Мероприятия по сбо в школе 8 вида. Внеклассное мероприятие по сбо. Ведущий: Добрый день

Викторина по СБО

«Домовёнок»

Цель: Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках СБО.

Задачи:

1) Коррекционно-обучающие: знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках СБО.

2) Коррекционно-развивающее: развивать память, внимание, мышление, сенсомоторику.

3) Коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру поведения, навыки самообслуживание.

l Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня очень интересная викторина. В течении года мы отрабатывали навыки общения, культуру поведения, навыки самообслуживания. Все ваши получения знания и навыков. Мы сегодня закрепим на нашей викторине, а чтобы вам было интересно, делимся на две команды. 1 команда-название «Звездочка», 2 команда «Хозяюшка»,

Выбираем капитанов команд.

ll Ход мероприятий.

1.Конкурс Разминка

Ребята сейчас я проверю сколько вежливых слов вы знаете (дети называют). А сейчас я буду произносить фразу, а вы должны её дополнить вежливыми словами.

1) -Растает ледяная глыба от слова тёплого (Спасибо)

2) -Зазеленеет даже пень, когда услышит (Добрый день)

3) -Когда бранят за шалости, мы говорим прости:(Пожалуйста)

4) Если очень вкусно было скажем маме мы:(Спасибо)

Конкурс «Волшебная коробочка»

Это конкурс на сообразительность. Кто быстрее угадает,

1) -Она бывает разного цвета

Она бывает с ручкой и без неё.

Она есть у каждой девочки и даже у некоторых мальчиков.

Без неё нельзя начинать день.

Она бывает деревянной, пластмассовой, железной.

У неё бывает 20, 40, 100 зубов.

Использовать для волос (Расчёска)

2) –У меня она красная, а у Оли зелёная.

Она состоит из 2 частей.

У неё один хозяин.

Я ею пользуюсь 2 раза в день.

Нужна тому кто зубы бережёт. (Зубная щётка)

3) -Бывает большое, а это маленькое.

В каждом доме их много.

Одно для кухни, другое для лица.

После ванны я вытираюсь им.(полотенце)

4) -Может быть белым, а может быть цветным.

Бывает бумажный, бывает из ткани.

У воспитанного человека он всегда с собой.

Это предмет личной гигиены.

Лежит в кармане (платок)

Все это предметы личной гигиены.

3.Конкурс «Волшебный мешочек»- Вы должны определить на ощупь, какие овощи или фрукты находятся в волшебном мешочке.

(банан,апельсин,мандарин,яблоко,картошка,лук,чеснок,морковь,свёкла)

Это полезные продукты? Почему?

4.Игра «Чего не стало».

Игра на внимание. Слушай внимательно

Задания конкурса перед вами муляжи фруктов, запомните, как они стоят, один уберу, а вы назовите, какого фрукта не стало.

5.Задание капитанам: пришить по 2 пуговицы на ткань, а командам-задавшие на карточках:

Раздел: Питание

    Значение продуктов питания для здоровья человека. Проведи стрелку к правильному ответу

ОВОЩИ - является строительным материалом для

организма человека;

МЯСО - укрепляет кости, улучшает зрение,

память;

РЫБА - богаты витаминами, улучшают

пищеварение.

    Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение. Поставь крестик в нужной строке

Ложка, вилка, нож

Тарелка, кастрюля

Стол, стул, шкаф

Посуда

Столовые приборы

Мебель

    В каком порядке нужно мыть посуду? Отметь цифрами в порядке

очерёдности

Кастрюли, сковородки

Чайная посуда

Вилки, ножи, ложки

Стеклянная посуда

Тарелки

4. Правила заваривания чая. Расставь цифры в порядке выполнения работ

Ополосни чайник кипятком;

Залей на половину кипятком и накрой чайник полотенцем или

салфеткой;

Положи в чайник чай из расчёта 1ч.л. на 1 чашку чая;

Чай готов;

Через 5 минут долей до полного объёма.

5. Какие бутерброды бывают, отметь все правильные ответы

Открытые

Закрытые

Раскрытые

Комбинированные

Простые

Смешанные

6. Перечисли, из чего состоит яйцо.

7. Подчеркни правильный ответ. Сколько минут варят яйца.

Всмятку: 1минуту, 3минуты, 6минут;

В мешочек: 3минуты, 5минут, 7минут;

В крутую: 5минут, 8минут, 10минут.

8. Как нужно солить яичницу-глазунью?

Чтобы соль попала на желток;

Чтобы соль не попала на желток.

9. Напиши, какие продукты нужны для приготовления омлета?

10.Выбери правильный ответ. После окончания кухонных работ нужно:

Помыть посуду

Протереть стол

Помыть полы

Убрать за собой всю кухню

Вынести мусор

11. Если я опоздал к столу, то:

Быстро сяду за стол;

Извинюсь, и сяду за стол;

Извинюсь и уйду.

12. Разговор за столом:

Нельзя говорить о чём-то плохом;

Надо есть молча;

Говорю обо всём.

13. Правила приёма пищи. Поставь крестик в нужной строке.

Брать кусок, который ближе к тебе

Брать нож в рот

Есть бесшумно

Шмыгать носом

Ковырять вилкой в зубах

Можно

Нельзя

14.Как называется убранство стола?

Сортировка

Сервировка

Расстановка

15.Мебель и оборудование для кухни. Проведи стрелку к правильному ответу

Стол

Кастрюля

Плита

Мебель Стул Оборудование

Холодильник

Кухонный шкаф

Дуршлаг

16.Устройства, облегчающие труд на кухне - это

Посуда

Столовые приборы

Приспособления

17.Как называется быстро поддающийся порче продукт?

Скоропортящийся

Испорченный

18. Продукты, поддающиеся быстрой порче нужно хранить

В прохладном месте

В холодильнике

В шкафу

19. Почему кожуру с овощей нужно снимать тонким слоем?

Напиши правильный ответ

20. Какие овощи употребляют только в варёном виде?

Напиши правильный ответ

21. Сколько минут нужно варить картофель?

5-10 минут

20-30 минут

40-50 минут

22. Перечисли овощи необходимые для приготовления винегрета

23. Проведи стрелку к правильному ответу

Мясо

фрукты

Яйцо

Овощи

Животная пища Молоко Растительная пища

Подсолнечное масло

Сливочное масло

Мука

Крупа

Сыр

24. Как называется основное блюдо, которое готовят из крупы?

Пудинг

Пюре

Каша

25. Как называются овощи, каша и другие добавления к мясным, рыбным

блюдам?

Гарнир

Добавка

26. Как называется предмет кухонной посуды в форме ковша с мелкими

отверстиями для отцеживания жидкости?

Сито

Дуршлаг

Шумовка

27. Перечисли основные формы нарезки овощей

А чтоб болельщикам было не скучно, конкурс «Вредно- полезно».

2)-Чистить зубы (Полезно)

3)-Каждый день есть: конфеты (Вредно)

4)-Смотреть телевизор: близко (Вредно)

5)-Делать по утрам зарядку (Полезно)

6)-Чистить уши: спичкой (Вредно)

7)-Смотреть на яркий свет (Вредно)

8)-Тереть глаза грязными руками (Вредно)

9)-Умываться по утрам (Полезно)

10)-Надевать чужую одежду и обувь (Вредно)

6.А заключительным этапом нашей викторины будет конкурс сервировка стола для гостей и приготовления канапе к чаю. С сервировкой стола и приготовления канапе мы занялись на уроках и поэтому это задание не вызовет не какого затруднения.

Ill Подведение итогов.

«Ребята, а теперь подведём итоги нашей викторины.

Подсчитаем сколько жетонов в каждой команде.

В какой команде по 15 жетонов, победила дружба.

Сейчас, команды, приглашают всех гостей на чаепитие.»

«Спасибо всем за внимание и за участие»!

МКС(К)ОУ школа VIII вида №107

Конспект

Внеклассного мероприятия по СБО викторина

«Домовёнок»

Выполнила: Кочетова Елена Викторовна

Тема урока: «Урок вежливости»

задачи:

    Образовательные: научить употреблять вежливые слова; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым.

    Коррекционно-развивающие: Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Коррекция речи на основе упражнений в составлении предложений.

    Воспитательные: воспитывать культуру общения, культуру поведения.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, словарик вежливых слов, солнышки, тучки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь!

– Мы очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

III. Актуализация знаний.

– Сегодня мы с вами обобщим знания по важной теме «Культура поведения». - На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что правильная осанка украшает человека.

А как вы думаете, какие черты характера украшают человека?

– Посмотрите внимательно на слайд и выберите все некрасивые качества.

Неряшливость, болтливость, драчливость, злоба.

Что осталось?

Остались лишь самые хорошие качества человека, давайте мы их с вами все вместе прочитаем. (хоровое чтение) слайд 1

Доброта, опрятность, вежливость, уважительность, внимательность, приветливость.

IV. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя с элементами беседы.

– Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.

– А как называют человека, которому присущи все эти качества?

– Как мы называем человека, который, никогда не забывает о внимательном, сердечном отношении к окружающим? Ответы детей - (вежливый, воспитанным).

Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

– Что же такое вежливость?

– Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.

– Вежливый – воспитанный, деликатный, любезный, уважительный, тактичный, доброжелательный, внимательный, вот такими качествами обладает воспитанный человек.

Значит (Слайд 2):

В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Этот человек знает много вежливых слов и не стесняется их произносить в разговоре. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение

– Почему они называются волшебными? Это же обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить «по волшебному», а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

– А знакомы ли вам эти слова, слова, которые произносят при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Давайте вспомним их, и пополним свой словарный запас.

(Слайд 3) Формы обращения к старшим и сверстникам .

2. Дидактическая игра.

У нас вырос «волшебный» цветок. На лепестках этого цветка спрятались вежливые слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, слова, с помощью которых мы обращаемся с просьбой или вопросом. Но нам бы хотелось, чтобы эти слова вы распределили на три группы: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы (слайд 4).

– Давайте вместе заполним таблицу. (Таблица на доске. ). В этом нам поможет наш «волшебный» цветок. Какого цвета лепесток откроем? (на столе разложены слова вы должны найти это слово и определить на доске к какой группе оно относится)

Ребята по очереди называют, какой открыть лепесток (учитель нажимает на этот лепесток), читают появившееся слово (на новом слайде), говорят, в каких случаях произносят его, приводят пример и закрепляет слово в определенную колонку таблицы. (Затем возвращаемся по гиперссылке к слайду с цветком. Повторяем до тех пор, пока не появятся все слова.) (Слайды 5-15).

(После того, как открылись все лепестки «волшебного» цветка, переход по гиперссылке к слайду 16)

– Мы с вами составили словарик вежливых слов (Слайд 16)

Проверьте. У нас не заполнена одна клетка таблицы. Какое слово можно в нее вписать? (Учащиеся приводят свои примеры). Закрепите его на доске – это ВСЕГО ХОРОШЕГО

Молодцы! А теперь немножко отдохнем.

Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра о частях тела. (Слайд 17)

V. Закрепление. В закреплении нашего 1 этапа нам про вежливые слова прочитают стихотворение Сурков Н. и Гаетбаева Я. (Слайд 18)







1. – Как известно, люди издавна стремились к добру, а добро, вежливость и воспитанность рядом идут. Эту важную мысль народ отразил в пословицах и поговорках. Именно об этом идет речь в пословицах, которые вы должны будете составить. Последние слова пословиц перепутались.

Составь пословицу.

– Вам надо найти окончание пословиц и провести стрелкой на начало пословицы. Во время работы учащихся звучит песня на слова М.Танича «Волшебные слова» в исполнении Н. Литвинова, А. Лившица и А. Левенбука. Проверка-обсуждение (слайд 19).

(После выполнения задания, пословицы вклеиваются в тетрадь).

2. А теперь проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны, а потом проведем игру:

а) Задания на внимательность. Найди ошибку (на картинках, во фрагменте из мультфильма «Львенок и Черепаха»). Слайды 20-23.

б) Физкультминутка-игра «Будь внимателен» (проводит учитель).Слайд 24.

Игра «Будь внимателен»

Звучит песня Воспи-пи-пи-тание. По просьбе вы ребята повторяете различные движения.. Например: попрошу «Пожалуйста, положите руки на плечи!» Вы выполняют эти просьбы. В случае, если я не скажу вежливое слово, выражающее просьбу, исполнять ее не надо. Будьте внимательны.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

3. Очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.

– Проверьте свои знания. Вашему вниманию предлагается викторина и игра «Вежливо-невежливо».

а) Викторина «Заморочки из бочки» (Слайды 25-30).

    Нужно ли здороваться со знакомыми ребятами, например, товарищами по двору?
    При встрече со знакомыми не следует молчать,
    А весело и бодро
    «Здравствуй, друг», – сказать.

    Кто при встрече должен поздороваться первым: мальчик или девочка?
    Должен быть вежливым мальчик всегда.
    Девочке первым он скажет тогда
    Слово волшебное, доброе слово «Здравствуй!» –
    Что значит: «Всегда будь здорова!»

    Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
    Приветствуя даму,
    юноша руки из карманов вынимает.

    Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
    Здоровается первым тот, кто обгоняет.

    Ребята сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым?
    Здоровается первым тот, кто вошёл в класс.

б) Игра «Вежливо-невежливо». Слайд 31 .

Послушайте правила игры: У вас всех на столе лежат солнышки и тучки, если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку.

Звучит песенка Кота Леопольда (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта).

    Поздороваться при встрече.

    Не вставать на обращение учителя.

    Извиниться, если кого-то обидели.

    Вежливо обращаться с просьбой.

    Толкнуть и не извиниться.

    Свистеть, кричать, шуметь в школе.

    Попрощаться уходя.

VI. Подведение итогов.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке, что уяснили для себя?

– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

– Давайте еще раз повторим правила вежливых поступков. (Слайд 32) (ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ прочитаем все вместе)

Если вам трудно ответьте на этот вопрос, попробуйте разобраться, что означает слово “здравствуйте”.

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

– Ну вот, пришло время прощаться.

– Нам бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.

– Мы хотим, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.

– Кому было интересно, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.

– На этом наше занятие окончено.

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» – щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
Дарите на улице, в школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зилаирская коррекционная школа – интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Внеклассное мероприятие по СБО
«СУДАРУШКА»
Выполнила: Аккужина Л.Ф.

Зилаир 2017 г.
Цели: Активизация знаний, привлечение интереса к предмету СБО.
Задачи:
Коррекционно­Образовательные: Активизировать познавательную
деятельность учащихся.
Коррекционно ­ развивающие: Развивать умения учащихся применять знания на
практике. Развивать творческие способности и кругозор детей.
Коррекционно­Воспитательные: Воспитывать эстетический вкус,
ответственность перед коллективом.
Оборудование: Художественное оформление кабинета СБО.
Наглядно­демонстрационный материал, атрибуты для конкурсов, загадки, стихи,
пословицы. Музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Добрый день, мы рады вас приветствовать на конкурсе Сударушка.
Сегодня в нашем конкурсе принимают участие девушки 8, 9 классов.
Давайте поприветствуем команды.
– Я хочу представить вам членов жюри, которые помогут нам определить
команду победителей. Это учителя трудового обучения …………….
Мы начинаем наш конкурс.
Конкурс 1. Приветствие команд – "Визитная карточка".
Командам было дано домашнее задание: придумать название и эмблему
команды, подготовить приветствие.
Конкурс 2. Разминка "Заверши пословицу".
­ Дело мастера … (боится).
­ Делу время… (потехе час).
­ Терпенье и труд… (все перетрут).
­ Глаза боятся,… (а руки делают).
­ Поспешишь ­ … (людей насмешишь).
­ Длинная нитка ­ … (ленивая швея).
­ Семь раз отмерь ­ … (один раз отрежь).
­ Сделал дело… (гуляй смело).
Конкурс 3. "Цветные клубочки".
Ниточки­верёвочки,
Узелки­моточки!
Очень любят девочки,

Сматывать клубочки.
Именно так и называется наш следующий конкурс. Участницам предстоит
на скорость смотать нитки на деревянную катушку.
Конкурс 4 . "Пеленание куклы" =+ музыка
Наши девочки решили,
В дочки­матери сыграть.
А теперь мы им предложим –
Крошку­дочку спеленать.
Каждая участница должна быстро запеленать куклу. Учитывается
скорость выполнения и качество пеленания.
Конкурс 5. "Кто быстрее и качественнее забинтует палец?"
В старших классах на уроках СБО мы изучаем тему "Медицинская помощь".
Бывают ситуации в жизни, когда только мы можем оказаться рядом и помочь.
Окажите первую помощь пострадавшим.
Из зала вызываются желающие участвовать в конкурсе.
Конкурс 6. "Отгадай загадки".
Маленького роста я
тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Игла)
То назад, то вперед,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе.
Продырявит море. (Утюг)
Инструмент бывалый
Не большой, не малый
У него полно забот,
Он и режет и стрижет (ножницы)
Маленькая головка
На пальце сидит
Сотнями глаз
Во все стороны глядит на пальце
одном
Ведерка вверх дном (наперсток

Конкурс 7. "Рукодельница". + музыка
Вы должны быстро и аккуратно пришить пуговицу.
Задание для болельщиков:
1.

2.
3.
4.
Ответьте, в кого вы превратитесь, если…. придёте на приём к врачу?
(В пациента).
Включите телевизор, чтобы посмотреть фильм? (в телезрителя).
Включите радио? (в радиослушателя).
А если включите радио или магнитофон на всю громкость после 23­00? (в
нарушителя общественного порядка).
Пойдёте по тротуару? (в пешехода).
Поедете на автобусе, троллейбусе или трамвае? (пассажира).
Сядете за руль собственного автомобиля? (в водителя).
Вдруг получите травму в результате транспортного происшествия
(в пострадавшего).
Будете искать материал для доклада в библиотеке? (в читателя).
Будете смотреть спектакль в театре? (в зрителя).
Будете делать покупки в магазине? (в покупателя).
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Конкурс 8."Определите символы по уходу за одеждой."
Какая команда правильно и быстро нарисует символы.
Ручная стирка –
Гладить при t – 150 C
Сушка на ровной поверхности –
Конкурс 9. "Пантомима".
Каждая из команд готовит пантомиму (например, чистил картофель
и порезал палец, терла на терке продукт и поранилась, нарезание лука,
перекручивание мяса в мясорубке...).
Командам требуется определить, что изображают члены другой
команды.
Назовите правила ТБ.
Назовите правила сен. гиг. требований
Конкурс 10. "Поможем Золушке перебрать крупу". + музыка
Выходим по одной участнице из команд
­На тарелке смешаны зерна гречки, риса, гороха. Необходимо разобрать зерна и
назвать их.
Конкурс болельщиков

Назовите овощи, у которых едят клубни и корни.
(картофель, репа, редис, морковь, свекла, редька, лук, чеснок и др.).
Назовите растения, у которых едят семена.
(горох, бобы, фасоль, чечевица, соя, кукуруза, подсолнечник, мак).
Назовите растения, у которых едят цветы
(цветная капуста, одуванчики).
. "Знаете ли вы овощи?"

Назовите овощи и растения, у которых едят листья.
(капуста, свекла, салат, зеленый лук, петрушка, чеснок, сельдерей, укроп,
щавель и др.).
Конкурс 11. "Кулинарный".
Из технологической карты вам необходимо выбрать (назвать) продукты,
которые нужны для приготовления блинов.
1. СМЕШАТЬ ЯИЦА, МОЛОКО (1 СТАКАН)
2. ДОБАВИТЬ СОЛЬ, САХАР И ПОМЕШИВАЯ, ВСЫПАТЬ МУКУ
3. ПОЛОЖИТЬ РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО И СНОВА ВЫМЕСИТЬ ТЕСТО
4. РАЗВЕСТИ ТЕСТО ОСТАЛЬНЫМ МОЛОКОМ, ВЛИВАЯ ЕГО
ПОСТЕПЕННО
Пока жюри подводит итоги
Конкурс болельщиков.
Представьте, что вас пригласили на царский пир. Там на столах были
выставлены разные угощения, но все на букву «К». Перечислите эти блюда.
Жюри подводит итоги
Ведущий:
Наши девицы­красавицы!
Праздник – это ваш успех!
Стали вы теперь «сударушки»
От души поздравим всех!
Заключительное слово ведущего
Сегодня мы с вами обобщили и закрепили знания, полученные на уроках СБО,
которые пригодятся вам в жизни.
На этом мы прощаемся с вами. Спасибо жюри и всем участникам.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
чистил картофель и порезал палец
терла на терке продукт и поранилась
нарезание лука

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в 7-м классе
"Этот удивительный мир фразеологизмов".

Задачи.
Обучающая:
повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
Развивающая:
развитие познавательного интереса;
обогащение словарного запаса учащихся;
развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
Воспитывающая:
воспитывать любовь к родному языку.
«Фразеологизмы »составляют народную физиономию языка,его оригинальные средства и его богатство»В.Г.Белинский
Ход урока
1. Организационный момент (2мин).
2. Актуализация знаний. Повторение.
а) вступительное слово учителя.
Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.
(Слайд 1) Тема этого урока «Этот удивительный мир »
Открыть вторую часть названия мероприятия вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:
Топорная работа
Хоть трава не расти
Посадить в калошу
Задирать нос
(Это фразеологизмы)
Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) «Этот удивительный мир фразеологизмов».
б) повторение
Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?
(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).
Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).
Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.
Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.
З а д а н и е №1 (устно)
-- Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
-- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
-- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
-- На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
-- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
-- Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
Молодцы. Быстро нашли ответы (слайд 5) Как видите, это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию. Перед нами указатель: «город Тружеников». Очень хочется войти в него, но (слайд 6)мы оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.
З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)
Соедините разбросанные части фразеологизмов.
(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал». У доски работают 2 человека).
Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения.
С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 7). И вот перед нами город Тружеников.
3. Закрепление
Кого называют тружениками? (Обсуждение).
З а д а н и е №3 (письменно в листках).
Запишите это слово, объясните, каким способом оно образовано. (Обсуждение).
Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)
А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?
З а д а н и е № 4 (индивидуально письменно в листках)
Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по группам (слайд 8) .
На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. 1ая группа выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ая – «обманывать», 3-тья – «быстро» (категории прописаны на доске)
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык
А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем слайд 9).
Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).
А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?
(Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, ребята, от какого слова образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).
Молодцы. Путешествуем дальше.
З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая -- пис
·ьменно).
Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд 10)А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:
(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)
-- Голоден, как (волк)
-- Труслив, как...(заяц)
-- Здоров, как (бык)
-- На ухо наступил (медведь)
-- Смотрит, как (баран) на новые ворота
-- Грязный, как (свинья)
-- Колючий, как (еж)
Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями (Н-р,Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением (у доски один человек).
Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)
4. Физкультминутка (слайд 11)
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
(слайд 12) Труженики живут не в нашей стране, а в стране Фразеология. Как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы) (слайд13) . Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).
З а д а н и е №6 (письменно в тетрадях и у доски).
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде 14–юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите. Найдите безударную гласную в корне слова (выполняется у доски). Подберите к этому слову проверочное (один ученик у доски).
5. Работа с фразеологическими словарями.
З а д а н и е № 7 (устно)
Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная».
Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).
Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных тружеников и говорим им фразеологизм (слайд 16): «До свидания!»
6. Подведение итогов урока.
Ребята, вам понравилась экскурсия?() Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы, разделы науки о языке, обобщали наши знания).
Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня?
Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?
Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат смайлики разных цветов. Красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.
Но это ещё не конец нашей встречи. Я приготовила для вас интересную работу, выполнив которую, вы почувствуете себя писателями. В этой папке у меня начало сказки о современном школьнике по фамилии Зацепочкин (слайд 17). В ней много фразеологизмов. Я написала начало, а вы ее продолжите, не нарушая стиля и используя фразеологизмы. Мне кажется, у вас получится замечательная сказка, которую люди будут читать своим детям после рабочего дня. Тексты этой сказки есть у каждого из вас на парте. Но вам могут встретиться сочетания, значение которых могут быть вам не знакомы. Как вы поступите? Правильно, воспользуетесь фразеологическим словарем. Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

Цель:
- Закреплять знания учащихся о разделах СБО;
- Развивать умения учащихся, применять знания на практике;
- Развивать творческие способности и кругозор детей;
- Коррекция речи, внимания, памяти, мышления;
- Прививать интерес к мультфильмам.
- Добрый день!
Ребята, прежде чем начать наше мероприятие, я хочу узнать какое у вас настроение? У кого хорошее я попрошу похлопать в ладоши, а у кого плохое потопать ногами.
- К концу нашего мероприятия, я надеюсь, что у вас у всех будет хорошее настроение, т.к. сегодня мы будем смотреть мультфильмы.
- Удивлены? Кто-нибудь из вас знает, чему посвящен 2016 год? Правильно - году кино, поэтому и мы с вами не остались в стороне.
- А какой предмет преподаю я?
- И я вам уже подсказала, что будем смотреть мультфильмы, кто-то сможет сформулировать тему нашего мероприятия?
- Правильно, СБО в мультфильмах.
- Сегодня на уроке, вам нужно будет вспомнить все темы, пройденные на уроках СБО, посмотрев мультфильм отгадать к какому разделу он относится, также отгадать загадки и выполнить небольшие задания.
- Все готовы?
Мультфильм «Простоквашино».

- Правильно - «Почта».
- Для того чтобы выполнить задания, мне нужны 2 участника и выбрать их, мне помогут загадки.
1. Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (Конверт)
2. Сбоку - марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка. (Письмо)
- Мы с вами выбрали участников, которые должны выполнить задание. А звучит оно так, нужно заполнить конверт.
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
- Хотите посмотреть еще мультфильм? Что ж, смотрим.
Мультфильм «Маша и медведь» (Маша и каша).
- О каком разделе СБО идет речь в этом мультфильме?
- Правильно «Питание».
Загадки.

  1. Можно сварить,

Можно разбить,
Если не прикасаться,
Может цыпленком остаться. (Яйцо).

  1. Не снег,

А белое всегда,
Хоть и течет,
А не вода. (Молоко).
- И вот задание для вас, правильно составить технологию приготовления гречневой каши.

1) Взять кастрюлю и насыпать в неё 250 гр. гречки (чуть больше кружки).
2) Налить холодной воды (в 2 раза больше, чем гречки).
3) Поставить на сильный огонь, а после кипения сбавить на слабый; добавить соль (1 чайная ложка).
4) Варить примерно 20-25 минут.
5) Приготовленная гречневая каша должна стать рассыпчатой и вкусной.
6) Теперь гречневую кашу можно подать к столу.
- Молодцы.
- И смотрим следующий наш мультфильм.
Мультфильм «Мойдодыр».
- О каком разделе идет речь?
- Правильно «Личная гигиена».
Загадки.

  1. Костяная спинка, жесткая щетинка с мягкой пастой дружит. Нам усердно служит. (Зубная щетка).
  2. Я в кармане караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез не забуду и про нос. (Носовой платок).

И задание для вас, будет таким, среди предложенного, найти предметы личной гигиены.
Зубная щетка
Зубная паста
Носовой платок
Расческа
Тарелка
Стул
Шампунь
- Молодцы, ребята!
- А сейчас давайте немного отдохнем. (Физкультминутка).

Мультфильм «Паровозик Тишка».
- О каком разделе СБО идет речь в этом мультфильме?
- Правильно «Транспорт».
- Отгадаем загадки?
1. Он - сильней десятка коней:
Где в полях пройдет весной -
Летом хлеб встает стеной. (Трактор).
2. Рученька-ручища! Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу, - землю рою и тащу! (Экскаватор).
- И задание для вас, определить вид транспорта (сухопутный, воздушный, водный).
- Молодцы!
- Смотрим следующий мультфильм.
Мультфильм «Кошкин дом».
- О каком разделе СБО идет речь в этом мультфильме?
- Правильно «Жилище».
Загадки.
1. Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры...(лифт)
2. Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь -
В дом не попадешь...(ключ)
- Задание для вас, нужно на картинке найти 2 одинаковых дома.
(6 и 9)
- А сейчас ребята, мы посмотрим с вами мультфильм, который завершит наше мероприятие.
Мультфильм «Мешок яблок».
- О каком разделе СБО идет речь в этом мультфильме?
- Правильно «Семья».
Загадки.
1. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
2. Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
- И задание для вас, запеленать ребенка.
- Ребята, наше мероприятие подошло к концу, вам понравилось?
- Я желаю вам хорошего настроения, чтобы оно было у вас всегда таким, как при просмотре мультфильмов. А смотреть их чаще, ведь они не только нас развлекают, но и учат познавать мир! Спасибо