А.С.Пушкин Барышня-крестьянка. Презентация на тему "барышня-крестьянка " Основные темы и проблемы

1 слайд

А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Выполнили: Колачева Анна Захарова Екатерина Шаталин Андрей

2 слайд

История создания В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе». Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценил и сохранил навсегда. Цикл "Повестей Белкина" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей доходчивостью до самых широких читательских кругов.

3 слайд

Как задумывались и писались «Повести Белкина» Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному и покойному. Это был честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Он и собрал эти «простые» повести. Таким образом, Пушкин скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, позволяет выразить свое отношение к этим историям. Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется».

4 слайд

Жизнь трудна, полна тревог, ссор, обмана и самодурства, она требует преодоления препятствий. И эта реальность далека от героев романтизма. Холодный климат, крепостничество и общая неустроенность, беззаконие, злоупотребления и несправедливость власти– все это русский быт, определяющий жизнь и сознание персонажей повестей. Но простые люди хотят быть счастливыми, хотят хорошей жизни для своих близких, борются за такую жизнь, достойное существование, уважение к их труду и личности. Вот что привлекло Пушкина к этой демократической теме, которую он развил в том же Болдино позднее, в 1833 году. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно. Как задумывались и писались «Повести Белкина»

5 слайд

«Выстрел» Всю жизнь свою он потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, отомстить графу, отстоять свое первенство. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага. Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый и храбрый человек, служивший в армейском гусарском полку в скучной провинции. Позже он встретился и вступил в неравную борьбу с красивым, богатым и знатным сослуживцем. У нищего и незнатного Сильвио было только великое искусство меткой стрельбы из пистолета.

6 слайд

«Метель» Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады. Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Жизнь – царство случая. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню к новому, выстраданному счастью. В повести «Метель» пародируется романтическая баллада Жуковского. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов. Но всюду реальность побеждает романтическую книжную схему: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве.

7 слайд

«Гробовщик» Живой человек посвятил себя смерти, ему было легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Но все эти романтические ужасы стали обычным петербургским бытом. Настолько огрубела душа гробовщика, что она не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь героя. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни. В «Гробовщике» Пушкин еще раз вернулся к опере Моцарта «Дон Жуан». Адриан Прохоров тоже приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный званый пир у гробовщика связан с его мрачным ремеслом.

8 слайд

«Барышня-крестьянка» «Барышня-крестьянка» добро пародирует знаменитую трагедию «Ромео и Джульетта» . Два богатых русских барина, Муромский и Берестов, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем дети их,Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники. По всей житейской мудрости им следует пожениться. Но вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит от пугливости кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Ьарины помирились и решили все за молодых. Не нужно было всех этих переодеваний, тайных любовных встреч юного барина и мнимой крестьянки. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.

9 слайд

«Станционный смотритель» Вырин не примирился с потерей и отправился в город спасать дочь. Однако, ротмистр оказался честным человеком. Отец вернулся на свою станцию и постепенно спился от горя и тоски. Дочь так и не приехала его навестить. Только местные ребятишки вспоминали доброго пьяницу после похорон. Позже Дуня вернулась уже блистательной барыней. На кладбище она «долго лежала» на могиле отца. Это народный обычай последнего прощания. Станционный смотритель Самсон Вырин – заслуженный отставной солдат, добрый и простодушный. Он - маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить. Всех гостей встречала его дочь Дуня. Так вечно не могло продолжаться. Молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез девушку на тройке в Петербург.

10 слайд

Проблемы В "Выстреле" дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении: зачем была дана человеку жизнь? В "Метели" герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет. В "Гробовщике", кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.

11 слайд

В "Станционном смотрителе" Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня. В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным - и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному. В "Барышне- крестьянке" наконец побеждены все предрассудки - и личные, и социальные - это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин. Проблемы

А.С.Пушкин «По страницам
повести «Барышня – крестьянка»

Словарная работа

Де́нди - социально-культурный тип XIX века: мужчина,
подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и
поведения, изысканностью речи.
Русофил – человек, который имеет пристрастие ко всему
русскому.

Последняя пятая повесть из
цикла «Повестей покойного
Ивана Петровича Белкина»,
Начата 19 и закончена 20
сентября 1830 и издана
Александром Пушкиным в 1831
году.
Иван Петрович Белкин -
персонаж, вымышленный
Пушкиным
“Повести Белкина” являются
образцом реалистической
прозы XIX века.

Эпиграф

«Во всех ты, Душенька,
нарядах хороша…»
Автор взял в качестве эпиграфа цитату
из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька».
Смысл эпиграфа в том, что не платье
красит человека, что подлинная красота
– это красота Души, и она не зависит от
положения человека в обществе.

Прилучино (имение Муромских)
Первая встреча Лизы и Алексея
Тугилово (имение Берестовых)

Елизавета Муромская

Воспитывалась отцом - Григорием
Ивановичем Муромским
Семнадцать лет
Отец называл ее на английский
манер «Бетси»
Типичная уездная барышня, но
отличалась сообразительностью и
развитой смекалкой
Имя Лиза означает «божья
помощь»
Акулина – что в переводе значит
«орлица»

Алексей Берестов

Не получил благословления от Берестова - старшего
на военную службу
Бездельник, англоман и повеса
«Он был добрый и
пылкий малый и имел
сердце чистое»
Подчиняется только
девушке, в которую
влюблен, остальным
трудно справиться с его
желаниями

Берестов Иван Петрович

Подчёркнутый русофил, в
молодости своей служил в
гвардии
Был женат на бедной
дворянке, которая умерла в
родах
Выстроил дом по
собственному плану, завёл у
себя суконную фабрику
Почитает себя умнейшим человеком во всем
околотке
Он не читает ничего, кроме газеты "Сенатские
ведомости»

Муромский Григорий Иванович

Настоящий русский барин,
транжира и проказник
Англофил по современной
моде
Давно лишившийся жены,
он потакает дочери во всём и
души в ней не чает
Беспечный,
легкомысленный человек
Он постоянно входит в
новые долги. Его хозяйство
не приносит доход

Отношение публики к повести

Публикой и журналами
«Повести» были приняты
довольно холодно.
«Некоторые критики считали
повесть недостойной
пушкинского таланта, осуждали
ее несерьезность».
(В.Г.Белинский)
Сам же автор говорил:
«Точность и краткость – вот
первые достоинства прозы»
Были и те, кто оценил повести
по достоинству.
(В.Кюхельбекер, П.А.Плетнев,
Баратынский, П.А.Катенин)

"Барышня-крестьянка"
представляет собой
опровержение трагедии на
«Ромео и Джульетта»
Многие видели схожесть этой
повести с «Бедной Лизой»
Карамзина

Композиция

Завязка - принятие Лизой
решения под видом
крестьянской девушки
познакомиться с Алексеем и
начало осуществления этого
плана
Кульминация - сцена приезда
Алексея в дом Муромского,
«дабы откровенно с ним
объясниться», встреча с Лизой и
узнавание в ней любимой
Акулины
Развязка - родительское
благословение и дальнейшая
счастливая судьба молодых

Идея повести
Счастье человека в
простом народном его
понимании
Отрицать
предрассудки, иметь
добрый взгляд на жизнь и
человека, а главное,
показать нам, на что
способна настоящая,
искренняя любовь-
основная идеяДавняя вражда
соседей
Приезд Алексея
Берестова в своё
имение
Авантюрный план
Лизы Муромцевой
Первая встреча
«Акулины» и
Алексея.
Встречи в роще.
Примирение давних
врагов, помещиков
Муромцева и Берестова
Неудачное знакомство
Алексея и Лизы.
Лиза и Акулина - одно
лицо

Как вы думаете, в чем главная идея повести?

Главной темой повести является тема любви и ее
безграничности. Ради любви человек готов без
сомнений преодолеть все предрассудки. Основная
идея - показать нам, на что способна настоящая,
искренняя любовь.
Авторская позиция видна также и в эпиграфе,
предваряющем повесть. «Во всех ты, душенька,
нарядах хороша». Любят человека не за
положение в обществе, не за что-либо, а просто
так. Несмотря на то, что Акулина была
крестьянкой, Алексей предпочёл её, а не богатую
наследницу Лизу.

Викторина

1. Как вы поняли главную идею повести?
2. Зачем Алексей приехал в деревню к отцу?
3. Каково значение эпиграфа?
4. Почему Лиза переоделась крестьянкой и
представилась Акулиной, а не барышней Лизой?
5. Кто такая Настя и какова её роль в произведении?
6. Кратко расскажите про отца Лизы.
7. Как повела себя Лиза, узнав о том, что Алексей и
его отец придут к ним на обед?
8. Почему враждовали отцы Лизы и Алексея?
9. Каким образом они помирились?
10. Чем заканчивается произведение?

Cлайд 1

Портрет в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Рамазанова Ляззат Каппаровна Учитель русского языка и литературы школы-гимназии №95 г.Караганды Казахстан

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: научиться видеть роль портрета в раскрытии образов главных героев ЗАДАЧИ: развивать навыки работы с текстом; умение составлять по опорным словам портрет персонажа; развивать исследовательскую, коммуникативную культуру учащихся; Содействовать воспитанию культуры поведения, уважения к чужому мнению.

Cлайд 3

ПРОБЛЕМА: Можно ли через внешний портрет героя увидеть его внутренний мир? ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Совершенствуют навыки работы с текстом; научатся составлять портретные характеристики героев,

Cлайд 4

Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина» – это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С.Пушкин

Cлайд 5

Блицопрос Кто получал «2 тысячи рублей и умирал от скуки в варварской России»? Кто из героев был «…добрый пылкий малый и имел сердце чистое…» Какого цвета был сарафан Акулины? Каково назначение в повести дупла старого дуба? Что носил Алексей Берестов? Во что была обута Акулина? Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов? На какую службу намеревался вступить Алексей? О ком это «…она была постарше, но столь же ветрена…»?

Cлайд 6

Портре т (фр. portrait, от старофранцузск. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту»; устаревшее парсуна - от лат. persona - «личность; особа»)

Cлайд 7

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 8

Портрет- или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе средствами: средствами: , графики, фотографии, а также в литературе. Портрет в литературе - одно из средств характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, жестов и.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Внутренний мир героя Лиза Балованное дитя Чопорная англичанка Шалунья Смуглая красавица Высокомерная Жизнерадостная Молодая проказница Артистичная Прелесть Юная жеманница Доверчивая Молодая

Cлайд 12

Вопросы: 1)Какие портреты получили предпочтение автора и почему? 2) Меняется сам характер Лизы или только её роли?

Cлайд 13

Распределите эпитеты соответствующие герою Алексей Добрый малый Бескорыстный Высокомерный Удивительно хорош Чёрствый Благородный Верный Англоман Образованный Сердце чистое

Тема урока: Повесть покойного Ивана Петровича Белкина "Барышня-крестьянка". Анализ произведения
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
2. Формировать умение анализа художественного текста.
3. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.
Методические приемы : сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей
Задачи урока:
* Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
* Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
* Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Эпиграф к уроку:
"Повести Белкина" - это драгоценный памятник
благородного образа мыслей и трогательного дружества.
А.С. Пушкин.

Я рада приветствовать Вас на уроке, давайте подарим друг другу улыбку и начнем наше увлекательное путешествие в мир повести "Барышня-крестьянка". Дома вы прочитали повесть, начиная читать вы,наверное, обратили внимание на необычный заголовок и эпиграф.
- Каково лексическое значение слов?Барышня...., крестьянка...(листочки на доске)
Совмещая эти противоположные понятия,автор интригует читателя
- как называется такой прием в литературе (антитеза)- листочек на доске.
Далее рассмотреть смысл эпиграфа.(нравственная характеристика героини).
Можно ли сказать, что в эпиграфе раскрывается авторская идея? (Да. Любят человека, а не его положение в обществе. Человека любят за душевные качества. Эпиграф совпадает с авторской идеей, авторская идея: ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ)
Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?
Вывод: наша задача познакомиться с героями и их жизнью.
- Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских). Тугилово и Прилучино.
- Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
- Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?
(Работа с текстом.)
- Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?
- Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.
- Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)
- Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?
(Любят человека, а не его положение в обществе.)
- Изменяются ли характеры героев?
!!! Можно ли разделить героев в повести по поколениям?
Работа с текстом (характеристика героев)-см таблицу.
Младшее поколение
Алексей Берестов Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).
1. Характеристика персонажа, портрет:
«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума. 1.Характеристика персонажа, портрет:
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».
-Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?
Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.
- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.
Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.
«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».
Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.
I. Работа в группах
Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.
Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».
Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.
Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.
Работа с текстом.
-Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок. (Заря сияла на востоке...)
-Какие художественные средства использовал автор в описании.
Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Шишкина.
- Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
VI. Итоговое слово учителя.
- Почему повесть называется "Барышня - крестьянка"?
- Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья, праздника).
- Это было нормой жизни в ту эпоху?
- Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.
VII. Рефлексия.
- Кто вам больше всех понравился в повести?
- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?
ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО, ЧТО ВАС ТАК ЗАИНТЕРЕСОВАЛО ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ПРОЧИТАТЬ И ДРУГИЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Достоевский сказал: Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.
Я хочу сказать вам «спасибо» за то, что вы помогли приоткрыть ещё одну тайну произведений Александра Сергеевича.
VIII. Домашнее задание (вариативное)
1. Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Берестова и Муромского.
Творческое задание:
1. Иллюстрация понравившегося эпизода (1 группа «Художники)
2. Инсценировка понравившейся сцены из повести (2 группа «Театралы»)
3. Отзыв по произведению «Мое впечатление от повести» (3 группа «Литераторы»)

Презентация на тему: Повесть покойного Ивана Петровича Белкина "Барышня-крестьянка"

Повесть покойного Ивана Петровича Белкина

«Барышня- крестьянка»

Анализ произведения


"Повести Белкина" - это драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества. А.С. Пушкин.


Барышня - девушка из барской семьи или вообще из интеллигентной среды (толковый словарь С.И. Ожегова)


Крестьянка - сельский обыватель, принадлежщий к низшему податному сословию (толковый словарь В.И. Даля)


Антите́за (от др.-греч. «противопоставление») - риторическое противопоставление, заключающееся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.


Во всех ты, Душенька, нарядах хороша .



Характеристика Алексея Берестова и Лизы

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина

  • 1 .Характеристика персонажа, портрет :
  • «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
  • Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
  • «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

  • «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
  • «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

  • Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.
  • «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.





Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Ф.М. Достоевский


Домашнее задание

  • Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Берестова и Муромского.

Творческое задание:

1. Иллюстрация понравившегося эпизода (1 группа «Художники)

2. Инсценировка понравившейся сцены из повести (2 группа «Театралы»)

3. Отзыв по произведению «Мое впечатление от повести» (3 группа «Литераторы»)