Презентация виды придаточных в сложноподчиненных предложениях. Презентация виды придаточных предложений. Основные виды придаточных по значению

Слайд 1

В И Д Ы П Р И Д А Т О Ч Н Ы Х В С Л О Ж Н О П О Д Ч И Н Ё Н Н Ы Х П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я Х

Слайд 2

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИ- ТЕЛЬНЫЕ
ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИ- ТЕЛЬНЫЕ
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ- СТВЕННЫЕ
КОТОРЫЙ? КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? И ДР.
КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЁМ?
ГДЕ? КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ДР.
ВОПРОСЫ

Слайд 3

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА
ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, МЕСТОИМЕНИЮ ИЛИ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

Слайд 4

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТОИМЕННО- ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
СТОЯТ КАК ПЕРЕД, ТАК И ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА
ОТНОСЯТСЯ К МЕСТОИМЕНИЮ В ЗНАЧЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗУЮТ СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПАРЫ: [ … тот], (кто …); […то], (что…); [… всякий], (кто…); […таков], (каков…); […такой], (какой…).

Слайд 5

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
МОГУТ СТОЯТЬ ВЕЗДЕ, ЧАЩЕ ВСЕГО – ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ОТНОСЯТСЯ К ПОЯСНЯЕМОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ В ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА; МОЖЕТ БЫТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

Слайд 6

СОЮЗЫ
СОЮЗНЫЕ СЛОВА
что как будто чтобы ли и др.
что, сколько как, откуда зачем, когда куда, кто, где почему и др.

Слайд 7

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА
ОБОЗНАЧАЮТ МЕСТО ИЛИ ПРОСТРАНСТВО, ГДЕ ПРОИСХОДИТ ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ГЛАВНОМ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: [ там], (где); [туда], (куда); [оттуда], (откуда)
ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО, ЧАСТО ОТНОСЯТСЯ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

Слайд 8

ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ
ВОПРОСЫ: КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?
ТОЛЬКО СОЮЗЫ: когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как, после того как, с тех пор как, только что, чуть, покамест, покуда, прежде чем, нежели, раньше чем, перед тем как, прежде нежели и др.

Слайд 9

ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ
ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ
ЧАЩЕ ВСЕГО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗАМИ: как, точно, чем, словно, будто, как будто, как если бы.

Слайд 10

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ
ВОПРОСЫ: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ МЕРЕ? ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ?
ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: что, чтобы, как, будто, словно, как будто, словно ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: как, сколько, насколько

Слайд 11

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ
ВОПРОСЫ: ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ ЧЕГО? ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ?
ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.

Слайд 12

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ
СОДЕРЖАТ УКАЗАНИЕ НА УСЛОВИЕ, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТОГО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ГЛАВНОМ
МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: если, ежели, коли, как скоро, когда б, кабы и др.

Слайд 13

СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВНЫМИ СИНОНИМИЧНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ БЕЗ СОЮЗОВ, В КОТОРЫХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ УСЛОВНОГО. Например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.

Слайд 14

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ
ВОПРОСЫ: ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: потому что, так как, поскольку, ибо, затем что, благо, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, отчего, в силу того что и др.

Слайд 15

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ

СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: так что, отчего, почему и др.

Слайд 16

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ
ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ
МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ?
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ С УСИЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИЦЕЙ НИ: кто ни. В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: но, а, однако, тем не менее, всё же.

Слайд 17

ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ПОСЛЕ ПРИДАТОЧНОГО. ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОН МОЖЕТ ЧЛЕНИТЬСЯ НА ЧАСТИ.

Слайд 18

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
СОДЕРЖАТ ДОБАВОЧНОЕ СООБЩЕНИЕ; НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ?
СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: что, почему, отчего, зачем, куда, откуда.

Слайд 19

Его не было дома, почему я и оставил записку. Пашня местами мелка и борозды редки – отчего и травы много. Бабушка решила ехать в деревню, с чем отец никак не мог согласиться. Он совсем не готовился к этому, почему и растерялся. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

Слайд 20

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМИЧНЫ ССП С СОЮЗОМ И: В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, ЧТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, И ЭТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, ОТЧЕГО И ПОГИБЛИ САДЫ. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, И ПОЭТОМУ ПОГИБЛИ САДЫ.

Слайд 21

Распределительно-цифровой диктант. Задание: прослушать предложения и записать в 3 столбика номера предложений: в 1-й столбик – СПП с придаточными определительными; во 2-й - СПП с придаточными изъяснительными; в 3-й – СПП с придаточными обстоятельственными.

Слайд 22

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, определите виды придаточных. Обозначьте средства связи главного и придаточного предложений (союзы или союзные слова).

Слайд 23

1) Несмотря на то что встало солнце было холодно. 2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер. 3) И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому у порога которого он сидел. 4) Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. 5) Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны то и положиться на вас нельзя.

Слайд 24


6) Нам обязательно нужно сделать зарисовки гор когда мы сделаем привал. 7) Водитель для того чтобы люди схлынули застопорил машину напротив калитки. 8) Мы появлялись там где немцы и не подозревали нашего присутствия. 9) Кто посеял тот и пожал. 10) Если светит солнце и на небе нет облаков то пение и запах сена чувствуются сильнее.

Слайд 25

11) Если же никого не было дома то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком. 12) За час тут происходят изменения какие не могут даже сниться пехоте-матушке! 13) Листопад велел запустить мотопилу чтобы мать посмотрела на его работу.) 14) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача поднес его в кулаке к уху и долго слушал пока тот играл на своей скрипке. 15) Было уже совсем тепло хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег.

Слайд 26


16) У него ничего не клеилось что бы он ни предпринимал. 17) Лед на реке тоже истончился и посинел а местами уже и тронулся так что идти на лыжах было опасно... 18) Ежели человек без корней без почвы без своего места неверный это человек. 19) Он не явился на занятия потому что срочно нужно было уехать. 20) Куда конь с копытом туда и рак с клешней. 21) И как раз это было то время когда жена стала часто отлучаться. 22) Дыхание становилось все глубже и свободнее по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело...

Слайд 27

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Образа действия. 2. Места. 3. Времени. 4. Определительное. 5. Местоименно-определительное. 6. Причины. 7. Изъяснительное. 8. Уступительное. 9. Цели. 10. Сравнительное. 11. Условное. 12. Причины.

Слайд 28

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Ключ: 1-й столбик – 2, 3, 6, 10; 2-й столбик – 1, 4, 12; 3-й столбик – 5, 7, 8, 9, 11.

Слайд 29

1) Несмотря на то что встало солнце, было холодно. (уступки, союз). 2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер. (соотносительное, сравнительно-сопоставительное, союз). 3) И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому, у порога которого он сидел. (определительное, союзное слово). 4) Мы не хотим, чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. (изъяснительное, союз). 5) Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны, то и положиться на вас нельзя. (причины, союз)

Слайд 30

6) Нам обязательно нужно сделать зарисовки гор, когда мы сделаем привал. (времени, союз) 7) Водитель, для того чтобы люди схлынули, застопорил машину напротив калитки. (цели, союз) 8) Мы появлялись там, где немцы и не подозревали нашего присутствия. (места, союзное слово) 9) Кто посеял, тот и пожал. (местоименно-определительное, союзное слово). 10) Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее. (условия, союз)

Слайд 31

11) Если же никого не было дома, то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком. (условия, союз) 12) За час тут происходят изменения, какие не могут даже сниться пехоте-матушке! (определительное, союзное слово). 13) Листопад велел запустить мотопилу, чтобы мать посмотрела на его работу. (цели, союз) 14) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднес его в кулаке к уху и долго слушал, пока тот играл на своей скрипке. (времени, союз) 15) Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег. (уступки, союз)

Слайд 32

16) У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал. (уступки, союзное слово). 17) Лед на реке тоже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно... (следствия, союз). 18) Ежели человек без корней, без почвы, без своего места, неверный это человек. (условия, союз). 19) Он не явился на занятия, потому что срочно нужно было уехать. (причины, союз). 20) Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. (места, союзное слово). 21) И как раз это было то время, когда жена стала часто отлучаться. (определительное, союзное слово). 22) Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело... (времени, союз).

Урок в 9 классе Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУСОШ №5 г. Беслана РСО-Алания


Цели :

Повторить и систематизировать знания обучащихся по сложноподчиненному предложению с придаточными обстоятельственными; - развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей. -воспитывать нравственные и эстетические качества обучающихся.


Задачи:

Закрепить навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения; - формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; - осуществлять синтаксический разбор сложного предложения;

Готовить к ГИА; - развивать умения и навыки анализа текста; - развивать речь учащихся, умение выделять главное; - пробудить интерес к личности Д.С.Лихачёва и к его творчеству;

Формировать нравственные качества обучающихся



Мы не выживем физически, если погибнем духовно Д.С.Лихачёв


Работа с текстом №1

Когда человек сознательно или интуитивно выб…рает себе в жизни какую (то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем (не)вольно даёт себе оценку. ..

Если человек ставит перед собой задачу пр…обрести все элементарные блага он и оценивает себя на уровне этих материальных благ… Если человек живёт чтобы приносить людям добро обл…гчить их страдания при болезнях давать людям радость то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель достойную человека.


1)Литература даёт нам коло(с,сс)ссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. 2)Она делает человека инте(л,лл)игентным, разв…вает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей… 3)Одним словом делает вас мудрыми. 4)Но всё это делает(?)ся только тогда когда вы читаете, вникая во все мелочи…5).Ибо самое часто кроет(?)ся именно в мелочах. 6)А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием…


Текст №3

1)Человечество тратит ми(л,лл)иарды чтобы сохранить окружающую нас природу…

2)Если природа необходима человеку для его биологической жизни то культурная среда не менее необходима для его духовной нравстве(н,нн)ой жизни… 3)Человек воспитывает(?)ся в окружающей его культурной среде незаметно для себя потому что его воспитывает история, прошлое…4) Он учит(?)ся уважению к предкам и помнит о потомках…5)Если человек не ценит память о своих родителях он не любит их… 6)Если равнодушен к памятникам истории своей страны он равнодушен к своей стране.


Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему:

«Интеллигентный человек для меня…»

Обязательно использовать СПП с придаточными обстоятельственными.



В учебнике «Теория» § 210.

9 класс


Виды придаточных предложений.

Виды придаточных предложений соотносятся с членами предложения .

Вид (значение) придаточного можно определить

по синтаксической роли указательного слова

по вопросу

по союзу (союзному слову)


Основные виды придаточных по значению

Подлежащные

дополнительные. (изъяснительные)

Не забывай о том (о ч ё м?), что....

Обычно успеха достигает тот

(к т о?), кто... .

Обстоятельственные

Природу надо беречь (почему?), потому что...

Ежедневную зарядку делают для того (для чего? с какой целью?), чтобы... .

На душе весело (когда?), когда... .

На привал лучше расположиться там (где?), где....

Сказуемные

Ответ таков

(к а к о в?), каков ....

Определительные

Запоминаются те книги (какие?), которые....


ВИД ПРИДАТОЧНОГО

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ ПРИДАТОЧНЫЕ

1. Определительные

Какой? Чей?

2. Дополнительные

Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём?

3.Подлежащные

4. Сказуемные

5.Места и времени

Отвечают на вопросы сказуемого

Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

6.Причины

Почему? Отчего?

7.Следствия

Что из этого следует?

8.Образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой мере или степени?

9.Сравнения

Зачем? Для чего? С какой целью?

11.Условия

При каком условии?

12. Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?


Как это делается.

  • Находим главное и придаточное.
  • От главного ставим вопрос к придаточному или
  • Находим союз или союзное слово, или
  • Определяем, какую роль в предложении играет указательное слово, если оно есть. По одному из шагов пробуем определить вид придаточного

Наше придаточное дополнительное (изъяснительное)

[Часто мы называем красивым то ], что?

-----

( что соответствует нормам и идеалам нашего времени).


(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных Мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко и хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец...

(7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. 2)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек.

Среди предложений 1-15 найдите сложноподчинённое

с придаточным условия.

Среди предложений 1-15 найдите сложноподчинённые с другими придаточными, определите их вид. Запишите предложения.

(8)Курортники - народ отдохнувший, цепкий. (9)Они обегают все театральные кассы, но билетов нет. (10)Они пытаются через знакомых, через какие-то стародавние связи достать билет, потому что в самом деле немыслимо уехать с Рижского взморья, не побывав в Домском соборе, но, увы, всё впустую.

(11)Толстенные, двухметровые кирпичные стены, стрельчатые двадцатипятиметровые своды, звук голоса и органа тает где-то в вышине, огромные готические окна, украшенные неповторимыми витражами из цветного стекла, суровость и торжественность - такой Домский собор.

(12)В Лондоне в собор Святого Павла каждый год привозили старого, восьмидесятилетнего архитектора, построившего собор, (13)Привозили старика по его же просьбе в день его рождения. (14)Он был настолько слаб, что не мог ни на ногах стоять, ни головы повернуть, но просил, чтобы кресло для него ставили в центре собора, под главным куполом, потому что, говорил он, в этом месте чувствуешь черепом, как струится и полощется высота свода над тобой.

Среди предложений 8-14 найдите сложноподчинённые предложения

с другими придаточными. Запишите номера этого предложения.

Среди предложений 8-14 найдите сложноподчинённое (ые) предложение (ия)

с придаточным причины. Запишите номер этого предложения.


Рефлексивный экран

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

В И Д Ы П Р И Д А Т О Ч Н Ы Х В
С Л О Ж Н О П О Д Ч И Н Ё Н Н Ы Х
П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я Х900igr.net

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИ- ТЕЛЬНЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИ- ТЕЛЬНЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ- СТВЕННЫЕ

КОТОРЫЙ? КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? И ДР.

КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЁМ?

ГДЕ? КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ДР.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА

ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, МЕСТОИМЕНИЮ ИЛИ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТОИМЕННО- ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

СТОЯТ КАК ПЕРЕД, ТАК И ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА

ОТНОСЯТСЯ К МЕСТОИМЕНИЮ В ЗНАЧЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗУЮТ СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПАРЫ: [ … тот], (кто …); […то], (что…); [… всякий], (кто…); […таков], (каков…); […такой], (какой…).

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

МОГУТ СТОЯТЬ ВЕЗДЕ, ЧАЩЕ ВСЕГО – ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ОТНОСЯТСЯ К ПОЯСНЯЕМОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ В ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА; МОЖЕТ БЫТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

СОЮЗНЫЕ СЛОВА

что
как
будто
чтобы
ли и др.

что, сколько
как, откуда
зачем, когда
куда, кто, где
почему и др.

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА

ОБОЗНАЧАЮТ МЕСТО ИЛИ ПРОСТРАНСТВО, ГДЕ ПРОИСХОДИТ ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ГЛАВНОМ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: [ там], (где); [туда], (куда); [оттуда], (откуда)

ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО, ЧАСТО ОТНОСЯТСЯ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ

ВОПРОСЫ: КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?

ТОЛЬКО СОЮЗЫ: когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как, после того как, с тех пор как, только что, чуть, покамест, покуда, прежде чем, нежели, раньше чем, перед тем как, прежде нежели и др.

ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ

ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

ЧАЩЕ ВСЕГО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗАМИ: как, точно, чем, словно, будто, как будто, как если бы.

Слайд №10

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ

ВОПРОСЫ: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ МЕРЕ? ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ?

ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: что, чтобы, как, будто, словно, как будто, словно ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: как, сколько, насколько

Слайд №11

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ

ВОПРОСЫ: ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ ЧЕГО? ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ?

ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.

Слайд №12

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: если, ежели, коли, как скоро, когда б, кабы и др.

Слайд №13

СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВНЫМИ СИНОНИМИЧНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ БЕЗ СОЮЗОВ, В КОТОРЫХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ УСЛОВНОГО. Например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.

Слайд №14

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ

ВОПРОСЫ: ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: потому что, так как, поскольку, ибо, затем что, благо, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, отчего, в силу того что и др.

Слайд №15

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ

СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: так что, отчего, почему и др.

Слайд №16

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ

ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ

МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ?

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ С УСИЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИЦЕЙ НИ: кто ни. В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: но, а, однако, тем не менее, всё же.

Слайд №17

ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ПОСЛЕ ПРИДАТОЧНОГО.
ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОН МОЖЕТ ЧЛЕНИТЬСЯ НА ЧАСТИ.

Слайд №18

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: что, почему, отчего, зачем, куда, откуда.

Слайд №19

Его не было дома, почему я и оставил записку. Пашня местами мелка и борозды редки – отчего и травы много. Бабушка решила ехать в деревню, с чем отец никак не мог согласиться. Он совсем не готовился к этому, почему и растерялся. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

Слайд №20

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМИЧНЫ ССП С СОЮЗОМ И: В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, ЧТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, И ЭТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, ОТЧЕГО И ПОГИБЛИ САДЫ. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, И ПОЭТОМУ ПОГИБЛИ САДЫ.

Слайд №21

СПП С ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫМИ ЧАСТЯМИ. НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ?, НЕЛЬЗЯ ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ И ПРИДАТОЧНОЕ. ИМЕЮТ ВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ЕЩЁ СОЛНЦЕ НЕ ДОШЛО ДО ПОЛОВИНЫ, КАК ВСЕ ЗАПОРОЖЦЫ СОБРАЛИСЬ В КРУГ. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ: ЧЕМ НОЧЬ ТЕМНЕЙ, ТЕМ ЯРЧЕ ЗВУКИ. ЧЕМ БЛИЖЕ Я ПОДЪЕЗЖАЛ К ДОМУ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ БИЛОСЬ СЕРДЦЕ. ЧЕМ СКОРЕЕ ДОГОРАЛ ОГОНЬ, ТЕМ ВИДНЕЕ СТАНОВИЛАСЬ ЛУННАЯ НОЧЬ.

Слайд №22

1.[…глаг. + указ. слово так ], (союзн. слово как…).
2. [… туда ], (где…).
3. (Пока …), [… ].
4.[…сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое…).
5. (союзн. слово кто), [ указ. слово тот… ].

Слайд №23

6. […оттого], (что…).
7. […глаг. ], (союзн. слово что…).
8. (Несмотря на то что…), [… ].
9. […, (чтобы…), … ].
10. [… ], (словно…).
11. […, (если…), … ].
12. [… ], (потому что…).

Слайд №24

Распределительно-цифровой диктант.
Задание: прослушать предложения и записать в 3 столбика номера предложений:
в 1-й столбик – СПП с придаточными определительными;
во 2-й - СПП с придаточными изъяснительными;
в 3-й – СПП с придаточными обстоятельственными.

Слайд №25

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, определите виды придаточных.
Обозначьте средства связи главного и придаточного предложений (союзы или союзные слова).

Слайд №26

1) Несмотря на то что встало солнце было холодно. 2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер.
3) И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому у порога которого он сидел. 4) Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. 5) Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны то и положиться на вас нельзя.

Слайд №27

6) Нам обязательно нужно сделать зарисовки гор когда мы сделаем привал. 7) Водитель для того чтобы люди схлынули застопорил машину напротив калитки. 8) Мы появлялись там где немцы и не подозревали нашего присутствия. 9) Кто посеял тот и пожал. 10) Если светит солнце и на небе нет облаков то пение и запах сена чувствуются сильнее.

Слайд №28

11) Если же никого не было дома то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком. 12) За час тут происходят изменения какие не могут даже сниться пехоте-матушке! 13) Листопад велел запустить мотопилу чтобы мать посмотрела на его работу.) 14) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача поднес его в кулаке к уху и долго слушал пока тот играл на своей скрипке. 15) Было уже совсем тепло хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег.

Слайд №29

16) У него ничего не клеилось что бы он ни предпринимал. 17) Лед на реке тоже истончился и посинел а местами уже и тронулся так что идти на лыжах было опасно… 18) Ежели человек без корней без почвы без своего места неверный это человек. 19) Он не явился на занятия потому что срочно нужно было уехать. 20) Куда конь с копытом туда и рак с клешней. 21) И как раз это было то время когда жена стала часто отлучаться. 22) Дыхание становилось все глубже и свободнее по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело…

Слайд №30

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Образа действия.
2. Места.
3. Времени.
4. Определительное.
5. Местоименно-определительное.
6. Причины.
7. Изъяснительное.
8. Уступительное.
9. Цели.
10. Сравнительное.
11. Условное.
12. Причины.

Cлайд 1

Cлайд 2

Придаточные предложения бывают трёх видов: Определительные Изъяснительные Обстоятельственные

Cлайд 3

Cлайд 4

Придаточные определительные 1)Отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, например: Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей (каких людей?), которые любят и умеют работать. 2)Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где и др.Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение, к существительному прибавляется указательное слово, например: Покажите мне те книги, которые лежат на столе.

Cлайд 5

Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова который и расставьте, где нужно запятые. Я с жадностью читал новые книги (поступали к нам в библ..отеку). В книге рассказывается инт..ресная история из жизни знаменитого пут..шествен..ика (подарил мне товарищ). Игру пришлось закончить (из)за наступившей темноты (мы увлеклись). У стадиона в этот день было особенно ож..влённо(один за другим подходили участники соревнований).

Cлайд 6

ПРОВЕРЬ себя! 1) Я с жадностью читал новые книги,которые поступали к нам в библиотеку 2) В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого пут..шествен..ика 3) Игру, которой мы увлеклись, пришлось закончить из-за наступившей темноты. 4) У стадиона, к которому один за другим подходили участники соревнований, в этот день было особенно оживлённо.

Cлайд 7

Замените союзное слово которые союзными словами где, куда или откуда и расставьте запятые Аэродром, на котором пр..землился самолёт, был в получасе езды от центра города. Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида. Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.

Cлайд 8

ПРОВЕРЬ себя! Аэродром, где приземлился самолёт, был в получасе езды от центра города. Село, откуда мы выехали, скоро скрылось из вида. Лес, куда ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.

Cлайд 9

Cлайд 10

Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы, реже другие части речи: наречия, существительные, прилагательные, например: Я с к а з а л мальчикам (что сказал?), что заблудился. Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) При помощи союзов что, как, будто, чтобы. 2) При помощи союзных слов, например: Дети ч у в с т в у ю т (что чувствуют?), кто их любит. 3) При помощи частицы -ли, употреблённой в значении союза; например: Я н е з н а ю (чего?), буду ли я дома вечером.

Cлайд 11

Расставьте правильно знаки. Иван Ильич спросил где н..ходится штаб. Он охотно соглашался со всем что говорил ему к..питан. Пароход сел на мель вбл..зи того городка куда ехал Петя. Что написан..о пером того (не) вырубишь топором. Он (по)видимому не знал что ему делать дальше. Давно- давно задумал я, взглянуть на дальние поля узнать прекрасна(ли) земля. Саша вообразил будто Серёжа украл у него лошадь. В каждом селе где я не побывал в последние годы много новых домов. Мест где не ступала бы нога человека теперь пожалуй не найдёшь.

Cлайд 12

ПРОВЕРЬ себя! Иван Ильич спросил, где находится штаб. Он охотно соглашался со всем, что говорил ему капитан. Пароход сел на мель вблизи того городка, куда ехал Петя. Что написано пером, того не вырубишь топором. Он по-видимому не знал, что ему делать дальше. Давно- давно задумал я, взглянуть на дальние поля, узнать прекрасна ли земля. Саша вообразил, будто Серёжа украл у него лошадь. В каждом селе, где я не побывал в последние годы, много новых домов. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдёшь.

Cлайд 13

Cлайд 14

Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.