Чтение вот лучшее умение. Проект «Чтение - вот лучшее учение. IV. Сообщения учащихся

VII краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка»

для обучающихся 1 - 6 классов

Кудымкарский район

МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»

Литературоведение

Влияние техники чтения

на успеваемость учащихся

Истомина Виктория Валерьевна,

3 класс, МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»,

342601692,

Отинова Татьяна Анатольевна,

9091140293

Пермь, 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Что такое чтение? …………………………………………………………...4

1.1 Что такое чтение? ……………………………………………………….4

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учеников класса……………………………………….8

2.2.Выполнение домашних заданий по литературе……………………….10

2.3.Упражнения на развитие навыка чтения……………………………….11

Заключение………………………………………………………………….. 14

Библиографический список ……..………………………………………….15

Приложения…………………………………………………………………..16

Моя бабушка говорит, что раньше нашу страну называли самой читающей в мире. А сегодня дети мало читают, все больше телевизор смотрят или сидят за компьютером. Я подумала и решила проверить, действительно ли современные дети стали меньше читать? Беседуя с одноклассниками я поняла, что многие ребята совершенно не любят читать. Мне стало интересно, а влияет ли чтение как-то на учебу? Решила провести исследования.

Тема: Влияние техники чтения на успеваемость учащихся.

Цель работы: определить влияние значимости техники чтения в успешности обучения школьников.

Задачи:

1. Выяснить отношение учащихся нашей школы к чтению.

2. Изучить результаты техники чтения нашего класса.

3. Выявить уровень взаимосвязи техники чтения и качества успеваемости.

Объект исследования : учащиеся нашей школы.

Предмет исследования : чтение и успеваемость учащихся.

Гипотеза: если низкая техника чтения учащихся, то и низкое качество успеваемости.

Мною использовались следующие методы исследования:

    Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.

    Проведение анкетирования.

    Анализ полученных результатов.

    Формулировка выводов.

Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.

Для написания работы мы использовали Интернет-ресурсы, пословицы и поговорки, упражнения из «Занимательной педагогики».

I . Что такое чтение?

1.1. Что такое чтение?

Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир. «Книга – это учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.» (А.Навои)

Чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из книги. Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир.

Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится.

Книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и представить прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов. Об одном и том же событии можно прочитать и художественную и научную литературу. Это помогает создать яркую, целостную картину события.

Книга развивает мышление и фантазию. Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться во временах динозавров или в будущем. Телевидение же даёт нам готовую «картинку» в которой за тебя пофантазировал режиссёр фильма. Читая книгу представляешь персонажей и окружающую обстановку совершенно иначе.

Книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

Читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.

Нашла несколько исследований, которые расскажут, какие конкретные навыки улучшаются, когда мы читаем. Теперь проводить время с книжкой будет еще приятнее.
1. Чтение уменьшает стресс. Предпочитаете прогуляться или послушать музыку, чтобы избавиться от стресса? Ученые из Университета Сассекса считают, что вместо этого вам стоит почитать книгу. Чтение было признано наиболее эффективным способом уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса.
2.Чтение поможет избавиться от бессонницы.
Чтение - один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон. Яркий свет от телевизора или телефона посылает в мозг сигнал о том, что пора просыпаться. Чтение книги с приглушенным освещением имеет противоположный эффект - мозг понимает, что самое время отдохнуть.
3. Чтение делает вас более чуткими.
Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.
4. Чтение делает вас более привлекательными.
Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.
5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.
Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации. Исследования выяснили, что у постоянно читающих или пишущих людей снижение мыслительной активности происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто редко дает подобные нагрузки на мозг.
6. Чтение расширяет словарный запас.
Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.
7. Чтение делает вас хорошим рассказчиком.
Чем больше чужих историй вы читаете, тем лучше будете рассказывать свои. Вы научитесь отфильтровывать ненужную информацию и лучше подавать нужную. Чем увлекательнее будут ваши истории, тем интереснее вы будете казаться другим, тем убедительнее для них будут ваши слова.

Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Теремок» и «Репка», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! К сожалению, сейчас любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный Интернет.

Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.

Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют более высокий интеллект, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. Это ли не доказательство всего вышесказанного? Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успехов, признаются, что ни на что не променяют свои библиотеки и возможность почитать любимую книгу.

При чтении необходимо одновременно понимать прочитанное, мыслить, проявлять волевые качества, включать процессы памяти, внимания, восприятия. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.

В техническую сторону чтения входит несколько составляющих: во-первых, правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов. Во-вторых, умение понимать содержание текста, его смысл. В-третьих, выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл. В-четвёртых, это способ чтения. Различают четыре способа чтения:1) побуквенный, 2) слоговой, 3) плавный слоговой с прочтением целыми словами, 4) чтение целыми словами. В-пятых, это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту. Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.

Однако существуют и другие мнения. Некоторые педагоги и учёные считают, что оптимальная скорость чтения – это чтение в темпе разговорной речи, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно к такому темпу приспособился артикуляционный аппарат человека.

II . Практическая часть

2.1. Анкетирование учеников класса

Как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Многие дети в свободное время играют в компьютерные игры или смотрят по телевизору мультфильмы, сериалы. Какой от них толк? Чему может научить Губка Боб или Терминатор? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и представить прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, войны, географические и научные исследования.

Мне стало интересно узнать, любят ли читать ребята из нашего класса и нашей школы. Заходили в любой класс или, проходя по коридору, задавали вопрос учащимся: «Любишь ли читать?»

По ответам ребят стало понятно, что любят читать единицы. Многие мотали головой, что это занятие им не нравится.

Я решила узнать какое место чтение книг занимает у моих одноклассников. Для этого провела анкетирование. В анкете был вопрос «Чем я люблю заниматься в свободное время?» и пять вариантов ответа:

    Гулять с друзьями;

    Смотреть телевизор;

    Играть на компьютере или телефоне

    Заниматься спортом.

Надо было выбрать и отметить один вариант проведения свободного времени. В результате при подсчете голосов оказалось, что читать в свободное время любят 6 человек, столько же гулять с друзьями, два человека – смотреть телевизор,1 человек - заниматься спортом и 3 человека – играть в компьютер.

Эту же анкету писали ребята из шестого класса. По результатам видно, что любит читать один человек, а шесть человек не мыслят себя без игры на телефоне или компьютере.

В школьную библиотеку из нашего класса записаны все, но посещают 5 человек, ещё 5 человек посещают ее 1-2 раза в месяц. Остальные дети в этом учебном году еще не посетили. Хотя ребята из 2 «б» класса посещают постоянно. Если в среднем учащиеся 2 «а» класса прочитали 2 книжки, то учащиеся 2 «б» 6 книжек.

На вопрос, «С какой целью ты посещаешь библиотеку?» мы получили очень интересные ответы. 48 человек ответили, что ходят за книжками, чтобы их прочитать, а 6 человек, чтобы поиграть в шашки. По этим данным видно, что не любят многие ребята нашей школы читать, не думают, что чтение влияет на успеваемость.

Проведя анкетирование, я узнала, что только 6 учеников с удовольствием читают в свободное время. Остальные же читают не по собственному желанию, а по заданию учителя и требованиям родителей.
Я решила проверить помогает ли умение быстро читать в учении.

В нашем классе мы проверили технику чтения своих учеников. Проверка показала, что из 18 учащихся 8 читают на «5», 4 на «4», 3 на «3» и 3 на «2».

Далее я решила выяснить: сколько учеников в нашем классе ударников. Из журнала стало известно, что из 18 аттестованных учащихся 12 ударников. Это те, которые читают выше нормы или норму.

Значит, можно сделать вывод, что учеба зависит от чтения.

В классе мы ввели домашнее чтение, т. е. ребята должны каждый день читать по три страницы, родители должны подписываться в дневник, подтвердить, что ученик прочитал. Это учитывается в таблице, которое ведут сами ребята. По этой таблице видно, у кого низкая техника чтения они дома дополнительно читают очень редко.

2.2.Выполнение домашних заданий по литературе

Я посчитала количество слов в одном из параграфов учебников 2 и 6 классов и проверила исследование, сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания.

Посчитала количество слов в киргизской сказке «Мудрый старик» в литературном чтении учебника 2 класса. Текст состоит из 527 слов. Ученик при скорости чтения 100 слов в минуту прочитает этот текст за 5 минут. Для лучшего запоминания текста желательно перечитать ещё раз (+5 мин.) на вопросы потратит ещё 10 минут. На пересказ ещё 5 минут. Итого для приготовления домашнего задания по литературному чтению ученику понадобилось 25 минут времени. А если ученик читает во 2 классе 23 слова, то на чтение уйдет 21 минута. Плюс еще 20 минут для повторного чтения-осмысления, еще на пересказ минут 10. Всего необходимо ученику с таким чтением около часа. Конечно же для ученика второго класса это очень большая нагрузка. Ученик устает и плохо усваивает материал. Как следствие – падает успеваемость.

В старших классах объём информации увеличивается в 2-3 раза. Взяли пример из 6 класса. Учебник литературы с произведением «Бежин луг» И.Тургенева. Объём слов данного параграфа – 5954 слова. Со скоростью чтения 100 слов в минуту ученик прочитает почти за час, ответы на вопросы потратит 10 минут, а на пересказ 15минут. Всего на эту работу ученик потратит полтора часа.

При скорости 30 слов в минуту, около трех часов на чтение этого произведения. Если добавить время, проведенное в школе (5 уроков) 4,5 ч. получается целый рабочий день взрослого человека (а ведь необходимо ещё время для отдыха). Из-за слишком большой нагрузки ученик быстро утомляется, плохо усваивает материал и становится неуспевающим.

2.3.Упражнения на развитие навыка чтения

1.Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевёрнутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нём читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных образов слов и букв.

Развитию умения сочетать побуквенный анализ с прогнозированием окончания слов.

2.Корректировка деформированных предложений

Дети очень любят загадочные, заколдованные предложения. Пусть ученик попробует найти в этих предложениях смысл, расставив слова верно в нужной форме.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная крутая и длинная горка была

3.Восполнение пропусков букв в словах

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами. Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. Например: Ш - а С - - а по ш ---е и с- с--а с---у.

4.Мнимое слово

Один ученик в ходе чтения произносит неправильно слово, а другой прерывает чтение и прочитывает слово с исправлением.

Расширение поля зрения

5.Одной из причин низкой техники чтения может явиться малый угол зрения. Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения: один из таких приёмов «ёлочка». (Приложение)

Задача состоит в том, что бы глядя в центр на цифру видеть одновременно два слога одного слова.

6.Чтение с повтором. Каждое предложение читается следующим образом: Звезды-…; Звезды – огромные…; Звезды – огромные раскаленные… ; Звезды огромные раскаленные шары.

7. Чтение по кругу. Текст читается три раза по 1 минуте (все время начинать с одного места). Каждый раз отмечается место остановки. Затем считается сколько слов прибавилось от места 1 остановки до места остановки 3.

Можно много говорить о технике чтения, но не следует забывать и здоровье. Существуют правила гигиены чтения.

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Для укрепления зрения предпочтительнее занятия футболом, хоккеем, баскетболом, волейболом, теннисом.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять своё зрение с помощью упражнений. Раз в год проверять зрение у врача.

Заключение

В ходе выполнения работы мы пришли к выводу, что чтение является самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Причем навык чтения должен быть сформирован уже в начальной школе, только тогда учащиеся среднего и старшего звена могут добиться успехов в обучении.

Итак, результаты проведённой нами исследовательской работы привели нас к выводу, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников. Прав великий русский писатель А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучше учение!»

Библиографический список

1. Вдовина Е.Л. Формирование навыков чтения. – М. Просвещение, 2006. -185с.

2. Хаблин Д.А. Формирование учебных навыков. – М.: Просвещение, 1989. -105с.

3. Шакирова Е. П., Токарева О.А. Профилактика нарушений зрения и осанки у детей. - Киров. 2005 – 76 с.

4 .

«Чтение - вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

Раньше наша страна была самой читающей страной в мире! А сейчас? Мир, конечно, меняется, но нельзя забывать про книги! Ведь не случайно народная мудрость гласит:

Книга - друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

Книга - лучший подарок.

С книгою жить – век не тужить.

Дом без книги – день без солнца.

А вот что говорили знаменитые люди о книге и чтении:

«Чтение - вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

«Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все». Франсуа Фенелон

«Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения». Монтескье

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». Достоевский Ф. М.

«Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли». Декарт

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский

«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, - сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, - как будто бы освежился купаньем в чистом источнике». Шопенгауэр А.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дидро Д.

«Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял». Монтескье

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». А.И. Герцен

«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, – этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и не уничтожаемой памятью человеческого рода». А. Шопенгауэр

«Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг». К.Г. Паустовский

«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». Н.А.Морозов

«Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...» Марк Тулий Цицерон

«Книга - чистейшая сущность человеческой души». Томас Карлейль

«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». Петрарка Ф.

«В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни». Эмиль Кроткий

«Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». Павленко П.А.

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Фрэнсис Бэкон

«Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет».

«Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов». А.Г. Рубинштейн

«Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание». Ч. Диккенс

«Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода». Э. Хемингуэй

«Нет развлечения дешевле и удовольствия продолжительней, чем чтение». Мэри Уортли Монтагу

«Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека». В.А. Сухомлинский

«Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству». Айбек


«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь» Ф.М. Достоевский
  • Теги:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • повторить тему «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки»;
  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по древнерусской литературе;
  • дать понятие о летописи и летописании на Руси;

Развивающие:

  • повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению древнерусских летописей;
  • совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, которые содержатся в книгах, чуткости и внимательности к слову, любви к чтению.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Место данного урока в теме: Первый урок в данной теме.

Метод: Комбинированный, интегрированный с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийная аппаратура;
  • презентация урока <Приложение 1 >
  • рисунки, иллюстрации;
  • выставка книг «Книга в твоей жизни»:
  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит.– М.: Педагогика, 1991.
  3. Дацкевич В. Как делают книгу. – М.: Детская литература, 1987.
  4. Линкова И.Я. Ты и твоя книга. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Николаева Л.А. Учитесь быть читателем. Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о книгах. – М.: Книга, 1977.
  8. Павлов И. Про твою книгу. – Л.: Детская литература, 1991.
  9. Тимаев Р. Живи, книга! Практические советы о том, как продлить жизнь книги. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  10. Чирва А. Книга в твоих руках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Цюрупа Э. Умеешь ли ты читать? Книга о книгах и людях, их написавших. – М.: Советская Россия, 1967.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

1. Сообщение темы урока и постановка задачи. Слайд 2

Учитель. «Чтение – вот лучшее учение». Так называется наш урок литературы, а эпиграфом к нему станет пословица: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».

Что такое пословица ? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль ).

Какие пословицы о книге вы знаете?

2. Проверка домашнего задания (учащиеся зачитывают пословицы).

С книгою жить – век не тужить.
Одна книга тысячи людей учит.
Дом без книги – день без солнца.
С ручейка – река, с книг – знания.
Книга – лучший друг. <Слайд3 >

II. Создание проблемной ситуации .

Учитель. Давайте вспомним тему нашего урока: «Чтение – вот лучшее учение». Можно ли назвать это высказывание пословицей? Это слова Пушкина, который всю свою жизнь посвятил книгам. О значении книги и ее роли в жизни человека говорили многие русские поэты и писатели, в том числе и Паустовский. Слайд 4.

О пользе «учения книжного» размышляли люди во все времена, с тех самых пор, как научились читать. Как вы думаете, когда могла быть произнесена следующая фраза? <Слайд 5> « …Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости… ими мы в печали утешаемся…» (Из «Повести временных лет» )

Фронтальный опрос:

Назовите столицу Древней Руси? (Киев)

При каком князе Киев стал культурным центром Древней Руси? (Ярослав Мудрый)

В каком веке началось летописание на Руси? (в ХI веке)

Что такое летопись? (описание событий по годам)

Кто был первым русским летописцем? (киево-печерский монах Никон, в 1073 г. составил летопись, его труд продолжили другие; в 1113 году монах Киево-Печерской лавры Нестор составил «Повесть временных лет»; до нас дошла переработанная, переписанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром).

III. Объяснение новой темы.

Рассказ о русском летописании. Слайд 6.

Работа с иллюстрациями «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56 учебника «Литература» 6 кл.) и репродукция картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац учебника).

Учитель. Произведения древнерусского искусства – иконы, книжные миниатюры – отличались от картин и рисунков художников нашего времени. Сравним древнерусскую миниатюру «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56) и репродукцию картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац). Тема одна, но изображение монаха-летописца разное.

Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на них толстые книги. Перед наклонным столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Подробно выписаны детали одежды, столик и все, что находится на нем. Позади летописца – окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.

Всмотримся в древнерусскую миниатюру . Это келья? Почему же она снаружи монастыря? Почему столик – где-то позади летописца? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Перед древнерусским художником стоят особые задачи: не запечатлеть увиденное, а указать, что за видимым миром есть мир невидимый. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.

Поэтому-то он и вслушивается в Слово истины, доносящееся с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца, а его поза и выражение лица исполнены глубокого благоговейного внимания. На свитке, который как бы парит в воздухе, написано: «Вначале было Слово» – так начинается Евангелие от Иоанна.

Предметы изображены лишь для того, чтобы указать на главное (нет правдоподобного и точного выписывания деталей). В центре – фигура летописца, а все остальное расположено вокруг него, чтобы указать: перед нами летописец. Столик с двумя чернильницами (черные и красные чернила), перочинный нож (чинить перья), стул и подножие (рабочее место летописца) – все обозначено точно, хотя и расположено необычно. Монастырское здание позади, как бы вне стен – указать, что летопись пишется в монастыре: вот этот монах.

Как же писали первые книги? Как относились к книгам в Древней Руси? Послушаем ваших одноклассников.

IV. Сообщения учащихся.

Красная строка (читает ученик). Слайд 7.

Письменность на Руси появилась в конце Х века. В то время книги писали от руки.

Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной строкой или несколькими красками первую букву. Он делал ее гораздо больше, чем остальные.

Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

В ХVI веке на Руси появилось книгопечатание. В книгах продолжали делать отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали. Однако по-прежнему строку с отступом называли красной строкой. Позже появилось и слово «абзац», которым стали обозначать и отступ, и часть текста.

Книгопечатание (читает ученик). <Слайд 8>

Изобретение книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойденными изобретений, основные же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжении веков.

Конечно, современные ротационные машины несравнимы с первопечатным станком Иоганна Гутенберга, который напоминал пресс для отжимки винограда. Но основы книгопечатания – пунсон и матрица , подвижные литеры , печатная форма и книжный блок – сохранились.

Книга есть и будет основой духовной жизни народа. Черные оттиски букв на белой бумаге, листы, собранные в книгу, – лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей.

Первопечатник Иван Федоров (читает ученик). <Слайд 9>

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. За что же ему поставлен памятник в столице нашей Родины?

Перенесемся в ХVI век. В те времена в России еще не умели печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров.

Шрифт печатных книг Ивана Федорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Сколько красных букв, столько глав в книге. Начало главы Иван Федоров украшал великолепными заставками-орнаментами.

Много книг напечатал за свою жизнь Иван Федоров.

V. Библиотекарь <Слайд10>

В XVI веке после возникновения книгопечатания и появления первой печатной книги Ивана Федорова в России было выпущено до конца столетия не более 50 наименований книг, в XVII веке – около 1000, в XVIII – до 500 тысяч наименований.

Каждый 4-й экземпляр книг, выпускаемых теперь во всем мире, – это книга, изданная в нашей стране. Мир знаний и духовных богатств широко раскрылся для всех.

Поэт А.Блок заметил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» Пользоваться книгой – значит знать, из чего она состоит. Каждый учебный год на первом уроке вы знакомитесь с учебником и вспоминаете основные элементы книги. Посмотрите внимательно на экран. Все ли слова вам знакомы? <Слайд 11>

VI. Учитель. Словарная работа.

Фронтиспис <Слайд 12>. Происходит от двух латинских слов frontis – «лоб» и аspiecio – «смотреть» – рисунок, отражающий главную идею или наиболее характерные моменты содержания книги и помещенный на одном развороте (рядом) с титульным листом.

VII. Библиотекарь.

Книга, по словам М.Горького, «наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством». И подтверждением этих слов станет занимательная страничка нашего урока.

1. Знаете ли вы? Книга – великан. <Слайд 13>. Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из них находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

2. Это интересно! «От доски до доски». <Слайд 14>, Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы они лучше сохранялись и чтобы ими было удобнее пользоваться, переплеты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Сохранилось выражение «от доски до доски». Оно напоминает об этих дощечках и обозначает «прочитать книгу от начала до конца».

3. Есть над чем подумать. Символ благосостояния нашего народа. <Слайд 15>. ВДревней Руси книги писали гусиными, лебяжьими, павлиньими перьями. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей. И украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Такая книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, на целое стадо коров. Значит, символомблагосостояния в Древней Руси была книга. А в ХХ веке? 60-е гг. – телевизор; 70-е гг.– магнитофон; 80-е гг. – видео; начало 90-х гг. – компьютер; начало ХХI в. – Интернет. За чем же будет Будущее???Будет ли в нем место для книги?

VII. Учитель.

Вы уже знаете, что в рамках подготовки к проведению Всероссийской акции «Открытый урок чтения» среди учащихся 5-11-х классов и родителей в гимназии проводился опрос на тему «Может ли компьютер заменить книгу?» Общие итоги по школе еще не подведены. Я ознакомлю вас с результатами анкетирования нашего класса и зачитаю самые интересные высказывания ваших родителей.

Может ли компьютер заменить книгу?

Из высказываний родителей : «Читать книгу интереснее, но когда нужно что-то узнать или получить какую-нибудь информацию, с компьютером это можно сделать быстрее и легче» (мама Алины С.); «Книга – это что-то живое, а компьютер – это экран, который излучает. Его нельзя долго читать. Это искусственный лист» (мама Лилии М.); «В компьютере можно найти любую информацию и разные тексты книг, но читать приятнее и интереснее, держа книгу в руках» (мама Эльвиры Ф.); «Благодаря книге, мы становимся образованнее, мудрее, лучше понимаем окружающий мир» (мама Эльмиры Г.).

VIII. Библиотекарь. Обзор книжной выставки: «Книга в твоей жизни»

IХ. Учитель.

Обратим внимание еще на один эпиграф к нашему уроку.

Книга – учитель, книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук. (В.Боков)

«Велика есть польза от учения книжного…» Как прав был древний летописец! Оживают под его пером в «Повести временных лет» события и люди Древней Руси. Прочитаем и мы отрывки из этой книги.

Лучшее от Фрейда

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Лучшее от Фрейда Лучшим в воззрениях Фрейда является его осознание парадоксальности бытия высоко социального животного: будучи в своей основе сладострастным, жадным и вообще эгоистичным, человек однако вынужден жить цивилизованно с другими людьми и вынужден идти к

«ЛУЧШЕЕ ВО МНЕ»

Из книги Анти-Ахматова автора Катаева Тамара

«ЛУЧШЕЕ ВО МНЕ» Силой своей личности Ахматова оказывала влияние на людей. А в соответствии с качеством этой личности это влияние было - развращающим. (Для тех, кто видел только показное, ахматовский message казался возвышающим. Для слабых, не-внимательных она была великой. Не

Чтение - лучшее учение

Из книги Илья Николаевич Ульянов автора Трофимов Жорес Александрович

Чтение - лучшее учение …Как-то вечером Анна с несколько таинственным видом пригласила родителей в гостиную. Когда все расселись, появился Александр и торжественно положил на стол большую папку, на обложке которой было крупными буквами выведено: «Субботник». Так назвали

Часть 3 Зерванизм - учение о времени, сакральное учение магов

Из книги Учение древних ариев автора Глоба Павел Павлович

Часть 3 Зерванизм - учение о времени, сакральное учение

§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм Однако есть еще нужда в важных дополнениях. Прежде всего надо обратить внимание на то, что любой переход от феномена к рефлексии, каковая сама реально анализирует таковой, или же к совершенно иначе

Второе чтение, или чтение в воскресенье Jubilate о новейших «поэтастах»

Из книги Приготовительная школа эстетики автора Рихтер Жан-Поль

Запад и Восток: истоки и классический образ Бог (религиозная доктрина) Нирвана (учение Готамы Будды) Эволюционирующий человек (учение Шри Ауробиндо) Развивающийся мир (учение Рудольфа Штейнера, «Очерк Тайноведения»)

автора Розин Вадим Маркович

Запад и Восток: истоки и классический образ Бог (религиозная доктрина) Нирвана (учение Готамы Будды) Эволюционирующий человек (учение Шри Ауробиндо) Развивающийся мир (учение Рудольфа Штейнера, «Очерк

Христианская мистерия или дзэнская свобода Эзотерическая культура (Даниил Андреев. «Роза Мира») Эзотерическое сознание (учение дзэн) Эзотерическая свобода (учение Кришнамурти)

Из книги Эзотерический мир. Семантика сакрального текста автора Розин Вадим Маркович

Христианская мистерия или дзэнская свобода Эзотерическая культура (Даниил Андреев. «Роза Мира») Эзотерическое сознание (учение дзэн) Эзотерическая свобода (учение Кришнамурти) Врач Никита Данилов Воспоминание участника эзотерического семинара Вадим Розин наилучшим

Чтение - вот лучшее учение

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Чтение - вот лучшее учение Из письма (от 21 июля 1822 г.) А. С. Пушкина (1799-1837) к брату. Льву Сергеевичу. Оно было частично опубликовано в 1855 г., полностью - в 1858 г.В оригинале: «...Тебе скажут: учись, служба не пропадет. А я тебе говорю: служи - учение не пропадет... Чтение - вот

Приложение Учение двенадцати апостолов Учение Господа чрез двенадцать апостолов народам

Из книги Новозаветные апокрифы (сборник) автора Ершов Сергей А.

Приложение Учение двенадцати апостолов Учение Господа чрез двенадцать апостолов народам Глава I. Есть два пути: один – жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями.И вот путь жизни: во-первых, возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых, ближнего своего,

Всё - лучшее

автора

Всё - лучшее Когда Бандзан шёл по рынку, он услышал разговор между покупателем и мясником.- Дай мне самый лучший кусок мяса, - сказал покупатель.- Всё, что есть у меня в лавке - лучшее, - ответил мясник.- Ты не сможешь найти кусок мяса, который был бы самым лучшим?При

Лучшее Учение

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Лучшее Учение Около одного уважаемого учителя собралось много учеников. Занятия шли успешно, но потом прошёл слух, что в отдалённом городе появился другой учитель. Такое сведение постепенно поселило в учениках сомнение, раздвоение мышления, обессилило их внимание и

Глава IV. Внешняя жизнь Иисуса. Открытое учение и учение эзотерическое. Чудеса. Апостолы. Женщины

Из книги Великие посвященные.Очерк эзотеризма религий автора Шюре Эдуард

Глава IV. Внешняя жизнь Иисуса. Открытое учение и учение эзотерическое. Чудеса. Апостолы. Женщины До сих пор я стремился осветить светом самого Иисуса Христа ту часть Его жизни, которая в Евангелиях остается в тени, или скрывается под покровом легенды. Я пытался указать на

Лучшее время, лучшее место

Из книги Все возрасты и секреты счастья автора Ефимов Георгий Михайлович

Лучшее время, лучшее место Вы замечали одну любопытную вещь – для того, чтобы начать действовать мы ждем идеальных условий: идеального внутреннего состояния, идеальной ситуации, идеального отношения других людей. Пока все не будет идеально, мы почему-то действовать

1) Книга снижает стресс.

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

2)Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

3)Чтение придает уверенности.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

4)Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

Чтобы испытать реальное удовольствие от чтения книги, необходимо найти свой жанр или своего автора.

Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения

Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи

Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.

Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения

Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей

«Семейное чтение-это родство душ взрослых и детей», - писал Д. С. Лихачёв

III. Нужно использовать разные формы привлечения детей и родителей к чтению, как

всем нам хорошо известные, так и новые, одной из которых является БУКТРЕЙЛЕР – прекрасный инструмент продвижения книги и чтения.

Заключение

Как-то раз детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили: «Есть ли у книги будущее?» Линдгрен ответила: С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы, у детской песенки, у майского дождя?.. Лучше спросить: есть ли будущее у человека?.. Если оно есть у человека, оно есть и у книги. Потому что если однажды мы научились черпать радость и утешение в книгах, нам без этого не обойтись…

Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.
Объясните детям: злой - всегда наказан.
Добрый побеждает. Быть им всяк обязан.
Всюду торжествует правда, а не сила.
В книге мир огромный: то, что есть – и было.
Дышат на страницах время и пространство,
И зовет с собою ветер дальних странствий.
Подрастают дети и читают сами.
Если есть вопросы, задают их маме.
Мамы или папы, объясните детям:
Книга – дар бесценный, что как солнце, светит.
Пусть полюбят дети светлые страницы –
И улыбкой доброй озарятся лица.
Книга им поможет разобраться в жизни
И расти на радость маме и Отчизне.

Спасибо за внимание!