Презентация работы психолога с сотрудниками овд. Презентация психологической службы презентация по психологии на тему. Основным стилям общения не является

Введение

Слабая профессионально-психологическая подготовка сотрудника выступала и выступает хронически болезненным изъяном его профессионального мастерства и деятельности.

Сегодня ясно, что профессионально-психологическая подготовленность сотрудника - не просто желательная добавка к его мастерству, но обязательная составная часть профессионального мастерства. Профессиональное мастерство сотрудника органов внутренних дел, как человека искушенного в юридических делах, органически включающих в себя человека и его психологию, складывается не только из специальной юридической обученности, но и профессионально-психологической подготовленности. Если у него нет такой подготовленности, нет и подлинного мастерства.

В этой связи очень важно, чтобы сотрудники могли овладеть методами, которые позволяют развить необходимые профессионально важные качества, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности, обучиться психологическим приемам, повышающим надежность их деятельности, позволяющим грамотно работать с людьми. Поэтому большой интерес представляет организация профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел - весьма перспективного направления профессионально-психологической подготовки.

Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими личностными качествами, обуславливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить ее, но и разработать систему организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.

Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время довольно подробно исследованы в юридической психологии. При этом разработка данной проблемы шла как в плане психологического анализа структуры профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, так и в плане психологической характеристики присущего ей комплекса психологических особенностей.

По мнению авторов, проводивших эти исследования (Васильев В.Л., Дулов А.В., Коновалова В.Е., Ратинов А.Р., Столяренко А.М. и др.), деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими психологическими особенностями.

Во первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел - одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Эта особенность отличает работу сотрудников органов внутренних дел от многочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.

Это, однако, не означает, что сотрудник не свободен в своих волеизъявлениях, в выборе средств осуществления деятельности, ее наиболее рациональной и эффективной организации. К числу психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел следует отнести и наличие широкого тактического простора, который дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.

Другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяется прежде всего высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу. Нередко это связано с необходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью - одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.

Важной психологической особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.

Следующей характерной особенностью профессиональной деятельности является широкая коммуникативность, как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Коммуникативность сотрудника - черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.

Отличительной чертой коммуникативности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Промедление всегда ведет к неудаче.

С другой стороны, дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии. То, что в других видах деятельности свойственно лишь "аварийным ситуациям", является обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.

Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за высокой экстремальности его деятельности, действиями в условиях конфликтной ситуации, воздействие различного рода стрессфакторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, сложными условиями его служебной деятельности.

Ну и конечно профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического их осуществления. При этом деятельность чисто мыслительная, имеющая целью построение различных версий, составление планов осуществления оперативно-служебных мероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел можно выделить следующие основные элементы: познавательную деятельность, конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Разумеется, в реальной деятельности сотрудников каждый из этих структурных компонентов не встречается в чистом виде: все они функционируют в органическом единстве.

Познавательная деятельность. Трудно переоценить ее значение для всей деятельности сотрудника. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного осуществления других действий сотрудника.

Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предупреждению их незаконных действий в будущем ведется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.

Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Конструктивная деятельность. Под ней понимается мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, в основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.

Организаторская деятельность. Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.

Коммуникативная деятельность. Как отмечалось выше, профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.

Даже беглый обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.

В первую очередь к ним относят:

  • - профессионально-психологическую ориентированность его личности;
  • - психологическую устойчивость;
  • - развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску;
  • - хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;
  • - способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;
  • - ролевые умения, способность к перевоплощению;
  • - развитые профессионально-значимые познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение;
  • - профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;
  • - быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - формирование у сотрудников данных качеств.

Совершенствование деятельности сотрудников ОВД на современном этапе предполагает не только повышение уровня психологической культуры специалистов правоохранительной системы, но и специальную организацию психологической службы в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел. Психологическая работа в ОВД в настоящее время регламентирована приказом МВД России от 2 сентября 2013 года № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Согласно приказа психологическая работа в органах внутренних дел Российской Федерации проводится:

1. В подразделениях центрального аппарата МВД России, оперативных бюро МВД России, центрах специального назначения МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных в г. Москве (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), - психологами подразделений по работе с личным составом, должностными лицами, имеющими высшее (послевузовское) психологическое (по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология») или медицинское (по специальности «Психиатрия») образование, на которых в установленном порядке возложены обязанности проведения психологической работы, а в случае их отсутствия - психологами, определенными Департаментом государственной службы и кадров МВД России.

2. В территориальных органах МВД России на окружном, региональном (включая подчиненные организации) и районном уровнях, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, которые созданы для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением дислоцированных в г. Москве), – психологами названных подразделений, а в случае их отсутствия – определенными ДГСК МВД России психологами территориальных органов МВД России на региональном уровне, образовательных организаций МВД России по месту их дислокации.

3. В подразделениях, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего перечня, с сотрудниками, назначаемыми на должности Президентом Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, – психологами, определенными ДГСК МВД России.

Для осуществления профессиональной деятельности психологам выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, кабинеты психологической регуляции, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы.

Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.

Психологическая служба ОВД по направлениям, видам и содержанию работы имеет свою специфику, которая определяется целью ее создания и особенностями ее задач. Целями психологической службы ОВД являются организация психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, профилактика чрезвычайных происшествий среди личного состава, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективах, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности личного состава.

Данные цели можно осуществить, решая следующие основные задачи:

1. Обеспечение выполнения сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебных задач и формирование морально-психологической готовности личного состава к деятельности в повседневных и экстремальных условиях.

2. Определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России, сотрудников, перемещаемых на другие должности в системе МВД России, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач.

3. Осуществление психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел, проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников.

4. Формирование в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата, проведение в них социально-психологической работы, психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

5. Осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава, оказание психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России.

Таким образом, в работе практического психолога ОВД можно выделить два основных направления деятельности:

· психологическое обеспечение работы с кадрами ОВД;

· психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД;

Основными видами деятельности практического психолога ОВД являются:

· психологическая диагностика;

· психологическая экспертиза;

· психологическая профилактика;

· психологическое консультирование;

· психологическая коррекция;

· психологическая пропаганда и обучение;

Вместе с тем, организация работы психолога имеет свою специфику по форме и содержанию, обусловленную особенностями и своеобразием организации структурных подразделений психологической службы ОВД.

Так, основной целью деятельности психолога центра психологической диагностики является проведение психодиагностического обследования на предмет выявления лиц с признаками психической дезадаптации, определения психологической готовности к службе и учебе, прогнозирования успешности сотрудника в профессиональной деятельности. Содержание работы психолога ЦПД предполагает:

· психологическое обследование лиц, поступающих на службу в ОВД и на учебу в образовательные учреждения МВД России (основной этап профессионального психологического отбора);

· психологическое обследование при сопровождении деятельности сотрудников в экстремальных условиях;

· психологическое обследование при перемещении сотрудников по службе с изменением категории предназначения;

· психологическое обследование при назначении сотрудников на вышестоящие руководящие должности;

· психологическое обследование при увольнении сотрудников со службы по состоянию здоровья.

Основной целью деятельности психолога органа (подразделения) внутренних дел является формирование высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач на основе обеспечения его психической устойчивости и развитие профессионально важных психологических качеств. Психолог органа (подразделения) внутренних дел осуществляет комплекс мероприятий следующего содержания:

1. Проводит в установленном порядке психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу в органы внутренних дел, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России.

2. Осуществляет изучение, анализ и оценку социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, проводит по мере необходимости (но не реже одного раза в год) социально-психологические исследования и индивидуальные психологические обследования.

3. Оказывает психологическую помощь сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.

Отбору и назначению на должности сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости.

Психологическим аспектам организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения.

Формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками.

Минимизации последствий чрезвычайных происшествий и их профилактике.

Оптимизации оперативно-служебной деятельности сотрудников.

5. Проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния.

6. Участвует в работе по организации морально-психологического обеспечения личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, оказывает психологическую помощь сотрудникам после выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия.

7. Осуществляет мероприятия психологической работы, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности, принимает участие в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения со всеми категориями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (приложение № 1 Приказа № 660).

8. Проводит мероприятия психологической коррекции с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления, психологическую реабилитацию указанных сотрудников, консультирует их по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов.

9. Консультирует сотрудников по вопросам:

Учета психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, составления психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Изучения (прогнозирования) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определения по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения.

Выработки стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.

10. Обеспечивает функционирование кабинета психологической регуляции в соответствующем органе, организации, подразделении МВД России .

Основной целью деятельности психолога образовательного учреждения МВД России является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Психолог образовательного учреждения МВД России осуществляет комплекс мероприятий следующего содержания:

· профессиональная психологическая ориентация;

· психологическое обследование кандидатов на учебу в образовательное учреждение по специальности;

· оценка степени адаптации учащихся первого года обучения к условиям учебно-воспитательного процесса и службы;

· психологическое обследование учащихся на протяжении всего срока обучения, оценка их состояния, уровня и динамики развития профессионально значимых качеств;

· выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди учащихся, отчислений по отрицательным мотивам, затруднений в обучении и службе;

· социально-психологическое обследование учебных групп;

· психологическое консультирование, психологическая коррекция и реабилитация сотрудников переменного и постоянного состава;

· обеспечение работы кабинета психологической регуляции;

Организация работы психолога ОВД осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов МВД России и примерной рабочей нагрузкой.

Основными организационными принципами психологической работы являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, соблюдение норм профессиональной этики.

При проведении мероприятий психологической работы используются следующие методы: наблюдение, интервью, консультация, психологический анализ документов, психологический анализ результатов деятельности, опрос, обследование, тестирование, социометрия, эксперимент, психологический тренинг.

В первоочередном порядке психологическая работа проводится с:

1. Кандидатами на службу в органы внутренних дел.

2. Сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы.

3. Сотрудниками, командируемыми в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.

4. Сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, при организации индивидуальной воспитательной работы.

5. Сотрудниками, которым выдаются табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства на постоянное хранение и ношение.

Перечень психологических и психофизиологических методик, используемых в психологической работе, устанавливается ДГСК МВД России на основании рекомендаций Координационно-методического совета по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России.

Психологи подразделений по работе с личным составом в установленном порядке включаются в состав:

1. Комиссий, формируемых для проведения проверок по фактам гибели сотрудников, в том числе при суицидальных происшествиях.

2. Комиссий, формируемых для решения вопросов о выдаче оружия сотрудникам на постоянное хранение и ношение.

3. Врачебных комиссий медицинских организаций.

4. Иных комиссий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Контрольные вопросы:

1. В каких подразделениях ОВД проводится психологическая работа, согласно Приказа МВД России № 660?

2. Перечислите основные задачи, которые необходимо решать психологу ОВД.

3. Назовите методы, используемые в работе психолога ОВД.

4. Перечислите комплекс мероприятий осуществляемых психологом образовательного учреждения МВД России

5. Назовите основные направления деятельности психолога ОВД


Похожая информация.


Модель психологической службы может быть любой, при этом важно взаимодействие всех специалистов и педагогов.Психологическая служба нашего центра пришла к такой модели благодаря поискам разных вариантов. Интересно. что постепенно сложилась представляемая модель как наиболее удобная и мобильная. Мы. специалисты службы. проводим супервизии сложных случаев и это стало традицией.У нас есть своя страница на сайте Центра, там мы размещаем свои заметки, консультации.Позвольте представить модель нашей службы Вашему вниманию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Модель психологической службы Центр образования №1453 Ассоциированный при ЮНЕСКО

Консультирование родителей Консультирование педагогов индивидуальное групповое Медико – психолого -логопедическая служба Научно-методическая работа Диспетчерская работа Начальные и средние классы Старшие классы Диагностический минимум Диагностический минимум самооценка коррекция Развивающая работа Профориентация диагностика прогноз

Стратегия сопровождения детей начальной школы Ведущая деятельность-учебная Диагностический минимум по исследованию «школьного конвейера» Индивидуальная и групповая развивающая деятельность с учетом репрезентативных систем ребенка Формы:психотехнические игры,психо- гимнастика,микро-тренинги Консультирование педагогов и родителей Диагностический минимум по исследованию «школьного конвейера»

Стратегия сопровождения педагогов Методом экпертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми Экспликация и импликация успешных стратегий педагога Моделирование поведения в нестандартных ситуациях Тренинги личностного роста Тренинги взаимодействия с агрессивными, гиперактивными детьми Тренинги коммуникативные Обучение педагогов получению обратной связи и проведению рефлексии Самодиагностика САН

Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование при приеме ребенка в школу Тренинги взаимодействия с детьми Тренинги общения Групповые консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность Челночная дипломатия при возникновении кон- фликтов Семейное консультирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ПСИХОЛОГИЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

обучающихся по специальности

030900.62 Юриспруденция

Краснодар

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методические материалы для слушателей факультета заочного обучения (специальность 030900.62 Юриспруденция)/ Составитель – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. – 33 с.

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры психологии и педагогики от 17 ноября 2012 , протокол №.7

© Краснодарский университет МВД России, 2013г.

I. Общие методические указания слушателям по изучению дисциплины “Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел”.

Курс “Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел” имеет большое значение для профессиональной подготовки будущих работников правоохранительных органов .

Сотрудникам органов внутренних дел в силу специфики профессио­нальной деятельности приходится ежедневно работать с людьми. Перечень их функциональных обязанностей, предполагающих процессы общения и управления, обширен. Они проводят беседы, опросы, допросы, публичные выступления и т. п.

В процессе осуществления этих и других мероприятий сотрудникам органов внутренних дел часто бывает необходимо устанавливать психоло­гический контакт и доверительные отношения с гражданами, побуждать их действовать в интересах закона, склонять к даче правдивых показаний. Им надо уметь определять психическое состояние собеседника, владеть собой в сложной, экстремальной ситуации физического и психологического про­тивоборства с преступником, оказывать воспитательное воздействие на не­совершеннолетнего, вставшего на неверный жизненный путь, находить слова утешения для потерпевшего, человека, пострадавшего от преступ­ных посягательств.


Задачи борьбы с преступностью требуют, чтобы в новых социальных условиях современной России сотрудники органов внутренних дел имели высокий уровень психологической подготовки, подобный тому, который всегда отличал лучших российских сыщиков и их коллег из полиций дру­гих стран мира.

Цели дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» являетсяформирование у курсантов психологических умений и навыков, позволяющих обеспечить качественное осуществление профессиональной деятельности ; научить приемам эффективного общения с различными категориями граждан и разрешению конфликтов в служебной деятельности.

Задачи дисциплины:

Сформировать представление о роли психологических знаний в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

Научить курсантов (слушателей) психологическим особенностям ведения переговорного процесса;

Сформировать навыки профессионального общения в процессе установления психологического контакта;

Научить курсантов (слушателей) пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях.

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

Знать:

Психологические особенности деятельности сотрудников различных служб правоохранительных органов; (ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК - 7, ОК-8, ОК - 10, ПК-2, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-20);

Основы психопрофилактики негативных психологических состояний (ОК-8, ОК - 11, ПК-25);

Психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов (ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК - 16, ПК-2, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-20, ПК-25);

Психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК - 16, ПК-2, ПК-25);

Причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-11, ПК-5, ПК-25);

Психологические основы производства следственных действий (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК - 16, ПК-2, ПК-5, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-20, ПК-25);

Психологические особенности участников уголовного процесса (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ПК-2, ПК-10, ПК-14, ПК-16, ПК-20, ПК-25).

Уметь:

Использовать психологические знания в процессе профессиональной деятельности (ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК - 16, ПК-25);

Правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК - 16, ПК-2, ПК-25);

Диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-11, ПК-5, ПК-25);

Пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях (ОК-8, ОК-10, ПК-25).

Владеть :

Навыками использования психологических методов и приемов в целях эффективного решения служебных задач (ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК - 16, ПК-25);


Навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации (ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ПК-2, ПК-10, ПК-25);

Навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК - 16, ПК-2, ПК-25).

Для лучшего закрепления знаний по данному курсу слушателям следует обратить внимание на тесную связь изучаемых тем с юридическими науками, и опираться на знания из соответствующих ранее изученных дисциплин.

Дополнительная литература

§ Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 2002.

§ Грановская практической психологии. - Л., 2001.

§ Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Психология индивидуальных различий. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер. М.,2000.

§ Юридическая психология. Хрестоматия. М.,2000.

Задания для самопроверки:

1. Психическое отражение:

a) является точной копией окружающей действительности;

b) носит избирательный характер;

c) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;

d) не зависит от условий отражения.

2. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотноше­ния с людьми изучает психология:

b) социальная;

c) педагогическая;

3. Основным методом современной психологии является:

a) тестирование

b) интроспекция

c) эксперимент

d) наблюдение

4. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

a) экспериментом;

b) контент-анализом;

c) наблюдением;

d) методом анализа продуктов деятельности.

5. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

a) интроверсия;

b) интроекция;

c) интроспекция;

d) интроскопия.

6. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним - это:

a) наблюдение;

b) эксперимент;

c) тестирование;

d) самонаблюдение.

7. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:

a) контент-анализом;

b) анализом продуктов деятельности;

c) беседой;

d) экспериментом.

8. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:

a) полевое;

b) сплошное;

c) систематическое,

d) дискретное.

9. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

a) наблюдения;

b) эксперимента;

c) контент-анализа;

d) анализа продуктов деятельности.

Тема 2. Основные социально-психологические характеристики личности сотрудника ОВД.

Основное содержание темы:

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, лич­ность, индивидуальность. Биологическое и социальное в структуре лично­сти. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Основные теории личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Жизненный путь личности и ее социализация. Формирование и развитие личности (основные этапы).

Цели изучения личности в профессиональной деятельности сотруд­ников органов внутренних дел. Психологические методы изучения лично­сти субъектов правоприменительной деятельности. Методы и приемы изу­чения сотрудником органов внутренних дел индивидуальности человека. Использование сотрудником органов внутренних дел психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Умение, навыки и привычки. Умение и навыки как структурные элементы деятельности. Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки. Познавательные умения и навыки. Практические умения и навыки. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Профессиограмма сотрудника органов внутренних дел. Социальная, реконструктивная, организованная, удостоверительная, коммуникативная, поисковая деятельность сотрудника органов внутренних дел (,).

Общее строение мотивационной сферы человека. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции. Понятие о мотива­ции как о сознательном и бессознательном процессе. Диспозитивные и си­туационные детерминанты поведения. Соотношение диспозиций (моти­вов), потребностей и целей. Пирамида потребностей А. Маслоу.

Мотивация и личность. Мотивация, самооценка, уровень притяза­ний. Поведение людей с различными мотивами в экстремальных ситуаци­ях. Мотивация просоциального и асоциального поведения. Альтруизм и эмпатия как мотивы. Мотивация агрессивности и фрустрации .

Понятие о способностях. Концепции способностей. Способности и направленность личности. Соотношение приобретенного и природного в способностях. Задатки как первичная природная основа способностей. Склонности. Структура способностей. Способности и типология людей. Психологические критерии пригодности сотрудников органов внутренних дел к службе.

Понятие о темпераменте. Типы темпераментов и использование зна­ний о них в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Отличи­тельные стороны каждого типа темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента. Учет сотрудником органов внутренних дел типа темпера­мента человека при производстве следственных действий.

Понятие о характере. Характер и темперамент человека. Типология характеров (Э. Кречмер, К. Леонгард, Э. Фромм и др.). Фор­мирование характера. Роль характера в общей структуре личности. Ис­пользование знаний о характере в практике профессионального общения сотрудника органов внутренних дел.

Вопросы к теме:

1. Эмоциональная сфера личности сотрудника и пути ее развития.

При изучении данного вопроса необходимо более подробно рассмотреть отличие эмоций от чувств, а также формы проявления эмоций. Особенно важным является рассмотрение таких форм как: стресс, аффект .

2. Волевая сфера личности.

При рассмотрении вопроса необходимо изучить волевые качества личности, необходимые сотрудникам органов внутренних дел и способы развития волевых качеств.

Наиболее важным для сотрудников изучении проблем мотивации и направленности личности является рассмотрение мотивации асоциального и преступного поведения.

4. Типы темперамента и их учет в психологической оценке человека.

При рассмотрении данного вопроса наибольшую важность представляет учет сотрудником органов внутренних дел типа темпера­мента человека при производстве следственных действий.

5. Свойства характера и их учет при составлении характеристики сотрудника ОВД.

Изучение данного вопроса необходимо начать с типологии характера и применения знаний о характере в практике профессионального общения сотрудника органов внутренних дел.

6. Структура способностей человека.

При рассмотрении данного вопроса необходимо акцентировать внимание на соотношении приобретенного и природного в способностях, а также на психологических критериях пригодности сотрудников органов внутренних дел к службе.

Основная литература

§ Климов психология. М.,2001

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

Дополнительная литература

§ Немов: Учеб. Для студентов. - М., 1994. - Кн.1.

§ (Психология лично­сти. - С.

§ Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. . - М., 1999 (Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека. - С

§ Психология личности. Тексты. - М., 1982. (Что такое личность (); 11-19. Некоторые черты психологической структуры личности ():Основные идеальные типы индивидуальности (Э. Шпрангер): 55-60. Самоактуализация (А. Маслоу).

Задания для самопроверки:

1. Чувства, связанные с познавательной деятельностью , называются чувствами:

a) моральными

b) интеллектуальными

c) эстетическими

d) практическими

2. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:

a) аффектом

b) страстью

c) настроением

d) чувством

3. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, - это:

b) страсть

c) фрустрация

4. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией - угрозой для благополучия личности, - это:

b) фрустрация

c) настроение

5. Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются:

a) аффектом

b) фобиями

c) стрессом

d) фрустрацией

6. Воля - регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:

a) сознательное

b) неосознанное

c) интуитивное

d) непроизвольное

7. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

a) настойчивость

b) самостоятельность

c) принципиальность

d) решительность

8. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

a) настойчивость

b) сознательность

c) оптимизм

d) трудолюбие

9. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:

a) настойчивость

b) самостоятельность

c) принципиальность

d) самоуверенность

Тема 3. Психолого-педагогические особенности адаптации и деформации личности сотрудников ОВД.

Основное содержание темы:

Понятие об адаптации. История изучения проблем адаптации. Механизмы адаптации. Уровни адаптации. Виды адаптации. Физиологическая, психическая, социальная адаптация в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Профессиональная адаптация и ее роль в деятельно­сти ОВД. Особенности адаптации на разных периодах профессионального становления сотрудников органов внутренних дел.

Адаптация в экстремальных условиях. Механизмы предотвращения дезадаптации сотрудников правоохранительных органов.

Понятие «суицид». Теории суицидального поведения.Психопатологическая, психологическая, социологическая концепция суицидального поведения. Психологические кризисные состояния как фактор один из факторов причин суицида.

Причины, условия и мотивы самоубийств. Причины самоубийств сотрудников органов внутренних дел. Антисуицидальные факторы личности.

Профилактика самоубийств сотрудников.

Вопросы к теме:

1. Понятие об адаптации. Виды адаптации.

При изучении данного вопроса необходимо уделить внимание таким видам адаптации как: физиологическая, психологическая, социальная и профессиональная.

2. Профессиональная деформация.

Рассмотрение вопроса об изучении деформации необходимо начать с понятия «деформация» и «профессиональная деформация».

3. Психологическая профилактика профессиональной деформации.

Изучение профилактики профессиональной деформации целесообразно начать с форм проявления и методов профилактики профессиональной деформации.

4. Причины, условия и мотивы самоубийств сотрудников ОВД.

При рассмотрение данного вопроса наиболее пристальное внимание необходимо уделить изучению причин и мотивов самоубийств сотрудников ОВД.

5. Предупреждение суицидального поведения сотрудников ОВД.

Данный вопрос нацелен на теоретическое изучение и практическое применение профилактических мер предупреждения суицидального поведения.

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Еникеев психология. М., 2000.

§ Климов психология. М.,2001

§ Рубинштейн психология. СПб.: Питер, 2000.

§ Столяренко юридическая психология. М., 2001.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

§ Столяренко общей психологии. М., 1999.

Дополнительная литература

§ Безносов деформация и воспитание личности // Психологическое обеспечение социального развития человека. – Л., 1989.

§ Безносов деформации личности: подходы, концепции, метод: Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. – СПб, 1997.

§ Белослудцев психологического обеспечения профилактики профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений // Психопедагогика в правоохранительных органах. №2. 1997.

§ Борисова деформация личности сотрудника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. . – М., 2003.

§ Борисова деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 1998. , Тихоненко суицидального поведения: Метод. Рекомендации. М., 1980.

§ Булацель с древнейших времен и до наших дней. М., 1991.

§ Профилактика самоубийств сотрудников органов внутренних дел. Методические рекомендации под общей редакцией. Москва МВД РФ 1999.

§ Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Методические рекомендации. Под ред. и др. СПБ, 1998.

Задания для самопроверки:

1. Совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды называется адаптацией:

a) физиологической

b) психологической

c) социальной

d) коммуникативной

2. Нали­чие механизмов сознательного саморегулирования является основным отличием:

a) физиологической адаптации

b) психологической адаптации

c) социальной адаптации

d) биологической адаптации

3. Приспособление индивида к условиям взаимодействия в обществе называется :

a) физиологической адаптацией

b) психологической адаптацией

c) социальной адаптацией

d) интерактивной адаптацией

4. Психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели пли решении задачи называется:

a) стрессом

b) фрустрацией

c) неврозом

d) утомлением

5. Состояние, характеризующееся временным снижением рабо­тоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки называется:

a) утомлением

c) стрессом

d) неврозом

6.Суицидальное поведение проявляется в формах:

a) внешние

b) эмоциональные

c) поведенческие

d) характерологические

7. Стадии развития суицидального поведения не включают:

a) замыслы

c) намерения

8. Внешние формы суицидального поведения не проявляются:

a) депрессивные состояния

b) злоупотребление алкоголем

c) умышленное причинение вреда своему здоровью

d) причинение вреда окружающим людям

Тема 4. Психология профессионального общения сотрудников ОВД.

Основное содержание темы:

Понятие об общении. Единство общения и деятельности. Виды об­щения. Социальная адаптация и социальная автономизация. Коммуника­тивная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Особенности профессионального общения сотрудника органов внутренних дел. Обще­ние как обмен информацией. Общение и речь.

Механизмы и закономерности восприятия человека человеком. Об­щение как межличностное взаимодействие. Виды психологического влия­ния. Социальный контроль и социальные нормы как системы регламента­ции, взаимодействия и взаимоотношения людей. Формы и ролевые ожида­ния в процессах общения. Общение как понимание людьми друг друга. Основные правила продуктивного общения.

Вопросы к теме:

1. Понятие «общение» в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

При рассмотрении данного вопроса наиболее важным является анализ многообразия определений общения и роли общения в юридической практике.

2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.

Изучения данного вопроса необходимо начать с особенностей механизмов воздействия в процессе профессионального общения сотрудников ОВД.

3. Структура общения сотрудников органов внутренних дел.

Наиболее важным при изучении данного вопроса является психологическая особенность каждой из сторон структуры общения.

4. Виды общения сотрудников ОВД.

При изучении данного вопроса наибольшее внимание следует уделить классификации общения и отметить отличительные особенности каждого из видов общения.

5.Психологические компоненты профессионального общения сотрудников органов внутренних дел.

Рассмотрение данного вопроса ставит целью ознакомление с психологическими компонентами профессионального общения сотрудника органов внутренних дел: тактика, стадии, приемы общения.

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Психология общения. М.,2002

§ Казаринова общение. Конспект лекций. – СПб: Изд-во, 2000.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

Дополнительная литература:

§ Пол и характер. – М.: Форум, 1991.

§ Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. - СПб.: Питер, 2000.

§ Мастер общения. Советы практикующего психолога СПб.: Питер,2002

§ Психология влияния СПб.: Питер, 2001

§ Язык телодвижений. - Н. Новгород: Изд-во «Ай Кью», 1992.

§ Развитие навыков эффективного общения СПб.: Питер,2002

§ Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение: Сокр. пер. с нем. - М.: АО «Интерэксперт», 1996.

§ Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. - М.: ГУК МВД России, 2001.

§ Тихонов специальных свойств личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников, 2000

§ Томилова -психологические условия профессионального становления молодых сотрудников ОВД. М.,2000

§ Самоучитель общения. - СПб.: Питер, 2000.

§ Филатова психология. Конспект лекций. – СПб.: Изд-во, 2000.

§ Психология влияния. – СПб.,2002.

§ Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя СПб.: Питер,2002

§ П Психология влияния: скрытое управление, манипулирование и защита от них. – М.,2002

§ Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб, 2002. Язык жестов - путь к успеху. - СПб.: Питер, 2000.

Задания для самопроверки:

1. Речь – это:

a) психическое явление

b) процесс отражения

c) обмен информацией между людьми

d) психическая деятельность

2. Речь не бывает:

a) внутренняя

b) внешняя

c) деятельная

d) эгоцентрическая

3. Интерес к другому человеку можно невербально выразить:

a) помещенными на бедра руками

c) пристальным взглядом

d) слегка дотрагиваясь до него руками

4. Основным стилям общения не является:

a) ритуальное общение

b) социальное общение

c) манипулятивное общение

d) гуманистическое общение.

5. Особенностью профессионального общения сотрудников является

a) необычайная широта и многоплановость общения

b) запланированность и четкая организованность общения

c) вынужденный характер,

d) высокой степенью конфликтности

Тема 5. Социально-психологическая характеристика подразделения сотрудников ОВД.

Основное содержание темы:

Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Структура малой группы. Позиция, статус, внутренняя установка и роль. Композиция и нравственные ценностные ориентации. Психологическая совместимость. Социальные нормы и их функции. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в развитии коллектива, их значение и пути преодоления. Понятие сверхнормативной деятельности. Руководство и лидерство в группе. Индивидуальная характеристика лиде­ра. Стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Межличностные отношения в группах и коллективах. Официальные и неофициальные отношения. Отношения лидерства, руководства и под­чинения. Деловые и личные, рациональные и эмоциональные отношения. Коллективистские отношения, их характеристика. Подходы к изучению взаимоотношений в группе: статический и динамический. Характер взаи­моотношений в зависимости от уровня развития группы. Межличностные конфликты в группе и их классификация. Социометрия и статическая кар­тина внутригрупповых взаимоотношений (Дж. Морено).

Массовые социально-психологические феномены. Толпа, психоло­гические механизмы ее формирования. Психологические методы управле­ния людьми в различных видах толпы (паника, толпа бесчинствующих бо­лельщиков на стадионе, несанкционированные митинги, массовые общест­венные беспорядки), применяемые сотрудниками органов внутренних дел.

Учет в социальной психологии половых, этнических и возрастных феноменов.

Групповые факторы в зарождении и развитии антиобщественного поведения. Психологическая характеристика преступных групп. Примитивная группа. Структура примитивной группы.

Понятие толпы. Виды толпы: случайная, конвенциальная, агрессивная, действующая. Социально-психологические условия возникновения и развития толпы. Социально-психологическая структура толпы. Роль лидера в толпе. Слухи и их разновидности. Роль слухов в толпе. Паника. Виды паники. Действия сотрудников органов внутренних дел по предотвращению паники. Психологические особенности действий сотрудников предупреждению и пресечению ассоциальных форм внеколлективного поведения.

Вопросы к теме:

1. Критерии выделения социальных групп. Типология социальных групп.

В данном вопросе наиболее углубленное внимание необходимо уделить критериям выделения групп и психологическим особенностям каждой из социальных групп.

2. Примитивная группа. Структура, правила.

При рассмотрении данного вопроса актуальным становится рассмотрение психологических особенностей примитивной группы.

3. Субъекты внеколлективного поведения.

Рассмотрения особенностей субъектов внеколлективного поведения становится актуальным в сфере деятельности сотрудников ОВД, исходя из этого целесообразно остановится на психологических закономерностях взаимодействия с субъектами внеколлективного поведения.

4. Виды толпы и их особенности.

При рассмотрении данного вопроса необходимо детально рассмотреть виды толпы и стадии развития взаимоотношений в толпе.

5. Агрессивная толпа, как субъект внеколлективного поведения.

При изучении данного вопроса наибольшее внимание следует обратить на действия и профилактические меры по предотвращению агрессивного поведения.

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Еникеев психология. М., 2000.

§ Климов психология. М.,2001

§ Рубинштейн психология. СПб.: Питер, 2000.

§ Столяренко юридическая психология. М., 2001.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

§ Столяренко общей психологии. М., 1999.

Дополнительная литература

§ Андреева психология. М., 1994.

§ Аникеева климат в коллективе. - М., 1989. (Понятие о психоло­гическом климате в коллективе: 3-16. Эффективность групповой деятельности: 87-120).

§ Бодалев и понимание человека человеком. М., 1982. С 5-

§ , Дубровская малой группы. М., 1991.

§ Немов. М., 1994. С. 431-433.

§ Психология эмоций: Тексты. Эмпатия. С 87.

§ Рубинштейн и пути развития психологии. М, 1960. С 180-181.

Задания для самопроверки:

1. По критерию организованности не различаются группы

a) формальные

b) неформальные

c) полуформальные

d) относительноформальные

2. По критерию времени существования не выделяют группы

a) кратковременные

b) постоянные

c) эпизодические

d) временные

3. Группа, в которой индивид вынужден находиться в настоящий момент

a) группа пребывания

b) группа присутствия

c) группа нахождения

d) группа времяпрепровождения

4. Стихийно складывающееся образование, базирующееся на наиболее низменных побуждениях ее членов – это

a) первобытное общежитие

c) примитивная группа

d) коллектив

5. Структуре «примитивных» групп соответствует?

a) гибкая иерархическая структура

b) жесткая иерархическая структура

c) иерархическая структура отсутствует

d) неопределенная иерархическая структура

Тема 6. Характеристика, предупреждение и разрешение конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Основное содержание темы:

Конфликты в общении. Сущность, структура и классификация конфликтов. Конфликтная ситуация. Инцидент. Виды конфликтов. Конструктивный конфликт. Деструктивный конфликт. Внутриличностный конфликт. Функции конфликтов: сигнальная, диагностическая, восстановительная, регулятивная. Причины, способствующие возникновению конфликтов и неблагоприятного социально-психологического климата в коллективах сотрудников органов внутренних дел: объективные, субъективные, объективно-субъективные. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.

Вопросы к теме:

1. Сущность, структура и классификация конфликтов.

При рассмотрении данного вопроса необходимо более детально рассмотреть классификацию конфликтов в зависимости от критериев классификации.

2. Предупреждение и разрешение конфликтов.

Основной акцент внимания при изучении данного вопроса необходимо направить на пути и способы предупреждения или оптимального разрешения конфликтов

3. Природа конфликтов в ОВД.

Рассматривая данный вопрос необходимо выяснить природу, причины и особенности конфликтов в органах внутренних дел.

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Еникеев психология. М., 2000.

§ Климов психология. М.,2001

§ Рубинштейн психология. СПб.: Питер, 2000.

§ Столяренко юридическая психология. М., 2001.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

§ Столяренко общей психологии. М., 1999.

Дополнительная литература

§ Авдеев КВ. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М, 1992.

§ Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.

§ Андреев: искусство спора, ведения пе­реговоров, разрешения конфликтов. - Казань, 1992.

§ , Шипилов. - М., 2001.

§ Бабосов ЕМ. Конфликтология. - Минск, 2000.

§ , Зимина: наука о гармонии. - Екатеринбург, 1995.

§ Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - СПб., 1992.

§ , Коряк, конфликт! - Новоси­бирск, 1989.

§ Браим делового общения. - Минск, 1996.

§ , Захаров ДК. Конфликтология - М., 2000.

§ Гришина конфликта. - СПб., 2000.

Задания для самопроверки:

1.Стадии развития конфликта не включают:

a) конфликтные отношения

b) противоречия

c) инцидент

2. Конфликты бывают:

a) межнациональные

b) межэтнические

c) межличностные

d) межинтеллектуальные

3. Стратегиями поведения в конфликтах являются:

a) избегание

b) сотрудничество

d) компромисс

Тема 7. Психологические основы юридической деятельности.

Основное содержание темы:

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Основные пути и направления развития юридической психологии.

Объект, предмет, задачи и методы криминальной психологии. Психологическое значение терминов «преступность» и «преступление».

Психология оперативно-розыскной деятельности. Тактика и приемы установления и развития психологических контактов в ОРД. Психологические основы оценки личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Вопросы к теме:

1. Предмет юридической психологии и ее значения в юридической деятельности.

При изучении данного вопроса раскрыть психологические особенности юридической деятельности рассмотреть предмет юридической психологии.

2. Психология оперативно-розыскной деятельности: цели и задачи.

Рассматривая данный вопрос основной акцент необходимо расставить на задачи оперативно-розыскной психологии.

3. Объект, предмет, задачи и методы криминальной психологии.

При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на специфические методы, применяемые в рамках криминальной психологии.

Основная литература

1. Андреев обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников: ГУК МВД, 2004

2. Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

3. , Янаев психология. М.: Щит-М,2003

4. Еникеев психология. М.: Норма, 2000

5. , Скрыпников обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников: ИМЦ ГУК МВД РФ,2001

6. , Прозоров в деятельности сотрудников органов внутренних дел. – М., 2006.

7. , основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.- М., 2005.

8. Мариновская и педагогика в правоохранительной деятельности. М.: Щит-М,2003

9. , Цветков и педагогика в правоохранительной деятельности М.: Щит-М, 2000

11. Романов психология М.: Юристъ, 2000

12. , Романова психология (хрестоматия) М.: Юристъ, 2000

13. Чуфаровский оперативно-розыскной деятельности М.: Проспект, 2003

Тема 8. Психологическая характеристика основных следственных действий.

Основное содержание темы:

Понятие судебной психологии. Основные задачи, цели и методы судебной психологии. Психологические особенности отдельных видов судопроизводства и различных участников судебного процесса.

Психология осмотра места происшествия. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра.

Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности сотрудника время обыска. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности сотрудника ОВД и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.

Психология допроса. Понятие психологического контакта при допросе. Психологические особенности допроса потерпевшего. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц. Психология допроса на очной ставке.

Судебно-психологическая экспертиза. Основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы . Компетенция СПЭ. Оценка и использование заключения СПЭ следователем, судом и защитой.

Вопросы к теме:

1. Предмет, задачи и цели судебной психологии.

При изучении данного вопроса слушателям желательно детально рассмотреть задачи и цели судебной психологии и сравнить их с задачами других направлений юридической психологии.

2. Психология обыска и выемки.

При рассмотрении данного вопроса слушатели должны особо отметить психологические особенности обыска и выемки.

3. Психология осмотра место происшествия.

При изучении данного вопроса основным направлением должно быть рассмотрение психологических закономерностей, которые необходимо учитывать пи проведении следственного осмотра.

4. Психология допроса.

Важным обстоятельством при рассмотрении данного вопроса является психологическое содержание деятельности следователя при проведении допроса.

5. Предмет, основания и поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

Изучая данный вопрос, слушатели должны усвоить основные требования к основаниям для назначения судебно-психологической экспертизы.

Основная литература

§ Андреев обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников: ГУК МВД, 2004

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ , Янаев психология. М.: Щит-М,2003

§ Еникеев психология. М.: Норма, 2000

§ , Скрыпников обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников: ИМЦ ГУК МВД РФ,2001

Дополнительная литература

§ , Китаева психологические исследования в уголовном процессе. Иркутск,2002

§ , Прозоров в деятельности сотрудников органов внутренних дел. – М., 2006.

§ , основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.- М., 2005.

§ Мариновская и педагогика в правоохранительной деятельности. М.: Щит-М,2003

§ , Цветков и педагогика в правоохранительной деятельности М.: Щит-М, 2000

§ Романов психология М.: Юристъ, 2000

§ , Романова психология (хрестоматия) М.: Юристъ, 2000

§ Самоукина психология М.: Тандем, 2000

§ Чуфаровский оперативно-розыскной деятельности М.: Проспект, 2003

Тема 9. Психологические особенности личности преступника и преступного поведения.

Основное содержание темы:

Понятие криминальной среды. Квалификации преступников с точки зрения психологии. Социально-психологические механизмы преступного социума. Криминальная субкультура (психологический анализ современ­ных тенденций).

Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимо­действие объективных и субъективных факторов. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего резуль­тата в умышленных и неосторожных преступлениях.

Изучение личности преступника в криминальной психологии (, и др.) Соотношение биологического и соци­ального в криминальной личности. Психолого-криминологические типо­логии личности преступника и отдельных категорий преступников.

Вопросы к теме:

1. Психология личности преступника.

2. Факторы формирования личности преступника.

3. Мотивация преступного поведения

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Еникеев психология. М., 2000.

§ Климов психология. М.,2001

§ Рубинштейн психология. СПб.: Питер, 2000.

§ Столяренко юридическая психология. М., 2001.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

§ Столяренко общей психологии. М., 1999.

§ Чуфаровский психология. – М., 1995.

§ , Эминов преступника и расследования преступлений. - М.: Юристъ, 1996.

§ Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.

§ , Стрижов и педагогика в правоохранительной деятельности сотрудников ОВД.- М., 1997.

§ Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов // Под. ред. . – М.: Закон и право. Юнити, 1999.

§ Психология влияния. - СПб.: Питер Ком, 1999.

Тема 10. Психология криминальной среды и преступных сообществ.

Основное содержание темы:

Преступная группа с точки зрения современной психологии. Психо­логические особенности формирования и функционирования преступных групп. Психолого-криминалистические типы преступных групп и их структура (по). Случайные преступные группы. Группы ти­па компании. Организованные преступные группы. Сплоченные организо­ванные группы. Преступные сообщества, а также различного рода объеди­нения организованных преступных групп. Структурная (сложная) организованная группа. Организованная преступная группиров­ка. Бандитское формирование. Преступная организация (сообщество). Ма­фия. Кооперация профессиональных преступных лидеров ("воров в зако­не"). Три категории банд: "классическая банда", "специализированная бан­да" и "заказники".

Психолого-криминалистические типы хулиганских групп и их структура. Психологический анализ мотивов хулиганских действий. Пси­хология раскрытия и расследования преступлений, совершенных хулиган­скими группами.

Лидерство в преступных группах и организациях. Типология лиде­ров. Конфликты в преступных группах. Психологические особенности раскрытия и расследования преступлений, совершенных преступной груп­пой. Тактико-психологические приемы обострения или создания конфлик­та между соучастниками в процессе расследования группового преступле­ния.

Вопросы к теме:

1. Общая характеристика и виды преступных групп.

Изучая данный вопрос у слушателей должно сформироваться представление об особенностях характеристики преступных групп.

2. Криминальные группы несовершеннолетних.

При рассмотрении данного вопроса основной акцент необходимо направить на психологические особенности создания и функционирования криминальных групп несовершеннолетних.

3. Криминальная субкультура.

При изучении данного вопроса слушателям необходимо провести сравнительный анализ понятий «криминальная среда» и «криминальная субкультура».

4. Психология преступных групп и организаций.

При освоении материала данного вопроса необходимо детально рассмотреть психологические особенности преступных групп разной направленности, возрастных и половых особенностей.

Основная литература

§ Гуров преступность: прошлое и современность. - М.: Юридическая литература, 1990.

§ Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

§ Жилин организации и тактики борьбы оперативных аппаратов милиции с криминальными группами: Учебное пособие. - ЮИ МВД России, 1995.

§ Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. . – М.: Юнити – Дана, 2001.