Конспект НОД по развитию связной речи тема; "Осень". план-конспект занятия по логопедии на тему. Лесные тайнички (осень) — Николай Сладков III. Речевая разминка

Инна Бухарова
Конспект занятия: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».

Пересказ рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » .

Цели : Коррекционно-образовательные :

учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинный материал, систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период ; активизировать словарь по теме «Осень » ;

Коррекционно-развивающие :развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать у детей способность понимать и чувствовать настроение героев произведения,воспитывать умение слушать педагога и товарищей.

Оборудование : текст рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » , игрушка-ворон, картинки : белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, журавль.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Послушайте загадку :

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели .

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень )

2. Основной момент.

1) Объявление темы.

Дети, к нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляю на столик игрушку ворон) Он принес нам осеннюю интересную историю .

Из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам .

2). Чтение рассказа «Осень на пороге » .

(Выставляю картинки по ходу рассказа ) .

Осень на пороге .

Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога , всели к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса : - Готовы, готовы, готовы.

А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери :

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся !

Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном крепким уснем!

Мы, ласточки и скворцы в тёплые края улетим!

3) Беседа по рассказу .

О каком времени года говорилось в рассказе ?

Кто задавал вопросы жителям леса?

Кого проверял Ворон?

Как приготовились к зиме лисицы зайцы,

Как еноты и барсуки? Как ежи и медведи? Как готовятся птицы?

Почему же нужно готовиться к наступлению осенних холодов ?

4)Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся ,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

5) Пересказ рассказа .

Снимаю картинки с доски и повторяю рассказ , вновь выставляя картинки.

6)Пересказ рассказ с опорой на картинки детьми .

3. Итог занятия . Оценка работы детей.

Дети, кто прилетал к вам в гости?

Как готовятся звери и птицы к зиме?

А почему нужно готовиться к наступлению осени ?

Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено . Отдыхайте.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» Задачи. 1. Образовательные: -учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; -отвечать на вопросы полными.

Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.

Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Тема занятия: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности «Речевое.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе, пересказ рассказа «Лиса и рак» Пересказ рассказа «Лиса и рак» Интеграция образовательных областей. Познание,Коммуникация,Чтение художественной литературы, социализация.

НОД по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Цель: Развитие у детей умения выразительно пересказывать текст точно, последовательно.

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках» Конспект НОД Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках».

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Березовые листья» Конспект НОД по развитию связной речи Пересказ рассказа «Березовые листья» Цели: Образовательные: учить пересказывать рассказ, учить логическому.

Рассказ про осень. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Николай Сладков. Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа (магнитной доски).

Цели:

Коррекционно-образовательная:

Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

Систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

Активизировать словарь по теме «Осень»;

Закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)*, картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Ход занятия . Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.

2. Объявление темы.

Логопед: Послушайте стихотворение: Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Когда это бывает? (Осенью.) А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.

3. Игра «Один - много».

Логопед выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это - зайцы. Много зайцев.

Енот - еноты - много енотов.

Лиса - лисы - много лис.

Еж - ежи - много ежей.

Белка - белки - много белок.

Медведь - медведи - много медведей.

Барсук - барсуки - много барсуков.

Птица - птицы - много птиц.

4. Рассказ логопеда (Выкладывание картинок по ходу рассказа).

Логопед: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

Осень на пороге

Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон.- Осень у лесного порога, всели к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса: - Готовы, готовы, готовы...

А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!

Мы перелётные птицы в тёплые края улетим!

5. Беседа по рассказу.

Логопед: О каком времени года говорилось в рассказе? Кто задавал вопросы жителям леса? Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные на фланелеграфе.) Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? Как барсуки и еноты? Как ежи и медведи? Как перелетные птицы? А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

6. Пересказ рассказа.

Логопед снимает картинки с фланелеграфа и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.

Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туча небо кроет, Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края.

А.Плещеев

Изображают улетающих птичек

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.

7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?


Николай Сладков «Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.


10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Сентябрь

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.
И вдруг осеннюю тишину нарушает ярое, прямо весеннее бормотание тетерева!
Певчий дрозд откликнулся — просвистел свою песню.
Затенькала птичка-капелька — пеночка-теньковка.
И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.
Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка.
Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Песни и тишина.
И грустно и радостно!

Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

На великом пути

Спешили мы до ночи в лес попасть — не успели. Заночевали в поле. Палатку привязали к телефонному столбу. Потому что тучи на небе кипят: быть буре! И только устроились — задуло. Стенки палатки напружинились и загудели. Загудели и провода над головой. Страшно в такую ночь в голой степи.
Гудит вокруг, ревёт, свистит, воет.
И вдруг слышим голоса! Странные голоса. Будто кто-то вздыхает тяжело: «Ох! Ох! Ох!» А другой подгоняет сердито: «Но! Но! Но!»
Выбрался из палатки. Как в чёрный водоворот нырнул: крутит, толкает, не даёт дышать. Но всё же разобрал — голоса-то с неба! Птицы кричат.
Летят птицы на юг и вот кричат в темноте, чтобы не потерять друг друга.
Большие и сильные высоко летят. А мелюзга разная — голосишки пискливые, крылышки мокрые дребезжат! — над самой землёй мчат. Гонит их вихрь, как сорванные листья. Не разобрать по голосам — что за птицы? На пролёте птицы кричат особыми, «дорожными» голосами, не похожими на их всегдашний зов.
Всю ночь рвал палатку ветер. Гудели провода. И кричали в темноте птицы.
А утром тишина. Ни туч, ни ветра. Солнышко проглядывает. А ничего живого не видно.
Вот только лисичка вдоль столбов бежит. Да чудная какая-то — бежит и кланяется! Пробежит — поклонится, пробежит — поклонится. Поклон — носом до земли.
До нас добежала — стоп! Пастишку разинула, вильнула, да так по земле пошла, что кажется — над землёй полетела!
А когда вильнула, выронила из пастишки чёрный комочек. Пошёл я посмотреть. И вижу — птичка! А дальше под проводами ещё. Ночью о провода побились!
Так вот почему кланялась лисичка! Каждой мёртвой пичужке — лисий поклон.
Сколько тут птиц! Рыжегрудые зорянки упали на сухой бурьян, и бурьян расцвёл оранжевыми цветами. Куличок угодил в лужу — заломившееся крылышко торчит вверх. Гонит ветер мёртвого куличка, как лодочку под парусом.
У лужи — каменка. Тонкие пальчики стиснуты в кулачки, видно, от боли…
Далёк, далёк и труден птичий путь. Много ещё птиц потеряется в темноте и не откликнется на зов пролетающих стай. Много попадёт в зубы лисиц и когти ястребов. Но ещё больше долетят.
Обязательно долетят.
Счастливого им пути!

Паучок

С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Да ловко так: выпускал паутинку и на ней, как на канате, спускался всё ниже и ниже. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку повыше паука, покачал паука в воздухе, как бумажный мяч «раскидай» на резинке, и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было!
Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и опускается вниз. Я быстрей тяну, он быстрее разматывает. Я руками перебираю, только пальцы мелькают, а он паутину выпускает и скользит вниз. Как будто я катушку за нитку тяну вверх: тяну, тяну, нитка разматывается, а катушка ни с места. Крутится, вертится, а вверх ни на сантиметр!
Изо всех сил тяну, а паучок всё равно внизу!
И тут подумал я, что этак я паука, как катушку с нитками, до конца размотаю! Ведь иссякнет же он когда-нибудь, будет же конец его паутине? Размотается весь на паутину — тут ему и конец. За что же беднягу так?
Оборвал я паутинную нить, пустил паука на землю. Помчался он со всех своих восьми ног. Здорово так, сразу видно, что не весь ещё вымотался. Осталось ещё паутины на сеть — комаров ловить. Пусть ловит: кусаются комары здорово!

Время

Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье. Ну и хорошо, что суббота и воскресенье!
Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.
Думать о времени меня научили… мыши и дятлы.
Встречаю я их в лесу весь год. Вся их жизнь на моих глазах.
У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется помоется. После игры моется, после драки моется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.
Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет.
Ну а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год; как только носы не сломают!
Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Так незаметно, а если прикинуть? И выйдет, что полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни — остальное время спит!
Заставили меня мыши время считать. А вдруг и я только и делаю, что сплю да долблю. И очень просто!