Особенности и план проверок трудовой инспекции. Как подготовиться к плановой проверке трудовой инспекции. Поэтапная инструкция Гит что за организация

Проверки государственными органами компаний различных форм собственности на предмет соответствия их деятельности нормам трудового права, закреплены законодательством РФ в сфере надзора. Для подобных действий государственных структур имеются соответствующие основания, регламенты и процедуры. Главной целью проверок трудовой инспекции является контроль за соблюдением должностными лицами, предпринимателями и организациями норм и требований трудового законодательства (статьи 353 и 356 ТК РФ).

Проведение трудовыми инспекциями (территориальными подразделениями Роструда) проверок организаций регулируется Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ № 875, закрепившем Положение о надзоре в сфере трудового законодательства и иными нормативными актами. На региональном и местном уровнях также имеются регламентирующие такие проверки законы.

Проверки трудовой инспекции – непростой период в жизни любого предприятия, огромная физическая и моральная нагрузка на руководство, финансовую и кадровую службы.

Поэтому, так важно знать характерные особенности таких мероприятий, и быть готовым к ним заблаговременно.

Основания для проведения проверок

Проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен строго законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие даже одного основания , из называемых Законом № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Для проведения внеплановой проверки нужен определенный повод, исходящий, как правило, от сотрудников предприятия и сигнализирующий о различного рода нарушениях (часть 7 статьи 360 ТК РФ):

  • обращение работника с заявлением в трудовую инспекцию о нарушении его трудовых прав со стороны работодателя;
  • поступление запроса о ревизии условий труда на рабочем месте от сотрудника какой-либо организации;
  • получение заявления от физических лиц, организаций, работодателей, органов государственной власти, СМИ о случаях нарушения норм трудового права. Эти действия должны нести угрозу нанесения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • завершение срока исправления работодателем нарушений по предписанию трудовой инспекции;
  • издание приказа (распоряжения) руководителя подразделения государственной трудовой инспекции об осуществлении внеплановой проверки по запросу прокурора, поручению Президента или Правительства.

Полезная информация руководителю о данной процедуре

Анонимные обращения трудовой инспекцией, как и другими государственными органами, не рассматриваются. В РФ это правило закреплено на законодательном уровне. В заявлении работника в трудовую инспекцию в обязательном порядке указывается его основные данные: ФИО, адрес и номер телефона.

Если жалоба подана сотрудником на работодателя , то последний, как правило, желает владеть информацией, от чьего имени было заявлено о факте нарушений. Однако, сотрудник может сохранить данные о себе в тайне (обязательно упомянув об этом в заявлении), тогда инспекторы должны действовать строго конфиденциально (статья 358 ТК РФ).

Закон не предусматривает обязательного уведомления работодателей о проведении внеплановых проверок. Если предупреждение о дате начала инспекции не способно повлиять на качество проверки в целом, то трудовой инспектор может предупредить работодателя не позднее, чем за сутки до прихода проверяющих на предприятие, что чаще всего и происходит на практике.

Если имеет место не комплексная, а тематическая проверка выполнения требований законодательства в сфере труда, то инспекторы в своих действиях не имеют права выходить за рамки обозначенных вопросов , требовать сведения вне предмета ревизии. Так, если тема проверки – документы по охране труда, то проверяющие не могут касаться вопросов деятельности кадровой службы.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

При выявлении нарушений административная ответственность (штраф) может быть наложена не только на руководителя организации, но и на ее отдельных работников, к примеру, начальника отдела кадров, бухгалтера. Однако рядовых сотрудников оштрафовать нельзя.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Документация для ревизии инспекцией

Официально утвержденного состава и порядка документов, которые необходимо проверить инспекции, не существует. Неважно, какого рода проверки проводятся в организациях, – плановые или внеплановые, трудовая инспекция вправе затребовать любые документы , касающиеся деятельности организации в сфере труда. Особенно, если речь идет о комплексных проверках. Предъявляются как оригиналы документов для инспектирования, так и подтверждения того, что работники были ознакомлены с ними (росписи в журналах). С полученных оригиналов допустимо делать копии и выписки.

Весь массив инспектируемых документов можно разделить на три большие группы :

  • Документы кадровой службы: и Учредительный договор, коллективный договор, с вкладышами, личные карточки работников, различные должностные инструкции (например, и др.) и , многочисленные приказы по кадрам (о , об увольнении, о переводе, об отпуске, о поощрениях, о командировках и др.), больничные листы, и соответствующие извещения, положение об оплате труда и премировании, журналы и книги учета и ознакомления (книга учета движения трудовых книжек и вкладышей, журнал ознакомления с локальными нормативными актами и др.).
  • Документы бухгалтерии: многочисленные документы, связанные с оплатой труда – , расчетные листки, лицевые счета работников и др.
  • Документы по охране труда: , положение о персональных данных, инструкции, связанные с охраной труда, положения об аттестации, документы об обучении и медосмотрах граждан, журнал инструктажа по технике безопасности, соответствующие приказы (распоряжения) работодателя и др.

Проведение проверки в бухгалтерии и в отделе кадров

Бухгалтерский отдел и отдел кадров – ключевые участки ревизионных действий уполномоченных органов. Именно в этих местах на предприятии и сосредоточено основное количество необходимой документации.

В бухгалтерии осуществляется проверка соответствия системы оплаты труда на предприятии действующему законодательству, выявляются, не нарушены ли экономические права работников. Проверяющими могут быть затребованы: платежные ведомости, расчетные листки работников, лицевые счета сотрудников, касса, чековые книжки.


Частыми нарушениями
на этом участке работы могут быть:

  • игнорирование оповещения работников о зарплате при помощи расчетных листков;
  • неправильное оформление платежных ведомостей;
  • отсутствие подписей работников на документах, ошибки в лицевых счетах сотрудников и др.

Предметом проверки в отделе кадров являются: учредительные документы организации, коллективный и трудовые договора, трудовые книжки и их вкладыши, документы по отпуску и выплате заработной платы, локальные акты организации, документы, связанные с охраной труда, приказы и распоряжения работодателя, извещения и уведомления, заявления и справки, журналы и книги учета с подписями ознакомленных с правилами и событиями сотрудников.

Изучаются кадровые приказы : приказы о приеме на работу, о переводе, об отпусках, об увольнении, о командировке, о поощрении, по формам, утвержденным Госкомстатом РФ от 2004 года. Также ревизоров могут заинтересовать приказы о дисциплинарных взысканиях, о сверхурочных работах, об отстранении от работы, о временном переводе из-за производственной необходимости и т.п.

Локальные нормативные акты должны иметь форму и содержание в строгом соответствии с законом, не должны допускать противоречий по отношению друг к другу, а также к трудовым договорам и штатному расписанию (разный рабочий график, различные системы оплаты труда и др.).

Частые документальные нарушения в кадровой службе:

По результатам плановой проверки составляется специальный акт , а если имели место нарушения, – соответствующий протокол . Работодателю выдается предписание об их устранении в определенный срок.

Если этого не последовало, то вступает в силу административная ответственность по отношению к руководителю на основании Кодекса об административных правонарушениях. Проверка предприятия трудовой инспекцией может быть обжалована либо главному госинспектору труда РФ, либо с помощью подачи .

Период проведения плановых проверок

Плановая проверка надзорного органа в сфере труда инспектирует трехлетний период деятельности предприятия. При этом в настоящее время на сайте Генпрокуратуры РФ можно узнать о графике плановых проверок организаций на определенный год. Такой план в обязательном порядке размещается на сайте до конца следующего перед проверочным года.

Роструд должен за три дня до начала уведомить организацию о проведении на ее территории плановой проверки. Проведение проверки, не включенной в общегодовой график, запрещается, ее результаты аннулируются.

Несмотря на то, что плановые проверки положено производить не чаще одного раза в три года, из этого правила имеются исключения . В отношении образовательных, медицинских организаций и предприятий социальной сферы проверяющие мероприятия осуществляются два раза и более в течение трех лет.

Внеплановая проверка может быть проведена в любой момент. Даты проверок фиксируются в журнале учета мероприятий по контролю.

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок – не выше 60 рабочих дней. Однако, если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Как правильно подготовиться к проверке

Проверка организации трудовой инспекцией является масштабным мероприятием, к которому невозможно подготовиться одномоментно. Поэтому, рекомендуется периодическое проведение внутреннего аудита документации предприятия , чтобы была полная готовность даже к внеплановой ревизии.

Лучше правильно оформлять документы сразу, «по факту», не откладывая «на потом», а также периодически приводить их в порядок , проверять на соответствие трудовому законодательству. У работодателя все обязательные документы по труду должны присутствовать в наличии и быть надлежащим образом оформленными.

В первую очередь, специалисты трудовой инспекции обращают внимание на наличие и правильное оформление различных правоустанавливающих документов в организации. Все типовые распоряжения и приказы должны составляться по специальным формам; под заявлениями и расписками работников – стоять их подписи; журналы – иметь твердые обложки, быть переплетены и , с нумерацией страниц, указанием общего количества листов, подписями ответственных лиц и печатью организации.

Также при проведении любого вида проверок во избежание штрафа, следует максимальное внимание уделить подготовке недостающих документов . Таковыми часто оказываются локальные нормативные акты, которыми любят пренебрегать небольшие фирмы. Проверяется не только их наличие, но и структура оформления, соблюдение их на практике.

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

Для удобства работы кадровой службы рекомендуется поместить отдельно перечень особых категорий работников: несовершеннолетних, находящихся в , занятых на вредном производстве, сотрудников с особенностями возрастного развития, иностранных граждан, и др. В случае проверок трудовая инспекция уделяет соблюдению их трудовых прав повышенное внимание.

О правилах и особенностях проведения проверок трудовой инспекцией смотрите в следующей видеолекции:

План проверок на 2019 год трудовая инспекция разработала еще до конца 2018 года. В нашей статье мы расскажем, где можно найти упомянутый план проверок, а также познакомим читателя с основными правилами его составления и коснемся иных важных вопросов, относящихся к данной проблеме.

Проверки трудовой инспекции на 2019 год: основные сведения

Федеральный госнадзор за исполнением трудового законодательства производится государственной трудовой инспекцией (далее — ГИТ) согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Данная функция реализуется ГИТ посредством осуществления проверок работодателей — плановых и внеплановых (ст. 9 закона «О защите прав юрлиц...» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон № 294-ФЗ; п. 7 положения..., утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, далее — постановление № 875).

Срок осуществления проверок ограничен 20 днями (п. 12 постановления № 875). Для субъектов малого бизнеса предусмотрены более короткие сроки: не более 50 и 15 часов для малых и микропредприятий соответственно.

Круг полномочий инспекторов ГИТ регламентирован п. 13 постановления № 875.

Важно! Является обязательным использование уполномоченными сотрудниками ГИТ при произведении проверок специальных проверочных листов, содержащих ряд определенных контрольных вопросов (постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080).

Данный перечень вопросов является исчерпывающим, и выходить за его рамки сотрудникам ГИТ запрещено. Содержание таких чек-листов для проверок трудовой инспекции на 2018 — 2019 год можно в приказе Роструда от 10.11.2017 № 655.

График проверок трудовой инспекции на 2019 год: правила формирования

Выделяются следующие основные этапы составления, согласования и утверждения графика проверок в течение года, за которым непосредственно следует период проверок (ст. 9 закона № 294-ФЗ, п. 29-42 административного регламента..., утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н):

  • С 1 июня проводится анализ практики и формирование перспективных планов осуществления надзора на следующий год, включая подготовку плана проверок. При этом учитываются результаты проверок и риск-ориентированный подход (о нем см. ниже).
  • В срок до 1 сентября проверки на 2018 — 2019 год планируются Рострудом и направляются на проверку в органы прокуратуры (п. 6 ст. 9 закона № 294-ФЗ).
  • С 1 октября по 1 ноября проводится корректировка плана в соответствии с замечаниями прокуратуры.
  • В срок до 1 декабря информация передается в Генеральную прокуратуру для составления сводного плана проведения плановых проверок.
  • До 31 декабря Генпрокуратура публикует сводный план проверок на своем официальном сайте для ознакомления с ним неограниченного круга лиц. Для поиска по нему информации о том или ином субъекте на сайте государственного органа имеется специальный сервис .

Порядок подготовки такого плана, его направления в органы прокуратуры, процесс согласования и типовая форма регламентированы правилами подготовки..., утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Плановые проверки трудовой инспекции на 2019 год: где скачать график

Плановые проверки на 2019 год трудовая инспекция будет проводить по графику, который можно найти по следующим ссылкам:

  • Сводный план проверок Роструда на 2019 год. В данном разделе на официальном портале названного госоргана в регламентированные законом сроки (см. выше по тексту) будет размещен график на 2019 год.
  • Сводный план проверок субъектов предпринимательства на сайте Генпрокуратуры РФ. Здесь размещен сервис для поиска данных о субъекте экономической деятельности, внесенном в ежегодный сводный план проведения плановых проверок (необходимо выбрать соответствующий период).
  • Сводный план плановых проверок для Москвы. Схему для иных субъектов РФ можно найти по аналогии на сайте территориальных органов Роструда по соответствующему региону.

Обратите внимание! С помощью данных ресурсов можно также посмотреть графики проверок на текущий период или получить сведения о контрольных мероприятиях за прошедшие годы.

План проверок Роструда на 2019 год: кто будет в него внесен

В график плановой проверки на очередной год по общему правилу подлежат включению юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП) (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ):

  • срок с момента регистрации которых составляет не менее 3 лет;
  • последняя плановая проверка которых производилась более 3 лет назад;
  • начавшие более 3 лет назад предпринимательскую деятельность по одному из направлений, по которым требуется уведомление о ее начале (подробности читайте в статье на сайте Уведомление в Роспотребнадзор о начале предпринимательской деятельности (образец)).

План проверок включает указание названия (Ф. И. О.) и адреса проверяемых лиц, сроки и цели проверок.

Важно! В ежегодный график проверок трудовой инспекции с 01.01.2019 по 31.12.2020 не могут быть включены некоторые субъекты малого предпринимательства (ст. 26.2 закона № 294-ФЗ).

Проверки Роструда 2019 года: что такое риск-ориентированный подход

Использование т. н. риск-ориентированного подхода при проверках с 01.01.2018 стало обязательным (см. закон «О внесении изменений...» от 13.07.2015 № 246-ФЗ). Его суть сводится к тому, что основные параметры проверки, включая периодичность, будут определяться исходя из того, к какой категории риска отнесен конкретный проверяемый субъект (ст. 8.1 закона № 294-ФЗ).

Отнесение работодателей (как юрлиц, так и ИП) к конкретной категории риска осуществляется согласно правилам..., утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, и на основании такого параметра, как показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (см. приложение к постановлению № 875).

В зависимости от установленной категории риска определяется и допустимая частота реализации плановых проверок (п. 2 постановления № 875):

  • при категории высокого риска — 1 раз в 2 года;
  • значительного риска — 1 раз в 3 года;
  • среднего риска — не более 1 раза в 5 лет;
  • умеренного риска — не более 1 раза в 6 лет;
  • низкого риска — контрольные мероприятия не проводятся.

Присвоение указанных категорий происходит по решению (п. 18 постановления № 875):

  • главного госинспектора труда РФ — при отнесении к категории высокого риска;
  • главного госинспектора труда субъекта РФ — в остальных случаях.

Внеплановые проверки Роструда в 2019 году

Помимо плановых проверок, существуют также внеплановые.

Основанием для проведения последних могут выступить (п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • истечение срока, отведенного конкретному хозсубъекту на выполнение предписаний об устранении обнаруженных нарушений;
  • заявление самого юрлица или ИП, желающего приобрести определенный правовой статус или получить разрешение на ведение того или иного вида деятельности, если это недопустимо без проведения проверки ГИТ;
  • поступление жалобы от госоргана, хозсубъекта или гражданина;
  • выявление при осуществлении проверки деятельности хозсубъекта неких параметров деятельности, значение которых или отклонение от которых выступает закрепленным нормативно основанием для проведения такого вида проверки;
  • распоряжение руководителя органа структуры Роструда, изданное в соответствии с поручением президента РФ, правительства РФ или требованием прокурора. Внеплановая проверка также подлежит согласованию с органами прокуратуры (см. порядок согласования..., утв. приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93), за исключением случаев, предусмотренных абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.

Обратите внимание! С 11.01.2018 применяется новое основание: обращения физлиц и юрлиц о фактах уклонения от оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора между работодателем и работником (п. а ч. 1 закона «О внесении изменений» от 31.12.2017 № 502-ФЗ).

Итак, проверки Роструда в 2019 году осуществляются по плану, который размещен на официальном сайте Роструда.

Кроме того можно воспользоваться специальным сервисом поиска субъектов экономической деятельности в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок на официальном интернет-портале Генпрокуратуры России.

Использование чек-листов и риск ориентированного подхода при проведении проверок ГИТ стало обязательным.

ГИТ уже сформировала план проверок на 2019 год. Среди проверяемых компаний вы можете увидеть и свою организацию. Что нужно знать кадровику о плановых проверках ГИТ? Скачайте план для своего округа.

В статье:

Скачайте документы по теме:

Как определить периодичность плановых проверок для своей компании

Введение риск-ориентированного подхода позволяет работодателям самостоятельно просчитать, как часто их будут проверять в плановом порядке. В этом нам поможет «Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, с изменениями 2017 года).

Положение определяет критерии, по которым всем работодателям присваивается категория риска нарушения трудовых прав. Критериев три:

  1. Устойчивость добросовестного поведения работодателя . Если ГИТ не имеет сведений о нарушениях в вашей компании, то этот показатель равен нулю. Он увеличивается, если в организации задерживали зарплату, были случаи травматизма в предыдущем году или постановление об административном наказании (штрафы или предупреждения) в трех предыдущих годах.
  2. Потенциальный вред . На этот показатель работодатель повлиять не может. Он зависит от численности пострадавших работников в отрасли в целом и рассчитывается Рострудом статистически. Раз в три года этот показатель пересматривается.
  3. Масштаб распространения негативных последствий . Этот показатель зависит от размера компании. Чем больше численность работников, тем выше указанный коэффициент.

Частота плановых проверок напрямую зависит от присвоенной категории:

Периодичность плановых проверок гит на 2019

Высокий риск

1 раз в 2 года

Главный инспектор ГИТ РФ

Значительный риск

1 раз в 3 года

Главный инспектор ГИТ в субъекте РФ

Средний риск

1 раз в 5 лет

Умеренный риск

1 раз в 6 лет

Низкий риск

Проверки не проводятся

Если не уверены в своих знаниях, пройдите курс в Высшей Школе Кадровика:

Скачать план проверок ГИТ на 2019 в своем регионе

На сайтах территориальных ГИТ публикуются в открытом доступе планы проверок юридических лиц и ИП. Чтобы не искать на сайте свой регион, воспользуйтесь сводной таблицей от редакции.

Если вашу организацию неправомерно включили в план проверок, работодатель имеет право написать заявление об исключении из реестра проверок.

Одного заявления недостаточно. Если работодатель считает, что его необоснованно включили в ежегодный план проверок гит на 2019 год, ему нужно собрать целый пакет документов. Эксперт «Системы Кадры» расскажет, какие бумаги необходимы и что делать после подачи документов

Если вы не согласны с присвоенной категорией риска, можно подать заявление об изменении категории. Более того, если в текущем году вашу компанию не наказывали за нарушения ТК РФ, то можно ходатайствовать о понижении группы риска на одну категорию.

Характеристики плановой проверки

Первая плановая проверка может случиться не раньше чем через три года после регистрации юридического лица или ИП (либо через три года после уведомления о начале новой деятельности).

Плановая проверка гит в 2019 может быть выездная, когда инспектор приезжает в офис компании, или документарная, когда вы привозите в ГИТ необходимые документы. Второй вариант более щадящий.

Характеристика плановой проверки

Документарная проверка

Выездная проверка

Место проведения

По местонахождению ГИТ

По месту нахождения организации или месту фактического осуществления деятельности

Срок проведения

Общее правило: Не более 20 рабочих дней

Срок проверки по каждому филиалу, представительству или обособленному подразделению организации устанавливается отдельно, но не более 60 рабочих дней

Для малого предприятия - не более 50 часов в год

Для микропредприятия - не более 15 часов в год

Документы - основания проверки, которые предъявляет инспектор

Запрос о предоставлении документов для проверки

Служебное удостоверение инспектора

Заверенная копия распоряжения о проведении проверки

Порядок проведения мероприятия по контролю (по просьбе проверяемого лица)

В «Системе Кадры» вы найдете список проверочных листов, и описание всех важных моментов – от периодичности до обязательных документов. Загляните в материал , чтобы подготовиться к проверкам в 2019 году.

Как узнаеть о начале проверки?

В плане проверки ГИТ на 2019 год не указываются конкретные даты проверки. Определен только месяц, на который проверка запланирована. Как же узнать точную дату?

О точном дне проведения проверки ГИТ должна известить работодателя за три дня до начала проверочных мероприятий путем направления в адрес организации распоряжения о проведении плановой проверки.

Обычно копия распоряжения высылается по почте письмом с уведомлением о вручении. И тут хитрость «не получу письмо - избегу проверки» не проходит. Потому что «…лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом».

Надлежащим извещением считается и направление электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, если адрес электронной почты проверяемого лица содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Пункт 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления. В качестве таких способов может рассматриваться вручение копии распоряжения непосредственно представителю организации с получением расписки, а также направление письма по каналу факсимильной связи.

Бывает, что проверка гит в 2019 проводится позже, чем указано в плане. Если это происходит в том же году, а уведомление пришло вовремя, то такая проверка законна.

К сожалению, ответ неверный. Ищите подсказки в готовом решении Как трудовая инспекция проводит плановую проверку.

Как проходят плановые проверки ГИТ в 2019 году, что проверяют инспекторы, а также о штрафах, налагаемых на работодателя при выявлении нарушений – расскажем в статье.

Читайте в статье:

Проверки ГИТ в 2019 году: что проверяют

В 2019 году Роструд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с базой ФГИС.

Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только те предприятия, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки. Организации, которые по истечении срока не проведут СОУТ, как и те, кого будут проверять в общем порядке, получат штраф по части 2 статьи 5.27.1 КоАП

Если вашей организации в 2019 году предстоит проверка ГИТ, к ней стоит подготовиться заранее: выявить и устранить все недочеты.

Служба ОТ должна быть на предприятии при количестве работающих свыше 50 человек (). Соответственно, должны быть оформлены и положение о службе охраны труда. Специалисты по ОТ должны соответствовать критериям профстандарта " ", утвержденного , и иметь действующее удостоверение.

Если численность штата компании менее 50 человек, руководитель вправе возложить обязанности ответственного по ОТ на себя или на одного из работников. В этом случае необходим приказ о возложении обязанностей.

В соответствии с нормами законодательства и в предусмотренных им ситуациях сотрудники должны направляться на медосмотры. Для подтверждения требуется копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья каждого работника, справка о прохождении психиатрического освидетельствования и заключительный акт по итогам медосмотра.

Также в компании должны иметься:

  • договор с медицинской организацией на проведение медосмотров;
  • направления работников на медицинские осмотры;
  • календарный план прохождения работниками медосмотров;
  • список контингента и поименный список работников, подлежащих медосмотрам, который в 10-дневный срок после утверждения следует направить в Роспотребнадзор ().

Нередко именно отсутствие списка контингента становится поводом для наказания компании.

Обеспечение работников сертифицированными и декларированными СИЗ является обязанностью работодателя. в соответствии с типовыми нормами и по результатам СОУТ. Уход и хранение следует осуществлять по правилам, установленным нормативными актами. Нужно быть готовым представить испектору всю информацию по учету выдачи, хранения и уходу за СИЗ.

При проведении СОУТ важно правильно оформить всю требуемую законодательством документацию: отчет о проведении, карты СОУТ и т.д.

В организации надлежит вести . Все НС на производстве должны быть расследованы, разработаны мероприятия по устранению их причин, итоги расследования должны быть оформлены документально. Самый важный процесс по результатам расследования – проведение внеочередного тестирования знаний по ОТ руководителей и специалистов.

Риск-ориентированный подход при проверке трудовой инспекции

Концепция риск-ориентированного подхода была разработана с тем, чтобы освободить от излишних нагрузок предприятия, чья деятельность не представляет опасности для окружающей среды и людей, и усилить контроль за теми работодателями, чьи нарушения трудового права и правил производственной безопасности могут иметь серьезные последствия.

При этом учитываются два критерия:

1. Тяжесть негативных последствий в случае нарушения компанией нормативных требований.

2. Вероятность того, что нарушение будет допущено компанией.

При определении только класса опасности рассматривается лишь первый критерий.

С 1 июля 2018 года плановые проверки проводятся по чек-листам для всех предприятий, независимо от категории риска. За нарушение, выявленное по проверочному листу, инспектор выпишет уже не предупреждение, а предписание и штраф. Чтобы избежать таких последствий, следует хорошо подготовиться к к визиту инспектора. Для этого в разработан новый удобный сервис самопроверки, в котором собраны все чек-листы ГИТ К каждому чек-листу приложены шаблоны и образцы документов, которые должны быть в наличии в вашей организации. и воспользуйтесь этой возможностью.

Плановая проверка трудовой инспекции на 2019 год: порядок проведения

Порядок проведения проверок предприятий установлен федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 г., а также административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России №354н от 30.10.2012 г.

Перед началом мероприятия начальник подразделения трудовой инспекции, ведущего плановую проверку, издает по форме, утвержденной Распоряжение содержит информацию о разновидности проверки, цели и сроках. Проинформировать руководство компании инспектор обязан не позже, чем за 3 дня до начала. Плановые по большей части бывают выездными.

Копии всех затребованных документов, с печатью и подписью руководителя компании или уполномоченного им представителя, необходимо отправить в трудовую инспекцию в течении 10 дней с момента получения запроса (). Допускается предоставление в электронном виде, если у руководителя имеется квалифицированная .

В случае, когда инспектор увидит какие-либо несоответствия или ошибки в представленных материалах, он потребует предъявить пояснения в письменном виде, на это отводится 10 рабочих дней. Если предоставленные дополнительные данные не удовлетворят инспектора, он назначит выездную проверку, выпустив соответствующий приказ. Такой порядок устанавливает Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пункты , утвержденного приказом Минтруда России № 354н. В случае непредоставления запрошенных трудовым инспектором данных работодатель понесет .

При выездной форме прежде всего инспектор должен предъявить руководству компании служебное удостоверение и распоряжение о проведении данного мероприятия. Инспектор вправе привлечь экспертов, но при условии, что у них нет трудовых или гражданско-правовых взаимоотношений с проверяемой организацией. Работодатель должен предоставить инспектору все необходимые материалы и доступ во все здания, помещения, к оборудованию, транспортным средствам и т.п.

Инспектор не имеет права осуществлять проверочные мероприятия, когда руководителя предприятия или его уполномоченного нет на месте. Работодатель же должен обеспечить присутствие при всех мероприятиях руководителя. В случае неисполнения этой обязанности он привлекается к ответственности по КоАП РФ.

Сроки проведения проверки Рострудом 2019

Общий срок

Продление срока

Вид проверки, при проведении которой возможно продление срока

Допустимый срок продления

Основание продления сроков

Порядок продления

Микропредприятие

не более 15 часов в год

Плановая выездная

не более чем на 15 часов

Необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований

Мотивированное предложение, подготовленное инспектором, проводящим проверку, подается руководителю трудовой инспекции, который принимает решение о продлении срока проверки.

Малое предприятие

не более 50 часов в год

не более чем на 50 часов

Работодатели, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

не более 20 рабочих дней

не более чем 20 рабочих дней

Работодатели, осуществляющие свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации

не более 60 рабочих дней

Устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению

Права и обязанности работодателя и инспектора

Права и обязанности

Основание

Права работодателя

– Присутствовать при проведении проверки;

– давать объяснения по вопросам, относящимся к её предмету;

– получать от инспектора информацию, которая относится к предмету;

– знакомиться с результатами;

– подтверждать в акте факт своего ознакомления с результатами и согласие (несогласие) с ними;

– отражать в акте свое согласие (несогласие) с действиями инспектора;

– обжаловать его действия (бездействие) в административном или судебном порядке;

– привлекать к участию федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Обязанности инспектора

– Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей;

– хранить государственную (служебную, коммерческую и т. п.) тайну, которая стала известна в ходе проверочных мероприятий (в т. ч. после увольнения);

– сохранять конфиденциальность источника жалобы на недостатки или нарушения трудового законодательства;

– воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (если заявитель возражает против такого сообщения);

– своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований, установленных законодательством;

– проводить проверку на основании распоряжения (приказа) о ее проведении и в соответствии с ее назначением;

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;

– проводить выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения (приказа) о её проведении, копии документа о согласовании с прокуратурой (если такое согласование необходимо);

– не препятствовать работодателю присутствовать при всех мероприятих и давать разъяснения по его вопросам;

– предоставлять работодателю всю информацию и документацию, которые относятся к проверяемой теме;

– знакомить работодателя с результатами;

– учитывать, что мера ответственности должна соответствовать тяжести нарушения в зависимости от его потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и работодателей;

– доказывать обоснованность своих действий при обжаловании их работодателем;

– соблюдать сроки проверочных мероприятий;

– не требовать от работодателя материалы, представление которых не предусмотрено законодательством;

– перед началом проведения выездного мероприятия по просьбе работодателя ознакомить его с административным регламентом (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

– вносить в журнал учета проверок запись о проведенной.

Приветствую, друзья! Давным-давно запланировал написать «острую» заметку про Государственную инспекцию труда в г. Санкт-Петербурге, которая осуществляет, как мне кажется, беспредельную политику по отношению к реальному сектору экономики, т.е. к организациям и ИП. Почему-то думается, что желающие внести свои 5 копеек в данную тему найдутся, ведь прокомментировать можно инкогнито 😉

Что же не так с Питерской ГИТ, спросят не местные? Давайте поразмышляем, а потом и посмотрим фрагменты реальных протоколов об административном наказании, выданных ГИТ СПб.

На своём личном примере я не раз убедился, и продолжаю убеждаться, что даже на уровне маленького коллектива очень сложно, а то и вовсе невозможно, исключить проявления явного вредительства по отношению к делу. В любой организации есть такой работник или даже группа работников, которые в закромах своих мыслей твёрдо веруют, что вся организация держится на их недюжинном уме и способностях, а, следовательно, они, работники, поступают всегда правильно, вне зависимости от действительности. Руководитель говорит одному из таких работников, что надо сделать так-то, придерживаться вот этого и т.п., на что работник отвечает положительно, с пониманием, но в итоге делает почему-то по-своему, с последствиями. И тут возникает вопрос, если вредительство происходит на микроуровне, то что творится на макро, в масштабах всей страны и регионов её составляющих? Давайте попробуем дерзнуть и сделать предположения в контексте темы этой заметки.

Могут ли власти Санкт-Петербурга, в лице ГИТ, вести отличную от центральной власти политику? Лично я предполагаю, что они в данный момент этим и занимаются. Зачем им это надо? Например, могут действовать из мотива переноса столицы к ним, т.е. стать центром Всея Руси, как это было до революции, да и вообще, они самые культурные из всей немытой России. Мечтать, как говорится, не вредно. Мечтают и в Новосибирске, и в Екатеринбурге и где-то, наверное, ещё. Екатеринбургу, к слову, настолько чужда Россия, что там в нелёгкие 90-ее годы умудрились даже ввести свою валюту (в рамках одного завода, типа пилотный проект). В данном вопросе не так важно, какими именно мотивами движим тот или иной субъект, главное, что такое движение допустимо и имеет место быть.

Каким образом Питерская ГИТ дискредитирует действующую власть? Как вы считаете, что думает, а главное, в отношении кого думает впоследствии предприниматель, который сначала слышит от главы государства, что политика по снижению административной нагрузки на бизнес в действии, а на деле к нему, предпринимателю, приходит какой-то Гаврила Михалыч (до этого, работающий, скажем, дознавателем или риэлтором или ещё кем) из ГИТ, и пишет «портянку» нарушений где-то на десять листов, где среди прочего фигурируют нарушения нормативно-технических документов по пожарной безопасности? Понятное дело, большой штраф там же. Не верите, а мы покажем. Так кого впоследствии будет винить предприниматель за этот административный удар ниже пояса? Подсказка: первые две буквы фамилии — Пу. В каком-то смысле он будет прав, но в то же время не надо забывать, что все мы люди, а не сверхчеловеки, и Пу не исключение, просто у него самая большая «организация» в России.

Как-то я публиковал заметку, в которой приводится , составленный Рострудом для своих детишек — ГИТ, в рамках которых должна осуществляться проверка по охране труда. Разумеется в нём нет ни одного ГОСТа по охране труда, ибо это не нормативные правовые акты. Но Питерская ГИТ, помазанная кем-то свыше, таки пишет в предписаниях нарушения этих пресловутых ГОСТов, им всё нипочём. Если пару слов о ГОСТах, которые отождествляют со стандартами безопасности труда по статье 211 ТК РФ , то лично я знаю только один такой стандарт безопасности труда, это стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и/или обезвреживающими средствами», утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н . Кроме того, предписания, выписываемые ГИТ СПб, не одними ГОСТами едины, там ещё есть СНиПы и СП, которых также нет в списке НПА от Роструда. Ну да ладно.

В заключение к вышесказанному давайте посмотрим фрагменты постановлений о назначении административных наказаний, особенно ярко отражающие цинизм культурной ГИТ СПб.

Поехали...

Особенно п. 21, в котором инспектор ГИТ ссылается на ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, которые утратили силу ещё в июле 2015 года, а проверка была весной 2017 года:

Вопрос: как выполнить требования предписания?

И напоследок концовку перечня документов, запрашиваемых ГИТ СПб:

Как вам такое снижение административной нагрузки на бизнес? Проверьте, правильно ли висят ваши отопительные приборы на стенах, а также правильные ли у вас рабочие стулья и пр...

Таково положение дел было до вступления в силу проверочных листов , в которые нельзя ничего добавить и ничего изъять. Как я понял, в основу этих проверочных листов и лёг тот самый список нормативных правовых актов по охране труда , который разработал Роструд для территориальных ГИТ. Остаётся только надеяться, что проверочные листы и автоматизированное рабочее место инспектора ГИТ лишат проверяющих возможности заниматься словоблудием, произволом, беспределом. С другой стороны, хороший повод получить опыт решения таких дел в суде. Ведь как известно, на охрану труда есть 9 точек зрения!

У кого наболело, накипело, то милости прошу в комментарии 😉

П.С. На десерт скриншот со страницы в ВКонтакте начальника отдела ГИТ одного из регионов (пожалеем человека, не будем говорить какой регион).

П.С.С. Нисколько не считаю, что все представители ГИТ, неважно какого региона, плохие-плохие, везде есть люди, даже там, где казалось бы, порядочность и здравый смысл не пробегали.

На этом у меня всё. Если понравился обзор на Питерскую ГИТ, то чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки. Спасибо за участие!

Продолжение следует...