно или через своего уполномоченного представителя в двух видах: в виде электронных копий документов, перечисленных выше, и в виде структурированной информации о своей деятельности. Последняя группируется по разделам: общая информация об учреждении, информация о государственном (муниципальном) задании, о плане финансово-хозяйственной деятельности, об операциях с целевыми средствами, о бюджетных обязательствах и их исполнении (смете), о результатах деятельности и использовании имущества, контрольных мероприятиях и годовой бухгалтерской отчетности. Казенные учреждения должны размещать информацию о себе на сайте в случае, если им утверждается государственное (муниципальное) задание.

При этом важно, что отчетные показатели и показатели исполнения согласно приказу Федерального казначейства от 29 декабря 2011 г. № 645 «Об утверждении требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет» будут размещаться на официальном сайте начиная с 1 сентября 2012 года. Сейчас идет речь только о размещении на официальном сайте общей информации об учреждении, о государственных (муниципальных) заданиях, планах финансово-хозяйственной деятельности и бюджетных обязательствах казенных учреждений, которым утверждено государственное (муниципальное) задание.

Что важно знать учреждению при размещении информации

Структура предоставления информации на сайт, предусмотренная приказом № 86н, соответствует федеральным нормативно-правовым актам, в частности постановлению Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», и может отличаться от структуры документов, установленной нормативно-правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования. В этом случае учреждению придется сопоставлять показатели собственных документов с показателями, необходимыми для размещения на сайте.

Информация о деятельности учреждения может размещаться на официальном сайте как самим учреждением, так и его уполномоченным представителем (по доверенности). Представителем учреждения может выступать как финансовый орган, так и орган исполнительной власти (местного самоуправления), выполняющий функции и полномочия учредителя данного учреждения.

Занесение информации на официальный сайт может осуществляться как вручную через личный кабинет, так и в автоматизированном режиме. Если в субъекте РФ (муниципальном образовании) функционирует автоматизированная система, в которой содержится актуальная информация об учреждениях, государственные (муниципальные) задания, планы финансово-хозяйственной деятельности, то эта информация может быть выгружена на официальный сайт в структурированном виде в соответствии с форматами, утвержденными Федеральным казначейством и размещенными на сайте Министерства финансов РФ.

Размещенная информация должна быть подписана электронно-цифровой подписью учреждения или его уполномоченного представителя. Во втором случае необходимо понимать, что уполномоченный представитель берет на себя ответственность за достоверность всех представленных документов, включая их электронные копии, что, на наш взгляд, не всегда возможно. Мы считаем, что оптимальным вариантом может стать предоставление уполномоченным представителем на официальный сайт всей имеющейся у него информации в структурированном виде и последующее подписание учреждением информации своей ЭЦП, так как по закону именно учреждение несет ответственность за предоставление и размещение такой информации.

Что касается электронных копий документов, которые должны быть представлены учреждением на официальный сайт, то приказом Федерального казначейства № 645 определен довольно широкий перечень форматов, который можно использовать для размещения информации. При этом отсутствует требование к размещению сканированных копий документов - учреждению (уполномоченному представителю) достаточно представить именно электронную копию документа и подписать ее своей ЭЦП, что будет означать ее достоверность.

Какой ЭЦП подписывать документы? Не секрет, что на текущий момент учреждение имеет несколько ЭЦП для разных целей. Для удостоверения информации, размещенной на официальном сайте, учреждение может использовать ЭЦП, выданные уполномоченным лицам учреждения для удостоверения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (на Общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов - ООС). Обновить ЭЦП придется представителям тех учреждений, чье официальное наименование либо иные существенные параметры изменились.

Согласно приказу № 86н формирование структурированной информации об учреждении должно осуществляться с использованием предусмотренных законодательством РФ классификаторов, реестров и справочников. И здесь особое внимание стоит обратить на перечень (справочник) организаций. Приказом Федерального казначейства № 645 предусмотрено ведение реестра организаций сектора государственного управления (далее - РОСГУ), в котором должна присутствовать вся актуальная информация об учреждении. Ответственность за предоставление (актуализацию) информации об учреждении согласно приказу № 645 на текущий момент лежит на учреждении или его представителе. В приказе детально прописан порядок предоставления информации об учреждении в орган Федерального казначейства по месту нахождения организации в форме заявки на внесение изменений в РОСГУ. Актуализация информации об учреждении в РОСГУ крайне важна, так как в случае отсутствия данных об учреждении в реестре информация о его деятельности не сможет быть размещена на официальном сайте.

Для работы пользователей с сайтом приказом Федерального казначейства № 645 были определены минимальные требования к программному обеспечению, установленному на компьютере пользователя, необходимые для размещения информации. В перечне данных требований нужно обратить внимание на необходимость наличия у специалиста, осуществляющего подпись информации ЭЦП, средств криптографической защиты Crypto Pro.

При возникновении вопросов по работе с официальным сайтом ответы можно получить либо в инструкции пользователя, непосредственно размещенной на сайте, либо обратившись в службу оператора сайта.

Интеграция с официальным сайтом АС субъектов РФ и МО

Для облегчения размещения на официальном сайте информации об учреждениях Департаментом информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов РФ в октябре 2011 года была создана пилотная группа по апробированию официального сайта, в состав которой вошли Амурская область, Пермский край, Республика Татарстан, Омская область, Чувашская Республика. К сотрудничеству Министерством финансов РФ также были приглашены ИТ-компании, работающие в пилотных регионах.

Первой задачей, поставленной перед разработчиками Министерством финансов РФ в рамках пилотного апробирования, стали анализ действующего у клиентов программного обеспечения на предмет полноты содержащейся в нем информации и необходимая его доработка. Результатом данного этапа стало расширение возможностей автоматизированных систем субъектов РФ и муниципальных образований для обеспечения ведения в них необходимой информации (в большей части общей информации об учреждении) и последующее занесение пользователями реквизитов учреждений и показателей деятельности, ранее в них отсутствующих. Организация работы по дополнению систем необходимой информацией в короткие сроки стала наиболее существенной проблемой, с которой пилотным субъектам пришлось столкнуться на текущий момент.

Официальный сайт заработал с 27 декабря 2011 года. На первом этапе в нем появилась возможность ручного размещения информации об учреждении через личный кабинет. Следующим шагом стала возможность передачи на официальный сайт общей информации об учреждении в структурированном виде. Между регионами и разработчиками автоматизированных систем даже возникла конкуренция - кто первым осуществит выгрузку информации на сайт. Победителем этого небольшого соревнования стала наша компания и Амурская область. В феврале перед нами стоит более серьезная задача - организовать массовое автоматизированное предоставление на сайт информации о государственных (муниципальных) заданиях и планах финансово-хозяйственной деятельности в пилотных субъектах, а с 1 марта - для всех остальных регионов РФ.

ЕГРЮЛ - базовый классификатор для формирования реестра организаций

Создание официального сайта www.bus.gov.ru стало очередным шагом Министерства финансов РФ к построению государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одним из основных принципов построения которой является исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ее ввода.

При создании официального сайта Министерством финансов РФ была сразу обозначена задача применения единых классификаторов и реестров, в том числе реестра организаций государственного сектора, всеми участниками бюджетного процесса. Исходя из того что органом, регистрирующим все изменения состояния юридических лиц, является Федеральная налоговая служба, Министерством финансов РФ было озвучено решение о том, что классификатор ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) по учреждениям публично-правовых образований станет основой для формирования общих сведений об учреждениях на официальном сайте. Однако для того, чтобы текущее содержание классификатора РОСГУ Федерального казначейства можно было заменить содержанием ЕГРЮЛ, требуется обеспечить актуальность данных, имеющихся в базах данных ФНС.

Для решения поставленной задачи Министерство финансов РФ поручило ФНС и финансовым органам субъектов РФ организовать централизованную выверку данных по каждому региону с учетом разъяснений, направленных письмом Министерства финансов РФ от 25 ноября 2011 г. № 18-05-05/1048.

Исходя из опыта Амурской области, совместно с которой наша компания участвовала в данном проекте, можно сказать, что наибольшей проб­лемой в решении поставленной задачи явилась необходимость многократной выверки данных об учреждениях в период их массовой перерегистрации, связанной как с изменением их правового статуса (казенное, новое бюджетное, автономное), так и с передачей на региональный уровень муниципальных учреждений здравоохранения.

На текущий момент работа по актуализации ЕГРЮЛ продолжается. По факту окончания данной работы Министерством финансов РФ может быть принято решение об использовании ЕГРЮЛ в качестве базового классификатора официального сайта. В этом случае для учреждений начнет действовать принцип «одного окна» - любая информация об учреждении должна будет вначале появиться в ФНС и только потом на официальном сайте и в других информационных системах управления общественными финансами.

Разницу между обычной и коммерческой поликлиникой знает большинство населения. При этом муниципальные учреждения - это не только больницы. К ним относятся и школы, и дома творчества, и организации, ответственные за выдачу документов, а также многие другие.

Часто муниципальные учреждения отождествляют с государственными бюджетными организациями. Сейчас это уже не совсем так - учреждение как , так и муниципального уровня (не путать с ) могут быть не бюджетными. Теперь они классифицируются по нескольким видам финансового обеспечения, а также МУ имеют и другие разновидности. Они зависят от целей, видов деятельности и других критериев.

Что такое муниципальное учреждение

Одной из главных целей МУ являются услуги населению - примерами могут служить образовательные, медицинские и правозащитные функции таких учреждений. Для конкретного МУ цель является реализация задач заданной отрасли.

Целью муниципального учреждения может быть не получение прибыли, хотя и не исключает такую возможность. Если же главная задача МУ - доход, то оно будет называться муниципальным предприятием.

Характерные особенности

Все муниципальные учреждения обладают сходными характерными признаками. Сотрудники таких организаций не являются собственниками - они служащие. Также МУ имеет такие особенности:

  1. Подчинение вышестоящим органам.
  2. Присутствует конкретная смета или бюджет.
  3. Определенную структуру, график работы и дисциплину.
  4. Собственником является муниципальное образование.

Нормативное регулирование и разновидности

Создание различных видов муниципальных учреждений и их деятельность регулируется федеральными законами и приказами Минфина. Ни одно из МУ не вправе утверждать приказы, нормативные акты и другие документы, противоречащие вышестоящим федеральным законам. На данный период действует Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» от 08.05.2010 г.

Согласно этому закону понятие государственных и муниципальных учреждений расширились и приобрели четкое разделение на три крупных разновидности:

  • Казенные
  • Бюджетные
  • Автономные.

Каждая их этих разновидностей отличается по нескольким критериям, но наибольшие отличия демонстрируют казенные и автономные учреждения. Особенно это касается финансирования и расходования заработанных средств.

  • Первый вид обеспечивает свою деятельность на основании бюджетной сметы, финансируемый из отраслевого бюджета, а полученными доходами организация не вправе распоряжаться самостоятельно. Казенные учреждения обязаны перечислять все виды прибыли в бюджет.
  • Автономная организация функционирует за счет прибыли от собственной деятельности и субсидий из бюджета конкретной отрасли. При этом доходы, полученные от деятельности автономного учреждения можно тратить на совершенствование материально-технической базы, премии и другие нужды организации.

О том, кем принимается решение о создании муниципального учреждения, кто имеет права по управлению таковым — все это узнаете далее.

Более подробно об автономном муниципальном учреждении расскажет данное видео:

Возможные участники и их права

Так как муниципальное учреждение организовывается конкретным территориальным субъектом, то не государство становиться учредителем. Главным участником МУ признается район, край или область создаваемой организации.

Функции учредителя в любом МУ выполняет муниципалитет или назначенное вышестоящее ведомство. Личных прав собственности не имеет ни один сотрудник учреждения.

Все работники являются муниципальными служащими и не вправе распоряжаться имуществом МУ.

Для автономных муниципальных учреждений есть особые исключения - они вправе использовать полученные доходы на своих нужд, в частности на выплаты премий или улучшение условий работы. При этом даже автономное МУ не может распоряжаться недвижимостью, земельными участками и другим дорогостоящим имуществом, предоставленным ему в пользование конкретным территориальным субъектом.

Про постановление о создании муниципального бюджетного, автономного, казенного учреждения, учредительные документы, порядок регистрации организации поговорим ниже.

Если вы желаете создать образовательное муниципальное учреждение, то стоит внимательно изучить данное видео:

Особенности создания

Создание МУ возможно двумя способами: учреждение новой организации или реорганизации другого некоммерческого ведомства. Эти способы различны, но для каждого из них требуется сходный пакет документов:

  1. Предложение о создании.
  2. Решение о создании.
  3. Утверждение учредителя.
  4. Проект распоряжения о создании.
  5. Пояснительная записка.

На этапе письменного предложения о создании, инициатор должен обосновать необходимость этого муниципального учреждения в данном территориальном образовании. При этом в уставе будущего учреждения указываются цели деятельности, особенности имущественных отношений и все необходимые данные.

Про устав муниципального автономного, бюджетного, казенного учреждения культуры и т.п. поговорим далее.

Имущественные отношения

Вся деятельность МУ полностью или частично финансируется муниципалитетом. Казенные и бюджетные учреждения практически работают за счет этих средств, автономные организации также получают субсидии, но полученные доходы могут расходовать по своему усмотрению.

Деятельность, направленная на любую прибыль, должна быть прописана в главном документе организации - уставе. В нем отражены вид учреждения, его месторасположения, основные цели, учредители, полное наименование и другие данные.

Особо выделены в уставе условия предоставления в безвозмездное пользования имущества для деятельности МУ - оно не подлежит дарению, продаже или передаче частным лицам или компаниям. Это имущество формирует капитал муниципального учреждения при его создании и является собственностью муниципалитета.

Муниципальное учреждение - организация, созданная на конкретной территории. Учредителем является муниципалитет района, области, края или определенного населенного пункта. Для создания МУ или реорганизации другой некоммерческой организации в учреждение данного типа существует определенная процедура с утвержденным списком документов. Главным документом МУ является устав, а основное имущество принадлежит муниципалитету. Положения указанные в уставе не могут противоречить федеральным законам, а ценное имущество отчуждаться третьими лицами.