Невоплощенные проекты советской архитектуры. Народный комиссариат тяжёлой промышленности ссср Высотное здание в Зарядье

В годы 2МВ в СССР выдвинулась блестящая плеяда выдающихся руководителей промышленности и инженеров-евреев. Благодаря их таланту и самотверженному труду, после разгрома 1941 года удалось в короткие сроки построить заводы в Сибири и на Урале и восстановить производство вооружений. Их усилия сыграли ключевую роль в непрерывном снабжении Красной Армии боевой техникой и вооружениями и стали залогом Победы.

СССР "отблагодарил" еврейских инженеров и руководителей промышленности за самоотверженный труд - после войны они стали объектом яростной антисемитской компании, повлекшей за собой дискриминацию, травлю, изгнание и полное забвение в СССР их подвига.

Александр Шульман
Евреи во главе военной промышленности СССР во время 2-ой Мировой войны

В годы войны евреи возглавляли ключевые наркоматы и управления военной промышленности, ковавшие оружие Победы.Это были выдающиеся организаторы производства, не щадившие ни себя, ни своих подчиненных ради главной цели - Красная Армия должна была непрерывно снабжаться современной техникой и вооружениями, превосходящими оружие нацистской Германии.

СССР после разгрома в 1941г. лишился центров военной промышленности, оставшихся на оккупированной немцами территории. Ради спасения страны, требовалось буквально в считанные дни эвакуировать производства и построить новые заводы в Сибири и на Урале, чтобы дать Красной Армии все необходимые вооружения.

Этот подвиг был совершен в основном благодаря усилиям евреев, возглавлявших ключевые наркоматы.
Среди них:
генерал-полковник Ванников Борис Львович - нарком вооружений с 1939 го 1941 гг., затем нарком боеприпасов в 1942-1946 гг.После войны министр Б.Л. Ванников возглавлял работы по созданию атомной бомбы, будучи председателем Комитета № 1 при правительстве.

Гинзбург Семен Захарович - нарком строительства СССР в 1939-1946 гг. В годы войны руководил работой по строительству оборонных и промышленных объектов, вводом в строй эвакуированных предприятий, восстановлением народного хозяйства в освобожденных районах.

Каганович Лазарь Моисеевич - член Гос. Комитета обороны, председатель Транспортного комитета при Совете народных комиссаров СССР, нарком путей сообщения в 1938-1942гг. и 1943-1944гг.

генерал-майор Зальцман Исаак Моисеевич - нарком танковой промышленности СССР в 1941 - 1943гг. Cоздатель и руководитель Танкограда, созданного в Челябинске на базе Челябинского тракторного завода, эвакуированных Кировского машиностроительного и Харьковского танкового заводов.

В оборонных наркоматах среди руководителей Главных управлений было 26 евреев. 18 заместителей наркомов ряда важнейших наркоматов тоже были евреями, среди них:
Генерал-майор Сандлер Соломон Миронович - зам. народного комиссара авиационной промышленности.
Генерал-майор Вишневский Давид Николаевич -зам. народного комиссара боеприпасов. Под его началом были разработаны новые типы взрывателей для снарядов
Генерал-майор Залесский Павел Яковлевич - зам. начальника главного управления наркомата авиационной промышленности. .
Генерал-майор Землеруб Виктор Абрамович - начальник главного Управления наркомата боеприпасов.
Генерал-лейтенант Левин Михаил Аронович - начальник управления моторостроения и топлива авиационной промышленности.
Генерал-майор Носовский Наум Эммануилович - начальник главного управления наркомата вооружения.
Генерал-майор Франкфурт Самуил Григорьевич - начальник главного управления наркомата боеприпасов.
Генерал пути Фрадкин Семен Владимирович - начальник Центрального управления по восстановительному строительству железнодорожных заводов
Рыбак Борис Михайлович – зам. народного комиссара авиационной промышленности;
Каплун Григорий Данилович – зам. народного комиссара судостроения;
Коган Юлий Соломонович и Мясковский Семен Абрамович – зам. народного комиссара в наркомате среднего машиностроения;
Начальником технического управления наркомтанкопрома был Фрезеров Григорий Рафаилович.
Израиль Гальперин - зам. наркома тяжелой промышленности:
Ефим Браиловский - зам. наркома электротехнической промышленности;
Семен Резников - зам. наркома черной металлургии, и, одновременно, дирёктор Нижне-Тагильского металлургического завода, который за годы войны поставил 30 % броневой стали для танковых заводов страны.

Среди тех, кто создавал производственную базу оборонной промышленности можно назвать:
Бернштейн Лев Борисович - начальник строительства объектов для Северного флота.
Гренадер Давид Семенович - начальник строительства завода в Сибири.
Дымшиц Вениамин Эммануилович - строитель металлургических заводов: Кузнецкого, Азовстали, Криворожского, Магнитогорского. В годы войны вводил новые мощности. Управляющий трестом «Магнитострой».
Шейнкин Борис Лазаревич - начальник строительства подводного бензопровода через Ладожское озеро. Затем руководил строительством нефтепровода от Гурьева до Куйбышева,
Шильдкрот Моисей Абрамович - начальник строительства танкограда на базе Челябинского тракторного завода.
Генерал-майор Рапопорт Яков Давидович - командующий 3 саперной армией и оборонительного строительства ряда фронтов. С 1943 г. строил Челябинский металлургический завод.
Шапиро С.Г. - Начальник Главного военно-промышленного управления при СНК СССР
Лившиц Б.Л. - Зам. начальника Строительного управления Наркомвоенморфлота
Харьковский А.З. - Главный инженер Главуралстроя
Аронсон Е.Г. - Главный инженер Главуралэнергостроя
Левин И.А. - Начальник Главэлектромонтажа
Мизрухин Я.М. - Начальник Главпромэлектромонтажа
Офенгейм Г.Г. - Начальник Главдальстроя
Василевицкий В.А. - И.о. начальника Главбоеприпасстроя
Золотников Е.М. - Главный инженер того же Управления
Спивак Н.Я. - Главный инженер Глававиастроя
Рапопорт Я.Д. - Начальник Главгидростроя
Шлюгер И.С. - Начальник Гллавсвязьстроя
Френкель Н.А. - Начальник Главжелдорстроя
Кульчицкий Б.С. - Главный инженер Главпромстроя

Металлургические заводы возглавляли:
Сокол Яков Исаакович - директор Челябинского металлургического завода качественных сталей
Шварцбург Петр Ильич - директор Челябинского кузнечно-прессового завода.
Эскин Юлий Борисович - директор морского завода.
Резников С.И. - Директор Ново-Тагильского металлургического завода, главного
поставщика броневой стали.
Локшин Е.М. - Главный инженер того же завода
Гринберг Л.И. - Директор Петровско-Забайкальского мелаллургического завода
Коган П.И. - Директор завода “Азовсталь”
Крамер М.Ф. - Директор Златоустовского металлургического завода.
Злочевский И.И. - Директор Саткимского металлургического завода
Гутник В.Д. - Директор Челябинского завода металлоизделий
Трегубов А.И. - Директор Лысьвенского металлургического завода
Коханов И.Е. - Директор Чермозского металлургического завода
Пастернак И.Б. - Главный инженер Первоуральского Старотрубного завода
Ямпольский А.О. - Директор Каменск- Уральского трубного завода
Вайсберг Л.Э. - Главный инженер Кузнецкого металлургическогокомбината,
Юдович С.З. - Главный инженер завода “Спецсталь”
Пустыльник И.И. - Главный инженер Уральского алюминиевого завода
Ицыксон Б.И. - Главный металлург того же завода
Фальский Ф.Г. - Директор Соликамского магниевого завода
Сокол Я.И. - Директор Челябинского металлургического завода
Левин Л.И. - Директор Нижне-Сергинского металлургического завода
Неймарк Н.Я. - Директор Актюбинского ферросплавного завода
Нодельман А.А. - Директор Белорецкого металлозавода
Гришкан А.З. - Директор Бакинского трубопрокатного завода.

Артиллерийское вооружение
Главное управление по производству артиллерийского вооружения возглавлял генерал Наум Эммануилович Носовский.

Горлицкий Лев Израилевич был конструктором самоходных артиллерийских установок САУ-76, САУ-122.
Локтев Лев Абрамович - конструктор артиллерийских пушек-зениток.
В конструкторском бюро Грабина были разработаны артиллерийские пушки ЗИС-3 - их создавали конструкторы-разработчики: Ласман Б., Норкин В., и др.

Главным инженером Приволжского (Горьковского) завода был Марк Зиновьевич Олевский (лауреат Сталинской премии). За годы войны завод выпустил 100 тыс. артиллерийских орудий.

Генерал-майор Быховский Абрам Исаевич возглавлял Ижевский и Пермский артиллерийские заводы.
Ижевский завод был основным производителем авиационных пушек и всех видов стрелкового вооружения (пулеметы, винтовки, противотанковые ружья).

Уральским артиллерийским заводом руководил генерал-майор Лев Робертович Гонор. Этот завод выпускал тяжелые полевые и противотанковые пушки.

Директором артиллерийского завода им. Ворошилова был Борис Абрамович Хазанов

Директором завода им. Калинина (бывшего Обуховского) был Борис Абрамович Фрадкин. На заводе выпускали зенитные артиллерийские установки. После войны завод производил ракетные установки, их главным конструктором был выдающийся инженер-еврей Лев Вениаминович Люльев.

Яков Абрамович Шифрин в 1941 г. был главным инженером завода “Большевик”, в 1942 г. стал директором артиллерийского завода им. Ворошилова. На этом заводе было создано СКБ минометного вооружения. Я.А. Шифрин был одним из руководителей Центрального артиллерийского конструкторского бюро в 1942-1944 гг.
Всем директорам артиллерийских заводов было присвоено генеральское звание. За годы войны артиллерийские заводы выпустили 482 тысячи орудий.

Стрелковое и авиационное вооружение
Основным поставщиком всех видов стрелкового вооружения был Ижевский машиностроительный завод, главным инженером которого в годы войны был Соломон Савельевич Гинденсон, Герой социалистического труда.
Главным технологом был Абрам Яковлевич Фишер, лауреат Сталинской премии.
Главным конструктором авиационного вооружения был выдающийся инженер Александр Эммануилович Нудельман, лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, Герой социалистического труда. Завод выпускал также противотанковые ружья, пулеметы и т.п.
Гинденсон С.С. - Главный инженер Ижевского машиностроительного завода
Фишер А.Я. - Главный технолог того же завода
Минков А.Я. - Главный инженер Ижевского завода по производству пистолетов
Котляр А.С. - Директор оптического завода №69 (Прицелы, дальномеры, стерео
трубы и бинокли)
Брусиловский А.И. - Начальник производства того же завода
Лазаревич Я.А. - Главный инженер завода по производству вооружения №88
Морозенский А.И. - Главный инженер военного завода №71
Подобрянский В.А. - Главный инженер военного завода № 17
Зеликов А.И. - Главный инженер военного завода №70
Альтговзен - Директор Уральского турбинного завода, выпускавшего реактив-
ные установки.
Каневский - Директор военного завода №625 того же профиля
Штейнберг - Директор военного завода №209 того же профиля
Цофин С.А. - Директор военного завода им. Гольца
Боярский Л.Г. - Директор завода им. Энгельса
Фраткин Б.А. - Директор артиллерийского завода им. Калинина (Зенитн. устан-
овки.)
Авцин Г.В. - Главный инженер того же завода
Олевский М.З. - Главный инженер пушечного завода №92
Гонор Л.Р. - Директор завода “Баррикады” Сталинград, затем Уральского
артиллерийского завода
Быховский А.И. - Директор Ижевского машиностроительного завода, затем Пермс-
кого машиностроительного завода.
Шифрин Я.А. - Директор военного завода им. Ворошилова
Хазанов Б.А. - Директор того же завода после перевода Шифрина в Центральное
артиллерийское конструкторское бюро.

Танковое производство
По данным Генерального штаба, Красная Армия потеряла за первые 5 месяцев войны 20500 танков. Поэтому Сталин принял экстренные меры для создания в тылу новой танковой промышленности.
С этой целью в Челябинск, где находился тракторный завод, были эвакуированы Кировский завод из Ленинграда и танковый завод № 183 из Харькова. Директором головного предприятия – Кировского завода – был назначен Исаак Мойсеевич Зальцман, который в 1941 г. был назначен заместителем наркома танковой промышленности, а в 1942-1943 гг. стал наркомом.

Через полтора месяца Харьковский завод начал выпускать дизельные двигатели для танков Т-34, которые еще раньше были созданы в Харькове. Дизельный двигатель мощностью 500 л.с. (модель В-2) был сконструирован в Харькове под руководством Якова Ефимовича Вихмана специально для этого танка.Конструкторы советских танков были Черняк Б.А., Митник А.Я., Шпайхлер А.И., Шварцбург М.Б.

Главным инженером Уральского танкового завода (бывшего № 183) был Лазарь Исаакович Кордунер. Кроме указанны заводов в состав Танкограда входил еще ряд заводов: “Московский станкозавод”, “Красный пролетарий”, завод шлифовальных станков и еще полтора десятка заводов-смежников. Возглавлял конгломерат И.М. Зальцман.

На входившем в состав Танкограда Уралмашзаводе было организовано производство самоходных артиллерийских установок САУ-122, оснащенных 122-мм гаубицами конструкции Лазаря Исааковича Горлицкого. Толщина броневой защиты САУ составляла 45 мм. Вскоре завод заменил ее более совершенной установкой САУ-100 с двумя прицелами. За годы войны было выпущено 22 тысячи таких установок.

В Нижнем Новгороде, где директором завода “Красное Сормово” был генерал-майор Ефим Эммануилович Рубинчик (бывший директор Коломенского паровозостроительного завода) также было организовано производство танков Т-34. Сын директора – Александр Рубинчик работал на этом же заводе испытателем танков и ушел на фронт в звании лейтенанта.

В сентябре 1942 г. выпуск двигателей В-2 был организован и на моторном заводе в г. Барнауле под руководством главного инженера Эфраима Моисеевича Льва, переведенного со Сталинградского тракторного завода. В 1943 г. Кировский завод начал выпуск тяжелых танков ИС-1 и ИС-2 с более мощным вооружением, а также танков КВ.

Главным конструктором тяжелых танков был генерал-полковник Котин Жозеф Яковлевич - под его руководством были разработаны модификации тяжелого танка KB (KB-lc, KB-85, новые танки ИС-1, ИС-2.

За годы войны в Танкограде было выпущено более 100 тысяч танков и САУ.

Лившиц А.М. - Директор Горьковского автозавода, выпускавшего лёгкие танки
Лев Е.М. - Главный инженер Алтайского моторного завода
Дулькин Б.Я. - Директор Сталинградского тракторного завода
Длугач М.А. - Директор оставшегося в Ленинграде после эвакуации Кировского
завода
Зеликсон М.Я. - Директор военного завода №36 им. С. Орджонекидзе
Гольдштейн Б.Я. - Директор завода им. Молотова
Мороз М.А. - Директор военного завода №255
Кацнельсон Е.М. - Директор военного завода №174

Авиационная промышленность
Среди руководителей отрасли были, как и везде, евреи. В авиапромышленности состояло 120 заводов. В 1941 г. ВВС получили 15 тысяч самолетов, в 1942 г. – 25 тысяч, в 1944 г. – 40 тысяч. Кроме того, Красная Армия получила по ленд-лизу от союзников еще 1475 самолетов.

Еще в 1940 г. директор одного из крупных авиазаводов в г. Воронеже Матвей Борисович Шенкман при поддержке конструктора С. Ильюшина на свой страх и риск, без разрешения начальства, начал осваивать производство самолетов ИЛ-2. 23 августа 1941 г. он был награжден Орденом Ленина и получил телеграмму от Сталина: “Самолеты ИЛ-2 нужны Красной Армии как воздух”. 23 мая 1942 г. Шенкман погиб в авиационной катастрофе.

Харьковским авиакомбинатом руководил Вениамин Соломонович Берман,
Иркутским авиазаводом – Исаак Борисович Иосилович,
Саратовским заводом – Израиль Соломонович Левин,
Воронежским – Матвей Борисович Шенкман,
авиамоторным им. Фрунзе – Михаил Сергеевич Жезлов,
заводом по выпуску самолетов У-2 – Юлий Борисович Эскин,
заводом самолетных винтов – Оскар Александрович Казанский.
Генерал-майор Белянский Александр Абрамович - директор авиационного завода № 18, изготавливавшего штурмовики Ил-2.
Казанский О.А. - Директор завода самолётных винтов
Виштынецкий И.С. - Директор завода цветной металлургии
Юсим Я.С. - Директор завода “Шарикоподшипник” г. Москва

Генерал-майор Поликовский Владимир Исаакович был начальником Центрального НИИ авиационного моторостроения.

Среди главных инженеров авиазаводов были Давид Ефимович Айзенберг, Абрам Львович Годенко, Лев Самойлович Давыдов, Наум Александрович Шапиро, Симка Беркович Шерман, Ефим Маркович Юдин, Абрам Филиппович Авербух и другие.

Директором Особого завода № 69 был Александр Савельевич Котляр. В октябре 1941 г. этот завод перебазировали в Новосибирск. Это было ведущее предприятие отрасли, поставляющее прицелы, дальномеры, стереотрубы, бинокли и другую оптическую продукцию.

Генерал-майор И.С. Левин на Саратовском заводе выпустил за годы войны 15 тыс. истребителей ЯК-1 и ЯК-3 благодаря поточно-стендовой сборке самолетов.

Директором Иркутского авиазавода, выпускавшего самолеты Пе-2, Пе-3 и ИЛ-4, был Исаак Борисович Иосилович, назначенный впоследствии заместителем А.Н. Туполева.

Крупнейшее авиамоторное предприятие им. Фрунзе в Самаре (тогда Куйбышеве) выпускало моторы для бомбардировщиков и штурмовиков. Директор этого завода генерал-майор М.С. Жезлов был награжден четырьмя орденами Ленина и званием Героя социалистического труда.

Самым массовым истребителем был самолет Як-9, оснащенный автоматической 37-мм пушкой,созданной Нудельманом Александром Эммануиловичем - главным конструктором по авиационным пушкам на Ижевском заводе. Вместе с ним конструировал авиапушки Рихтер Арон Абрамович.

Важную роль в Сталинградской битве сыграли истребители Ла-5, созданные в КБ генерал-майора Героя социалистического труда Семена Алексеевича Лавочкина. С ним работали специалисты: Тайц М.А., Закс Л.А., Пирлин Б.А., Зак С.Л., Кантор Д.И., Свердлов И.А., Хейфец Н.А., Черняков Н.С., Эскин Ю.Б.
На истребителе Ла-5 летчик Иван Кожедуб сбил 45 вражеских самолетов, а на истребителе Ла-7 – еще 17.

Гуревич Михаил Иосифович создал серию высотных истребителей МИГ.
Косберг Семен Ариевич был главным конструктором авиадвигателей.
Гальперин Анатолий Исаакович - конструктор сверхтяжелой авиационной бомбы весом 5,4 тонны, которую применяли для поражения особо важных и крупных объектов врага, и другие.
Нижний Владимир Иосифович - специалист по двигателям. Погиб при взрыве двигателя во время его испытания.
Миль Михаил Леонтьевич -конструктор, в будущем ставший выдающимся создателем ряда вертолетов.

Генерал-майор ИАС Изаксон Александр Моисеевич вместе с Петляковым В.М. накануне войны создал пикирующий бомбардировщик Пе-2. После гибели Петлякова в 1942 г. возглавлял конструкторское бюро, создавшее самолеты Пе-2, Пе-3, Пе-8 (ТБ-7). С ним работали Буяновер С.И. - главный конструктор прицельных устройств для сбрасывания бомб с Пе-2, Вильгрубе Л.С., Эрлих И.А. и др.

B КБ Туполева работали видные конструкторы и инженеры: Егер С.М., Иосилович Ц.Б., Минкнер К.В., Френкель Г.С, Стерлин А.Э., Стоман Е.К. Ими создан тактический пикирующий бомбардировщик Ту-2 и другие самолеты семейства Ту.

Среди тех, кто испытывал новую авиатехнику, можно назвать летчиков-испытателей Галлая Марка Лазаревича - Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР. Барановского Михаила Львовича Гимпеля Е.Н., Изгейма А.Н., Кантора Давида Исааковича, Эйниса И.В. и других.

Производство боеприпасов
В начале войны все 7 химических заводов по производству пороха и ВВ, расположенные недалеко от границы, были захвачены немцами. Красной Армии нечем было стрелять. На первое время американцы поставили 370 тыс. тонн пороха.

Сталин выпустил из лагеря заключенного туда бывшего наркома вооружения Бориса Львовича Ванникова и назначил его наркомом боеприпасов. Под его руководством развернулись исследования по использованию новых источников для производства боеприпасов. Толуол получили из нефтехимического производства на Уфимском заводе.

Усилиями Московского НИИ боеприпасов особого бюро на заводе № 98, где директором был Давид Григорьевич Бидинский, и профессора Ю. Харитона (после войны – создателя атомной бомбы, академика) задача была решена. Начали выпускать боеприпасы, заводы, руководимые Д.Г. Бидинским, С.Г. Франкфуртом, Е.Д. Бердичевским, О.М. Беленьким, Б.З. .Окуневым, М.Б. Левиным, Н.Ш. Абелевым, Д.Р. Барским и др.
Горский Борис Львович был директором порохового завода,
Неустроев Семен Абрамович - директор завода боеприпасов.

Даже на артиллерийском заводе им. Ворошилова (директор Б.Н. Хазанов) выпустили 8 тыс. мин и 240 тыс. авиабомб. К работам подключили наркомат минометного вооружения и наркомат цветной металлургии. 42 % всего свинца для изготовления пуль и шрапнели давал Лениногорский полиметаллический комбинат, остальной свинец поставлял Чимкентский свинцовый завод.

Генерал Давид Вишневский и его ЦКБ создавали новые типы взрывателей. На заводах цветной металлургии за годы войны было изготовлено 13 млн. реактивных снарядов для “Катюш”, установленных на американские “Студебеккеры” с мощным двигателем (95 л.с.). Сами установки монтировал Московский завод “Компрессор”.

Гольдштейн В.В. - Директор Люберецкого завода сельхозмашин, выпускавшего боеприпасы
Генкин А.К. - Директор завода Уралсельмаш
Гончаров М.Н. - Директор завода им. Молотова
Копелиович М.С. - Директор завода №73
Эпштейн Я.И. - Директор завода “Автоприбор”
Баренблюм И.К. - Директор военного завода №58
Уфлянд А.И. - Директор военного завода №91
Барский Д.Р. - Директор военного завода №386
Брусиловский З.Э. - Директор военного завода № 607
Виттенберг А.С. - Директор завода им. Сталина НКНП
Глейзер А.И. - Директор завода “Идеал” №37
Кустанович В.К. - Директор военного завода № 658
Двинов Х.Я. - Директор военного завода № 10.
Тумаркин Ф. Ш-Б - Директор военного завода № 255
Андрачников Е.И. - Директор военного завода № 578
Бердичевский Е.Д.- Директор военного завода №4
Горелик Б.М. - Директор военного завода №5
Емельянов А.А. - Директор военного завода № 367
Лившиц А.Л. - Директор военного завода № 67

Судостроительная промышленность
Локшин Е.Я. - Директор Сосновского судостроительного завода, выпускал
военные катера. Работал в условиях блокированного Ленинграда
Соболев С.Л. - Директор Сосновского судостроительного завода №5, после Локшина
Симин А.Ф. - Главный инженер того же завода
Слуцкий И.М. - Директор судостроительного завода № 215
Угорский С.С. - Директор судостроительного завода №42
Минкин М.И. - Директор судостроительного завода № 236
Халанай И.А. - Директор судостроительного завода №198
Рубинчик Е.Э. - Директор завода “Красное Сормово”, подводные лодки

Автомобильная промышленность
Лифшиц - Гл. инженер ГАЗа, затем директор ГАЗа
Шварцбург П.И. - Директор Ульяновского автозавода
Лоттерштейн Х.С. - Главный инженер того же завода
Кацман А.Л. - Главный инженер УралЗиСа

За участие в разработке и выпуске новых видов боевой техники за годы войны 300 специалистов-евреев были удостоены Сталинской премии, 12 – звания Героя Социалистического труда, 200 – награждены орденом Ленина. Всего же орденами и медалями были награждены 180 тысяч евреев-инженеров, руководителей предприятий и рабочих.

Травля евреев после войны
После окончания войны отдел в СССР началась бурная деятельность по увольнению специалистов-евреев под лозунгом “борьбы с космополитизмом”. Можно представить себе состояние человека, отдавшего все силы и энергию для достижения победы и теперь лишенного работы, униженного, оскорбленного.

Одним из первых уволенных начальников Главных управления был генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Наум Эммануилович Носовский, возглавлявший в годы войны артиллерийскую промышленность.

В июле 1947 г. уволили начальника Главного управления по производству боеприпасов Виктора Абрамовича Землеруба.
Известного строителя, начальника Управления строительства Беломорско-Балтийского канала Якова Давыдовича Рапопорта, награжденного пятью орденами Ленина, сняли со всех занимаемых постов.

Удалили из наркомата химической промышленности начальника Первого Главного управления С.Я. Файнштейна, несмотря на его большие заслуги. Уволили заместителей наркомов: авиационной промышленности – Соломона Мироновича Сандлера и цветной металлургии – Соломона Александровича Рагинского.

В авиапромышленности убрали всех директоров заводов еврейской национальности. Последним из них уволили директора Саратовского авиазавода Израиля Соломоновича Левина, награжденного двумя орденами Ленина и полководческой наградой – орденом Кутузова.

В наркомате минометного вооружения в 1958 г. осталось три директора завода из 40 директоров и главных инженеров, работавших в годы войны.

За период с 1947 по 1953 годы в оборонной промышленности было уволено более 50 евреев – генералов и адмиралов. Это коснулось и Героя Советского Союза начальника военно-инженерной академии генерал-полковника Котляра, а также ряда лиц высшего генералитета – Биновича (бронетанковые войска), С.Д. Давидовича – начальника НИИ танковой промышленности и ряда других.

Уволили в 1947 г. создателей промышленности боеприпасов генералов Д.Б. Бидинского, С.Г. Франкфурта, С.А. Невструева и др.

Среди уволенных оказались первые Герои соц. труда в артиллерийской промышленности генералы Л.Р. Гонор (которого арестовали в 1953г. и подвергли пыткам на допросах в МГБ) и А.И. Быховский, директора заводов Фрадкин, Хазанов, Шифрин, главный инженер Приволжского завода Олевский.

Директора завода № 69 – одного из ведущих в авиапромышленности, А.С. Котляра отдали под суд по ложному обвинению в финансовых махинациях.

В начале 1951 г. наркомат авиационной промышленности направил отделу машиностроения ЦК КПСС отчет о работе с кадрами, в котором сообщалось об увольнении 34 директоров и 31 главного инженера еврейской национальности.

Евреев увольняли и в других отраслях, например, автомобильной (П.И. Шварцбург, Б.М. Фиттерман и др.). Трагическая судьба у создателя танковой промышленности – наркома Исаака Мойсеевича Зальцмана.

Травля евреев продолжалась и после смерти Сталина. Евреев нигде не принимали на работу, а работающих увольняли. Из учебных институтов изгоняли маститых профессоров, доцентов, преподавателей. Не принимали евреев в аспирантуру.
“Пятый пункт” в паспорте закрывал дорогу к работе и творческой жизни.

Огромен вклад евреев в восстановление и организацию новой оборонной промышленности в годы войны, о чем умалчивают и в СССР и в РФ. Без совершеннного вооружения победа в войне была бы невозможна. Заслуга евреев в создании оборонной промышленности СССР должна войти в историю второй мировой войны.

Литература:
И.Циперфин "Передать потомкам правду о войне". журнал "Алеф" #983
Мининберг Л. Советские евреи в науке и промышленности СССР в период Второй мировой войны (1941- 1945). Москва. 1995.
Иосиф Кременецкий ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРЕЕВ В СССР.
http://www.usfamily.net/web/joseph/evr_v_prom_sssr.htm

Приложение.
Государственный антисемитизм в СССР. Дело евреев-инженеров Московского автозавода имени Сталина

Р.А. Руденко и И.А. Серов - в ЦК КПСС о частичной реабилитации работников московского автозавода, осужденных за участие в так называемоц еврейской антисоветской националистической группе
01.08.1955

ЦК КПСС
В ноябре 1951 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР осуждены к разным мерам наказания 41 человек бывших руководящих работников Московского автозавода имени Сталина и Министерства автотракторной промышленности СССР, в том числе:

Эйдинов А.Ф. - помощник директора Московского автозавода имени Сталина;

Фиттерман Б.М. - главный конструктор Московского автозавода;

Гольдберг Г.И. - главный конструктор по электрооборудованию Московского автозавода;

Шмидт А.И. - заместитель начальника производства автозавода;

Генкин Б.С. - пом. министра автотракторной промышленности СССР и другие, из которых 11 человек осуждены к расстрелу.

Все осужденные были признаны виновными в том, что, являясь участниками еврейской антисоветской националистической группы, действовавшей на Московском автозаводе, во главе с Эйдиновым проводили подрывную работу.

Эйдинов и ряд других лиц, осужденных по этим делам, признаны виновными также и в том, что они были связаны с американскими шпионами и саботировали организацию здравоохранения рабочих.

При рассмотрении дел в Военной Коллегии Верховного Суда СССР большинство арестованных умышленную вредительскую деятельность на автозаводе отрицало.

В поданных в 1952-1955 гг. жалобах осужденные Фиттерман, Коган, Гольдберг и другие свою вину категорически отрицают и утверждают, что в результате незаконных методов следствия они в 1950 году давали ложные показания.

Проверка, произведенная Прокуратурой СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР, показала, что Эйдинов, Шмидт, Фиттерман и другие были осуждены по недостаточно проверенным материалам.

Обвинение Эйдинова, Шмидта и некоторых других в том, что они были связаны с американскими шпионами и способствовали им в сборе секретных материалов о Московском автозаводе, было основано на том, что еврейские писатели Персов и Айзенштадт (Железнова) несколько раз посетили автозавод, где беседовали с некоторыми евреями о работе завода.

Проверкой установлено, что Персов и Айзенштадт, как корреспонденты Еврейского антифашистского комитета, с разрешения Эйдинова действительно несколько раз были на автозаводе и, составив несколько очерков о жизни и достижениях евреев, работавших на заводе, опубликовали их в американской прессе. Но по своему характеру эти очерки секретных данных не содержали и антисоветскими не являются.

Обвинение осужденных в антисоветской клевете на национальную политику КПСС и советского правительства основывалось только на их личных показаниях, от которых осужденные, отбывая наказание в лагере, отказались.

Допрошенные в ходе проверки свидетели, в присутствии которых, как ранее утверждали осужденные, они вели антисоветские националистические разговоры, никаких показаний об антисоветской деятельности осужденных не дали.

Не подтвердилось в ходе проверки обвинение Эйдинова и других и в том, что они являлись участниками антисоветской группы.

Следствие по делам на бывших работников автозавода имени Сталина и Министерства автотракторной промышленности СССР велось с грубым нарушением социалистической законности.

Допрошенный в процессе проверки бывший помощник начальника Следчасти по особо важным делам МГБ СССР Соколов показал, что «...до начала допросов следователи, выделенные для ведения дела, были вызваны к Абакумову, который дал указание допрашивать арестованных о шпионской, вредительской и националистической деятельности. В этом направлении велись допросы и соответственно этому же указанию предъявлялось обвинение».

Вместе с этим проверка показала, что на Московском автозаводе имени Сталина в течение ряда лет существовала порочная практика в области планирования производства, недостаточного использования производственных мощностей завода, резервирования готовых автомобилей в незавершенном производстве, запуска автомобилей в серийное производство без соответствующих испытаний и незаконного расходования материальных ценностей.

Проверкой также подтверждено, что Эйдинов в период его работы на автозаводе группировал вокруг себя лиц преимущественно еврейской национальности из числа руководящих и инженерно-технических работников, которые в силу своих корыстных и карьеристических побуждений отрицательно влияли на работу и допускали расхищение государственных средств.

В связи с изложенным Прокуратурой СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР принято решение внести в Верховный Суд СССР протесты с предложением переквалифицировать состав преступления следующим лицам:

1. Пом. директора автозавода Эйдинову, директору комбината общественного питания автозавода Персину, нач. медсанчасти автозавода Самородницкому, директору столовой автозавода Файману, зам. нач. прессового цеха автозавода Вайсбергу, зам. нач. материально-технического отдела автозавода Добрушину и нач. отдела труда и зарплаты автозавода Лисовичу на ст[атьи] 109 и 111 УК РСФСР, т. е. должностные преступления, которые этими лицами были совершены, и дела в отношении их на основании Указа «Об амнистии» прекратить.

2. Дела в отношении нач. цеха коробки скоростей автозавода Майнфельд, главного конструктора по автоэлектрооборудованию автозавода Гольдберга и пом. министра автотракторной промышленности СССР Генкина прекратить за отсутствием в их действиях состава преступления,

3. На остальных осужденных прекратить дела за недоказанностью предъявленного им обвинения.

Генеральный прокурор Союза ССР

Р. РУДЕНКО

Председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР

Чл[енам] Президиума] ЦК, Секретарям] ЦК. Согласен.

Н. Хрущев.

Без оформления [протокольного решения].

Сообщено т. Руденко.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 32. Д. 18. Л. 7-11. Подлинник.

НАРКОМАТЫ - центральные органы государственного управления в Советской Рос-сии и СССР в 1917-1946 годах.

Пер-вые Наркоматы об-ра-зо-ва-ны главным образом вме-сто бывших ми-ни-стерств Временного пра-ви-тель-ст-ва. На ос-но-ва-нии дек-ре-та 2-го Все-росийского съез-да Со-ве-тов «Об об-ра-зо-ва-нии ра-бо-че-го и кре-сть-ян-ско-го пра-ви-тель-ст-ва» от 26.10(8.11).1917 года уч-ре-ж-де-но 12 ко-мис-сий (на-зы-ва-лись так-же Наркоматами; тер-мин «Наркомат» окон-ча-тель-но за-кре-п-лён в Кон-сти-ту-ции РСФСР 1918 года) во гла-ве с народными ко-мис-са-ра-ми: по внутренним де-лам; зем-ле-де-лия; тру-да; по де-лам тор-гов-ли и промышленности (уп-разд-нён в ию-не 1920 года); народного про-све-ще-ния; фи-нан-сов; по де-лам ино-стран-ным; юс-ти-ции; по де-лам про-до-воль-ст-вия (с ию-ля 1918 года На-род-ный ко-мис-са-ри-ат про-до-воль-ст-вия); почт и те-ле-гра-фов; по де-лам на-цио-наль-но-стей; по де-лам же-лез-но-до-рож-ным (с декабря 1917 года Народный комиссариат пу-тей со-об-ще-ния), а так-же Комитет по во-енным и морским де-лам (в но-ябре 1917 года пре-об-ра-зо-ван в Наркомат по во-енным де-лам, в начале 1918 года раз-де-лён на Наркомат по во-енным де-лам и Наркомат по морским де-лам). Нар-ко-мы на-зна-ча-лись и сме-ща-лись Все-российским съез-дом Со-ве-тов, а в пе-ри-од ме-ж-ду съез-да-ми - ВЦИК. Нар-ком имел пра-во еди-но-лич-но ре-шать лю-бой во-прос, от-но-ся-щий-ся к ве-де-нию воз-глав-ляе-мо-го им Наркомата. Од-на-ко при ка-ж-дом нар-ко-ме (и под его пред-се-да-тель-ст-вом) об-ра-зо-вы-ва-лась кол-ле-гия (в 1934 году уп-разд-не-ны в боль-шин-ст-ве Наркоматов с це-лью уси-ле-ния прин-ци-па еди-но-на-ча-лия, в 1938 году вновь вос-ста-нов-ле-ны), чле-ны ко-то-рой ут-вер-ж-да-лись СНК. В слу-чае не-со-гла-сия с тем или иным ре-ше-ни-ем нар-ко-ма кол-ле-гия, не при-ос-та-нав-ли-вая его ис-пол-не-ния, мог-ла об-жа-ло-вать это ре-ше-ние в СНК или Пре-зи-диу-ме ВЦИК. В хо-де пе-ре-строй-ки сис-те-мы государственного управ-ле-ния в со-от-вет-ствии с про-воз-гла-шён-ным боль-ше-ви-ка-ми прин-ци-пом со-ци-аль-ной на-прав-лен-но-сти их по-ли-ти-ки, про-во-ди-мой на-цио-на-ли-за-ци-ей, а так-же с ре-ше-ни-ем других за-дач об-ра-зо-вы-ва-лись но-вые Наркоматы: государственного при-зре-ния (но-ябрь 1917 года, с апреля 1918 года - со-ци-аль-но-го обес-пе-че-ния, в декабре 1919 - апреле 1920 годов - тру-да и со-ци-аль-но-го обес-пе-че-ния); по ме-ст-но-му са-мо-управ-ле-нию (декабрь 1917 - июнь 1918 годов); государственных иму-ществ (декабрь 1917 - июль 1918 годов); государственного кон-тро-ля (с мая 1918 года, смотри в сатье Го-су-дар-ст-вен-ный кон-троль); здра-во-охра-не-ния (с ию-ля 1918 года). На пра-вах Наркомата об-ра-зо-ван Выс-ший со-вет на-род-но-го хо-зяй-ст-ва РСФСР (ВСНХ, декабрь 1917 года; ве-дал главным образом промышленностью, с ию-ня 1920 года - и внутренней тор-гов-лей). В 1918 году не-ко-то-рым Наркоматам бы-ли пре-дос-тав-ле-ны чрез-вы-чай-ные пол-но-мо-чия (например, Нар-ко-ма-ту про-до-воль-ст-вия для осу-ще-ст-в-ле-ния про-до-вольственной дик-та-ту-ры). В ию-не 1920 года об-ра-зо-ван Наркомат внеш-ней тор-гов-ли. Наркоматы как ор-га-ны центрального государственного управ-ле-ния соз-да-ва-лись так-же в других советских рес-пуб-ли-ках.

С об-ра-зо-ва-ни-ем СССР ре-ше-ни-ем ЦИК СССР от 6.7.1923 года соз-да-ны Наркоматы СССР: об-ще-со-юз-ные (управ-ля-ли от-рас-ля-ми, от-не-сён-ны-ми к ис-клю-чительному ве-де-нию Сою-за ССР) и объ-е-ди-нён-ные (с 1936 года - со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ские; управ-ля-ли от-рас-ля-ми, от-не-сён-ны-ми к со-вме-ст-но-му ве-де-нию Сою-за ССР и со-юз-ных рес-пуб-лик). Ста-тус об-ще-со-юз-ных по-лу-чи-ли Наркоматы: иностранных дел (с 1944 года со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский Наркомат), На-род-ный ко-мис-са-ри-ат по во-ен-ным и мор-ским де-лам СССР (в 1934 пе-ре-име-но-ван в На-род-ный ко-мис-са-ри-ат обо-ро-ны, в 1937 из не-го вы-де-лен На-род-ный ко-мис-са-ри-ат Во-ен-но-Мор-ско-го Фло-та СССР), внеш-ней тор-гов-ли, пу-тей со-об-ще-ния (в 1931 года из не-го вы-де-лен Наркомат вод-но-го транс-пор-та, ко-то-рый в 1939 году раз-делён на Наркомат морского фло-та и Наркомат реч-но-го фло-та), почт и те-ле-гра-фов (Наркомат свя-зи с 1932 года). Объ-е-ди-нён-ные Наркоматы: фи-нан-сов, тру-да (в 1933 году уп-разд-нён, его функ-ции пе-ре-да-ны в ве-де-ние проф-сою-зов), про-до-воль-ст-вия (в 1924 году пре-об-ра-зо-ван в Наркомат внутренней тор-гов-ли, в 1925 году объ-еди-нён с Наркоматом внеш-ней тор-гов-ли в од-но ве-дом-ст-во, в 1930 году раз-де-лён на Наркомат внеш-ней тор-гов-ли и Наркомат снаб-же-ния, ко-то-рый в 1934 году пре-об-ра-зо-ван в Наркомат внутренней тор-гов-ли, в 1938 году пе-ре-име-но-ван в Наркомат тор-гов-ли), ра-бо-че-кре-сть-ян-ской ин-спек-ции (с 1934 года Ко-мис-сия советского кон-тро-ля), ВСНХ. По Кон-сти-ту-ции СССР 1924 года ос-та-лись рес-пуб-ли-кан-ские Наркоматы: зем-ле-де-лия (в 1929 году пре-об-ра-зо-ван в со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский, в 1932 году из не-го вы-де-лен Наркомат зер-но-вых и жи-вот-но-вод-че-ских сов-хо-зов); внутренних дел (с 1934 года со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский На-род-ный ко-мис-са-ри-ат внут-рен-них дел); юс-ти-ции (с 1936 года со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский); На-род-ный ко-мис-са-ри-ат про-све-ще-ния; здра-во-охра-не-ния (с 1936 года со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ский); со-ци-аль-но-го обес-пе-че-ния. Од-но-имён-ные Наркоматы СССР в та-ком слу-чае не обра-зо-вы-ва-лись. Со 2-й половины 1930-х годов Наркоматы име-ли пра-во на-граж-дать ра-бот-ни-ков сво-их пред-прия-тий ве-дом-ст-вен-ны-ми знач-ка-ми «От-лич-ник со-циа-ли-сти-че-ско-го со-рев-но-ва-ния» (из-го-тав-ли-ва-лись из се-реб-ра с зо-ло-че-ни-ем и эма-ли-ров-кой), за-ка-зы-ва-ли их на Ле-нинградском мо-нет-ном дво-ре.

Струк-тур-ная пе-ре-строй-ка народного хо-зяй-ства в свя-зи с со-циа-ли-стической ин-ду-ст-риа-ли-за-ци-ей (конец 1920-х - начало 1940-х годов) при-ве-ла к ли-к-ви-да-ции в 1932 году ВСНХ и об-ра-зо-ва-нию на его ос-но-ве сис-те-мы от-рас-ле-вых промышленных Наркоматов: тя-жё-лой промышленности, лёг-кой промышленности, лес-ной промышленности (все в 1932), пи-ще-вой промышленности (1934).

В 1939 году про-изош-ло раз-ук-руп-не-ние промышленных Наркоматов На ба-зе уп-разд-нён-но-го Наркомата тя-жё-лой промышленноти об-ра-зо-ва-ны Наркоматы: чёр-ной ме-тал-лур-гии; цвет-ной ме-тал-лур-гии; элек-тро-стан-ций и элек-тро-про-мыш-лен-но-сти (в 1940 году раз-де-лён на Наркомат элек-тро-стан-ций и Наркомат элек-тро-про-мыш-лен-но-сти); хи-мической промышленности (в мар-те 1941 года из не-го вы-де-лен Наркомат ре-зи-но-вой промышленности); промышленности стро-ительных ма-те-риа-лов; то-п-лив-ной промышленности (в том же го-ду раз-де-лён на Наркомат уголь-ной промышленности и Наркомат неф-тя-ной промышленности). На ба-зе Наркомата обо-рон-ной промышленности об-ра-зо-ва-ны Наркоматы: авиационной промышленности; су-до-строительной промышленности; воо-ру-же-ния; бо-е-при-па-сов (уп-разд-нён в 1946 году). Из Наркомата пи-ще-вой промышленности вы-де-ле-ны Наркомат мяс-ной и мо-лоч-ной промышленности и Наркомат рыб-ной промышленности, а из Наркомата лёг-кой промышленности - Наркомат тек-стиль-ной промышленности. На ба-зе Наркомата ма-ши-но-строе-ния об-ра-зо-ва-ны Наркомат тя-жё-ло-го ма-ши-но-строе-ния (в ию-не 1941 года из не-го вы-де-лен Наркомат стан-ко-строе-ния), среднего ма-ши-но-строе-ния (в 1946 году пре-об-ра-зо-ван в Наркомат ав-то-мо-биль-ной промышленности), об-ще-го ма-ши-но-строе-ния (в но-ябре 1941 года пре-об-ра-зо-ван в Наркомат ми-но-мёт-но-го воо-ру-же-ния). Так-же в 1939 году об-ра-зо-ван Наркомат по строи-тель-ст-ву (в 1946 году раз-де-лён на Наркомат по строи-тель-ст-ву пред-при-ятий тя-жё-лой ин-ду-ст-рии, Наркомат по строи-тель-ст-ву пред-при-ятий то-п-лив-ной промышленности, Наркомат по строи-тель-ст-ву во-енных и во-енно-морских пред-при-ятий). В 1940 году из Наркомата лес-ной промышленности вы-де-лен Наркомат цел-лю-лоз-ной и бу-маж-ной промышленности. С на-ча-лом Великой Отечественной вой-ны об-ра-зо-ва-ны Наркомат тан-ко-вой промышленности (1941; в 1945 году пре-об-ра-зо-ван в Наркомат транс-порт-но-го ма-ши-но-строе-ния), Наркомат государственной безо-пас-но-сти (1941; вы-де-лен из Наркомата внутренних дел). По-сле окон-ча-ния вой-ны уп-разд-не-ны не-ко-то-рые Наркоматы обо-рон-но-го ком-плек-са, ряд Наркоматов под-верг-лись ре-ор-га-ни-за-ции.

В мар-те 1946 года в СССР на-счи-ты-ва-лось 29 об-ще-со-юз-ных и 19 со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ских Наркоматов. С при-ня-ти-ем за-ко-на «О пре-об-ра-зо-ва-нии Со-ве-та На-род-ных Ко-мис-са-ров СССР в Со-вет Ми-ни-ст-ров СССР и Со-ве-тов На-род-ных Ко-мис-са-ров со-юз-ных и ав-то-ном-ных рес-пуб-лик в Со-ве-ты Ми-ни-ст-ров со-юз-ных и ав-то-ном-ных рес-пуб-лик» от 15.3.1946 года все Наркоматы пре-об-ра-зо-ва-ны в од-но-именные ми-ни-стер-ст-ва. Кро-ме нар-ко-ма-тов до середины 1940-х годов су-ще-ст-во-ва-ли другие ор-га-ны центрального государственного управ-ле-ния (Все-со-юз-ный комитет по де-лам выс-шей шко-лы, Все-со-юз-ный комите по де-лам ис-кусств, Главное управ-ле-ние тру-до-вых ре-зер-вов и др.), позд-нее так-же пре-об-ра-зо-ван-ные в ми-ни-стер-ст-ва.

Пе-ре-чень нар-ко-ма-тов РСФСР и СССР смотри в при-ло-же-нии «Го-су-дар-ст-вен-ные уч-ре-ж-де-ния Рос-сии, СССР и РФ» в то-ме «Рос-сия».

Народный Комиссариат Тяжелой Промышленности. Наркомтяжпром. 1934-1936. Часть 2

Конкурсный проект Ивана Леонидова

_______________________

Я считаю, что этот проект самый удачный из всех представленных на протяжении 2-х конкурсов. Почему? По нескольким причинам:


  • Это самый выразительный проект по моему мнению. Композиция составлена из большой платформы-подиума, который можно использовать как трибуны при демострациях, и высотной доминантой из трёх башен. С разных ракурсов башни всегда образуют хорошее композиционное подчинение к общей идее.
  • Это единственный из проектов, который рассматривает связь нового здания с исторической застройкой Москвы. По этому поводу И.Г. Лежава называет Ивана Леонидова архитектором, включившим себя две эпохи: модернизм и постмодернизм. По сути Леонидов становится первым представителем постмодернизма, заметно опережая исторический ход событий и взглядов. Эль Лисицкий , анализируя результаты конкурса, назвал Леонидова "единственным, кто стремится найти единство "Кремль – собор Василия Блаженного – новое здание ".
  • Проект отличает невероятная ценность с точки зрения пропорций. При этом Леонидов не пользовался никакими построениями пропорций, он, видно, их чувствовал.
  • Проект чист и с стилистической точки зрения. Это единственный проект в конкурсах, где были соблюдены ВСЕ правила конструктивизма, что положительно выделяет проект на фоне других.
Поэтому я и посветил всю статью только одному проекту.

Вот как сам Леонидов охарактеризовал свой проект: (из пояснительной записки)

"Я считаю, что архитектура Кремля и Василия Блаженного должна быть подчинена архитектуре Дома Наркомтяжпрома, а само здание НКТП должно занять центральное место в городе.
Исторические мотивы должны быть композиционно подчинены принципу художественного контраста этому ведущему объекту…

В проекте центром композиции являются высотные башни, выбор которых обусловлен соображениями функциональными и архитектурными (требование стройности, композиции, движения, пространственности, величины). Низкие части здания (зал, трибуны, выставки, задний корпус) по своей высоте отвечают окружающей архитектуре и композиционно строятся в ограниченном контрасте нижнего плана.
Башен три. Первая – прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции (нержавеющая сталь).

Круглая башня задумана, как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал – стеклянный кирпич, что дает возможность сохранить цельность формы используя фактурные эффекты необычайного материала… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун.
Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах.
Красная площадь делится на две террасы, находящиеся в разных уровнях, что дает возможность при военных парадов добиться новых эффектов (например, пустить в одной плоскости танки, в другой кавалерию…)
Террасообразный принцип решения площади обеспечит и хорошую видимость Мавзолея."

Три разные по высоте и силуэту башни, соединенные между собой на разных высотах переходами должны были быть видны со всей Москвы и её окраин. По вечерам одна из башен, с полностью стеклянным фасадом, создавала бы космическое зрелище.

Дом Наркомтяжпрома Леонидов создал в период, когда с ним уже боролись. Боролись не просто с Леонидовым, а с "леонидовщиной", ставшей в 30-е страшным ругательством. Означало оно, как писал журнал "Искусство в массы", "слепое подражание западным образцам, фетишизм архитектурных форм, развивающихся независимо от классовой борьбы, и игнорирование вопросов экономичности сооружений".

Я думаю, никакие слова не смогут сравниться с выразительностью самого проекта.

Александр Уралов.

Малышев Вячеслав Александрович. Нарком тяжелого машиностроения (1939-1940), нарком среднего машиностроения (1940-1941), заместитель председателя СНК СССР (1940-1944), нарком танковой промышленности (1941-1942, 1943-1945), Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-танковой службы.

«Это был очень организованный, дисциплинированный человек, немного жесткий, скорее - требовательный. Умел работать, когда надо было успеть сделать невероятно много. Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники».

В.С.Сумин. Помощник В.А Малышева, проработавший с ним 17 лет.

Легендарный нарком войны

Вячеслав Александрович Малышев был талантливым инженером-конструктором и крупным руководителем промышленного производства. Свой трудовой путь начинал на железной дороге машинистом. Инженерное образование получил в Московском Высшем техническом училище (МВТУ им. Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование зрелого инженера В.А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А.Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, тоже в свое время окончившего Высшее императорское техническое училище (так называлось до революции МВТУ), дипломник услышал лестное: «Да это же прирожденный директор!» И он им стал уже в мае 1938 года, в возрасте тридцати шести лет, когда по просьбе народного комиссара машиностроения А.Д. Брускина его назначили директором завода им. Куйбышева. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.

Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горьком.

В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности.

Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» - в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя - ради фронта, ради Победы - работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего - и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.

В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой - на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, заводские танки - все, что могло двигаться и стрелять. Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, - вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. - Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».

Т-34-легенда Второй Мировой.

Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танковой промышленности генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений. Член Государственного Комитета Обороны А.И. Микоян, так характеризовал сталинского наркома:

«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.

В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».

Среди всех наркомов Малышев наиболее часто вызывался в Кремль и на дачу в Кунцево для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. С 1939 по 1950 год он разговаривал со Сталиным свыше 100 раз, и большая часть этих встреч происходила в период войны. Верховный Главнокомандующий очень высоко ценил его как выдающегося организатора промышленности.

Блестящий руководитель с глубокими инженерными знаниями, Вячеслав Александрович был одним из выдающихся организаторов развития танковой промышленности в годы войны.


Слева направо: Д.Ф.Устинов, Б.Л.Ванников, А.И.Ефремов, В.А.Малышев, 1943

Промышленность в короткие сроки перестроилась на военный лад, стала давать фронту хорошие боевые машины.

С величайшим уважением относились к Малышеву прославленные полководцы Великой Отечественной войны: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, А. И. Еременко, маршалы и генералы бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, П. А. Ротмистров, П. С. Рыбалко.

Генерал армии дважды Герой Советского Союза, кандидат военных наук Д. Д. Лелюшенко во время Отечественной войны командовал общевойсковыми и танковыми армиями, был заместителем начальника Главного автобронетанкового управления Красной Армии. В своих записках он пишет: "В те дни довелось часто встречаться с Вячеславом Александровичем Малышевым, который руководил танковой промышленностью. Поражала его кипучая энергия. Будучи очень занятым человеком, Малышев не упускал случая встретиться и поговорить с фронтовиками-танкистами, терпеливо выслушивал их претензии и замечания. Он часто бывал на прифронтовых полигонах, где испытывались новые машины. Провожал в действующую армию сформированные танковые соединения. Ему можно было позвонить поздно ночью или рано утром - Вячеслав Александрович всегда был "у себя". Он не имел привычки откладывать решения. Работать с таким человеком было приятно и легко".

Генерал-лейтенант технических войск, Герой Социалистического Труда Ф. Ф. Петров в своих воспоминаниях подчеркивает исключительный организаторский талант Малышева, сплотившего всех - от мастеров брони, творцов моторов до пушечных конструкторов.

Работа в урановом проекте.

Еще в годы Великой Отечественной войны появилась информация о работах с ураном-235. Малышев заинтересовался этой проблемой.

Американцы и не думали, что мы сможем сделать атомную бомбу так быстро. Сразу после войны, 17 июля 1945 г. на Потсдамской конференции держав-победительниц, американский президент Г.Трумэн сообщил И.В.Сталину о наличии у США мощного оружия, тем самым, по наблюдению присутствовавших маршала Г.К.Жукова и У.Черчилля, приведя его в крайнее удивление. Джон Ф.Хогертон и Эллсуорт Рэймонд в книге "Когда Россия будет иметь атомную бомбу?", вышедшей в 1948 г. в Москве, прогнозировали, что создать атомную бомбу СССР сможет только в 1954 г. Как известно, с прогнозом они попали впросак.

Еще в ходе Великой Отечественной войны советские ученые занимались урановой проблемой. В декабре 1946 г. И.В.Курчатов с сотрудниками построили первый в Европе реактор и осуществили цепную реакцию, а в 1948 г. запустили первый промышленный уран-графитовый реактор.

Пуск этих реакторов и получение на первом из них ничтожных микрограммовых количеств плутония, а на втором - промышленных количеств подвели итог огромным усилиям геологов, горняков, металлургов и металловедов, химиков и радиохимиков, графитчиков, конструкторов и физиков-экспериментаторов. Уже в августе 1949 г. Советский Союз провел испытание атомной бомбы. С создания атомного оружия началось и развитие атомной энергетики.


Испытание первой атомной бомбы СССР. 29 августа 1949 г.

Он был руководителем Государственной комиссии по испытанию первой термоядерной бомбы, проведенному на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 г. А.Д. Сахаров вспоминал: "Малышев обнял меня и тут же предложил вместе с другими руководителями испытаний поехать на поле "посмотреть, что получилось". Я, конечно, согласился, и вскоре на нескольких открытых газиках мы подъехали к контрольно-пропускному пункту, где нам выдали пылезащитные комбинезоны с дозиметрами в нагрудных карманах. ...Машины поехали дальше и остановились в нескольких десятках метров от остатков испытательной башни. ...Малышев вышел из машины и пошел к башне. Я сидел рядом с ним и тoжe вышел. Остальные остались в машине. От башни остались только бетонные основания опор... Через полминуты мы вернулись в машины..." Как впоследствии стало известно, все, посетившие тогда эпицентр взрыва, получили очень большие, опасные для жизни дозы облучения.


12 августа 1953 года в CCСР прошли испытания первой в мире водородной бомбы. Испытание состоялось на Семипалатинском полигоне. Взрывная волна уничтожила все в радиусе 4 километров.

Роль Малышева, как крупнейшего машиностроителя, в урановом проекте очевидна. О его заслугах не раз говорил И.В.Курчатов, отмечая, что Малышеву удалось мобилизовать сотни заводов, рудников, конструкторских бюро (в том числе бывших танковых, откуда пришел в атомную отрасль Н.Л.Духов - в Арзамасе-16 возглавил специальный конструкторский сектор, занимавшийся разработкой атомной бомбы) для работы над Атомным проектом. При участии Малышева началось строительство атомной электростанции в Обнинске, пущенной в июне 1954 года, и строительство атомного ледокола "Ленин" (главный конструктор В.И.Неганов, научный руководитель создания атомной силовой установки академик А.П.Александров), в которое было вовлечено до 500 заводов Советского Союза. Его создание превратилось в очередную гигантскую опытную площадку новой технологии, стало экзаменом на зрелость для металлургов, машиностроителей, сборщиков. Возглавляя Министерство судостроения СССР, В.А.Малышев являлся одним из зачинателей и организатором работ по созданию атомного подводного флота СССР.

Однако атомный ледокол "Ленин", начало строительства которого положил Малышев, увидеть на рейде ему не довелось. До того дня он не дожил несколько месяцев. И до запуска первого искусственного спутника Земли он не дожил. Но есть и его доля труда в быстрых темпах развития советской ракетной и космической техники.
И.В.Сталин называл В.А.Малышева главным инженером страны. Малышев был требовательным человеком, любил во всем досконально разобраться, любил все новое. Он присутствовал на всех испытаниях оружия, техники, ему было важно самому во всем разобраться, посмотреть, изучить происходящие процессы. Он был очень дотошным, скрупулезным человеком. Несмотря на запреты сразу после испытания атомной бомбы поехал в эпицентр взрыва. Он хотел во всем убедиться сам, чуть ли не пощупать. Это его бесстрашие, увлеченность делом привели к тому, что он "схватил" дозу радиации и рано ушел из жизни, всего в 54 года…

Создание и организация атомной промышленности - дело, за которое он с энтузиазмом взялся. Когда ученые завершали свои разработки, и их нужно было внедрять в производство, Малышев привлекал своих конструкторов-танкистов, а также машиностроительные, танковые заводы.

Рабочий день Вячеслава Александровича продолжался долго: с раннего утра и нередко - до часа ночи. Практически ежедневно он бывал в правительстве. А потом - аналитическая работа. Мы готовили обзоры иностранной литературы по техническим вопросам для него. Он знакомился с происходящим в мире по обзорам, переводам. Его интересовала вся информация, касавшаяся вопросов оборонного комплекса. Я помню, как он перед поездкой на научный симпозиум, который проходил в Англии, исписал всю записную книжку информацией об этой стране. Выписки были сделаны из самой разной литературы. Получилась своеобразная "энциклопедия" об Англии. Там было все: история, развитие экономики, состояние оборонной промышленности, культура. У меня остался этот блокнот, исписанный его рукой. Теперь храню его как память об этом человеке.

Это был очень динамичный человек. Одна из английских газет после его поездки на конференцию написала, что это "человек-динамо". Находясь в Англии, он ездил по заводам и предприятиям. Все это было близко, знакомо ему, как дом родной. Он любил бывать на предприятиях. Это было для него важнее, чем любой бумажный отчет.

В.А.Малышев побывал на всех объектах, на атомных подводных лодках. Его хвалили в правительстве, что он так быстро создал атомный флот. Вместо заклепок ввел автоматическую сварку. Он учил некоторых специалистов быть смелее, корил, что они боятся нового. Часто общался с академиком Патоном Евгением Оскаровичем.

В 1946 г. Малышев, анализируя итоги войны, сделал вывод, что "наша танковая промышленность за годы войны прошла в области внедрения техники и технологии путь, на который в довоенное время было бы затрачено 10-15 лет". Несмотря на трудности войны, на Восток были переведены сотни и тысячи предприятий. Правительство сумело выделить танковым заводам достаточное количество нового оборудования, что обеспечило создание базы для массового выпуска танков.

Как выдающегося организатора промышленности его очень высоко ценил И.В. Сталин. За время войны Малышев 107 раз вызывался в кабинет Сталина для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. Чаше его вызывались только некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б) и никто из наркомов, не бывших членами Политбюро.

Создание транспортной отрасли.

В октябре 1945 года Наркомтанкопром был упразднен и на его базе создан Наркомат транспортного машиностроения во главе с В. А. Малышевым.

Новое дело было неимоверно тяжелым. После четырех лет войны заводы транспортного машиностроения находились в тяжелом положении, многие переключены на выпуск военной техники. А задачи поставлены огромные. За пятилетку (1946-1950 гг.) Наркомат транспортного машиностроения должен выпустить 6165 магистральных паровозов, 865 тепловозов, 435 тыс. вагонов. Кроме того предприятия Министерства должны дать 74,5 тыс. тракторов, 79 тыс. дизелей, возродить производство речных судов на заводе "Красное Сормово".

Как сделать этот рывок? Малышев ищет пути. Опыт подсказывал: только путем новых маневров имеющимися мощностями и прежде всего решительным переключением танковых, бронекорпусных, дизельных заводов на новые виды изделия.

Малышев стремился не просто восстановить производство мирной продукции и организацию производства, ориентируясь на довоенные образцы, а создать новое массовое производство с ориентацией на современные типы машин.

В основу послевоенного транспортного машиностроения Малышев положил принципы поточно-массовой технологии. Строятся новые агрегатные заводы, заводы бывшего танкопрома с их мощной базой становятся смежниками предприятий транспортного машиностроения. Создаются новые конструкции паровозов, тепловозов, дизелей, тракторов.

Создание и применение новой техники.

В декабре 1947 года Госплан СССР был реорганизован и образованы Государственный Комитет снабжения народного хозяйства СССР и Государственный Комитет внедрения новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). На Гостехнику возлагалась задача форсирования внедрения в народное хозяйство новой техники в целях дальнейшего быстрого технического вооружения и перевооружения народного хозяйства.

Председателем Гостехники назначили В. А. Малышева. В жизни Малышева, которому в эти дни исполнилось сорок лет, начинается совершенно особый период. Произошло превращение его в одного из стратегов народного хозяйства, в подлинного главного инженера страны (так называли Малышева многие работники промышленности). На этой должности его принципиальность, инженерный талант и организаторская мысль получили наиболее полное выражение. Он считал, что главное дело - борьба не за отдельные новинки, не за частные улучшения, делающие временный успех, а борьба за исторически прогрессивные направления в науке и технике.

Малышев сосредотачивается на проблеме скорейшей механизации трудоемких и тяжелых работ в основных отраслях промышленности и строительства. Это обеспечивало создание резерва рабочей силы и выигрыш времени.

Гостехника наиболее полно раскрыла организационную роль на строительстве канала Волга-Дон (1950-1952 гг.).

В отличие от первоначального проекта строительства канала, предусматривавшего привлечение более чем 500 тыс. человек, предложение Малышева и Гостехники предусматривало всего 200 тыс. человек, но с созданием и введением в эксплуатацию мощной землеройной техники. Создаются шагающие экскаваторы, скреперы, мощные самосвалы, тягачи.

Новой стройке - новую технику. Эта был истинно малышевский размах, дело, которое всколыхнуло десятки заводов, министерств. Волго-Дон стал лабораторией новой техники.

За два с половиной года вместо пяти было сделано все. 31 мая 1952 года навеки слились воды двух великих рек.

Министерство судостроительной промышленности.

10 января 1950 года по распоряжению Председателя Совмина СССР Малышев обязуется в семидневный срок принять дела Министерства судостроительной промышленности. Через день появился соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР. Это третье министерство за пять лет.
Малышев знал, что программа большого флота принята еще до войны, когда были созданы Наркомат ВМФ и Наркомат судостроения. В 1938-1940 годах заложили много крупных военных кораблей. Но они остались на стапелях недостроенными.
Времени для того, чтобы быть большому флоту, крайне мало. Между тем строительство одного корабля растягивалось на три-четыре года, с огромными затратами ручного труда. Малышев ездит по судостроительным заводам. Он понял, что надо ломать устаревшую технологию сборки кораблей. Кое-какие новшества начали вводить до него, но нововведения надо было внедрять смелее. Над этим работает Министерство. Судостроительные заводы в 50-е годы изменили свой традиционный облик. "Стапельное время" было резко сокращено, большинство сборочных работ перенесено в цех. Сдаточная программа 1950 года была успешно завершена. В январе 1951 года И. В. Сталин позвонил Малышеву и поздравил его с успешным выполнением плана сдачи судов.

Первый в мире атомный ледокол «В.И.Ленин».

Старые судостроители, конструкторы отмечали, что работать с Малышевым было не только интересно. Уроки работы с Малышевым - это уроки предельно оперативного, гибкого освоения нового, изживания инертности, постоянного развития чувства нового.

Болезнь - острый лейкоз - подкралась незаметно и прогрессировала бурно. Интенсивное лечение, необыкновенное личное мужество самого Малышева, забота друзей - все оказалось бессильным. 20 февраля 1957 года наступила смерть. 22 февраля состоялось прощание в Колонном зале Дома Советов. Урна с прахом захоронена в Кремлевской стене. Его именем был назван Харьковский машиностроительный завод, улицы в Москве, Коломне и Сыктывкаре (в городе установлен памятник) и в других городах.

Куда же подевались такие люди? На государственных постах их сменили демагоги, построившие свою карьеру участием в разного рода политических разборках, технически безграмотные, но, тем не менее, берущиеся что-то решать в вопросах им совершенно неизвестных и непонятных – результаты их деятельности очевидны уже даже людям, самым далеким от технической тематики.

Так, например, новым руководителем государственного концерна "Укроборонпром", объединяющего более ста предприятий оборонно-промышленного комплекса различных видов научного и производственно-технического направления, назначен учитель физики по образованию, владелец автосалона, руководитель избирательного штаба Петра Порошенко на Херсонщине, депутат областного совета 42-летний Роман Романов.

Этот педагог-физик в 1995 году закончил физмат Херсонского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской (очень престижный вуз!) будучи с 1992 года – предпринимателем. Когда же он учился?

«…Имел колоссальный организаторский талант, что помогало ему возглавлять сразу несколько министерств. И плюс ко всему, Богом, что ли, ему дано было, разбирался во всех новшествах науки и техники». Это В.А.Малышев.
Как там у И.Сталина: «Кадры решают все!»

А какой талант имеет депутат областного совета, предприниматель, владелец автосалона в Херсоне, применимый к руководству такой махиной как государственный концерн «Укроборонпром»?

Гуд бай, ГК «Укроборонпром»!

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии
  • 2050 просмотров
  • Версия для печати