Презентация по страницам истории технической науки. Презентация по Истории на тему "Наука в XIX веке". Ход научной революции по Куну

Слайд 2: 1. Грамотность и школа

В Англии в 1840-х гг. при венчании половина женихов и невест не могли расписаться в церковных книгах. В 1850 г. во Франции были неграмотными почти 40% мужчин. В германских государствах всеобщее начальное образование было введено в конце XVIII в. (в эпоху просвещённого абсолютизма). В Швеции и Швейцарии введение всеобщего начального образования произошло в середине XIX в. Во многих штатах США существовало бесплатное начальное образование, но оно не было обязательным.

Слайд 3: 1. Грамотность и школа

Развитие грамотности приобретает массовый характер. Причины: перемены в жизни общества и в экономике. Работать на сложном станке, быть машинистом паровоза или служащим в банке могли только грамотные люди.

Слайд 4: 1. Грамотность и школа

Начальное образование Светское, обязательное, бесплатное Среднее, высшее образование платное

Слайд 5: 2. «Читательская революция»

Чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества Увеличение печатной продукции (новые технологии в производстве бумаги и типографском деле) Чтение стало более доступным для народных низов. Большинство новых романов были дешёвыми Появились бесплатные, более доступные для низов многие библиотеки.

Слайд 6: XIX столетие - век науки

Слайд 7: XIX столетие - век науки

Домашнее задание: составить таблицу «Научные открытия» XIX века Учёный Научная область открытие Ч. Дарвин биология Теория эволюции М. Фарадей физика Электромагнитная индукция

Слайд 8: XIX столетие - век науки

Учреждение в 1901г. Нобелевской премии способствовало привлечению общественного интереса к достижениям науки и росту её престижа

Последний слайд презентации: Образование и наука: История – наука века

История объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему; укрепляла национальное самосознание, прослеживая путь народа от его истоков до современности. ученый Научная область открытие Леопольд Ранке история Теория объективности в истории (тщательная работа с источниками) Ф. Гизо история Представление о классах и классовой борьбе О. Конт философия Теория достижения подлинного «позитивного» знания


История науки - это исследование феномена науки в его истории. С одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой - процесс его получения и использования людьми.

Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов.

Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь

в XVIII-XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».


Хотя эмпирические исследования известны еще с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века(например, у Ибн ал-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона)

начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией , произошедшей в XVI-XVII веках в Западной Европе.


Античная наука

Характерные черты античной науки:

  • Созерцательность
  • Самодостаточность
  • Логическая доказательность
  • Открытость критике
  • Эстетическое отношение к объекту исследования.

Античная наука

Становление первых научных программ: атомизм; математическая картина мира пифагореизма и платонизма; разработка теории доказательств (в частности, аппарата доказательства от "противного" элеатами);

фундаменталистская программа Аристотеля; построение космологических моделей. Создание дедуктивного математического метода. Превращение математики в стройную самостоятельную дисциплину (Евклид, Пифагор, Архит, Евдокс, Гиппократ, Теэтет и др. "Начала" Евклида - энциклопедия античной математики, ее историческое значение. Античная теоретическая астрономия (Евдокс, Гиппарх, Клавдий Птолемей, Аристарх Самосский).


Средневековая наука

Наука и религия - основная антитеза ценностных установок Средневековья

Для Средневековья характерно:

  • Теолого-текстовый характер;
  • Идея совокупного, божественного, отсутствие частичного;
  • Все вещи рассматриваются как символы божественного разума;
  • Слово как орудие мира, данное Богом человеку. Особенно важно записанное в Библии слово;
  • Существование мира имеет конечный замысел;
  • Познание рассматривается как иерархичный процесс;
  • Натуральная магия, считалось, может дать знание о скрытых естественных законах;
  • Полностью исключался метод эксперимента.


Представители интернализма :

Г. Герлак

Полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. В работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа.


Представители экстернализма : Б. Гессен Д. Бернал Дж. Холдейн Э. Цильзель Д. Нидам

Возникший в 1930-е гг. в значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.


Новое время

С конца XIX до середины XX веков в науке происходят радикальные изменения, связанные со становлением нового неклассического естествознания. В 20-30-е годы XX в. господствующим течением в западной философии становится логический позитивизм или неопозитивизм.

Большие идеи, охватывающие всё мироздание, вырастают из непрерывного потока эмпирического знания, они ищут в этом потоке подтверждение, изменяются, обобщаются, конкретизируются.


  • Построение для эмпирической науки нейтрального (то есть не навязывающего предвзятых интерпретаций) языка описания фактических «положений дел», так чтобы теоретические положения можно было бы выводить по самым строгим логическим законам из протокольных предложений опыта, а предсказания теории подтверждать (верифицировать) обращением к наблюдению и эксперименту.
  • Познание с помощью эксперимента


Представители «Нового времени»

Карл Раймунд Поппер (1902-1994)

Карл Поппер изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями.


  • В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе ее развития.
  • Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).
  • Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.

Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: 1)проблема демаркации(отделении научного знания от ненаучного) 2)принцип фальсификации(теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.)


3)принцип фаллибилизма(любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений) 4)теория "трех миров"(первый мир - мир объектов, второй мир- мир субъектов и третий мира- мир объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки)


Считал, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция - это смена научным сообществом психологических парадигм. Наиболее известной работой Томаса Куна считается - «Структура научных революций» .


Ход научной революции по Куну:

1)Нормальная наука - каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;

2)Экстраординарная наука – кризис в науке. Появление аномалий - необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;

3)Научная революция - формирование новой парадигмы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ПЛАН: Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования.

ПРИЧИНЫ БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ НАУК Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени

ЗАДАНИЯ: 1 вариант: физики 2 вариант: биологи 3 вариант: эксперты

« ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ» В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. 07.10.18 Майкл Фарадей

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. 07.10.18 Джеймс Карл Максвелл

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет - разновидность электромагнитных колебаний. 07.10.18 Максвелл с цветовым волчком в руке

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению 07.10.18 Генрих Рудольф Герц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. 07.10.18 Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества 07.10.18 Хендрик Антон Лоренц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. 07.10.18 Рентгеновские снимки

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» 07.10.18 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». 07.10.18 Пьер и Мария Кюри В лаборатории

« РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ» Переворот в естествознании произвела книга великого учёного - натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» 07.10.18 Чарлз Дарвин

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию 07.10.18 Луи Пастер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. 07.10.18

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. 07.10.18 Эдуард Дженнер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой - к уху врача 07.10.18 Первые стетоскопы

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. 07.10.18 Генрих Герман Роберт Кох

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

« РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» «Как в разных государствах происходило развитие образования?»



Математика 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) Н. И. Лобачевский А.А. МарковМ.В. Остроградский


Астрономия Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета В. Я. Струве И. М. Симонов


Физика Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) В. В. Петров П. П. Аносов П. Д. Шиллинг


Химия Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Д. И. Менделеев Н. Н. БекетовП. П. Зинин


Медицина Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Н. И. Пирогов Н. В. Склифосовский


История 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) Н.М. Карамзин С.М. Соловьев В.О. Ключевский




Философия Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений


География Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев


Результат научного развития В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.




Общая характеристика Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным. Основой развития системы образования стала реформа Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов. Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения.




Лучшие университеты и лицеи первой половины 19 века 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) Московский университет Царскосельский лицей

Слайд 2

План

  • Слайд 3

    1 Предмет истории как науки

    История (от греч. Historia– рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.

    Слайд 4

    В.О. Ключевский: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как

    движение во времени, процесс и 2) как познание процесса».

    Что такое история (греч. historia – рассказ опрошедшем, об узнанном)

    Процесс развития природы и общества

    Историческая наука – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразности

    Слайд 5

    • Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем.
    • Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса.

    Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.

    Слайд 6

    История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет.

    Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот

    (V век до н.э.), написавший книгу, которая так и называется «История».

    Слайд 7

    История – свидетель прошлого, свет истины, учитель жизни, вестник старины (М.Т. Цицерон)

    Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка называли «translator temporis» (передатчик времени). Одна из девяти муз – Клио была покровительницей искусств и наук (муза героической песни, провозвестница славы), в эллинистическое время (V-I вв. до н.э.) покровительница истории. Дочь Зевса и Мнемосины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос). Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках.

    Слайд 8

    2. Сущность, формы и функции исторического сознания.

    • Историческое сознание - свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает, свое прошлое.
    • Историческое сознание может быть массовым (групповым) и индивидуальным.
    • Можно выделить два вида исторического сознания: целерациональное и ценностно-рациональное.
    • Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.
  • Слайд 9

    Функции исторического сознания

    • Функция интеграции
    • Функция исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения
    • Национально-историческое сознание – фактор оборонный
    • Познавательная функция
    • Практически-рекомендательная функция
    • Воспитательная функция
  • Слайд 10

    3. Методология исторической науки. Методы и источники изучения истории.

    • Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией.
    • Методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.
    • Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология.
    • Концепция материалистического объяснения истории
    • (К. Маркс). Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе.

    Методология цивилизационного подхода.

    Слайд 11

    Методологические принципы исторического познания

    • Принцип историзма
    • Принцип объективности
    • Принцип социального подхода
    • Принцип альтернативности
  • Слайд 12

    Методы исследования

    • Метод- это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний.
    • Общенаучные методы
    • Собственно исторические методы
    • Специальные методы
  • Слайд 13

    Исторические источники

    Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

    Классификация

    • Письменные источники (юридич. договоры, летописи…)
    • Вещественные источники (орудия труда, предметы быта, оружие…)
    • Устные источники – фольклор (былины…)
    • Лингвистические источники (данные языка)
    • Этнографические источники (нравы и обычаи)
    • Аудиовизуальные документы (кино-, фото-, видео- и звукодокументы)
  • Слайд 14

    4. Отечественная историография

    • Историография рассматривается как описание истории, исторического процесса, так и как история развития самой исторической науки.
    • Первый научный труд по истории России принадлежал Василию Никитичу Татищеву (1686-1750) – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его труд - «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах.
  • Слайд 15

    Василий Никитич Татищев

    История Российская (полное название первого издания: «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым») - крупный исторический труд русского историка Василия Татищева, одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, значительный этап в её переходе от средневекового летописного к критическому стилю повествования.

    Слайд 16

    Михаил Васильевич Ломоносов

    В Российской Академии наук в этот период историей русского государства занимались немецкие ученые Г. Байер и А. Шлецер – родоначальники норманнской теории происхождения государственности на Руси. Их оппонентом выступил М.В. Ломоносов. В своей «Древней российской истории» он привел весомые аргументы против норманнской теории: племя «Русь» - славянского, а не скандинавского происхождения; в древнерусском языке отсутствует скандинавское и германское влияние. В трактовке М.В. Ломоносова отечественная история представлена как непрерывный процесс, результат деятельности не только князей, но и труда народа.

    Слайд 17

    Николай Михайлович Карамзин

    В начале XIX века появился фундаментальный труд «История государства Российского» Н.М. Карамзина, который дал толчок дальнейшему развитию исторических исследований. Впечатления современников в интерпретации А.С. Пушкина: «Русская история найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Н.М. Карамзин обосновал свой вариант периодизации русской истории. Основная идея его работы: государство – определяющая сила истории страны; самодержавие – наилучшая форма государственности для России.

    Слайд 18

    Буржуазная историография

    Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) – заведующий кафедрой русской истории Московского университета (с 1845 г.), автор своеобразной энциклопедии русской истории, многотомного труда «История России с древнейших времен» (29 томов). Принцип его исследования – историзм. Закономерность развития страны Соловьев сводит к трем определяющим условиям: «природа страны», «природа племени», «ход внешних событий».

    Слайд 19

    Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 января 1841 года, село Воскресеновка Пензенской губернии - 12 мая 1911 года, Москва) - видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

    Он выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса Ключевский считал «умственный труд и нравственный подвиг». В развитии России он признавал огромную роль государства (политический фактор), придавал большое значение процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор). Его главный труд – «Курс русской истории» (5 томов).

    Слайд 20

    В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход. Особенно успешно историки изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Советские историки: М.П. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, С.Д.Бахрушев, М.Н. Тихомиров, А.Н. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев и др.

    Посмотреть все слайды