Гамаюн значение. Птицы в славянской мифологии (Гамаюн, Сирин и т.д). Песни и сказки райской птицы

(алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева, приносящая счастье. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Палея XIV в., азбуковники XVI-XVII в.) и лубочным картинкам. Название и образ её, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения. В греческом источнике речь идёт о зимородке (греч. αλκιων). При переписывании начальные слова славянского текста «алкионъ есть (птица)» превратилось в «алконостъ».
По сказанию XVII века Алконост пребывает близ рая и когда поёт, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 6 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Алконост изображается на русских лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осенённая короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развёрнутый свиток с объяснительной надписью.

АЛКОНОСТ и СИРИН — в русских средневековых легендах мифические сестры-птицы, жительницы Вырия(рая).
Как алконост, так и сирин обычно представлялись птицами с женской головой и прекрасным лицом.

Широко были распространены предания о чудесном голосе сирина и алконоста. Так, например, в некоторых местах считалось, что пение этих птиц так прекрасно, что способно заворожить человека и заставить его позабыть обо всем на свете. При этом некоторые поверья называли алконоста птицей радости, а сирина — птицей печали; пение алконоста считалось прекрасным, но безвредным, а пение сирина — губительно чарующим: человек, заслышав его, будто бы забывал обо всем на свете и вскоре умирал, причем смерть для него в этот момент была желанной. Возможно, в этом поверье сказались отголоски греческого мифа о сиренах — существах с удивительными голосами, своим пением заставлявших моряков забывать о цели путешествия и бросаться в море — на гибель.
Предания о сирине и алконосте не были, по-видимому, исконно русскими и имели, скорее всего, византийское происхождение, хотя на Руси они очень скоро слились с местными легендами и поверьями.
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Sirin.ht

Райская птица Сирин так сладко поет, что человек обо всем забывает и умирает.
Сирин боится громких звуков и, чтобы отпугнуть ее, люди стреляют из пушек.
Именно этот сюжет представлен на последующих картинках.

В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чьё пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое её название созвучно с названием рая: Ирий. Сирин — тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира.

Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн.

Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов.Песни» делятся на главы — «Клубки».http://www.dazzle.ru/spec/ppg/ppg.shtml
Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь)

В целом же, мифическими птицами являются: Алконост, Ворон, Гамаюн, Гуси-Лебеди, Жар-птица, Сирин,
Стратим, Страх-птица, Утица, Феникс.

древнерусские, египетские и иранские мифы и легенды

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Сирин и Алконост — хранители Древа Жизни

Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов .

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.

Алканост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памя-тью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Гамаюн — птица вещая

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

картина Васнецова

Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:

Гамаюн - птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных..
.

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых
...

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!
..

Птица Феникс

Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.

более подробно, здесь же в сообществе:

Птица Бенну (Бен-Бен)


Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».

По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.

Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.

Птица Симург

Симург - вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).

На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург - положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, - например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, - таинственная птица проживает на горе Каф - горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.

Симург - фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург - это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».

В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.

Птицам открывается, что шах Симург - это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски - тридцать, «мург» - птица.

Симург и его подданные едины:

Тот, кто был вознесен к единению разом,
Тайн единого бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,
Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.

(Навои, «Язык птиц»)

Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме - город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), - в классической восточной поэзии Мани - образ гениального художника.

Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.

___________________________________


PАЙСКАЯ ПТИЦА ГАМАЮН ЗАЛЕТЕЛА НА РУСЬ ИЗ ПЕРСИИ

a не из Греции, в отличие от сирина и алконоста.
Корни её отыскиваются, по мнению академика О.Н. Трубачёва, на Востоке, причём не на арабском, а на иранском. Древняя форма, с которой связано слово гамаюн, это младоавестийское humaiia - "искусный, хитроумный, чудодейственный", откуда в древнеиранском мире употреблено было имя собственное Humaya.

О.Н. Трубачёв замечает, что эта птица – прообраз птички гамаюн «была не только райской, но и хитроумной. Образ этот, родившийся, вероятно, ещё на почве иранского фольклора, рано пересёк границы стран и культур и стал международным».

На Руси птица гамаюн была хорошо известна из различных сочинений естественнонаучного и географического характера. В первую очередь источником сведений о ней были различные «Козмографии» (т.е. Космографии или, приближая это название к современной терминологии, географии). Так, в одной из «Козмографий» XVI или начала XVII в. читаем:
«В той же части Азии Симове жребии, многая островы на восточномъ море: первый остров Макарицкий близъ блаженнаго рая и потому его близъ глаголятъ, что оттуда залетаютъ райския птицы Гамаюн и Финиксъ благоухания износятъ чюдная».

ТИТУЛЫ ВОСТОЧНЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ

«Восточному» происхождению птицы гамаюн обязано её появление в титулах восточных правителей, в первую очередь, конечно, турецкого султана, а также шаха Ирана.
Картотека Древнерусского словаря, хранящаяся в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН, содержит выписки из различных грамот и посланий восточным владыкам, содержащих упоминание этой птицы, причём всегда в одной и той же устойчивой форме.

Вот, например, полный титул турецкого султана Ибрагима из одной царской грамоты, отправленной с послами в Константинополь:
«Гамаюна подражателю Ибрагимъ султану Государю Константинопольскому, Беломорскому (т.е. владыке Западного моря, Адриатического folklor.ru), Черноморскому, Анатолийскому, Урумскому, Римскому (от названия области Рум, Румелия folklor.ru), Караманскому и иныхъ Великому Государю брату и доброму приятелю нашему».

А вот как обращался к турецкому владыке царь Василий Шуйский:
«Высокостоинешему властию и превознесённому честию яко рогу и сынъ рога подражателю Гамаюна и по сему желателнейшему светлостию лица неже песни Сирина... Государю Константинопольскому Салиму-шагъхан-дикерю».

Любопытно, что в этом обращении Гамаюн упоминается наряду с другой райской птицей – Сирином.

Характерен стиль грамоты боярина Бориса Годунова шаху Ирана Аббасу, сочетающий прославление шаха с самоуничижительными характеристиками Бориса:
«В царехъ светлообразнейшему и избранному гамаюну подражателю... высочайшему и славнейшему государю Перситцие и Ширванские земли начальнику Иранскому и Тиранскому Аббасъ шахову величеству царского величества слуга и конюшей бояринъ... дворовой и намесник казанской и астраханской Борисъ Фёдорович Годуновъ вашему высочайшему величеству челомъ бъетъ».

Появление оборота гамаюна (или "гамаюну подражателю") в титулах восточных (в том числе иранских) владык лишний раз подтверждает этимологизацию этого слова, предложенную О.Н. Трубачёвым.

Любопытные сведения о «царском» величии птицы гамаюн можно найти в статье В.К. Трутовского о Смоленском гербе (возможно, статья не была опубликована):
«Птица Гамаюн, называемая у татар «Гюмай», а в турецком языке «Гюма...»
считается среди мусульман особенно важной и многозначащей, как для всякого рядового правоверного, так и для мусульманских владык... над кем она пролетит так близко, что крыльями своими повеет ему на голову, тот будет непременно владыкой.

Отсюда в турецких языках создалось слово "гумаюн", что в первоначальном своём значении равносильно слову "августейший"». Птица гамаюн была столь популярна на Руси, что название её даже использовалось как внутрисемейное имя, от которого произошла фамилия Гамаюнов.

ГАМАЮН В БЫТУ РУССКИХ ЦАРЕЙ

Птица гамаюн вошла не только в дипломатическую переписку, но и в быт русских царей.
Так, в 1614 г. царю Михаилу Фёдоровичу у московского гостя Михаила Смывалова было куплено несколько диковинных вещиц, в том числе:
«Птица Гамаюн около шеи сверху обнизано жемчугом, на середине жемчужина большая, позадь её на спине репей серебряной, на репьё зерно жемчужное».

И.Е. Забелин упоминает также, что 21 октября 1626 г. «дьяк Ждан Шипов отнёс в Верх к государю в хоромы птицу Гамаюн, которая в этом случае могла быть какою-либо вещицею, изображавшею такую птицу, как она и описана выше». Возможно, именно об этой вещице пишет так называемая «Книга глаголемая урядник: Новое уложение и устроение чина сокольничья пути» (1656). Здесь читаем: «Василий Ботвиньевъ, по государеву указу возьми из Гамаюна, райския птицы, письмо... И подьячий... разстегнувъ птицу Гамаюна, вынимаетъ письмо и... чтетъ вслухъ». В таком случае описываемый у Забелина и в «Уряднике» Гамаюн может быть выполненной в виде райской птицы шкатулкой.

Обитал при дворе царя Алексея Михайловича и вполне живой Гамаюн – любимый его кречет с именем райской птицы. Об этом пишет уже цитировавшаяся ранее книга «Урядник», упоминая этого кречета раньше других птиц: «Росписъ Государевымъ охотникам, кому которыхъ птицъ указано держать. Первая Парфентиева статья. Парфентию самому: кречетъ Сибирский цветный Гамаюнъ». И. Тарабрин замечает: «Не была ли эта птица изображена на сотенном знамени у сокольников и стремянных конюхов в Рижском походе царя Алексея Михайловича 15 мая 1656 г., по крайней мере в Описи знамен 1664 г. под № 10 указывалось, что это знамя чёрной тафты, в середине вшита птица гамаюн, опушка тафта белая».

Ещё одна живая птица, называемая Гамаюн, но никакого отношения к ловчим птицам не имеющая, была поднесена государям Фёдору и Петру Алексеевичам в 1686 г. И.Е. Забелин по этому поводу замечает: «Торговые люди Охотного ряду, призванные на Казённый двор, чтобы объявить ей цену, – смотря на птицу Гамаюна, сказали, что де у них в ряду такой птицы не бывало и цены они ей не знают. Неизвестно, сколько времени жила во дворце эта невиданная птица, которую книжники причисляли к райским».

Гамаюн, будучи птицей, дала, тем не менее, наравне с такими чудовищами, как аспид и василиск (Folklor.ru: см. в разделе «Статьи»), название пушке-пищали, описание которой можно найти в Актах московского уезда XVII в. под 1696 г.: «Великого государя в казне на пушечном дворе налицо полковых пищалей... пищал гамаюнъ ядром и длиною такова же весом 25 пуд 30 гривенокъ на турецком стану». Судя по весу, иную пищаль с таким же названием упоминает И.Е. Забелин в своей книге «История города Москвы» наряду с другими, собранными повелением Петра I в Москве для создания Музея воинских трофеев: «Гамаюн, вес 102 пудов, лил мастер Мартьян Осипов 1690 г., с изображением птицы Гамаюна». Гамаюн на этой пищали изображён в виде безногой птицы.

ГАМАЮН НА ГЕРБЕ СМОЛЕНСКА

Любопытно, что пищаль с таким изображением представляет собой как бы реальное воспроизведение герба города Смоленска: пушка и сидящая на ней безногая птица гамаюн.

Безногость, а порой даже и бескрылость гамаюна (иногда также называемого манкория, манцкодисъ, парадызея - последнее от слова «парадиз», рaradise - рай) отмечается многими памятниками письменности. Об этом в рукописи, именуемой «Книга Естествословная», сообщается следующее:
«О гамаюне. Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райскою птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху хвостомъ своимъ летаетъ, и никогда почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелатенъ видению человеческому...»

Герб Смоленска с изображением пушки и гамаюна древен.
На печати Иоанна Васильевича Грозного, правда, этот герб изображен в виде великокняжеского престола, на котором положена шапка Мономаха. Но это случилось, как полагает автор ставшей классической книги «Русская геральдика» А.Б. Лакиер, «или по общепринятому для всех бывших великих княжеств символу…, или по ошибке мастера». По крайней мере на серебряной тарелке царя Алексея Михайловича (1675 г.) мы находим в гербе Смоленска уже известный сюжет: пушка (без лафета), а на ней сидящая безногая птица.

В дневнике Корба, сопровождавшего в 1698 и 1699 г. посла Священной Римской Империи, отправленного к российскому двору для переговоров о войне с Турцией, сохранилось изображение российской государственной печати. Здесь находим и герб Смоленска: пушка на лафете и безногая птица на ней. Подобный же герб сохранился и на печати, приложенной к письму князя Фёдора Куракина, адресованному князю Никите Ивановичу Одоевскому. Надо отметить, что здесь птица изображена не только безногой, но и вроде бы бескрылой, зато с пышным, почти павлиньим хвостом. В низу печати не очень разборчивая надпись: «птица гамаюн». Она напоминает изображение гамаюна в одном из изданий Лицевого Букваря Кариона Истомина, которое можно спутать с изображением ежа.

В реестре гербов, представленном графом Минихом в мае 1729 г. в Военную коллегию, герб Смоленска описывается следующим образом: «пушка чёрная, станок жёлтый, на пушке птица желтая без ног, поле белое». Приблизительно в таком же виде этот герб был высочайше утверждён 10 октября 1780 г. в качестве герба как самого города, так и Смоленского Наместничества: в серебряном поле чёрная пушка на золотом лафете, а на пушке райская птица. Любопытное объяснение безногости птицы на смоленском гербе даёт Лакиер: «Обыкновенно же смоленский герб состоял из изображения лафета, на котором сидела райская птица подстрелена... может навести на догадку, что Смоленск, пограничная и всегда исправно вооружённая крепость, не раз служила тому, что поляки и литовцы бывали отражаемы и побеждаемы; а все былины о райской птице свидетельствуют, что ею обозначались самые вожделенные и недосягаемые предметы. Не таким ли для поляков и русских бывал и Смоленск?».

С годами смоленская райская птица, очевидно, ввиду стабилизации ситуации под Смоленском, встала на ноги. В 1856 г. был высочайше утверждён герб Смоленской губернии: «В серебряном поле чёрная пушка, лафет и колеса в золотой оправе, на запале райская птица». На этом гербе райская птица не только имеет ноги, но и твёрдо стоит на них и, гордо задрав пышный хвост и расправив крылья, уверенно смотрит на запад, в сторону к тому времени уже окончательно поверженной Польши.

ГАМАЮН – РАЙСКАЯ ПТИЦА ЮЖНЫХ МОРЕЙ

Рациональный XVIII в. давал своё объяснение безногости райской птицы, украсившей собой герб Смоленска. «Словарь коммерческий», переведённый с французского языка Василием Левшиным и изданный в Москве в 1790 г., подробно описывает, среди прочих товаров и «названий вещей главных и новейших, относящихся до Коммерции», и экзотических райских птиц, завезённых португальцами в Европу с островов южных морей.

Причём привозились они не живыми, а в виде специальным образом приготовленных чучел: «Птичка сия, продаваемая засушенною, без ног и внутренних, и от такого приготовления могущая долговременно сохраняться, привозится из страны Папуас, инако Новой Гвинеи, в острова Молукские жителями островов Аро, или Ару».
Словарь отмечает, что местные жители покупают этих засушенных и безногих райских птиц «для употребления в некоторых празднествах, торжествуемых ими в некоторое время года», а также «по некоторым суеверным мнениям: первые носят их при себе в военное время, шед на сражение, уповая, что по силе их не могут быть ранены; последние же чают приобрести благоволение богов своих через содержание птиц у себя или ношение в торжественных ходах».

Португальцы, увидевшие этих птиц первыми из европейцев, назвали их "Писсаро дель соль", т.е. "Птица солнцева, потому, что она кажется летающею близ солнца", испанцы называли их Пиксаро дель сикло, т.е. Птица небесная; «ибо видимы они только летающими в воздухе». «Обыватели Тернатские острова Молукского называют их Мануко девата, которое европейцы превратили в Манукодията, что значит «Птицу Божию»; потому что она представляется прилетающею с небес, обиталища лже-богов их; без сомнения от сего воображения прозвана она Птицею Райскою».

Объяснения, как видим, вполне в духе картезианского рационализма, без всякой мистики. Однако любопытно, что и рациональные европейские учёные в безногость этих псевдо-райских птиц поверили, и вот по какой причине: «Как продают их без ног, и не могут в засушенных найти остатки оторванных их лядвий, подало это случай первым путешественникам к изобретению разных басен, а именно, что птицы сии ног не имеют, а для отдохновения цепляются хвостом за ветви древесные. Португальцы разгласили это в Европе, чему поверил не токмо народ подлый, но и великие естества испытатели, каковы были Геснер, Скалигер и прочие, описывавшие их безногими».

Как бы то ни было, но название райские птицы вошло в зоологическую терминологию. Более того, А.Э. Брэм пишет: «Самая известная из принадлежащих сюда птиц, – это названная Линнеем, безногая райская птица (Paradisea apoda)». Тут же, впрочем, отмечается, что у этой безногой птицы «ноги красные».

ГАМАЮН – ПТИЦА ВЕЩАЯ

Каковы бы, однако, ни были, так сказать, военно-стратегические или биолого-зоологические рассуждения о безногости геральдического гамаюна в гербе Смоленска или изучавшихся Линнеем чучел райских птиц, но мифическая райская птица гамаюн безнога совсем по иным причинам, и её вечный полёт имеет огромный смысл.
Нам уже известно, что произойдёт, если гамаюн крыльями своими повеет кому-нибудь на голову: быть ему владыкой.
Если же гамаюн прервёт свой полёт, это чревато большими бедами. Вот что пишет об этом «Книга Естествословная»: «а егдаже падетъ на землю, тогда падениемъ своим провозвещаетъ смерть царей или королей, или коего князя самодержавна».
Отсюда и представление о Гамаюне как о птице вещей.

ГАМАЮН – В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Интересно отметить, что Гамаюн, такая же райская птица, как Алконост и Сирии, никогда не изображалась на лубке с ними вместе. Она, как вещунья, всегда одинока. Такова она и на картине В.М. Васнецова.

А. Блок, потрясённый этой картиной, пишет в феврале 1899 г. небольшое стихотворение «Гамаюн, птица вещая»:

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облачённых
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятённых...

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!...

В 1900 г. А. Блок попытался опубликовать это стихотворение, как и второе, посвящённое Алконосту и Сирину, в журнале «Мир Божий». Пробежав стихи, редактор журнала старый либерал В.П. Острогорский сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» – и выпроводил поэта «со свирепым добродушием». Опытный редактор не понял, не разглядел, что перед ним поэт, которому самому суждено было стать вещим Гамаюном, что его устами древняя птица предвещала время неслыханных катастроф и потрясений, «и трус, и голод, и пожар», и «казней ряд кровавых», и «злодеев силу, гибель правых» – всё то, что суждено было испытать России в наступающем XX в.
Так пришедшая из глубины времён иранская хитроумная птичка обратилась на рубеже веков в устах великого поэта в грозную вещунью судьбы огромной страны.

В последней трети XX в. другой поэт и бард обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в уже упоминавшейся его песне «Купола». Высоцкий, в отличие от Васнецова и Блока, свёл в своей песне вместе всех трёх птиц -и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Есть в их изображении и традиционные, уже известные нам мотивы, но появляются и новые ноты, как тому и положено быть не у подражателя, а у продолжателя традиции. В первую очередь - общий стилистический тон всего произведения. Есть в нём нечто сюрреалистическое, даже визионерское. Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными:

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споётся мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да всё из сказок.
Птица Сирии мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд,
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!

Это, конечно, не лубок, не Васнецов и не Блок.
Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки.
Птица грусти и печали Алконост является каким-то почти босховским виденьем из наркотического кошмара.
И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды.
Неслучайность такой трактовки подчёркивается тем, что в конце песни куплет о Гамаюне с некоторыми вариациями повторятся ещё раз. Что же, в той сонной державе, что, по Высоцкому, «раскисла, опухла от сна», даже предвещаемые Гамаюном катаклизмы, возможно, виделись ему надеждой на лучшее. Поэт времен «застоя», Высоцкий сотворил свой, и традиционный и обновлённый, миф о птице радости Сирине, птице печали Алконосте и вещей птице Гамаюне.
______________________________
Воротников Ю.Л., "Алконост, Сирин, Гамаюн, или Райские птицы Древней Руси"


Все, наверно, слышали о певчих чудо-птицах - Сирине, Алконосте, Гамаюне. Они пришли к нам из древнейших легенд и сказаний. Спускаясь на Землю, они, якобы, поют здесь свои чудесные песни. Вот только песни у них разные: если встреча с одними птицами на сне или наяву благоприятна для человека, то от других ничего хорошего ждать не приходится.


«...Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд -
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!...»

В. Высоцкий

Как гласят предания, Алконост и Сирин – это птицы из райского сада Ирия, и обе обладают волшебным чарующим голосом.
Но только Алконост - это птица, дарящая своим пением радость, а песни Сирина – губительны для людей.
Существа, подобные этим птицам, можно встретить в древнегреческих мифах (Сирены и другие), а к нам эти образы попали из Византии.

Алконост


Алконост – это дева-птица из Райского Сада с человеческим лицом необыкновенной красоты, имеющая одновременно и руки, и крылья. Голову ее обычно украшает корона.










Алконост несет яйца на краю моря и опускает их под воду. В это время устанавливается очень тихая безветренная погода. Так продолжается неделю, пока не вылупятся птенцы.

Но самое удивительное, что есть в этой птице, - это чудесный завораживающий голос, приводящий людей в полный восторг. Услышав пение Алконоста, они забывают про все на свете. Это светлая птица, несущая людям добро, радость и утешение.

Птица Сирин


Наряду с Алконостом, в Райском Саду живет еще одна дева-птица с дивным голосом – птица Сирин. Внешне эти две птицы очень похожи, только у Сирина нет рук, а имеются лишь крылья.
Ее голос также заставляет людей забыть обо всем на свете, но очень уж коварно это ее пение, и люди от него падают замертво.
В противоположность Алконосту, Сирин – это птица, олицетворяющая темные силы, и встреча с ней не сулит ничего хорошего.






Сирин очень боится громких звуков, и люди, завидев ее, специально поднимают шум - стреляют из пушек, звонят в колокола. И таким образом отгоняют птицу.
На старинных лубках как раз изображены такие моменты:

Прекрасная дева-птица, усевшись на яблоню или цветущий куст, распростерла крылья и, видимо, уже начала петь, поскольку неподалеку от нее есть первые поверженные жертвы. Жители пытаются прогнать ее и готовят для этой цели пушки.






Позже образ Сирина видоизменился, и он тоже стал символом радости и счастья, как и Алконост.

«Прилетела птица райская,
Садилась на тот сырой дуб,
Пела она песни царские.
Кто в эту пору-времечко
Помоется росою с этой шелковой травы,
Тот здрав будет.»

Эти две райские птицы часто и летают вместе.






Яблочный Спас

«По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила - все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными ».

Вещая птица Гамаюн


Есть ещё одна певчая птица – Гамаюн. Возможно, ее имя произошло от слова «гамаюнить» (баюкать).
Считается, что крик этой птицы несет, услышавшему его, добрую весть.
Про все на свете знает эта птица, и многие обращались к ней за советом. Умеет она и предсказывать будущее, но только тем людям, которым понятны ее тайные знаки.

«Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке ».

«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?
...Ничего не скрою, что ведаю…
»

Полет Гамаюна часто сопровождается смертоносной бурей, надвигающейся с востока.

«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималася. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн - птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей. »

В отличие от Алконоста и Сирина, эта птица пришла к нам не из Греции, а с иранского Востока.


Виктор Васнецов "Гамаюн, птица вещая", 1895г.

Стратим-птица


В славянской мифологии есть еще одна птица, имеющая человеческое лицо. Имя ее Стратим, и живет она на море. Считается, что именно от нее пошли все остальные птицы, она является их прародительницей.
Крик ее настолько сильный, что вызывает страшную бурю.
Стоит ей лишь слегка повести крылом – и море начинает волноваться.
А что происходит, когда она взлетает! На море поднимаются огромные волны, переворачивающие корабли и сметающие на берегах целые города.


Даже одно ее перышко приносит людям счастье. Жар-птица прекрасно поет, но только не в плену, разговаривает человеческим голосом, может исполнять желания.

М. Врубель Царевна-лебедь

Наполовину лебедь, наполовину прекрасная девушка. В народных сказаниях это существа особой красоты и обольстительности, живущие на берегу моря.
Образ царевны-лебедя встречается не только в сказках, он весьма распространен и в русском искусстве.
Достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане» Пушкина, оперу Римского-Корсакова, и, конечно же, знаменитый врубелевский шедевр.

История эта началась с разболевшегося зуба. Пришлось тащиться в клинику, высиживать длиннющую очередь. В конце концов, упал в стоматологическое кресло. Пока врач мыла руки, скорее для самоуспокоения решил просто поболтать. На груди у доктора красовался бейджик «Доктор Тепикина М.Е.» Спрашиваю: «Доктор, откуда у Вас такая чудесная фамилия? Ваши предки не из Нижнесергинского района?»

Дело в том, что фамилия Тепикины характерна для Нижних Серег и в других местах мне не встречалась.

И тут доктор меня огорошила: «Нет. Фамилия у меня от мужа. А он из Курганской области . Однако, в Нижних Сергах живет моя бабушка – Блиновских».

Месяца через два оказался в длинной очереди рядом со своей университетской знакомой. Рассказываю ей эту историю о встрече двух людей через три поколения, и тут она меня огорошила: «И у меня так же получилось. Только на свадьбе мои родственники раскрутили родственников моего мужа. Оказалось, что и мои и его прапредки имеют родиной Нижние Серги».

Один случай – это случай. В двух можно пытаться найти закономерность. Знаю, что в Нижних Сергах проживает народец, именующийся Гамаюнами. Что это за явление, мне тогда не было известно. Только полумистическая сила могла привести к тому, что люди два-три поколения тому назад разошлись из Нижних Серег, а в дальнейшем, при поиске семейной пары среди десятков-сотен людей обратили внимание на тех, кто оказался генетически связан с Нижними Сергами. Что это за сила? Какие общие ценности могли их объединить? Можно попытаться отыскать аналогии в истории, когда этнические или религиозные общности типа евреев, цыган или старообрядцев, стараются сохранять свои ценности, в том числе и путем заключения браков между представителями своей диаспоры. Но ведь гамаюны – это же русское население. И тем не менее 270 лет они стремятся поддерживать свою языковую, бытовую, культурную идентичность. Что это за общность такая?

Удивительное дело, заселяться русскими Урал начал в XVII веке. Уж, вроде бы, и христианство семь столетий господствует - укрепилось, однако, нет - проскакивают в названиях иных уральских мест языческие словечки.

Так, на левом берегу Верх-Исетского пруда, недалеко от деревни Палкино , есть мыс, носящий сказочное название - Гамаюн.

Каменные останцы на мысе Гамаюн

Другой пример - жители юго-западной части Свердловской области, Нижнесергинского района, проживающие в городках Верхние и Нижние Серги , Михайловск , также именуются Гамаюнами.

Откуда здесь, в крае заселенном крепостными и беглыми крестьянами, ссыльными и каторжниками, такая страстная любовь к языческим богам? (Гамаюн – птица вещая, у язычников славян - посланник богов, глашатай).

История первая. Самосознание. Попытаемся выяснить на месте. Кому же лучше знать, что такое гамаюнщина, как не самим жителям Нижних Серег?

«Гамаюны мы - шумный, веселый народ».

«Гамаюнки, знаешь, за полста метров станут одна от другой, и давай перекрикиваться».

«У них особый диалект. Представь себе одну только фразу «Дух, нищё ня знаю», что означает «Ничего не знаю».

«Гамаюны – сильный здоровый народ. Потомки каторжников, сосланных на Урал».

Результат довольно скудный: шумный, веселый народец, обладающий особым диалектом.

История вторая. Этимологическая. Может быть, ситуацию с Гамаюнами смогут прояснить словари?

Берем в руки «Словарь русских говоров Среднего Урала», изданный Уральским университетом в 1964 году и читаем: «Гамаюн (и гомоюн) 1. Прозвище лиц с акающей речью. А в Михайловском-то гамаюны живут (Первоуральский р-н.). Тут у нас Михайлофский завод был. Вот придут завотские в деревню, их гамаюнами завут, они нас – пиканниками. (Н-Серг. р-н)

2. Прозвище лиц, говорящих на ином диалекте. Гамаюнами называли вятских (Каменск-Уральский р-н) Опять гамаюны поприехали (Чусовской р-н)

3. Трудолюбивый, прилежный человек. День и ночь робит, настоящий гомоюн (Мехонский район Курганской обл.). Мужик хорошой – из гамаюнов; они нарот толковой (Н-Серг. р-н)».

Проясняется, что гамаюны – люди с иным акающим говором, отличающиеся особым трудолюбием.

Откроем другую книгу - «Словарь русских народных говоров» (1970) и столкнемся с еще большей путаницей в определении Гамаюнства. Как и в предыдущем словаре, здесь основное внимание уделено таким личностным качествам, как усердие и трудолюбие.

«В саду весь день копается. Он у нас такой гамаюн, ни минуту без дела не сидит». (Симбирская губерния, Калужский уезд, Тверская область)

«Мужик хороший – из Гамаюнов; они народ толковый». (Воронеж, Курган)

«Он ведь страшный гомаюн, все чего-нибудь да делает». (Свердловская область)

«Все-то хлопочет да старается дядя Иван. Смотри, как славно он свое хозяйство наладил. Гомоюн». (Урал, Зауралье)

«Гомоюн на деле». (Томск)

«У ней муж настоящий гомоюн». (Пензенская область)

Что вызывает удивление в приведенных высказываниях, так это, прежде всего, широкая география распространения самого понятия Гамаюн. Здесь уже и не скажешь, что оно характерно только для Урала. Оказывается, Гамаюны известны и в Томской, и в Симбирской (Ульяновской), и в Калужской, и в Тверской, и в Пензенской областях.

В том же словаре дается еще несколько определений. «Гамаюн» - человек, находящийся постоянно в движении, непоседа, суетливый человек. (Калуж., Пенз., Казан., Пенз., Красноярск, Енис., 1904, Забайкал). Шумливый, бранчливый человек, буян. (Тул., 1858)

И совсем повергает в уныние определение: «Гамаюн» - прозвище жителей некоторых местностей: Кыштымского завода, проживающих на горе Могильной, Верхне-Сергинского завода, д. Подгорной Красноуфимского района.

Разброс удивительный. И, тем не менее, подведем предварительные итоги.

Прояснилось, что Гамаюн –

1) человек трудолюбивый;

2) человек, обладающий иным, отличным от местного говором;

3) шумный, непоседливый человек;

4) прозвище жителей некоторых местностей;

5) явление распространено от Забайкалья на востоке до Калуги на западе.

И все-таки не пропадает ощущение, что эти достаточно разнородные понятия должны иметь что-то общее.

История третья. Демидовская. Что ж это за общность такая? Откуда появилась?

Поиски ответов на эти вопросы следует начать издалека. Дело в том, что и Верхне- и Нижне-Сергинский заводы построены были Никитой Никитичем Демидовым (?-1758), младшим сыном родоначальника уральских заводчиков – Никиты Демидыча Антуфьева.

Никита Никитич имел на редкость вздорный характер, через что и был лишен отцовского расположения, и, когда тот составлял завещание, то все уральские заводы оставил своему старшему сыну – деловому и энергичному Акинфию. Да еще в 1722 году вышел петровский указ о единонаследии, по которому наследство не подлежало разделу между потомками, а доставалось старшему сыну. Никита же Никитич, как младшенький, остался с одним единственным Дугненским заводиком под Калугой , который был куплен им у отца еще в 1717 году. Вместе с заводом приобрел он тогда село Князь-Иваново и две деревеньки - Воронино и Гурова. Но развернуться ему постоянно что-то или кто-то мешал. Что? Можно только догадываться. Зато уж после смерти батюшки, последовавшей в 1725 году, начинается стремительный взлет младшего Демидова.

Во-первых, в феврале 1726 года его, как крупного специалиста по железоделательному производству, приглашает Горная коллегия стать сборщиком десятины с частных металлургических заводов Тульской слободы.

Во-вторых, тогда же в феврале 1726 года Горная коллегия дает согласие на расширение Дугненского и строительство еще одного завода под Калугой - Брынского.

И, наконец, в-третьих, заявив о себе, как об удачливом предпринимателе, в 1730 году Никита Никитич стремительно врывается на Урал, получив право строить на башкирских землях Шайтанский завод (ныне Первоуральский).

Прорвался так-таки в уральские батюшкины вотчины с их необъятными сырьевыми ресурсами. Воды, леса, руды - всего вдоволь, и око Государево далеко.

Только людишек здесь не хватает для тяжелых земляных и строительных работ, да и грамотных специалистов-металлургов маловато. Местное население - вогулы да башкиры – дети природы – предпочитали заниматься охотой да скотоводством и к тяжелому подневольному труду оказались неспособны. Это ж надо столетиями выковывать генерацию задавленных, безмолвных, со всем согласных людей. Затормозилось вторжение Никиты Никитича на Урал. Но он - человек целеустремленный, что задумал – сделает.

В 1739 году состоялась громкая покупка. 33 000 рублей, как одну копеечку, выложил Никита Никитич за целую Ромодановскую волость в Калужском уезде Московской губернии - 28 сел и деревень. Теперь рабочих рук в достатке, и начинается здесь, на реке Вырке, возведение еще одного железоделательного завода (1740 г.)

Карта Калужской Гамаюнщины – Ромодановской вотчины. Сост. М.Е. Шереметевой

Теперь под Калугой возник целый металлургический комплекс с одним доменным (Дугненским) и двумя переделочными (Брынским и Выровским) заводами.

Сотни мужиков и баб были согнаны на земляные, строительные работы. В жесткие сроки требовалось соорудить плотину, молотовые фабрики. От непосильной работы полсотни баб «принуждены были из чрев своих младенцев извергнуть». А мужики шапки ломали, кряхтели, надеялись отстроиться и вернуться по домам, к скотине, к земле. Не тут-то было! Новый хозяин своих крестьян перевел на положение полупролетариев. С земли согнал, а за работу на строительстве, а позже и на заводе платить позабывал. Так, что тем нечем было даже подушную подать оплатить. Протестовавших же порол нещадно. Крестьяне к этакому обращению как-то попривыкли. Но вот, когда самодурство статского советника (да разве ж он один такой был на Руси?) стало очевидным, народ потихоньку возмущаться начал. Ладно бы просто порол, а то еще «по тем ранам солью солит и кладет на разженное железо». Приказывал смутьянов в кандалы пудовые брать и к печи приковывать; а то еще рядом с домной клетушку построил, где недовольные просто высыхали, как лягушки без воды. Да и просто работать заставлял и в выходные и в праздничные дни, чем «от церкви Божиих отлучил и христианского исповедания и причастия лишил». Семьи разрывал, мужиков отдельно от баб рассылал на заводы, не по-божески это.

Все длиннее становился список претензий Ромодановских крестьян к новому барину.

Однако, то, что проходило у Никиты Демидова на далеком Урале, в Ромодановской волости вызвало сопротивление. В 1741 году крестьяне восстали, убили приказчика и ушли с работ. Никита Никитич поступил с ними по-отечески мудро. Троих человек смертию казнил, троих, бив кнутом, сослал в Сибирь, а прочих по жребию выпорол. Но и на этом не остановился. В конце 1740 года было принято решение о строительстве на Урале по реке Серге Верхнего и Нижнего заводов. Вот сюда-то и отправил, отец родной, своих бунташных «крестьян из гамаюнов в разные заводские работы немалое число до 700 человек», чем, надо полагать, окончательно разорил зловредное Гамаюново гнездо.

Но урок не пошел впрок, и на Святую неделю 1752 г. Ромодановские крестьяне снова забунтовали. Смутьяны воду из заводского пруда спустили, в огне угольные кучи оставили и ушли с завода. Отписали челобитную в Сенат и к царице. Послали ходоков в столицу. Из жалобы становилось понятно, чем недовольны и чего просят крестьяне. А просили они вернуть их в состояние дворцовых крестьян, принадлежащих не частному помещику, а Её императорскому величеству. По мнению крестьян, в бытность царем Алексея Михайловича земли, что в излучине Оки лежат южнее Калуги, были отданы боярину Григорию Григорьевичу Ромодановскому и его потомкам с условием, что, если прямых наследников у князя не останется, то волость вернется в собственность Великого Государя.

Екатерина - дочь князя-кесаря Ивана Федоровича, принесла Ромодановскую вотчину в качестве приданного своему мужу – графу М.Г. Головкину. А тот, с легкой руки, продал ее Н.Н. Демидову.

Вот сейчас крестьяне и выяснили, что купил их Н. Демидов супротив закона и есть у них шанс не мучиться более на новостройках, а вернуться к привычному крестьянскому труду, но для этого необходимо добиться перевода их в собственность двора Ее Величества. Тем более, что год назад, в 1751 году, Н.Н. Демидов попытался приобрести у князя Репнина Оболенскую волость здесь же, поблизости от Калуги. Но пришлось вотчину вернуть императрице.

Ромодановские крестьяне (2268 душ мужского пола) приняли решение: «у статского советника Демидова и его детей в подчинении не быть, в вотчину их не впущать», о чем и было послано прошение в провинциальную Калужскую канцелярию. Тех же из крестьян, кто был нестоек, «послали в церковь, в которой, собрав той волости попов с причетники, пели молебен и присягу чинили и крест целовали в том намерении».

В канцелярии, недолго думая, годных в военную службу жалобщиков публично высекли плетьми, а 14 негодных – кнутом. Чтоб неповадно было жаловаться!

Московская сенатская контора, получив сообщение о безобразиях, творящихся в Ромодановской волости, срочно направила туда Рижский драгунский полк: зачинщиков выявить и потребовать полного подчинения Демидову. А если не починятся, «то полку вступить в волость и с крестьянами, как с противником, поступить военною рукою».

Крестьяне вооружились ружьями, рогатинами и «протчим дреколием и каменьем», и решили, «пока указ о приписке их ко двору последует, не даваться и друг за дружку стоять».

Когда команда из 500 драгун переправилась через Оку, крестьяне напали на них и разоружили, а полковника П. Олица помяли и под замок посадили, пообещав обменять на Н.Н. Демидова.

Одновременно восставшие послали гонцов на демидовские заводы на Урале «к гамаюнам» с призывом «быть противными послушанию». Обеспокоенный Евдоким Демидов обратился в Сенат с просьбой предписать Екатеринбургской главной канцелярии выслать военную команду на уральские заводы Н. Демидова.

Претензии крестьян были теми же, что и в 1741-42 гг.

Н. Демидов, купив вотчину, многих крестьян отослал на свои Сибирские заводы.

Оставшиеся крестьяне должны платить государевы поборы за убывших.

При прежних владельцах даже у самого последнего крестьянина было по 10 и более лошадей. Сейчас все хозяйства разорены.

Мужей, жен и детей разрывает для работы на заводах.

Принуждает работать на заводах в кандалах.

Работа на железных заводах никакого пропитания крестьянам не дает.

Восстание Ромодановских крестьян 1752 года. Экспозиция Калужского краеведческого музея

Пять месяцев, с апреля по август 1752 года, крестьяне Ромодановской волости не пускали к себе ни полицию, ни приказчиков, ни армейские части, которые власти тут же распорядились поставить на постой к смутьянам. В конце концов, Военная коллегия, бросив на подавление восстания два полка с артиллерией, сожгла село Ромоданово – рассадник свободомыслия. Участников бунта (около 700 человек) привлекли к ответу. В ходе расследования выяснилось, что крестьяне безбожно оболгали своего барина. Он и хлеб растил, раздавая бесплатно крестьянам. Ну, уж «по чему кому причлось». И зарплату-то он платил еженедельно, и никаких накладок сверх определенного прежними помещиками «от Демидова не бывало», что касается кандалов и клетки мифической, то и их не смогло обнаружить следствие, да и вообще крестьянам обсуждать поступки своих помещиков не положено, тем более, челобитные писать. В общем, по всем статьям оказались крестьяне неправы.

Только вот непонятны тогда жалобы Н.Н. Демидова на послабление восставшим со стороны калужских купцов, калужского воеводы Ф. Шагарова, регистратора юстиц-коллегии А. Протопопова, бригадира Ф.Т. Хомякова, принимавшего участие в усмирении крестьян, бургомистра калужского магистрата И. Коншина. И сумел-таки Н.Н. Демидов добиться привлечения всех их к суду. Через колено переломил, но показал, кто в доме хозяин.

Правда, чуть позже, в 1762 году, крестьяне с. Русанова (Алексинский у. Тульской губ.) подали уже на сына Никиты Никитича - Евдокима жалобу, в которой сообщили об убийстве им 63 человек и о невероятных истязаниях: «а одного человека положа на разженую горячую чугунную доску, бил кнутьями и пережег руку». Направленное правительством следствие не покарало заводчика под тем предлогом, что убийство было совершено не самим Евдокимом, а по его приказу. Ну, очень убедительно! А самое главное, чрезвычайно похоже на обвинения, предъявленные десять лет ранее самому Никите Никитичу.

Но и на этом события не завершились. В декабре того же 1752 года Ромодановские крестьяне в который раз уже восстали. И напишет тогда Никита Никитич в Москву, «что плуты и воры гомаюне опять забунтовали со рвов ушли и пошли великим валтом, страшно и слышать, с великим дубьем».

Завершилось восстание, как всегда. «Учиняя им (гамаюнам - авт.) в Калуге жестокое кнутом наказание и заковав их в твердыя кандалы за надлежащим конвоем отправить из Калужской провинциальной канцелярии в Сибирь, на железные означенного Демидова заводы, на которых велеть им Демидовым, их за караулом своим скованных без выпуску содержать и в тяжкие заводские работы употреблять, чего ради по привозе их на те заводы отдать там прикащикам».

Так вот и проясняется, что «гомаюне» - это прозвище крестьян, населявших Ромодановскую вотчину. Откуда такое странное прозвище взялось?

История четвертая. Ромодановская. Стоит обратить вниманием на бывших хозяев Ромодановской вотчины князей Ромодановских, чтобы понять историю появления термина Гамаюн.

Один из основателей славного города Екатеринбурга, будучи, по совместительству, еще и одним из первых российских историков, Василий Никитич Татищев в своем труде «История Российская» писал о существовании в XVI-XVIII веках у русской аристократии фамильных знаков, которые на польский манер «за имяна гербам приложены»: род Татищевых имел знак и прозвище Нуздай, Голицыных – Гамар, Шереметьевых – Шеремет, Ромодановских – Гамаюн.

Но вот что любопытно: крестьяне вотчины князей Репниных прозывались соседями репнининцами, жители вотчины князей Голицыных – голицынцами, а вот крестьяне вотчины князя Ромодановского звались не ромодановцами, а Гамаюнами. Главное село вотчины получило название по имени хозяев – Ромоданово. А крестьяне – Гамаюны. Вотчинник дал прозвище всем жителям вотчины? 70 с лишним лет владели Гамаюны - Ромодановские Калужской вотчиной. А вот Калужские крестьяне носили свое гордое имя вплоть до 30-х годов ХХ века, а жители Нижнесергинского района Свердловской области вплоть до сего дня - т.е. 300 с лишним лет.

История пятая. Этимологическая. Понятие «Гамаюн» можно попытаться объяснить исходя из трех дополнительных источников.

Источник первый – Персидский. Гамаюн можно трактовать, как слово персидское, означающее «о, счастливейший». В XVI-XVII веках оно входило в титулатуру персидских шахов. Московское посольство, посланное в Персию в 1569 году, обращалось к шаху «Во царъхъ светлообразнъйшему и избранному гамаюну подражательно». Любопытно то, что Иван Петрович Ромодановский в 1607 году был направлен царем Василием Шуйским послом в Персию. Правда, на Русь он так и не вернулся - под Астраханью был убит калмыками. А правнук его брата Григория Петровича Федор Юрьевич (1640-1717) стал князем-кесарем, владельцем Ромодановской вотчины.

Но вот город Смоленск, где Иван Петрович был воеводой с 1672 года на своем гербе имеет пушку, а на ней торжественно восседает птица Гамаюн.

Источник второй – Западно-Европейский. Само слово «Гамаюн» стало активно проникать в русскую литературу в XVII-XVIII веках из переводной с латыни научной литературы.

«Здъ (на Мальдивских островах) обретается точию дивная птица гамаюн, яже и райская именуется». (География или Краткое земного круга описание. М.: 1710)

Можно было предположить, что в данном случае речь идет о мифической птице, как часто бывало в географической литературе, однако, во время европейского путешествия Петра I на юг континента был отправлен стольник Петр Андреевич Толстой. В своих отчетах о поездке он вспоминает о посещении одной из кунсткамер в Южной Австрии следующее.

«Тут же видел четыре птицы, которые называются гамаяны, … положены в склянишных сосудах в двойное вино и с перцом». (Путешествие стольника Петра Андреевича Толстого 1697-1699). Что за птиц наблюдал Петр Андреевич, остается загадкой. Но птицы эти реальные. Может быть, названия их связаны с латинским Haema – красный. Латинское слово «Гемоглобин» - красные кровяные тельца до сих пор находится в научном обороте. И в зоологии часто встречаются понятия типа Haematopus –красноногий, Haemapigus – краснохвостый и т.д. Тогда получается, что стольник лицезрел в кунсткамере каких-то птиц, имеющих необычное красное оперение. Но какое отношение имеют к куликам Ромодановские?

А вот какое. Князья Ромодановские, вполне вероятно, имели возможность содержать в своих имениях павлинов. Птица настолько превосходила по расцветке оперения все, что было известно местным крестьянам, что под ее влиянием оказались женщины, с XVIII века начавшие украшать свою одежду и края полотенец изображениями птицы счастья – Гамаюн.

Концы полотенец, Калужская губ. Гамаюнщина. Из собраний Калужского краеведческого музея.

В качестве третьего варианта можно рассмотреть славянское слово gameti – гаметь, кричать, шуметь, галдеть (Влад., арханг., яросл., твер., новг., перм.,тул., курс., тамб., забайк., амур., олон., волог.) («Этимологический словарь славянских языков»). При этом нужно иметь в виду несколько обстоятельств. Во-первых, понятие сие чисто славянское. Во-вторых, чрезвычайно широко распространенное. В-третьих, именно на «Гаметь» основывал свои рассуждения и В.И. Даль, определивший «Гамаюна», как «крикуна», «горлопана», родственного понятиям «гам, гомон, шум».

А упомянутый ранее В.Н. Татищев в своем «Лексиконе» указывает, что «Гамаяны и Рамодановщина – волость в Калужском уезде, была издревле Ромодановских». (Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.: Наука, 1979, С.230).

И тогда получается, что Ромодановы могли получить свое гордое прозвище - Гамаюны - по вотчине, которую они приобрели и по имени настырных, крикливых своих крестьян. Могло ли такое быть?

История шестая. Этнографическая.

Лето 1861 года после отмены крепостного права в деревне под Калугой провел тогда еще студент, позже - известный русский этнограф Григорий Николаевич Потанин (1835-1920). Знакомство с особенностями быта и хозяйства местного населения произвело на него сильное впечатление, результатом чего стала статья «Гамаюнщина» опубликованная в газете «Калужские губернские ведомости».

В середине двадцатых годов нашего столетия сотрудник Калужского краеведческого музея М. Е. Шереметева совершила ряд поездок по Калужской области и пришла в изумление. 17 деревень, которые представляли собой калужскую Гамаюнщину, оказались связаны семейным родством, общим хозяйством, совместным владением угодьями, одинаковыми обычаями и общими воспоминаниями о бунте в Ромодановской волости в 1752 году. Удивительным оказалась и чрезвычайная архаичность одежды калужских Гамаюнов. В начале ХХ века они активно сопротивлялись распространению в своей среде городской мещанской и купеческой моды (с. Ромоданово находилось в 1 версте от г. Калуги), предпочитая сохранять крестьянские традиции середины XIX в.: кички, поневы.

Можно высказать несколько предварительных соображений. Возможно, калужские Гамаюны представляют собой какую-либо этническую группу финно-угров или балтов. Рядом расположены земли Мещеры, Муромы, севернее Москва так же, как и уральские реки Кось-ва, Ней-ва, Сось-ва, указывают на то обстоятельство, что до прихода русских, а, может и после, данная местность была заселена финно-угорскими племенами.

С появлением Гамаюнов на Урале возникла яркая то ли этническая, то ли языковая, то ли хозяйственная, то ли сплоченная единым прошлым общность.

Уральские Гамаюны сохранили некоторые внешние признаки, позволяющие выделять их из общей среды. К ним относятся: невысокий рост мужчин (165-175 см), крупные головы у мужчин; прямой нос; светлые (зеленые, серые, голубые) миндалевидные глаза; ямочка на подбородке; раздвоенный кончик носа; белые, мягкие волосы у детей («волосы ленок»).

Попробуйте найти в любом другом месте такое количество светловолосых детей, как в Нижнесергинском районе.

Совершенно особый диалект позволяет и сегодня безошибочно определять выходцев из Гамаюнии. Мягкий тягучий говор дополняется своеобразным словарем. С одной стороны «гамаюн» воспринимается, как признак самоидентификации человека. По этой причине Верхне- и Нижнесергинские мастеровые в декабре 1883 года устроили драку в кабаке, выясняя, кто из них более Гамаюны. По той же причине одни и те же фамилии имеют в разных Сергах различное ударение: Е/ловких и Еловск/их.

Идентификация превратилась в название извне, кличку. С приходом на Урал Гамаюнов появилось своеобразное ругательство: «гамаюны» и «пиканники» - так сами гамаюны стали определять людей, неспособных прокормить свои семьи и вынужденных заготавливать «пиканы» - дягиль лесной – (траву!) - одним словом, «пиканниками» называли нищебродов, голытьбу. Себя Гамаюны уважали и до подобного состояния старались не доходить. Эти трудолюбивые, основательные мужички, оказавшись в диком, необжитом месте, начали тут же обустраиваться, выискивать удобные угодья для покосов, места для рыбной ловли, охоты, бортничества. Тем и жили. В конце 40-х годов XVIII века Сергинские заводы встали и стояли целых десять лет. Не было денег, руды, воды в прудах. Чем в этот период жили Гамаюны? Тем и жили, что сохранили крестьянскую хватку да смекалку.

История шестая. Уральская.

Только в 50-е годы XVIII века возвращается Никита Никитич на Урал. Вернее не он сам, а его сыновья активно берутся за строительство заводов при финансовой поддержке отца. В 1751 году приобретает Н.Н. Демидов знаменитый Каслинский завод , в 1755 году начинает строительство Кыштымских заводов, с середины 50-х годов стал восстанавливаться Нижне-Сергинский завод . Здесь вполне уместно вспомнить, что в 1754 году московское дворянство, осознало проблему сохранения вокруг Москвы лесов, стремительно уничтожавшихся в интересах металлургических заводов. К тому же, всесильный граф П. Шувалов старался всеми способами устранить конкурентов по бизнесу из Подмосковья и поддержал ходатайство губернского дворянства - приложил руку к появлению Указа о ликвидации мануфактур в 200-верстной зоне вокруг Москвы. С большим трудом Никита Никитич сумел отстоять Дугненский чугунолитейный завод, без которого бессмысленным оказывалось существование Выровского и Брынского молотовых. Тем не менее, на старости лет Н. Демидову необходимо было начинать заново освоение Урала и дальнего Подмосковья. И на сей раз действует он с размахом. Рабочие руки снова оказались в дефиците. И тогда Демидовы принимаются латать тришкин кафтан. Рабочих с Шайтанского завода перебрасывают в Верхние Серги, из Нижних Серег - в Касли, из Верхних Серег – в Кыштым. Так гамаюны оказались в Каслях и Кыштыме. Но это и не прозвище никакое, как утверждает словарь, а просто констатация факта: в указанных местах живут выходцы из Ромодановской вотчины – Гамаюны.

Позже, в 1789 году, московский купец Михаил Петрович Губин, купив Сергинские заводы, начал создавать на Урале свою металлургическую империю. Построил Михайловский завод в устье Серги, переселил в него Гамаюнов из Нижних Серег. Так и сохранилось племя гамаюнов в Первоуральске, Верхних и Нижних Сергах, в Михайловске, Каслях и Кыштыме.

Карта Уральской Гамаюнщины (Верхние, Нижние Серги, Первоуральск, Михайловский, Верхний Уфалей).

После страшного голода, охватившего страну в 1891-92 годах, около трехсот семей из Нижне-Сергинской волости переселились в Красноярский край. Так гамаюнство проникло в Сибирь.

Но как измерить силу традиций, которая на протяжении двух с половиной сотен лет позволила Гамаюнам не ассимилироваться с русским населением Урала, а сохранять свою самобытность?

Что же касается мыса Гамаюн, то и здесь все несложно. В 1921 году, когда после гражданской войны начал подниматься из разрухи Верх-Исетский завод, послали отсюда ходоков на маленькие уральские заводики. Дошли гонцы и до Серег, пообещали работягам сносную жизнь в городе. Так и оказалась еще одна община Гамаюнов в Свердловске. По выходным рабочие с семьями на лодках пересекали Верх-Исетский пруд и гуляли на облюбованном ими лесистом мысу, песни пели, жгли костры. За эту привязанность мыс и получил гордое прозвище Гамаюн.

А на Верх-Исетском заводе сложились рабочие династии, носящие гамаюнские фамилии: Чекасины, Гилевы, Колосовы, Кобяковы, Куклины, Подчиненовы, Коноваловы, Стенины, Папилины и др.

В 50-е годы свердловский археолог Елизавета Михайловна Берс начала исследование археологических памятников бронзового времени на мысу Гамаюн. Памятники настолько были своеобразны, что были выделены ею в Гамаюнскую культуру.

Так вот и вошло это название в историю России, Калуги и Свердловской области. В историю крестьянства, железоделательного производства, топонимику и в археологию нашей страны.