Устав образовательной организации (примерная форма). Устав по новому закону об образовании Гражданский кодекс по уставу образовательных организаций

При этом, к «иным федеральным законам» можно отнести действующий Гражданский Кодекс Российской Федерации, применительно к распространенной в настоящее время в образовании организационно-правовой форме негосударственного образовательного частного учреждения (НОЧУ) устанавливающий, в частности, что:

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся учреждения (ч.2 ст.48);

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества (ч.2 ст.120); частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами;

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ч.2 ст.120);

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (ч.7 ст.63);

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ч.2 ст.300).

Как видно из приведенных примеров, регламентация в уставе образовательного учреждения вопросов имущественных отношений не является простой, что потребует привлечения к его составлению специалистов сравнительно высокой юридической квалификации. Другим вопросом, требующим повышенного квалифицированного юридического подхода, является регламентация в уставе образовательной организации структуры и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка их формирования и срока полномочий. Так, например, федеральный закон об образовании в Российской Федерации содержит сравнительно сложные и, пожалуй, юридически неудачно сформулированные нормы об управлении образовательной организации, в том числе:

  1. «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.» (ч.4 ст.26)
  2. 2.Как видим, буквальное толкование данной нормы обязывает образовательную организацию иметь такие коллегиальные органы управления, как общее собрание (конференция) работников и педагогический (ученый) совет, оставляя на усмотрение ее учредителя (учредителей) возможность формирования иных коллегиальных органов управления.

При этом, сразу определить «в недрах норм» федерального закона об образовании в Российской Федерации компетенцию «обязательных» коллегиальных органов управления достаточно проблематично - явный минус законодателя.

3.«Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.» (ч.5 ст.26)

Как видим, буквальное толкование данной нормы применительно к коллегиальным органам управления образовательной организации позволяет этим органам выступать (представительствовать) от имени образовательной организации, что явно противоречит сложившейся юридической практике согласно ст. 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации - тоже минус законодателя..

4.«Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.» (ч.10 ст.51

Как видим, буквальное толкование данной нормы не позволяет сделать однозначный вывод о порядке формирования единоличного органа управления (руководителя) частной образовательной организации - путем избрания или же назначения?

Более того, общая ч.1 ст.51 вообще не предполагает возможности избрания руководителя образовательной организации - только назначение. В заключение заметим, что хотя рассмотренные вопросы содержания устава образовательной организации и свидетельствуют о сложном и противоречивом подходе к ним законодателя, но зато это - хоть какая-то юридическая регламентация. А вот какие «специальные образовательные» требования к содержанию устава организации, осуществляющей обучение (юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности - п.20 ст.2) будут предъявлять чиновники при рассмотрении вопроса ее лицензирования - пока вообще остается загадкой.

04.09.08 //11:10 Юрий Анатольевич

Устав образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации. Функция локального акта состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.
Уставы учреждений образования трансформируют право на образование, закрепленное в Законе РФ «Об образовании», в конкретные права личности, предусматривая соответствующие гарантии и порядок их осуществления. Уставы в концентрированном виде регламентируют правомочия участников отношений в сфере образования.
Функция данного правового акта носит двоякую роль, обозначенную в Законе РФ «Об образовании». С одной стороны, он является правовой базой, на основе которой осуществляется деятельность образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» это учреждение признано в настоящее время юридическим лицом. Устав регламентирует его цели и задачи, организационную структуру, форму управления, экономический и хозяйственный аспект деятельности и т.п. С другой стороны, устав является основным нормативным актом, регламентирующим правовой статус участников образовательного процесса и в первую очередь учащихся.

На вопрос ответил: Фёклин Сергей Иванович , юрист-эксперт Федерального оператора по реализации ПНПО; заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения ФГОУ АПК и ППРО

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.

/P>

Примерная форма


Утвержден
(наименование и реквизиты правового акта учредителя)

Устав образовательной организации
"_____________________________________"

г.________________

"__" ____________ ____ г.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Образовательная организация "(наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности) ", именуемая далее - Образовательная организация, создана (наименование учредителя) с целью предоставления образовательных услуг населению.

1.2. Образовательная организация является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество, созданной в соответствии с , , , и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ, муниципальными правовыми актами муниципального образования ________________ и настоящим Уставом.

1.3. Полное наименование Образовательной организации на русском языке: ________________.

Сокращенное наименование: ________________.

Организационно-правовая форма - ________________.

Тип учреждения (для образовательной организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения) -________________.

Тип образовательной организации - ________________.

1.4. Место нахождения Образовательной организации - (юридический адрес и фактические места осуществления образовательной деятельности) .

1.5. Учредителем и собственником имущества Образовательной организации является ____________________.

Функции и полномочия учредителя осуществляет (наименование уполномоченного учредителем органа) , именуемый далее - Учредитель.

1.6. Образовательная организация является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, счет, печать и штамп со своим полным наименованием, бланки и другие реквизиты, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Права юридического лица у Образовательной организации в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента государственной регистрации Образовательной организации.

1.7. Право на ведение образовательной деятельности возникает у Образовательной организации с момента выдачи ей лицензии (разрешения).

1.8. Образовательная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства.

Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их Образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств.

2. Предмет, виды, цели и задачи деятельности Образовательной организации

2.1. Образовательная организация осуществляет свою деятельность в сфере образования в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными (наименование и реквизиты нормативных правовых актов) и настоящим Уставом.

2.2. Основной целью деятельности Образовательной организации является осуществление образовательной деятельности по (виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности) .

2.3. Целями деятельности Образовательной организации также являются:

- формирование общей культуры личности обучающихся;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

- адаптация обучающихся к жизни в обществе;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства;

- охрана здоровья и социальная защита обучающихся и работников Образовательной организации;

- формирование способностей к саморазвитию;

- формирование у обучающихся стремления к исследовательскому поиску через различные дисциплины;

- ____________________.

2.4. Основными задачами деятельности Образовательной организации являются:

- выполнение федеральных государственных образовательных стандартов;

- соблюдение принципов государственной образовательной политики;

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- защита национальных культур, региональных культурных традиций;

- общедоступность образования;

- адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

- светский характер образования;

- обеспечение содержания образования адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;

- усиление вариативности и личностной направленности образования;

- реализация личного плана образования через выбор учебных программ, составленных по запросам обучающихся (их законных представителей);

- развивающая направленность и возрастная адекватность образования;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование современного общества;

- обеспечение для обучающихся углубленного изучения отдельных предметов, углубленного изучения предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);

- развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

- обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;

- формирование духовно-нравственной личности;

- ____________________.

2.5. Для достижения целей и основных задач Образовательная организация осуществляет основные виды деятельности - образовательную деятельность путем реализации (виды образовательных программ) , заявленных в лицензии на образовательную деятельность.

2.6. Образовательная организация:

- осуществляет образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджета муниципального образования;

- вправе осуществлять образовательную деятельность, не предусмотренную установленным муниципальным заданием или соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых, при оказании одних и тех же услуг, условиях. Указанная образовательная деятельность осуществляется по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Доход от оказания платных образовательных услуг используется Образовательной организацией в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджета муниципального образования.

Порядок предоставления Образовательной организацией платных образовательных услуг определяется Положением о порядке оказания платных образовательных услуг.

Порядок определения платы за платные образовательные услуги, реализуемые Образовательной организацией, устанавливается ею самостоятельно.

3. Компетенция, права, обязанности и ответственность Образовательной организации

3.1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

3.2. Образовательная организация свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ею образовательным программам.

3.3. К компетенции Образовательной организации относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ Образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с Учредителем программы развития Образовательной организации;

8) прием обучающихся в Образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

11) поощрение обучающихся в соответствии с установленными Образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

12) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

13) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

14) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
16) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

17) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

18) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении";

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в Образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта Образовательной организации в сети "Интернет";

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.4. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Образовательной организации.

3.5. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности Образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

4. Информационная открытость Образовательной организации

4.1. Образовательная организация формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Образовательной организации в сети "Интернет".

4.2. Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность:

4.2.1. Информации:

а) о дате создания Образовательной организации, об Учредителе, о месте нахождения Образовательной организации, режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления Образовательной организации;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджета муниципального образования и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе Образовательной организации, его заместителях;

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

к) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе;

л) о наличии и условиях предоставления обучающимся мер социальной поддержки;

м) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджета муниципального образования, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

н) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

о) о трудоустройстве выпускников.

4.2.2. Копий:

а) Устава Образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности Образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

д) локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.

4.2.3. Отчета о результатах самообследования.

4.2.4. Документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

4.2.5. Предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.

4.2.6. Иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению Образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Образовательная организация обновляет сведения, указанные в пункте 4.2 настоящего Устава, в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении Образовательная организация обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об Образовательной организации, в том числе содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Имущество и финансовое обеспечение Образовательной организации

5.1. Все имущество Образовательной организации является собственностью ________________, отражается на самостоятельном балансе и закрепляется за ней на праве оперативного управления решением Собственника.

Собственником имущества Образовательной организации является: ________________.

5.2. Образовательная организация владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ней на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом.

5.3. Образовательная организация несет ответственность перед Собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ней имущества.

5.4. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за Образовательной организацией либо приобретенное Образовательной организацией за счет средств, выделенных ей Собственником на приобретение этого имущества.

5.5. Образовательная организация вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с настоящим Уставом.

5.6. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Образовательной организации являются: (собственные средства Образовательной организации, имущество, переданное Образовательной организации Учредителем, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и пр.) .

6. Управление Образовательной организацией

6.1. Управление Образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

6.2. Единоличным исполнительным органом Образовательной организации является ее Руководитель (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), к компетенции которого относится осуществление текущего руководства ее деятельностью, в том числе:

- организация осуществления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов образовательной деятельности Образовательной организации;

- организация обеспечения прав участников образовательного процесса;

- утверждение внутренних документов;

- организация и контроль работы административно-управленческого аппарата;

- установление штатного расписания;

- прием на работу педагогических работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей;

- представление интересов Образовательной организации и совершение сделок в порядке, установленном гражданским законодательством;

- право распоряжения имуществом и средствами Образовательной организации в пределах, установленных законодательством;

- утверждение графиков работы и расписания занятий;

- осуществление контроля и анализа образовательного процесса, результатов деятельности коллектива Образовательной организации по реализации уставных целей;

- решение иных вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления, определенную Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" , иными федеральными законами, настоящим Уставом.

6.3. Назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Образовательной организации производится Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6.4. Срок полномочий Руководителя Образовательной организации: ________________.

6.5. В Образовательной организации формируются коллегиальные органы управления - (общее собрание (конференция) работников (трудового коллектива) образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления) .

Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, настоящим Уставом и положениями о них, утверждаемыми ________________.

6.6. Трудовой коллектив составляют все работники Образовательной организации.

Общее собрание трудового коллектива Образовательной организации созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год (месяц, квартал, полугодие). Решения Общего собрания трудового коллектива Образовательной организации принимаются открытым голосованием и являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за них проголосовало простое большинство присутствующих. Решения Общего собрания трудового коллектива Образовательной организации являются обязательными для всех работников Образовательной организации, реализуются приказами Руководителя Образовательной организации в пределах его компетенции. Принятые решения оформляются протоком, который подписывается председателем и секретарем.

6.7. К компетенции Общего собрания трудового коллектива Образовательной организации относятся:

- принятие в установленном порядке коллективного договора;

- принятие правил внутреннего распорядка;

- утверждение и осуществление мероприятий по повышению эффективности и качества труда;

- осуществление мер по обеспечению выполнения коллективного договора;

- обсуждение состояния трудовой дисциплины и осуществление мер по ее укреплению;

- участие в принятии локальных актов касающихся трудовой деятельности работников образовательной организации в порядке, предусмотренном трудовым законодательством РФ, настоящим Уставом;

- ________________.

6.8. Педагогический совет Образовательной организации является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. В состав Педагогического совета входят все педагогические работники Образовательной организации.

6.9. К компетенции Педагогического совета Образовательной организации относятся:

- реализация государственной политики по вопросам образования;

- определение перспективных и текущих задач коллектива Образовательной организации;

- анализ и диагностика состояния образовательной системы в Образовательной организации;

- обсуждение содержания учебного плана;

- определение содержания работы по повышению профессионального уровня педагогических работников;

- обсуждение и принятие решений по любым вопросам, касающимся содержания образования.

6.10. Заседания Педагогического совета проводятся в соответствии с планом работы Образовательной организации, но не реже ________________ раз в течение учебного года. Решения Педагогического совета принимаются простым большинством голосов при наличии на заседании не менее 2/3 его членов.

6.11. В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в Образовательной организации создается Родительский совет, деятельность которого регламентируется настоящим Уставом / Положением о Родительском совете.

В состав Родительского совета входят представители классных родительских комитетов. Представители в комитет избираются ежегодно на классных родительских собраниях в начале учебного года.

6.12. Учредитель Образовательной организации осуществляет надзор за ее деятельностью, принятием органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Образовательной организации, соблюдением Образовательной организацией законодательства.

7. Реорганизация и ликвидация Образовательной организации

7.1. Образовательная организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.

7.2. Образовательная организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" .

7.3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество Образовательной организации направляется на цели развития образования в соответствии с настоящим Уставом.

7.4. Ликвидация Образовательной организации считается завершенной, а Образовательная организация - прекратившей существование после внесения сведений о ее прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц .

7.5. Ликвидация или реорганизация Образовательной организации осуществляются, как правило, по окончании учебного года на основании и в порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

В случае реорганизации, ликвидации Образовательной организации Учредитель обеспечивает перевод обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие образовательные организации соответствующего типа.

8. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Образовательной организации

8.1. Устав, изменения и дополнения в Устав принимаются общим собранием трудового коллектива Образовательной организации после предварительного обсуждения.

Устав, изменения и дополнения к нему утверждаются Учредителем.

8.2. Изменения и дополнения в Устав Образовательной организации подлежат государственной регистрации.

8.3. Государственная регистрация изменений и дополнений в Устав Образовательной организации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

8.4. Изменения и дополнения, внесенные в Устав Образовательной организации, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации Устава.

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Идет завершение процесса оплаты.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена , обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: [email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Руководитель
Образовательной организации

Устав образовательного учреждения - обязательный свод правил, регламентирующих жизнедеятельность школы. Согласно действующему законодательству, работники и администрация образовательного учреждения разрабатывают его самостоятельно, отражая в нем:

  • региональные и учебно-воспитательные особенности школы;
  • права и обязанности педагогического коллектива и учащихся;
  • структуру финансово-хозяйственной деятельности;
  • виды реализуемых образовательных программ;
  • структуру и функции органов управления, полномочия и порядок их формирования.

Устав образовательного учреждения: правила составления, утверждения и внесения изменений

Устав же является документом, который регламентирует деятельность образовательной организации как юридического лица. Требования к уставу образовательной организации определены в статьях 25, 26, 27, 30, 34, 44, 47, 51, 57 Федерального закона №273-ФЗ, а также в статьях 9.2, 14, 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Содержание уставной документации должно соответствовать нормам действующего законодательства, а потому ключевая информация переносится в локальные нормативные акты учреждения, благодаря чему в случае их изменения внесение правок в устав не требуется. Устав школы регистрируют в первичной редакции при подаче документов на создание образовательного учреждения. Несмотря на систематические изменения, вносимые в закон «Об образовании» № 273-ФЗ, требования к содержанию и структуре устава школы остались неизменными с момента принятии редакции от 29 декабря 2012 года. При составлении главного документа учреждения авторам его следует принимать во внимание положения Гражданского и Бюджетного кодексов РФ, Закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. и № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года. Сложности с составлением устава школы по новому закону «Об образовании» связаны, в первую очередь с тем, что во всех этих нормативных актах содержится разная терминология, которая вызывает неправильную трактовку понятий, а следовательно и искажение сути.

Долгое время для принятия проекта устава необходимо было собирать весь педагогический коллектив учреждения и его учредителя, однако последние изменения нормативной базы коснулись и правил утверждения уставной документации. Отныне учредитель определяет порядок утверждения и внесения правок в текст устава, примерную форму и содержание документа. При этом в частных школах эту обязанность выполняют учредители, в муниципальных - местная администрация, в казенных или бюджетных учреждениях - Правительство РФ.

Поскольку образовательные организации как автономные, так и казенные относятся к некоммерческим, порядок рассмотрения, обсуждения и принятия новых версий уставной документации не регламентирован на законодательном уровне. В автономных организациях устав учреждения подписывается и утверждается самим управляющем данной организации, его учредителем. Однако, это не вся процедура принятия. Дальше составленный устав передается на рассмотрение в наблюдательный совет, где после их решения, рекомендации учредитель автономной организации имеет право внести определенные изменения в устав и утвердить их. Рассмотрение данного вопроса другими органами управления и власти в законе не предусматривается.

В результате, данная система позволяет решать такой вопрос без участия коллектива автономной организации на общем собрании. А это означает, что нормы, которые содержаться в редакциях уставов, заранее предусматривают ознакомление и одобрение нового устава в образовательной организации.

Аналогичный алгоритм действует для внесения изменений в текст устава школы 2019 года .

  • В этом случае администрации школы следует либо создать новый документ с изменениями, либо предложить учредителю новую редакцию устава (последний вариант предпочтительнее).
  • Изменения в уставной документации утверждаются в установленном порядке. Затем изменения необходимо зарегистрировать путем подачи заявления о госрестрации по форме № Р13001.
  • Параллельно с этим в двух экземплярах готовится новая редакция документа, справка об уплате госпошлины, решение о внесении изменений в устав (в отдельных случаях необходимо его необходимо дополнить приложениями, аргументирующими правки).
  • После этого пакет документов подается на регистрацию в ФНС России для муниципальных или госучреждений или же в Минюст России, если речь идет об автономных или частных школах.
  • На завершающем этапе регистрирующий орган проверит полученные документы, зарегистрирует правки и внесет соответствующую запись в ЕГРЮЛ в течение пяти рабочих дней.

С текстом устава под роспись знакомятся все работники учреждения, а также родители (законные представители) детей в ходе оформления документов по приему.

Устав школы по новому закону на 2016 год

Последняя редакция закона № 273-ФЗ, которая потребовала существенных изменений школьной уставной документации до 1.01.2016, была принята в 2015 году. Согласно ей, в уставе могут равноправно использоваться понятия «учреждение» и «организация», обязательно должна быть указана организационно-правовая форма, а среди регламентированных ст. 23 типов образовательных организаций, школа может использовать «общеобразовательная организация». Использование в наименовании школы типа и формы собственности - факультативно, а использование в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также производных слов допустимо только по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ. Если в отношении образовательного учреждения тип организационно-правовой формы не изменился, то его переименование в рамках новой редакции №273-ФЗ не потребовалось.

Нововведения в федеральный закон в основном касаются сферы управления, экономики и финансов. В данном варианте четко установлены требования к учебному процессу, к составлению программ и стандартов. В изменении организационной деятельности школы, можно выделить нововведения касательно гарантий получения качественного бесплатного образования.

  • Положительной стороной нового закона является то, что он немного расширил гарантии о бесплатном образовании. Согласно действующей Конституции, любой гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатное образования не зависящее от возраста (школьное, среднее или высшее).
  • Преимуществом новой редакции является общедоступность качественного и квалифицированного образования для всех граждан нашей страны. Теперь каждый имеет возможность получить образование на бесплатной основе, за деньги государства или негосударственных образовательных учреждений.
  • Обновленная редакция регламентирует социальную поддержку всем учащимся: получение бесплатных учебников, бесплатное питание и поездки в школу, предоставление стипендии.
  • В новом проекте четко закреплено отношения к людям с ограниченными возможностями, которые получат возможность учиться со всеми, а потому содержит нормы педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в понимании и усвоении учебных программ.

Главная задача законопроекта состоит в том, чтобы после учебы каждый выпускник был востребован и конкурентоспособен.

Устав школы 2019 года в обязательном порядке должен учитывать следующие нормативные акты, вносящие изменения в текст закона № 273-ФЗ: Федеральные законы от 17.06.2019 N 140-ФЗ, от 06.03.2019 N 17-ФЗ и от 01.05.2019 N 85-ФЗ. Несмотря на то, что они не вносят правки в ст. 25, которая непосредственно относится к тексту устава, однако правки, которые они закрепляют, могут потребовать внесения корректив в уставную документацию.

Содержание устава школы по новому закону «Об образовании»

На законодательном уровне закреплены сведения, которые обязательно должны содержаться в уставе. В случае необходимости в него могут быть включены любые положения, не противоречащие действующему законодательству РФ. Требования к уставу образовательной организации в 2019 году после внесенных в закон изменений стали более лояльными. В результате школы могут вносить в основной документ только ключевую информацию, что избавляет их от необходимости прохождения утомительной процедуры внесения изменений в текст в случае изменения законодательства.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о составлении уставной документации, внесении изменений в устав, согласно нормативным требованиям помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Какую информацию об обязательных коллегиальных органах нужно внести в устав (образовательный процесс)
- Устав должен соответствовать закону (события и факты)

Устав каждого образовательного учреждения должен содержать следующие обязательные пункты. Согласно законодательным нормам, к ним относят:

  • наименование, организационно-правовую форму, тип образовательной организации и государственного (муниципального) учреждения;
  • данные об учредителе, собственнике имущества, адрес, информацию о филиалах и представительствах;
  • порядок управления, предмет, цели и перечисление видов деятельности организации;
  • источники финансирования и формирования имущества;
  • процедуру принятия локальных актов, положения о структурном подразделении, порядок изменения уставной документации и использования имущества при ликвидации организации;
  • символику, если таковая имеется.

Обновленная структура устава школы позволяет снизить вероятность допущения ошибок в документе и избежать несоответствия его установленным законодательным нормам.

Однако этим содержание документа не ограничивается, потому что учредитель решает, какие еще положения будут включены в устав школы по новому закон у. Особенно важны в связи с этим разделы, которые регламентируют жизнедеятельность учреждения.

Компетенция образовательной организации

Учредитель вправе включить в текст документа положения о компетенции образовательного учреждения, в особенности относительно вопросов, которые не регламентируются законодательством. Например, в школьном уставе можно перечислить порядок организации групп продленного дня, выбора предметов для профильного/углубленного изучения, специфику формирования классов.

Дополнительно можно внести данные об особенностях функционирования учреждения, например, дополнительные функции, нетипичные виды деятельности.

Порядок осуществления учебно-воспитательной деятельности Учитывая цели и предмет деятельности организации, в соответствующий раздел выносят особенности организации учебного процесса, например, язык обучения, режим работы, условия обучения и воспитания, использование ИКТ и инновационных технологий. В уставе школы можно отразить специфику дистанционного обучения, использования информационных и электронных образовательных ресурсов, организации работы групп продленного дня.
Права и обязанности участников образовательного процесса Допустимо включить в раздел права и обязанности участников образовательного процесса, которые не регламентированы законодательными нормами, а также требования, предъявляемые учреждением к обучающимся, включая привлечение к дисциплинарной ответственности за несоответствие им. Однако ограничивать права обучающихся, которые предусмотрены законодательством, в уставе нельзя.
Кадровые вопросы

Порядок формирования штата указывают с учетом специфики образовательной организации и видов деятельности, которые отражены в уставе. Это может быть условие о комплектовании штата работниками, которые имеют определенное образование или специфический опыт работы, например, для работы с детьми с ОВЗ, учениками с проблемами социальной адаптации и развития.

Помимо этого в разделе определяют права, обязанности и ответственность инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, которые выполняют вспомогательные функции.

Все эти разделы факультативны, однако именно они регламентируют права участников образовательных отношений, очерчивают круг их обязанностей.

Требования к уставу школы 2019: обязательные пункты

В уставе образовательной организации в 2019 году должны быть указаны следующие аспекты.

Организационно-правовая форма . Она определяется согласно Гражданскому кодексу для некоммерческих организаций. В соответствии с ним, все образовательные организации делятся на частные, муниципальные и государственные учреждения, а также на автономные некоммерческие организации. Организации иных организационно-правовых форм только осуществляют обучения в рамках дополнительного вида деятельности, а потому не считаются школами.

Тип государственного (муниципального) учреждения (указывается параллельно с организационно-правовой формой) . Все они делятся на автономные (некоммерческие организации, основанные в рамках федерального закона), бюджетные (некоммерческие организации, образованные РФ или органов муниципального образования) и казенные (финансируются в рамках определенной сметы, выполняя государственные услуги и функции).

Тип образовательной организации (для школ - общеобразовательные организации). Он определяется согласно по основной цели деятельности учреждения и приоритетной образовательной программе. В школах - это программы начального, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительные программы дошкольного образования или профессионального обучения.

Учредитель (учредители) . В зависимости от организационно-правовой формы организации могут иметь только одного, или когда речь идет об автономных некоммерческих - несколько учредителей. Для частных и автономных учреждений им может быть юридическое или физическое лицо, для муниципальных - муниципальное образование, для государственных - РФ или субъект федерации. Обязательно нужно указать не только учредителя, но орган, осуществляющий его полномочия.

Собственник имущества . Согласно Гражданскому кодексу РФ, им является учредитель, соответственно, для частных учреждений - физическое или юридическое лицо, для муниципальных или государственных - муниципально-правовое образование, а в автономных некоммерческих им является непосредственно организация. Эту информацию объединяют со сведениями об учредителе.

Местонахождение организации . Необходимо указать адрес юрлица (руководителя): населенный пункт, улицу и дом (почтовый индекс при этом не вносят). При этом необходимо помнить, что адрес юридического лица, который включен в ЕГРЮЛ, не всегда совпадает с реальным местонахождением помещения, в котором осуществляется образовательная деятельность (здание может быть арендованным или временным).

Филиалы и представительства . Каждому филиалу (представительству) в тексте устава необходимо выделить отдельный пункт, чтобы указать полное и краткое наименование, адрес обособленного структурного подразделения и прочие данные на усмотрение учредителя. На законодательном уровне наполнение этих пунктов не регламентировано, указание адреса осуществляется по аналогичным с основным учреждением правилам.

Порядок управления деятельностью . В уставе образовательной организации по новому закону «Об образовании» ему уделяют один или несколько разделов, подробно описывая школьные органы управления (общее собрание работников, педсовет, наблюдательный совет). В них скрупулезно перечисляют структуру, ход формирования, компетенции и сроки полномочия руководителей и членов, характер деятельности и принятия решений. Поскольку управление осуществляется согласно принципам коллегиальности и единоначалия, в тексте устава должны быть указаны все школьные коллегиальные органы. Важно прописать форму и степень участия в управлении родителей и учащихся.

Предмет деятельности . Основным предметом деятельности школ является образовательная, однако данный пункт необходимо расширить за счет задач, поставленных учредителем перед организацией. Для специализированных учреждений ставятся соответствующие задачи, например, для организаций, принимающих детей с ОВЗ, с проблемами развития или социальной адаптации, детей-сирот или тех, которые нуждаются в длительном лечении. Учитывая положения Гражданского кодекса (ст. 52 ГК РФ), в уставе прописывают цели деятельности образовательного учреждения:

  • некоммерческие организации создаются для достижения общественных благ или образовательных целей;
  • частные - для реализации программ, выбранных учредителем;
  • государственные (муниципальные) - для оказания услуг, регламентированных действующим законодательством, по предоставлению бесплатного и общедоступного общего образования посредством реализации образовательных программ.

Виды деятельности . В зависимости от поставленных целей у организации может быть один или несколько ключевых видов деятельности. Наиболее распространенные среди них: образовательная деятельность, коррекционно-развивающая, творческая или научная, реабилитационная, организация отдыха и оздоровления и прочие. Важно, чтобы в тексте нового устава школы 2019 года был дан исчерпывающий список видов деятельности учреждения, поскольку школа имеет право заниматься только тем, что указано в тексте устава. Более того, при перечислении видов деятельности необходимо учесть, что деятельность включается в соответствии с реализуемыми образовательными программами в соответствии с направленностью и уровнем образования, а государственные (муниципальные) школы должны выделять виды приносящей доход деятельности. Образовательные программы указывают без названий, но с определением основных или дополнительных, например, образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования.

  • В государственных школах основные виды деятельности перечисляют отдельно, поскольку финансирование на них идет непосредственно из бюджета. Это могут быть не только образовательные, но и медицинские или психолого-педагогические услуги, которые перечисляются в основных видах деятельности, включаются в государственное задание и бюджетную смету. Приносящую доход деятельность необходимо обязательно выделить отдельным списком, если это предусмотрено заявленным целям.
  • Бюджетные и автономные организации, если им учредитель дал право оказывать на платной основе услуги из основных видов деятельности, это указывают в уставной документации. Учредитель устанавливает порядок начисления цен на такие услуги (исключение составляет реализация основных образовательных программ). При этом реализация дополнительных образовательных программ или услуг пришкольного оздоровительного лагеря может финансироваться из бюджета.
  • Частные образовательные учреждения могут не указывать основные виды деятельности, но наличие их в тексте устава упрощает процесс получения субсидий. Приносящая доход деятельность может указываться в тексте по решению учредителя, а их перечисление может быть обусловлено только стремлением получения субсидий из бюджета на реализацию основных видов деятельности.

Источники формирования имущества . Для реализации предусмотренных уставом видов деятельности учреждению необходимо иметь на законном основании или в собственности имущество, которое можно получить от поступлений от учредителя, бюджетных средств, пожертвований, добровольных имущественных взносов, грантов и средств от собственности. Печень источников имуществ утвержден законом № 7-ФЗ от 12.01.1996 и актуален для государственных (муниципальных) учреждений.

Порядок утверждения положения о структурном подразделении . Эту информацию можно внести в любой, не обязательно отдельный раздел, однако данные о распределении полномочий между коллегиальными органами и руководителем необходимо внести в текст. Как правило, руководитель утверждает положение о структурных подразделениях, а подсовет регламентирует их деятельность.

Порядок принятия локальных актов, регламентирующих образовательные отношения . Лучше эти данные вынести в отдельный раздел, который соответствует требованиям к уставу школы 2019 года и будет посвящен процедурам согласования и утверждения законодательных актов, регулирующих жизнедеятельность учреждения, права и обязанности работников, регламентируют образовательные отношения, администрирование.

Изменение устава и алгоритма пользования имуществом при ликвидации учреждения . Учредитель определяет порядок и случаи внесения изменений в текст устава, но на законодательном уровне правки нужны тогда, когда сведения, указанные в документе, меняются. Вносить в уставные документы изменения в случае изменения адреса или почтового индекса можно по решению учредителя. Переход на ФГОС также не требует внесения корректив в уставную документацию. Изменить устав при переходе на ФГОС нужно только в случае, если он по решению учредителя дополнен сведениями, которые изменятся (например, права и обязанности участников образовательных отношений, порядок организации учебного процесса или формирования штата). При ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов учредитель направляет на цели развития образования (ч. 3 ст. 102 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Символика учреждения . В школьном уставе описывают символ, значение его элементов и образа в целом. Изображение включать в документ не обязательно, но целесообразно, чтобы упростить описание отсылочных норм. К символике школы относят гимн, флаг, герб, эмблему и прочие геральдические знаки. При этом на школьную символику распространяются требования законодательства относительно охраны интеллектуальной собственности. Требования к символике установлены частью 5 статьи 3 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Регистрировать эмблему образовательного учреждения не нужно.

Ознакомиться с основным правоустанавливающим документом школы можно на официальном сайте организации, на специальном информационном стенде в стенах школы или непосредственно с бумажным вариантом документа (ознакомиться под роспись с текстом устава должны все работники учреждения).

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам);

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности; ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;


г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 27. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования.Изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее образовательное учреждение.

3. В уставе образовательной организации должны содержаться помимо предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации следующие сведения:

2) учредитель (учредители) образовательной организации;

3) виды основной деятельности (образовательная и иная связанная с предоставлением образования деятельность) образовательной организации;

4) реализуемые образовательные программы с указанием их уровня и направленности;

5) язык или языки, на которых ведутся обучение и воспитание;

6) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) правила приема обучающихся;

б) режим занятий обучающихся;

в) формы и порядок организации промежуточной аттестации;

г) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

д) порядок регламентации и оформления возникновения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями);

7) права и обязанности участников образовательных отношений;

8) другие сведения, включение которых в устав образовательной организации предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устав образовательной организации может содержать и иные не противоречащие законодательству положения. Устав профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся этой организации. В образовательной организации должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с ее уставом, предложениями о внесении в него изменений и для свободного обсуждения этих предложений.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1. Общие положения

1. Настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

На основе настоящего Типового положения разрабатываются типовые положения о соответствующих видах государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений.

На основе настоящего Типового положения и типового положения о соответствующем виде государственного, муниципального образовательного учреждения, общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного.

2. Государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - общеобразовательное учреждение) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

3. Деятельность общеобразовательного учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением.

5. Основные цели общеобразовательного учреждения - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

6. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития-личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

7. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

8. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

9. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.

Общеобразовательные учреждения различных видов создаются в зависимости от конкретных задач, требований к содержанию образования, особенностей образовательного процесса, режима деятельности и условий бюджетного финансирования.

10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очном, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении-

Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законные представители) обучающихся.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт

Типовые положения об образовательных учреждениях

Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010 № 117 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате"

Постановление Правительства РФ от 31 января 2009 № 82 "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования"

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 № 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 № 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования"

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 № 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 № 196 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"

Приказ Минобразования РФ от 25 июля 2000 № 2311 "Об утверждении Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09 августа 2000 № 2343)

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 № 1437 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбинате"

Постановление Правительства РФ от 05 сентября 1998 № 1046 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"

Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 № 867 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 № 1204 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 № 1117 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 № 288 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"

Постановление Правительства РФ от 01 июля 1995 № 676 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 612 "Об утверждении типового положения об общеобразовательной школе-интернате"

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 610 (ред. от 31 марта 2003) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 № 420 "Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"

Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 № 233 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"

Постановление Правительства РФ от 03 ноября 1994 № 1237 (ред. от 18 августа 2008) "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении"

Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010г. № 117 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе - интернате"

Приказ Минобрнауки РФ от 01 декабря 2005 № 297 "Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2005 № 7273)